Использование модальных семантических операторов возможности и долженствования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование модальных семантических операторов возможности и долженствования.



Мета-модель:

Мета-модельная расшифровка модальных операторов проводится для аналогового выяснения реальных результатов (позитивных или негативных) или причин (действия или недействия), что в значительной степени меняет субъективное состояние делающего и изменяет вероятность выполнения указанного действия. “Я не могу взяться за диссертацию! (А что мешает?) Нет чистой писчей бумаги...” (В корне меняется оценка опасности и причина недействия, связанная не с отсутствием необходимых данных, как могло быть сконструировано в аналоговом понимании слушателя, а всего лишь с техническими вопросами. Аналоговое осознание этого самим человеком приводит к формированию программы исключения причины). “Я должен зайти к этому человеку Х. (А что если не зайдешь?). Мне не принесут посмотреть ту видеокассету. (И что, если не принесут?). Действительно, возьму у соседей другую, у них тоже есть подобный фильм. А что, правда, я связался с Х?”.(Часто человек сам себя гипнотизирует словами “должен”, не доводя до аналогового понимания реальной опасности, при этом мозг не имея аналогового представления опасности переоценивает ее - возникает фрустрирующее субъективное ощущение безысходности).

Милтон-модель:

Формирование высказываний по принципу ИНТ с использованием модальных операторов “должен” и “можешь” без расшифровки причин и последствий. “Мы должны зайти к Х”. “Я не могу взяться за диссертацию”. Если при этом даже появляется необходимость расшифровки причин и последствий, то они предлагаются в милтон-модельной форме. “Должен, иначе будет плохо”. “Так надо”. “Так принято”. “Многое мешает сесть за диссертацию”. “Почему-то не могу”. “Это всегда со мной так”. Часто использование модального приема “должен” формирует измененное состояние личности и общества (как пример - результат воздействия на человека длительной военной службы), признаками которой являются безынициативность, конформизм, закомплексованность, подавленность, страх наказания и пр. “Должен” - модальность была признаком нашего общества в течение длительного периода времени. Модальный оператор “можешь” с предъявлением реальной “стоимости” выбора (при предоставлении возможности всех выборов) подразумевает свободную реализацию и формирует другое состояние индивидуального и общественного сознания. В значительной степени западный девиз “Have a choice” отражает такое состояние общества.

 

Моделирование качественной выраженности с помощью сравнительных степеней прилагательных.

Мета-модель:

Точное количественное указание различий, высказанных в качественной форме с предъявлением объекта сравнения. “Он работает лучше... (Кого именно и насколько?) Х, производя при том же качестве на 6 деталей в день больше”.

Милтон-модель:

Уверенное употребление качественных ИНТ - сравнений приводит к иллюзии качественного, коренного отличия объекта обсуждения от остальных. Реальная аналоговая оценка (в количественной форме) может разрушить эту иллюзию. Слушатель как бы абсолютизирует принципиальную разницу, далее считая различие качественным, хотя сам и не имеет для этого оснований. Прием часто используется в рекламе. Универсальное торговое предложение фирмы “BIC”, используя игру слов “big” (большой) и “BIC” (логотип фирмы) формирует именно такой имидж: “FEEL THE BIC DIFFERENCE” (“Почувствуете большое отличие”). Фраза понимается двояко: хотя речь идет об отличии ощущений до и после бритья станком этой фирмы, второй смысл этого универсального торгового предложения - почувствуете большое отличие нашей бритвы от бритв наших конкурентов.

 


Моделирование выбора.

Мета-модель:

Очень важным принципом мета-моделирования является наглядное предъявление партнеру по коммуникации всех представленных ему выборов в виде, позволяющем самостоятельную оценку каждого. При этом важно, чтобы была возможность оценить каждый из предоставленных вариантов как из диссоциированного состояния (как бы со стороны, глазами референтной группы, взглядом настоящего дня), так и в ассоциированном состоянии (как бы изнутри себя с позиций нахождения уже внутри данного выбора). Второй важный принцип - предоставление человеку всех без исключения выборов, которые он имеет в своем понимании.

Милтон-модель:

Существует несколько способов милтон-моделирования на основе предоставления выбора партнеру по коммуникации. Субъективное ощущение свободы выбора или протест против запрета одного из вариантов приводит в таких случаях к иллюзии самостоятельного верного решения.

А. ЛОЖНЫЙ ВЫБОР.

Партнеру предлагается выбор из двух или более вариантов, все из которых имеют целью вызвать необходимое Вам действие. Иллюзия свободы выбора затмевает партнеру возможность других, не предложенных Вами вариантов. Вы как бы заранее нацеливаете его на выполнение необходимого Вам действия, при этом ставите под выборную процедуру несущественные для Вас детали необходимого события. “Вы на трамвае сейчас поедете или на троллейбусе?” (То, что Вы предлагаете партнеру уйти, не ставится уже под сомнение - он занят обдумыванием того, как именно он это сделает). “Когда мы проведем собрание: сегодня утром или завтра после обеда?” (Необходимость проведения собрания выведена из-под сомнения - получатели информации заняты обсуждением времени). “Какую экономическую программу дальнейшего развития социализма мы будем принимать - предложенную комиссией Верховного Совета или группой тов. Ш.?” (Внимание перенесено на обсуждение конкретных программ, необходимость развития именно социализма спрятана в формулировке выбора).


Б. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ВИДИМЫХ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА.

Человек, знающий о существовании у него нескольких выборов, просматривает каждый из них в ассоциированном и в диссоциированном виде: это помогает адекватно взвесить варианты и принять верное решение. Если один из вариантов будет запрещен, то, с одной стороны, процесс рассмотрения этого варианта будет отличаться от других (человеку запрещается ставить себя в ассоциированное представление реализации этого выбора) и он уже может оцениваться нескорректированно с другими вариантами. Как говорят, “запрещенная возможность реализуется в извращенном виде”.

Человек, поставленный в условия запрета на один из видимых ему выборов, не понимая на аналоговом уровне причины запрета и возмущаясь самим фактом наложения ему запрета, добивается часто не самого варианта, а своего права иметь все выборы. Им самим это часто также не осознается, и добившись права, он продолжает самоутверждение реализацией этого выбора, не поставив перед собой задачу взвешивания значимостей всех выборов в ситуации полученной свободы выбора. Таким образом, запрет сам по себе программирует человека на выполнение именно этого действия, не говоря уже о том, что выделение варианта запретом само по себе обращает на этот вариант большее внимание и тем вызывает большую интенсивность и яркость представлений о нем.

В. ВСЕ ВЫБОРЫ.

В эриксонианском гипнозе часто используется еще один прием милтон-моделирования поведения личности. Если в терминах ИНТ предлагать постоянно человеку много выборов, охватывающих все возможные и невозможные варианты его поведения, то не имея возможности аналогово представить будущую программу действий, слушатель некоторое время оказывается в неком особом состоянии замешательства-заторможенности, из которого опытный гипнотизер уже без труда переводит того в транс. Типичный пример: “Вы можете войти в транс быстро или медленно, видя зрительные образы или нет, слыша звуки или нет, чувствуя расслабление или нет, постепенно или мгновенно, думая о своем состоянии или вспоминая какие-то свои решения в прошлом, или вообще ничего не вспоминая, или вообще ничего не видя, не слыша, не чувствуя, или вообще не войдете в транс...”.

Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Часто выборы представляются человеку в виде взаимоисключающих альтернатив, и отклонив один из приемлемых для него вариантов, партнер строит невыгодную субъекту воздействия аналоговую программу своих действий в другом случае. Например, сидящий перед гипнотизером пациент, осознавая, что он совсем еще не заснул, воспринимает это как начало самопрограммирования на бодрствование, получает уверенность в способности противостоять гипнозу, что может действительно привести в неуспеху сеанса. Использование приема связывания противоположностей с применением ИНТ дает возможность смешать выборы за счет отсутствия информации, позволяющей слушателю проверить абсурдность подобного смешения. “И чем дольше Вы не погружаетесь в состояние транса, тем глубже Вы позже в него войдете”.

Д. АНАЛОГОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ.

Для целей повышения эффективности аналогового конструирования переданной информации в необходимом направлении часто при передаче сообщения используется аналоговое выделение информации.

 

ЗНАНИЕ МИРА (ФРЕЙМЫ).

Моделирование труизмов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. Труизмами называются утверждения, полностью соответствующие действительности, т.е. представляющие в знаковой форме фреймы простейших представлений человека о мире.

Мета-модель:

Мета-моделирование труизмов заключается в однозначном конкретном представлении информации в ИВТ: у слушателя формируется правильное, однозначное аналоговое представление о мире. Таким образом, формируется интеллект и понимание мира человеком, что совпадает со способами непосредственного получения человеком аналоговой внешней информации. “Лампочка вкручивается в плафон по часовой стрелке.”


Милтон-модель:

Использование труизмов в словах ИНТ, обеспечивая возможность субъективного создания образов в предложенном труизмом направлении. Фактически, это программирует слушателя на указанное поведение (намекает о такой возможности) в виде, сконструированном самим объектом воздействия согласно его собственным представлениям о таком действии. Т.о. труизм как бы развивает аналоговые фантазии в нужном направлении и формирует идеомоторную программу будущего поведения. “Люди могут входить в транс”. “Все люди помнят состояние засыпания”.

 

1.2.2. Переформирование по смыслу или по контексту (рефрейминг).

Мета-модель:

Мета-моделирование по определению связано с однозначностью знаковой информации и аналогов, стоящих за этими знаками: фраза доводится до такой степени однозначности по смыслу и контексту, что может быть понята только адекватно обеими сторонами. В противном случае сохраняется возможность двусмысленности формулировки и неправильного аналогового конструирования слушателем. На принципе скрытой двусмысленности строятся шутки и анекдоты, в момент раскрытия этой двусмысленности каждый слушающий как бы самостоятельно, творчески, раскрывает двусмысленность (производит рефрейминг по смыслу или контексту), реализуемая при этом “творческая энергия” и изливается в виде смеха. Типичный пример: “Штирлиц подошел к окну. Из окна дуло. (Введен двойной смысл). Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло”. (Изменен контекст - в новом контексте понятно наличие второго смысла, - слушатель сам раскрывает второй смысл слова, опираясь на новый контекст. Этот акт творчества сопровождается эмоциональным подъемом в виде смеха или улыбки).

Милтон-модель:

Предложение высказывания заведомо двойного содержания для создания в аналоговой форме программы желаемого действия, в случае, если прямое предъявление этой программы невозможно: “Душевный подъем” (С одной стороны - хорошее настроение, с другой стороны, программирование в гипнотических целях на уменьшение субъективного ощущения тела). “Медленный подъем руки”. (С одной сторон, речь идет о форме руки, с другой стороны, программируется поднятие рук при вхождении в транс).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.018 с.)