Повышение уровня владения профессиональными умениями и навыками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение уровня владения профессиональными умениями и навыками.



1.1. Объективные показатели.

1.1.1. Объективные показатели на основе данных тестирования.

 

Определение эффективности тренинговых процедур на основе данных тестирования осуществляется в рамках экзаменационных процедур, предусмотренных программой тренинга.

Полный комплекс экзаменационных процедур, которые проходят участники акмеологического тренинга программно-целевой направленности по его завершению, при этом не ограничивается одними лишь тестовыми задачами и включает в себя следующие составные части:

а) представление реальных биографий;

б) саморефлексия продуктивности тренинга;

в) обратная связь о программе и технологии тренинга, рекомендации участников по их совершенствованию;

г) анализ участия в тренинговом групповом процессе и индивидуальной работе со стороны других членов группы (пункты "б", "в" и "г" - в виде формализованного интервью);

д) анонимный социометрический опрос;

е) "подвод к риску" предложением проведения опроса открытым образом;

ж) обсуждение экологичности и гуманности этого этапа для выявления внутренних установок участников;

з) повторный опрос (в случае принятия решения о его возможности);

и) экзаменационная проверка уровня освоения входящих в программу тренинга психотехнологий, проводящаяся в виде межгрупповых соревнований по ряду ситуационных игр, включающих в себя экзаменационные задания в виде письменных работ и устных выступлений.

 

 

Для анализа эффективности проведенных тренинговых процедур, как процедур формирования отдельных навыков, в рамках самого тренинга нами было использовано три показателя: среднее количество использованных психотехнологий в письменных работах, среднее количество психотехнологий, использованных в устном выступлении, среднее количество психотехнологических ошибок в письменной работе. При этом, если первые два показателя могут быть использованы лишь для определения эффективности данного конкретного варианта реализации тренинговых процедур в сравнении с другими вариантами проведения акмеологического тренинга программно-целевой направленности по той же программе, но с задействованием несколько иного набора антропотехнических процедур, поскольку непосредственно они направлены на определение степени усвоения именно программы тренинга, на выявление у выпускников сформированности определенных умений и навыков, входивших в программу тренинга, степенью и правильностью использования данных прикладных психотехнологий при решении специальных тестовых задач. В то же время, показатель количества ошибок может быть также использован для выявления эффективности самого тренинга, поскольку в данном случае эффективные психотехнологии выступают не только как способы, но и как правила эффективной организации деятельности при решении профессиональных задач (т.е. не только как органон, но и как канон деятельности), нарушение которых приводит к абсолютному снижению продуктивности деятельности, т.е. безотносительно к программе тренинга.

При анализе экзаменационных письменных работ, тексты, составленные участниками, разделяются на смысловые элементы, к которым предъявляются требования технологической обоснованности и корректности. В противном случае, использование данного элемента считается ошибкой - вредным или спейсерным элементом в психотехнологическом составе деятельности. Результаты выполнения тестовых заданий показали, что количество психотехнологических ошибок в письменных работах (при проведении тренинга по достаточно полной программе) снижается с 45-60% до 7-12%, т.е. практически до уровня, признаваемого экспертами в качестве допустимого с точки зрения современных требований к технологической культуре профессиональной деятельности управления (в среднем 10-11%).

Два других показателя используются, главным образом, для выявления факторов эффективности тренинга, т.е. тех методик, которые вносят наиболее решающий вклад в усвоение программы и, следовательно, в продуктивность всего тренинга. Так, в силу ряда организационных причин наряду с большим количеством тренингов, проведенных по полной программе (включая занятия по восточной гимнастике, тренинг самогипноза, применение методов трансовой суггестии, полное погружение в тренинговую среду, 5-6 учебных групп) (А), мы имели опыт проведения нескольких тренингов, в которых не удалось применить какой-либо методический или технологический прием. Опыт проведения таких тренингов оказался полезным для выявления вклада отсутствующего элемента тренинга на эффективность всего тренинга по перечисленным трем показателям (см. рис. 1, 2). В результате, мы смогли про­вести сравнение эффективности тренинга проведенного по полной программе с эффективностью преподавания такого же по содержанию курса только в виде лекций (Б), с малой интенсивностью (менее 10 часов в сутки) занятий (В), без проведения занятий по восточным системам самосовершенствования (Г), без тренинга самогипноза (Д), без применения трансовой суггестии в период обучения (Е), с неполным погружением в тренинговую среду (Ж), с малым количеством участвующих групп (2 группы) (З), и большим количеством участвующих групп (12 групп) (И).

 

Рис. 1. Сравнительный анализ количества использованных психотехнологий в экзаменационных письменных работах и устных выступлениях при разных условиях проведения тренинга.

Рис. 2. Сравнительный анализ количества психотехнологических ошибок в экзаменационных письменных работах при разных условиях проведения тренинга.

 

Проведенный анализ данных результатов с применением критерия Стьюдента показал статистически значимое положительное влияние на эффективность тренинга по предложенным показателям таких условий как высокая интенсивность занятий, трансовая суггестия, полное погружение в тренинговый режим, соревновательность (5-6 учебных групп). Показано значительное отличие результатов обучения по одной и той же программе в виде лекционного курса и акмеологического тренинга в пользу последнего. Частичное влияние на уровень имплицитного освоения психотехнологий оказывает включение в программу тренинга занятий по восточным системам самосовершенствования и освоения техник самогипноза. Следует, однако, отметить, что отмеченное невысокое влияние этих методик на результативность всего тренинга, не умаляет самостоятельной значимости их освоения участниками.

Существуют также все основания полагать, что опыт преподавателя, наличие у него профессиональных знаний и умений положительно влияет на эффективность акмеологического тренинга как средства повышения продуктивности профессиональной деятельности кадров управления (см. рис.3).

 

Рис. 3. Сравнительный анализ оценок владения прикладными психотехнологиями в группах опытных и дебютирующих преподавателей после проведения тренинга.

 

В данном случае проводилось сравнение оценок уровня освоения психотехнологий в группах инструкторов с опытом проведения 3-4 подобных семинаров тренингов и преподавателей, впервые участвующих в работе тренингов в качестве инструкторов.

По результатам игр, проведенных на завершающем этапе тренинга ("Посадка на Луне", "Затерянные в пустыне", "Проект"), выявлено также повышение показателя эмерджентности групповой работы с +1.4% в начале тренинга до +40.2% в его конце, что свидетельствует о появлении навыков группового принятия решений и системы взаимоотношений, способствующей эффективной групповой деятельности. Стоит отметить, что наилучший результат (+66%) был достигнут в группе, занимавшейся под руководством опытного инструктора.

 

1.1.2. Объективные показатели на основе экспертной оценки.

 

Объективным показателем эффективности проведенного акмеологи­ческого тренинга является использование изученных прикладных психотехнологий в реальной профессиональной деятельности при решении возникающих задач. Данная характеристика демонстрирует эффективность тренинга не только с точки зрения обучения участников определенным технологиям деятельности, но и с точки зрения внедрения этих технологий в реально осуществляемую профессиональную деятельность, через преодоление ранее существовавших установок, возникновение новых и согласование со всем наличным технологическим потенциалом деятельности.

Для измерения этой характеристики мы проводили повторное исследование экспертами уровня развитости конкретных умений профессионалов, при этом уделялось внимание как наличию определенных умений у профессионала вообще (при помощи оценки результатов решений тестовых задач), так и использованию ими данных умений в своей повседневной практической деятельности. Результаты этого исследования соотносились с результатами исследования, проведенного на этапе подготовки к проведению акмеологического тренинга в рамках реализации процедур программно-целевого комплекса. Результаты сравнительного анализа представлены на рис. 4.

 

 

Умения:

А - самопрограммирования и самоорганизации;

Б - памяти;

В - эмоционального контроля;

Г - соматического контроля;

Д - внушения и убеждения;

Е - мотивирования других людей;

Ж - самогипноза;

З - изменения личностных черт и качеств;

И - изменения стереотипов поведения;

К - эффективной коммуникации;

Л - психообработки текстов;

М - передачи точной управленческой информации;

Н - создания имиджа;

О - обучения и воспитания.

 

Рис. 4. Сравнительный анализ требований профессиограммы (1), уровня владения конкретными умениями до (2) и после (3) проведения тренинга (экспертная оценка).

 

Как видно из данной диаграммы, по многим измеряемым показателям (9 из 14) необходимый уровень владения профессиональными умениями в соответствии с современными требованиями был достигнут. По остальным показателям также был отмечен существенный прогресс. Наращивание уровня способностей произошло за счет внедрения в деятельность эффективных психотехнологий.

 

В ходе разработки и проведения акмеологического тренинга программно-целевой направленности наряду с тренингами, в рамках которых был реализован весь разработанный комплекс процедур и методик, были также проведены тренинги, в программу которых по тем или иным организационным причинам не вошли различного рода методические составляющие тренинга, в результате чего фактически были проведены как курсы традиционного лекционного обучения по программе тренинга, тренинги эффективной работы с информацией так и СПТ в его обычном варианте, не включающий в себя реализацию процедур программно-целевого цикла, методические комплексы обучения с эксплицитным описанием и пошаговым освоением психотехнологий, трансовой суггестии и не имеющие в своей программе психотерапевтических технологий. В результате чего мы получили возможность сравнить эффективность акмеологического тренинга программно-целевой направленности по критерию повышения уровня владения различными группами профессиональных умений с традиционны лекционным курсом и социально-психологическим тренингом.

Результаты сравнительной оценки включают в себя:

1. Экспертную оценку уровня владения конкретными профессиональными умениями будущими участниками тренинга, интегрированную по группам умений.

2. Экспертную оценку уровня владения конкретными умениями групп профессионалов, прошедших тренинг, интегрированную по группам умений.

3. Экспертную оценку необходимого уровня владения конкретными умениями, интегрированную по группам умений, для профессионалов, решающих определенный комплекс задач (профессиограмма).

 

Результаты данного сравнительного исследования представлены в следующих диаграммах (см. рис. 5).

 

 

 

 

 

Рис. 5. Сравнительный анализ требований профессиограммы, уровня владения группами профессиональных умений до и после проведения тренинга (экспертная оценка) по полной программе(А), в виде лекционного курса (Б), тренинга ЭРсИ(В) и СПТ (Г).

 

Как видно из данных диаграмм, конкретный вид применяемой антропотехники оказывает более, нежели существенное, влияние на динамику развития групп умений профессионалов. При одном и том же тематическом содержании лекционный курс способствует развитию лишь гностических и конструктивных умений слушателей, социально-психологический тренинг - главным образом, мотивационных, коммуникативных и гностических умений. При этом акмеологический тренинг программно-целевой направленности, изначально направленный на совершенствование и коррекцию профессионального мастерства как целого, за счет реализации своей комплексной антропотехники, позволяет участникам повысить уровень владения всеми основными группами профессиональных умений, причем практически по всем из них - достичь или даже превзойти требования профессиограммы.

 

1.2. Субъективные показатели.

 

Субъективные показатели повышения уровня владения профессиональными умениями и навыками складываются из оценок участниками своего уровня владения продуктивными технологиями деятельности, степени необходимости таковых технологий, приобретенных в ходе тренинга, для своей повседневной профессиональной деятельности, а также эффективности тренинга.

Проведенное по окончании тренинга формализованное интервью показало удовлетворенность участников результатами обучения, выявило желание продолжить подобное обучение. На основании результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что у значительной части участников изменилась ориентация по отношению к важности владения психотехнологиями и необходимости их освоения: до проведения тренинга оценки его участниками степени их потребности в знаниях и технологиях не отличались друг от друга (равно как и оценки уровней владения знаниями и психотехнологиями) (см. § 1 гл. 4, рис. 1, 2). После проведения тренинга степень необходимости психотехнологий оценивается его участниками выше степени необходимости знаний. Отмечено значительное изменение оценки участниками необходимости знаний и технологий, произошедшее в процессе проведения тренинга, а также значительное увеличение количества участников, высоко оценивающих развитость своих умений, т.е. владение психотехнологиями (см. рис. 6).

 

1. - Оценка уровня развития умений до проведения тренинга.

2. - Оценка уровня развития умений после проведения тренинга.

 

Рис. 6. Сравнительный анализ оценок уровня развития умений до и после проведения тренинга.


2. Совершенствование стиля профессиональной деятельности, увеличение количества "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности.

 

Нами также было проведено повторное исследование по построению группового акме-пространства профессиональной деятельности управления после участия членов группы в акмеологическом тренинге программно-целевой направленности. Исследование было проведено с использованием тех же методических средств, что было необходимо для обеспечения сравнимости результатов. Гипотезой настоящего исследования было предположение о том, что одним из эффектов тренинга является изменение конфигурации субъектного акме-пространства профессиональной деятельности. Главным образом, нас интересовала выявленная нами на предыдущем этапе отрицательная корреляция между двумя группами умений (условно коммуникативными и организаторскими)(см. рис 7.), получившая интерпретацию как проявление технологической несовместимости между этими умениями профессионалов.

 

Рис. 7. Внутрифактораня корреляция по первому фактору до проведения тренинга (элементы со значениями не менее 0.5).

Цифрами обозначены профессиональные умения, выделенные самими респондентами (элементы опроса):

 

Первая группа:

14. мотивировать других;

16. педагогические/воспитательн.;

 5. ораторские;

 6. спорить;

 2. выражать мысли;

17. формировать имидж;

 3. разбираться в людях;

26. формировать команду;

 1. воспринимать мнение;

11. решать задачи.

Вторая группа:

25. отдыхать;

21. распределять силы;

13. изменять свое поведение;

15. самомотивироваться;

23. контролировать себя в э/с;

24. получать удовольств. от раб.

 4. владеть собой.

 

Причины данной технологической несовместимости (или малосовместимости) могли, по нашему мнению, заключаться в следующем: в жесткой определенности смысловой сферы личности (как основания "вертикального" единства деятельности) профессионалов и соответствующей организации эмоциональной сферы личности, задающей консервативность профессиональной деятельности и блокирующей проявление в ней того или иного комплекса умений; в технологической противоречивости самих умений, предполагающих одновременное совершение малосовместимых действий; в особенностях тех отношений, которые сложились в трудовых коллективах и не позволяли организовывать их работу на соответствующем уровне продуктивности.

Мы полагали далее, что обогащение арсенала умений участников семинара психотехнологиями, направленными на изменение личностной мотивации и управление своим эмоциональным состоянием, на организацию межличностной и деловой коммуникации позволит выпускникам яснее определять для себя цели деятельности мотивировать себя на их достижение, свободнее обращаться ко всему имеющемуся у них арсеналу умений, активнее использовать коммуникативные технологии в своей повседневной деятельности для организации межличностных отношений на производстве, сообразующихся с целями их профессиональной деятельности. В то же время реализация в ходе тренинга как единой антропотехнической системы тим-билдинговых процедур, а также условий для возникновения глубокого межличностного контакта между участниками, а также самой экзаменационной процедуры, переводящей осваиваемые действия в условия реальной жизни людей - позволяли нам надеяться на то, что выработанные в ходе тренинга коммуникативные навыки будут включены в реальную профессиональную деятельность управленцев и адаптированы ими к ее условиям.

На языке субъектной модели профессиональной деятельности это означало бы такое изменение стиля деятельности профессионалов-управленцев, при котором наблюдалось бы существенное уменьшение отрицательной корреляции как между этими двумя группами умений, так и в целом по набору элементов, т.е. не появлялось бы новых отрицательных связок между различными комплексами психотехнологий. Это означало бы, что нам удалось развязать два связанных ранее фактора и таким образом предоставить профессионалу большую свободу выбора между имеющимися у него технологиями осуществления профессиональной деятельности.

Ниже мы приводим основные результаты данного исследования.

Таблица главных компонент (см. Табл. 1.), полученная тем же способом, т.е. отбрасыванием всех компонент с дисперсией меньше 2, дает нам в данном случае шесть главных компонент, что говорит об увеличении размерности акме-пространства с 4-х до 6-ти мерного.

ТАБЛИЦА 1.

Главные компоненты

(после проведения тренинга)

 

Номер компоненты Вес фактора % объясняемой дисперсии % накопленной дисперсии
1. 5.2451 17.484 17.484
2. 4.9826 16.609 34.092
3. 3.5784 11.928 46.020
4. 3.1021 10.340 56.361
5. 2.4765 8.255 64.616
6. 2.1233 7.078 71.693

 

Для сравнения мы приводим аналогичные результаты первого исследования (до проведения тренинга) в Табл. 2.

 

ТАБЛИЦА 2.

Главные компоненты

(до проведения тренинга)

 

Номер компоненты Вес фактора % объясняемой дисперсии % накопленной дисперсии
1. 9.5625 31.875 31.875
2. 5.2431 17.477 49.352
3. 3.9063 13.021 62.373
4. 3.3870 11.290 73.663

 

Таблица проекций векторов действий на факторные оси (см. Табл. 3.) показывает, что, во-первых, а основном сохранилось разделение элементов на группы главных компонент, что говорит об устойчивости их связей. Во-вторых, мы можем отметить, что вторая группа элементов потеряла отрицательную корреляцию с первой, превратившись при этом в самостоятельный фактор, элементы которого не имеют значимых проекций на ось первого фактора. Кроме того, в целом сократилось количество отрицательных корреляций по всей таблице, что выражается также в выделении еще одного фактора как независимой оси, дополнительного измерения акме-пространства.

 

ТАБЛИЦА 3.

 

Главные компоненты (ранжированные)

 

Суммарный вес 6.2451 5.9826 4.5784 4.1021 3.4765 3.1233
педагогич/воспитат .957 .562       -.513
ораторские .873          
мотивиров.других .821 .541       .573
спорить .721          
выражать мысли .711   -.523      
формиров.имидж .694          
разбираться в людях .688          
формировать команду .652 .552       .504
воспринимать мнение .623          
сопереживать .521 .501 .694     -.568
распределять силы   .890        
отдыхать   .834 .532      
самомотивироваться   .790        
получ удовол от раб   .629 .526      
владеть собой   .610        
контроли себя в э/с   .537 -.540     .-564
изменять свое повед   .521        
работать с информ     .879 .534    
готовить документы     .796   .-541  
планировть время     .741 .758    
обращаться с техник     .702      
планировать работу       .984 .520  
ставить выполн цели       .842 .651 .542
решать задачи       .713    
анализировать риск -.532   -.529   .898  
анализиров ошибки         .849  
наход подход к люд -.521         .861
выделять главное           .719
работать в группе           .694
орган работу других           .677

 

 

Кластер - анализ по главным компонентам

(центральный момент)

 

Коммуникативные---------------------|
                          0.369|
Мотивационные--------------|   |--------|
                 0.205|   |   |
Проектировочные--------| |--------|   |
             0.196|---|       1.000|----
Гностические-----------|                |
                                        |
Конструктивные-----|                    |
         0.154|-------------------------|
Организаторские----|

 

Полученные данные, таким образом, свидетельствуют о том, что в результате тренинга совершенствуются не только отдельные профессиональные умения, за счет включения в них эффективных психотехнологий, и комплексы умений, но претерпевают измерения и характеристики целостности всей профессиональной деятельности. На основе полученных данных мы можем утверждать, что реализация комплекса тренинговых процедур имеет эффект совершенствования отношения профессионалов к арсеналу их собственных умений, способствует снятию таких образований в структуре субъекта профессиональной деятельности, которые блокируют внедрение в реальную деятельность различного рода освоенных умений, приводит к преобразованию конфигурации акме-пространства профессиональной деятельности, снимает отрицательные (блокирующие) связи между различными группами умений и к увеличению размерности акме-пространства, т.е. к образованию новых степеней свободы действующего субъекта.

Так, в данном случае можно говорить о преобразовании 4-мерной профессиональной деятельности в 6-мерную, о предоставлении профессиональным кадрам управления новых субъектных степеней свободы в выборе и реализации различных методов решения профессиональных задач.

Данный результат мог быть достигнут лишь благодаря изначальной ориентации акмеологического тренинга программно-целевой направленности как комплексного акмеологического проекта на воссоздание и развитие профессиональной деятельности как целостного феномена, в чем и состоит существенное отличие данного комплекса от аналогичных ему тренинговых систем совершенствования профессионального мастерства.

3. Совершенствование смысловой сферы личности профессионала, его "я-концепции"

Более 63% участников отмечают переоценку актуальности внутренних и внешних проблем, а 24% участников считают имевшиеся до семинара психологические проблемы решенными в его ходе.

Интересный документ, с точки зрения определения эффективности тренинга по данному критерию, представляет собой книга отзывов фирмы "Имидж-Контакт", проводящей акмеологические тренинги. Многочисленные участники тренингов, оставляя в ней свои записи, в первую очередь отмечают даже не ценность тренинга с точки зрения овладения новыми эффективными профессиональными психотехнологиями, но оказанную им помощь в решении личностных проблем, имеющих для слушателей первостепенное значение, а также возникновение в коллективе, благодаря тренингу, новой атмосферы, характеризующейся глубиной межличностного общения и эффективностью взаимоотношений между его членами с точки зрения достижения всем коллективом стоящих перед ним целей профессиональной деятельности.

Со всеми, принимавшими участие в тренингах, поддерживается постоян­ная связь, позволяющая прослеживать эффективность тренинговых процедур с точки зрения совершенствования "я-концепций" профессионалов, оказания им помощи в решении личностных проблем и коррекции личностных качеств.

Среди факторов, оказывающих значительное влияние на уровень эффективности тренинга по данному критерию мы можем указать на наличие в методическом арсенале тренинга методического комплекса психотерапии и методик, обеспечивающих заторможенность сознания участников тренинга (трансовая суггестия). Основанием для данного вывода мы считаем то обстоятельство, что системы совершенствования профессионального мастерства, уделяющие внимание становлению личности профессионала и организации межличностного взаимодействия в профессиональной группе, но, ввиду особости своих задач, отказывающиеся от реализации психотерпевтических процедур и не прибегающие к погружению участников в особое состояние сознания, не достигают, как правило, эффекта "личностного роста" участников. Так Г.И.Марасанов, описывая работу акмеолога, консультирующего развивающиеся организации и избегающего в рамках выполнения своей задачи обращение к психотерапевтическим методам, отмечает: "...Уровень групповой психологической работы, где участники испытывают потребность и даже отваживаются на попытки разрешения личностных проблем с помощью группы, в организационном консультировании крайне редок и практически не встречается. Этот уровень можно было бы назвать уровнем роста личности..."[180][1]. При этом в рамках экзаменационной процедуры акмеологического тренинга, на этапе раскрытия игровых имен и представления подлинных биографий, мы, как правило, наблюдаем то явление, которое автор, называет "ростом личности" как этапом групповой работы акмеолога.

 

При разработке программы и технологии тренинга была выявлена потребность в коренной адаптации имеющихся зарубежных техник и приемов, методических и дидактических подходов с ориентацией на специфику деятельности участников тренинга, их социокультурный базис, национальные социально-психологические особенности, с учетом результатов входного тестирования, целей, задач и условий проведения тренинга на основании принципов программно-целевого подхода.

Практика проведения тренингов показала важность анализа психологических и профессионально-биографических параметров участников, постоянного мониторинга промежуточных результатов, анализа оценок ситуации преподава­телями-инструкторами, соответствующей адаптации лекционного курса и стиля поведения преподавателя под профессиональные и личностные проблемы слушателей, повышенного внимания к этическим аспектам применения психотехнологий манипулятивного типа.


 

Заключение

Реализованный в рамках настоящего исследования комплексный акмеологический проект тренинга программно-целевой направленности демонстрирует эффективность применения акмеологической методологии для исследования профессиональной деятельности, являющейся объектом многих научных дисциплин. Характерной особенностью акмеологического подхода к профессиональной деятельности является выделение в качестве предмета профессионального мастерства с последующей разработкой этого понятия методом движения от абстрактного к конкретному в перспективе решения конкретных практических задач. Наличие данной перспективы как постоянного ориентира исследования обеспечивает более активное целенаправленное отношение к теоретическому потенциалу акмеологии, осуществляемое таким образом, что на смену ориентации практических антропотехнических исследований на наличный теоретический потенциал той или иной области знания, зачастую характеризующейся большой степенью изолированности от смежных научных дисциплин и школ, приходит направленность на решение практических задач, требующая творческого переосмысления наличного теоретического потенциала смежных научных дисциплин и школ для создания теоретико-методологического базиса решения практических проблем путем анализа и разработки новых методических принципов и систем конкретных антропотехнических методик. На необходимость изменения сложившейся ситуации при которой общетеоретические положения рассматриваются как мерило адекватности используемых методик при одновременном игнорировании специфики решаемых задач неоднократно указывалось в литературе. Так, например, на необходимость "преодоления противоречия между теорией и практикой" в области психодиагностики указывает Ю.М.Забродин, описывая сложившуюся ситуацию следующим образом: "Использование получаемых данных в качестве конкретного основания для построения прогноза должно базироваться на общей модели личности: при этом прогноз должен "работать" на решение реальной практической задачи, содержание которой не всегда соответствует выбранным психологическим концепциям, а иногда и вообще не учитывается (в силу своей специфичности) ни теорией психодиагностики, ни положениями общей психологии" [181][1]. решение задачи преодоления этого противоречия становится возможным с обращением к акмеологической методологии и реализацией комплексных акмеологических проектов, каким и является разработанный в настоящем исследовании акмеологический тренинг программно-целевой направленности.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.277 с.)