Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Прикладные психотехнологии.

Поиск

 

В данном разделе параграфа мы приводим перечень эффективных психотехнологий, входящих в программу тренинга как на уровне эксплицитного описания, включенного в теоретический курс, так и на уровне навыков, формирование которых происходит в ходе практических занятий и на протяжении всего тренинга.

 

Для демонстрации вклада конкретной психотехнологии в достижение степени продуктивности целостной профессиональной деятельности мы сопровождаем описание каждой конкретной психотехнологии данными, характеризующими направление вектора соответствующего действия в 6-факторном пространстве профессиональной деятельности, имеющем оси, соответствующие шести технологическим составляющим профессиональной деятельности управления, выделенным нами в процессе кластерного анализа.

 

1. КОММУНИКАТИВНЫЙ------------+

                         |--+

2. ОРГАНИЗАТОРСКИЙ------------+ |

                            |----ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3. МОТИВИРОВОЧНЫЙ----------+ |

                      |--+ |

4. КОНСТРУКТИВНЫЙ----------+ | |

                         |--+

5. ГНОСТИЧЕСКИЙ------------+ |

                      |--+

6. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ---------+

 

Направление вектора конкретной психотехнологии мы будем обозначать через перечисление векторных пучков, на оси которых соответствующее данной психотехнологии действие дает положительную проекцию, что понимается как фиксирование вклада данной эффективной психотехнологии в развитие определенного комплекса умений субъекта профессиональной деятельности. Данная характеристика, таким образом, будет представлена шестизначным двоичным кодом, в котором единица означает наличие проекции действия на ось соответствующего векторного пучка, а ноль - ее отсутствие.

Так, например, психотехнология "Модальные операторы" имеет следующую характеристику направления вектора действия: "101011", это означает, что данная психотехнология вносит свой вклад в степень развитости коммуникативных, мотивировочных, гностических и проектировочных умений субъекта профессиональной деятельности управления (см. табл. 1.).

 

Таблица 1. Расшифровка характеристики направленности действия психотехнологии "Модальные операторы".

 

 

Комплексы умений

 
    ПТ

1.

Коммуни­кативный

2. Организа­торский 3. Мотиви­ровочный 4. Конструк­тивный 5. Гности­ческий

6.

Проекти­ровочный

"Модаль­ные опера­торы"

1

0 1 0 1

1

                 

 


I. Прикладные психотехнологии психолингвистической      компетентности [163] [1].

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Прежде чем приступать к рассмотрению языка коммуникации, направленной на изменение кого-либо или себя, следует обратить внимание, что в этом контексте очевидно одновременное присутствие двух противоположных языковых процессов, соответствующих двум противоположным коммуникационным задачам.

 

Коммуникационная задача 1. Точная знаковая передача информации, имеющей конкретное аналоговое наполнение для формирования у партнера(-ов) либо себя однозначной программы действий и однозначного аналогового образа результатов и цели.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1. Однозначно аналогово обозначенная информация называется информацией высокой точности (ИТВ).

 

Эта задача стоит, скажем, у составителей инструкции по пользованию сложным прибором, у руководителей при формировании приказа, у педагогов при объяснении задания для выполнения, у свидетелей происшествия, у путешественников при рассказе об увиденном, у ученых-естествоиспытателей при описании наблюдаемого явления, у психологов при описании поведения пациента и т.п. Для адекватной данной коммуникационной задаче передачи информации рассказчик должен подбирать слова-знаки, имеющие совершенно определенное и однозначное аналоговое значение. Это обеспечит адекватное и однозначное понимание партнером в контексте эффективной коммуникации переданного сообщения на аналоговом уровне. Если это требование в данных ситуациях не выполняется и вторым коммуникатором, рассказчик не переводится в режим аналоговой однозначности, то эффективность коммуникации становится еще более иллюзорной за счет априорного различия знаково-аналоговых процедур коммуникаторов. При одинаковом понимании контекста это может и не привести к серьезным последствиям, однако контекстная однозначность в информационно насыщенном мире уже не является очевидной. Т.е. данная коммуникационная задача распадается на задачу передатчика информации по аналоговому наполнению употребляемых знаков (назовем это мета-процедурой) и задачу получателя информации по требованию аналоговой расшифровки передаваемых ему знаков.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Пусть совокупность задач однозначного аналогового наполнения знаков называется мета-модельной задачей, а процесс выполнения этой задачи мета-моделированием.

Коммуникационная задача 2. Использование слов-знаков, не имеющих однозначного аналогового наполнения, позволяющее партнеру по коммуникации или себе самому понимать использованные передатчиком информации слова в максимально субъективном виде, без внесения внешних, как бы чужих конкретных образов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3. Знаковая информация, не имеющая конкретного однозначного аналогового наполнения, называется информацией низкой точности (ИНТ).

Эта задача стоит у следователей при создании преступнику иллюзии информированности о его деяниях, у исполнителей при формулировании отчета о заведомо невыполненной работе, у спорщиков при отсутствии фактов, у гипнотизеров при формировании авторитарности в глазах пациентов и описании их прошлых, настоящих и будущих состояний и представлений. Формирование сообщений такого рода происходит при проведении аналогово-знаковой милтон-процедуры (по имени величайшего гипнотизера Милтона Эриксона).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 4. Задача формирования знакового сообщения, не имеющего однозначного и определенного аналогового наполнения, называется милтон-модельной задачей. Процесс выполнения ее назовем милтон-моделированием.

Результатом мета-моделирования является ИВТ, а результатом милтон-моделирования - ИНТ.

Каждая из двух вышеназванных коммуникационных задач может реализоваться во всех формах поступления информации к человеку. Принято классифицировать эти формы следующим образом:

 

1) Свойства грамматической структуры высказывания.

2) Паралингвистические характеристики (темп, ударение, интонации, высота тона, жесты, мимика, движение тела и пр.).

3) Наблюдение (восприятие коммуникативной ситуации).

4) Хранящиеся в памяти знания (мнения о говорящем и его признаках). Информация о других особенностях этой коммуникативной ситуации.

5) Знания (мнения о характере происходящего взаимодействия и о структуре предшествовавших коммуникативных ситуаций).

6) Знания (мнения, полученные из предшествовавших речевых актов, их предыдущего дискурса).

7) Знания общего, конвенционального характера о взаимодействии и о прагматических правилах.

8) Другие фреймы (общие знания о мире).

 

Неопределенность или отсутствие информации в каких-либо из перечисленных пунктов значительно упрощает задачу милтон-моделирования, однозначное соответствие информации всех перечисленных форм у всех участников коммуникации, наоборот, является базисом для качественного мета-моделирования. Но большую часть этих пунктов можно исказить только за длительный период для изолированного объекта - ведь многие из этих фреймов имеют социокультурную структуру. Во все времена, однако, гипнотизирование общества производилось именно таким путем в условиях искаженных фреймов, измененного под задачи милтон-моделирования исторического знания и пр.

В значительной степени выполнение коммуникационной задачи будет связано с определенным предварительным моделированием характеристик контекста и участников: а) позиций (роль, статус); б) свойств (пол, возраст); в) отношений (превосходство, авторитет); г) функций (судья, врач, слуга) и конвенциональных установлений к ним. Неопределенность любой из этих позиций создает милтон-модельный контекст и упрощает дальнейшее милтон-моделирование. Вспомним, например, ситуацию с гоголевским Хлестаковым, где случайно сложившаяся неопределенность некоторых из этих позиций привела к типичному милтон-модельному субъективному аналоговому конструированию в головах жителей уездного городка.

Часто возникает потребность в одном обращении (документе) использовать обе модели: например, в приказе или постановлении констатирующая часть должна быть милтон-модельной, а постановляющая, наоборот, мета-модельной.

Рассмотрим типичную структуру анализа дискурса 1 с позиций двух предложенных направлений моделирования.

 

СЕМАНТИКА.

Сначала рассмотрим общий набор основных когнитивных стратегий, могущих быть примененными в коммуникации 2.

А. ОБОБЩЕНИЕ.

Демонстрация того, что приведенная ранее информация не случайна, а имеет тенденцию стать закономерной.

“Вообще, это очень часто бывает”.

Б. ПРИВЕДЕНИЕ ПРИМЕРА.

Приведение конкретного доказательства истинности переданного суждения.

“К примеру, такое случилось в 1988 году”.

В. ПОПРАВКА.

Приведение не совсем корректной информации к большей семантической адекватности.

“Если быть точнее, здесь не все, а только 250 солнечных дней в году”.

Г. УСИЛЕНИЕ.

Привлечение внимания слушателей к части передаваемой информации.

“И заметьте, он пришел именно к ней!”.

Д. УСТУПКИ.

Демонстрация возможностей значительных отклонений от содержания переданной информации, не сильно связанных с общей закономерностью.

“Конечно, это касается не всех вас!”.

Е. ПОВТОР.

Такие же функции, как и у усиления.

“Замечу еще раз, очень важно использовать именно этот прием”.

Ж. КОНТРАСТ.

Обращение внимания на качественное структурирование информации, дополнительное подчеркивание разницы между предложенными альтернативными элементами.

“Мы работали весь день, а они-то так и просидели в здании!”.

З. СМЯГЧЕНИЕ.

Частичное аннулирование предыдущей оценки или обобщения, демонстрация лояльного отношения к партнеру и его информации.

“Да ладно, может исправим как-нибудь”.

И. СДВИГ ИЛИ МЕТАФОРИЗАЦИЯ.

Перенос референции для более успешной саморепрезентации или смягчения оценки (возможно и наоборот), в любой комбинации от первого, второго или третьего лица.

“Представь, вот ты заметишь такое нарушение!”.

“Я-то ладно, пойму, а если они заметят?”.

К. УКЛОНЕНИЕ.

Отказ от коммуникации в целях сохранения саморепрезентации или самозащиты, в том числе при отсутствии или неполноте информации, негативной или неадекватной информации.

“Да я ничего особенного и не слышал об этом”.

Теперь рассмотрим основные семантические и синтаксические приемы реализации наиболее употребимых когнитивных стратегий.

 

РЕФЕРЕНЦИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.012 с.)