Общие принципы участия государства, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы участия государства,



Автономной Республики Крым, территориальных громад в гражданских отношениях

Как указано в части 2 ст. 2 ГК Украины, участниками граж­данских отношений могут быть как субъекты частного, так и субъекты публичного права.

К субъектам публичного права, в частности, относятся госу­дарство Украина, Автономная Республика Крым, территориаль­ные громады, иностранные государства и прочие социально-пуб­личные образования.

Поскольку государство и прочие социально-публичные обра­зования являются сложными организациями, выполняющими различные функции (как в области публичного, так и в области частного права), а государство вдобавок является носителем по­литической власти и суверенитета, то в гражданском праве Ук­раины они традиционно не признаются юридическими лицами, а квалифицируются как особый вид субъектов гражданского права.

В связи с этим, следует вспомнить, что в правовых системах некоторых стран государство, территориальные громады, другие социально-публичные образования признаются юридическими лицами публичного права и относятся к так называемым осо­бым субъектам. Некоторые отголоски такого решения наблюда­ются и в национальном украинском гражданском законодатель­стве. Например, ст. 3 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» предусматривает, что Украина в лице ее органов, местные органы власти и управления в лице созданных ими внеш­неэкономических организаций, принимающих участие во внеш­неэкономической деятельности, а также другие государства, при­нимающие участие в хозяйственной деятельности на территории Украины, действуют как юридические лица. Аналогичный под­ход предлагался в некоторых «промежуточных» проектах Граж­данского кодекса Украины, но преобладали все-таки традицион­ные взгляды.

Как и все субъекты гражданского права, государство и прочие социально-публичные образования имеют гражданскую правосубъ­ектность, охватывающую их гражданскую правоспособность и граж­данскую дееспособность. Вместе с тем, правосубъектность субъек­тов публичного права нередко имеет проявления, не присущие пра­воспособности физических и юридических лиц. Например, государство может наследовать имущество на основании завеща­ния. Таким образом, оно как бы имеет тестаментоспособность. Вместе с тем, государство не может передавать свое имущество по наследству ни прямо, ни опосредствованно, то есть не выступает как полноценный участник наследственных правоотношений.

Особенности гражданской правоспособности государства свя­заны с тем, что оно является также главным субъектом публич­ного права, носителем публичной власти. Оно само регулирует различные, в том числе и гражданские, отношения, устанавливая общеобязательные правила поведения субъектов и порядок рас­смотрения споров с их участием. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, принимая участие в гражданских отноше­ниях, государство должно соблюдать им же установленные пра­вила. Оно не имеет права использовать свои властные полномо­чия для произвольного изменения гражданско-правовых норм в своих интересах или навязывать свою волю контрагентам в кон­кретных гражданских отношениях.

В соответствии со ст. 5 Конституции Украины, носителем суве­ренитета и единым источником власти в Украине является народ, осуществляющий власть непосредственно и через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления. Таким обра­зом, Верховная Рада Украины, принимая этот нормативно-право­вой акт, определяет существование ряда органов государственной власти и органов местного самоуправления, уже наделяя их соответствующей правосубъектностью, которая в гражданских право­отношениях определяется как правосубъектность юридического лица публичного права.

Как субъекты гражданского права, государство и прочие со­циально-публичные образования имеют такой же правовой ста­тус, как и другие участники гражданских правоотношений, и так же отвечают за нарушение или невыполнение своих обязательств, как и другие субъекты гражданского права. То есть они действу­ют в гражданских отношениях на равных правах с другими участ­никами этих отношений (ст.ст. 167-169 ГК Украины).

Гражданская правосубъектность государства и иных социаль­но-публичных образований обусловлена наличием у них соответствующих свойств, обеспечивающих реализацию гражданской правосубъектности. В частности, государство имеет свое обособ­ленное имущество, состоящее из той части государственного иму­щества, которое не закреплено за отдельными юридическими ли­цами публичного права. Прежде всего, это имущество государ­ственной казны, которая входит в состав государственного бюджета. Имущество казны является материальной базой само­стоятельного участия государства в гражданских правоотноше­ниях. Кроме того, государство самостоятельно выступает в граж­данском обороте через свои органы. Причем, эти органы или во­обще не имеют прав юридического лица, или, будучи таковыми, в данных правоотношениях не пользуются правами юридического лица. Действия этих органов считаются действиями самого госу­дарства. Например, таким образом государство действует через Кабинет Министров Украины. Бюджетными средствами распоря­жаются финансовые органы, поэтому именно они чаще всего вы­ступают как органы, уполномоченные для участия в гражданских правоотношениях от имени государства, в частности, при выпуске государственных займов, предоставлении кредитов и т.п. Госу­дарство принимает участие в гражданских правоотношениях не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все они независимы один от другого и выступают как самостоя­тельные участники гражданско-правовых отношений. В граж­данско-правовых отношениях как «государство» принимают уча­стие две категории субъектов: государство Украина, Автономная Республика Крым. Что касается территориальных громад, то в гражданских отношениях они выступают не от имени госу­дарства, а как объединения граждан по месту проживания, являющихся социальными образованиями публично-правового ха­рактера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.005 с.)