Акмеологический тренинг: теория методика психотехнологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акмеологический тренинг: теория методика психотехнологии



Алексей Петрович Ситников

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ: ТЕОРИЯ МЕТОДИКА ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА I

Теоретические основы акмеологического тренинга

§ 1. Акмеология в системе наук о профессиональной деятельности
§ 2. Процессуально-технологический аспект продуктивной профессиональной деятельности
§ 3. Личностный аспект продуктивной профессиональной деятельности
§ 4. Разработка метода математического моделирования продуктивной профессиональной деятельности
§ 5. Антропотехнические средства повышения профессионального мастерства

ГЛАВА II

Методические принципы акмеологического тернинга

§ 1. Психотехнологические методы анализа, критерии и показатели продуктивности профессиональной деятельности
§ 2. Методические комплексы акмеологического тренинга
§ 3. Критерии и показатели эффективности акмеологического тренинга

ГЛАВА III

Основные направления и психологические закономерности совершенствования профессионального мастрества кадров управления.

§ 1. Процессуально-технологический аспект совершенствования профессиональной деятельности кадров управления
§ 2. Личностные качества в системе профессионального мастерства кадров управления и проблема их совершенствования

ГЛАВА IV

Условия и факторы продуктивности акмеологического тернинга

§ 1. Организационные условия проведения акмеологического тренинга
§ 2. Методика и технологические элементы акмеологического тренинга
А. Прикладные психотехнологии
Б. Упражнения
В. Игры
Г. Программа тренинга. Экзаменационная процедура
§ 3. Показатели эффективности акмеологического тренинга

Заключение

Литература

ГЛАВА I.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

 

§ 1.

§ 2.

§ 4.

Разработка метода математического моделирования

§ 5.

ГЛАВА II

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

§ 1.

Психотехнологические методы анализа, критерии и показатели

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ

§ 1.

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПРОДУКТИВНОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ

Искренность ответов, наличие осознанных проблем. Эмоциональная напряженность. Тенденция к преувеличению тяжести состояния.

СТИЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Зависимый, сотрудничающий.

       Этому сопутствует:

Конформность, стремление к сотрудничеству, ответственность.

       В личностно значимых ситуациях:

Высказывания и поступки могут опережать их продуманность. Стремление к лидерству.

       Одновременно может проявляться:

Осторожность.

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ

Аналитический.

       Этому сопутствует:

Инертный.

       С ним сочетается:

Интуитивный. Синтетический. Склонность к систематизации опыта. Потребность в четкости информации, упорядочивании ее. Изобретательность. Конкретность, трезвость суждений.

Догматический с ориентацией на общепринятые нормативы.

ВЕДУЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аффилиативная.

       Этому сопутствует:

В избегании конфликта, покое, понимании, следовании своим идеалам.

       В личностно значимых ситуациях:

Тенденция к самореализации и независимости. Проблема приоритета, престижа.

В покое, комфорте, одобрении, уважении. Чувствительность к средовым воздействиям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Кабинетный стиль работы. Интерес к знаковым системам, процедурам анализа, обобщения. Канцелярия, сфера обслуживания человека - медицина, психология, в естествознании - биология, физиология, ветеренария; гуманитарные науки.

Двигательная активность (спорт, физический труд, техника, вождение).

Точные науки, организация и управление. Естественные науки с системным подходом, техника, изобретательство, ремесла, поделка.

Как показала практика, данные, собранные в ходе предварительного исследования, могут не только с успехом применяться для методического обеспечения тренинговых процедур, но также иметь и самостоятельное значение, в качестве информационного обеспечения для проведения реорганизации управления производством и существления кадровой политики.

Для обеспечения возможности этого применения результатов комплексного предварительного социально-психологического исследования составляется

"Пакет документации",

в который входят:

1. Таблицы коллективной оценки, в которых показан уровень развития социально-значимых, деловых и нравственных качеств аттестуемых.

В таблицах оцениваются по пятибалльной шкале (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) различные качества аттестуемых и указывается уровень развития каждого качества респондента по отношению к данной конкретной группе.

2. Сводная таблица, в которой указаны уровни развития вышеуказанных категорий качеств и рейтинг (ранг в подразделении) каждого тестируемого в данной группе.

3. Таблица социометрических коэффициентов, данные которой показывают личностные отношения тестируемых к остальным членам коллектива, а также их отношения к тестируемому.

4. В таблице указывается число участников опроса, к которым тестируемый относится по товарищески, с неприязнью, антагонистически, а также приводятся социометрические коэффициенты "Отношение ко мне" и "Мое отношение".

5. Таблица взаимоотношений в коллективе, являющаяся дополнением к предыдущей и предоставляющая информацию и конкретных единичных отношениях в коллективе.

6. Аттестационные справки для каждого участника опроса, показывающие уровень развития групп качеств тестируемого и каждого качества в отдельности, а также уровень его авторитета в данном коллективе.

В справке также делается вывод о служебном соответствии респондента, имеющий рекомендательный характер.

Кроме того, по результатам комплексного социально-психологического исследования составляется Аналитическая записка, которая передается заказчику - руководству предприятия. Аналитическая записка включает в себя анализ результатов социологического исследования, и групповой оценки профессиональных качеств личности.

Анализ результатов социологического исследования, проведенного на предприятии, включает в себя исследование оценок, данных респондентами состоянию дел на предприятии по следующим показателям:

- творческая и производственная отдача коллектива;

- совпадение интересов коллектива с интересами его членов;

- наличие стимулов в повышении качества труда;

- престижность работы на предприятии;

- оплата труда;

- психологический климат в коллективе;

- желание работников перейти на другую работу;

- авторитет директора.

 Анализ результатов групповой оценки профессиональных качеств личности включает в себя оценку развитости деловых, социально-значимых и нравственных качеств работников предприятия, уровня их профессиональной зрелости, авторитета руководящих работников и уровня психологической совместимости работников в группах.

Информационное обеспечение процесса управления в исследуемых коллективах является, при этом, лишь "побочной" задачей предварительного социально-психологического исследования. Его основная задача состоит в обеспечении организации тренинговых процедур. Результаты исследования используются для корректировки программы, методики и технологий очередного тренинга. Они передаются также тренерам для организации работы в группах и учета в процессе этой работы индивидуальных особенностей и проблем каждого участника.

 

§ 2.

Лекции.

Лекции проводятся ежедневно, по 4 часа в утреннее (9-13 часов) и дневное (15-18 часов) время. На лекциях в адаптированном виде, соответствующем восприятию непрофес­сиональной в области психологии аудитории, постепенно раскрываются методологические основы психотехнологической теории, а также важнейшие предметные характеристики различного рода технологических процессов профессиональной деятельности, например методологические основы коммуникационного процесса, стратегии и этапы эффективной коммуникации, методы изменения поведения, классификации и характеристики психологических состояний, типологизации внутренних образов, понятия сознательных и бессознательных процессов, модели мотивации и эмоций, семантические и синтаксические основы психолингвистики и нейролингвистического программирования, гуманистические и экологические требования к профессиональному и межличностному общению.

В процессе лекционных занятий, таким образом, создается общая ориентировочная основа действий в определенной предметной области, что позволяет позднее перейти к раскрытию содержательного смысла конкретных психотехнологий. На основе поэтапной подачи материала, наличия у участников планов- конспектов лекционного курса, ежедневного повторения всего пройденного ранее материала (как в групповых дискуссиях, так и на последующих лекциях) создаются условия для осознанного и вдумчивого изучения на лекциях эксплицитно описанных прикладных психотехнологий, повышающих эффективность профессиональной деятельности руководителя.

Лекции через 45 мин. - 1 час прерываются 10-минутными психофизическими и дыхательными разгрузками под руководством инструктора по тайцзицюань и цигун. В лекциях используется демонстрационный и аудиоматериал, применяются элементы театраль­ной игры и режиссуры. Особенностями проводимых лекций являются также: применение неявных суггестивных приемов (Эриксонианский гипноз), повышающих работоспособность участ­ников, мотивирующих внимательное слушание незавершенных историй, рассказов, тематических анекдотов, аналоговых опорных сигналов на ключевые термины и технологии[162][1].

СЕМАНТИКА.

Сначала рассмотрим общий набор основных когнитивных стратегий, могущих быть примененными в коммуникации 2.

А. ОБОБЩЕНИЕ.

Демонстрация того, что приведенная ранее информация не случайна, а имеет тенденцию стать закономерной.

“Вообще, это очень часто бывает”.

Б. ПРИВЕДЕНИЕ ПРИМЕРА.

Приведение конкретного доказательства истинности переданного суждения.

“К примеру, такое случилось в 1988 году”.

В. ПОПРАВКА.

Приведение не совсем корректной информации к большей семантической адекватности.

“Если быть точнее, здесь не все, а только 250 солнечных дней в году”.

Г. УСИЛЕНИЕ.

Привлечение внимания слушателей к части передаваемой информации.

“И заметьте, он пришел именно к ней!”.

Д. УСТУПКИ.

Демонстрация возможностей значительных отклонений от содержания переданной информации, не сильно связанных с общей закономерностью.

“Конечно, это касается не всех вас!”.

Е. ПОВТОР.

Такие же функции, как и у усиления.

“Замечу еще раз, очень важно использовать именно этот прием”.

Ж. КОНТРАСТ.

Обращение внимания на качественное структурирование информации, дополнительное подчеркивание разницы между предложенными альтернативными элементами.

“Мы работали весь день, а они-то так и просидели в здании!”.

З. СМЯГЧЕНИЕ.

Частичное аннулирование предыдущей оценки или обобщения, демонстрация лояльного отношения к партнеру и его информации.

“Да ладно, может исправим как-нибудь”.

И. СДВИГ ИЛИ МЕТАФОРИЗАЦИЯ.

Перенос референции для более успешной саморепрезентации или смягчения оценки (возможно и наоборот), в любой комбинации от первого, второго или третьего лица.

“Представь, вот ты заметишь такое нарушение!”.

“Я-то ладно, пойму, а если они заметят?”.

К. УКЛОНЕНИЕ.

Отказ от коммуникации в целях сохранения саморепрезентации или самозащиты, в том числе при отсутствии или неполноте информации, негативной или неадекватной информации.

“Да я ничего особенного и не слышал об этом”.

Теперь рассмотрим основные семантические и синтаксические приемы реализации наиболее употребимых когнитивных стратегий.

 

РЕФЕРЕНЦИЯ.

Моделирование выбора.

Мета-модель:

Очень важным принципом мета-моделирования является наглядное предъявление партнеру по коммуникации всех представленных ему выборов в виде, позволяющем самостоятельную оценку каждого. При этом важно, чтобы была возможность оценить каждый из предоставленных вариантов как из диссоциированного состояния (как бы со стороны, глазами референтной группы, взглядом настоящего дня), так и в ассоциированном состоянии (как бы изнутри себя с позиций нахождения уже внутри данного выбора). Второй важный принцип - предоставление человеку всех без исключения выборов, которые он имеет в своем понимании.

Милтон-модель:

Существует несколько способов милтон-моделирования на основе предоставления выбора партнеру по коммуникации. Субъективное ощущение свободы выбора или протест против запрета одного из вариантов приводит в таких случаях к иллюзии самостоятельного верного решения.

А. ЛОЖНЫЙ ВЫБОР.

Партнеру предлагается выбор из двух или более вариантов, все из которых имеют целью вызвать необходимое Вам действие. Иллюзия свободы выбора затмевает партнеру возможность других, не предложенных Вами вариантов. Вы как бы заранее нацеливаете его на выполнение необходимого Вам действия, при этом ставите под выборную процедуру несущественные для Вас детали необходимого события. “Вы на трамвае сейчас поедете или на троллейбусе?” (То, что Вы предлагаете партнеру уйти, не ставится уже под сомнение - он занят обдумыванием того, как именно он это сделает). “Когда мы проведем собрание: сегодня утром или завтра после обеда?” (Необходимость проведения собрания выведена из-под сомнения - получатели информации заняты обсуждением времени). “Какую экономическую программу дальнейшего развития социализма мы будем принимать - предложенную комиссией Верховного Совета или группой тов. Ш.?” (Внимание перенесено на обсуждение конкретных программ, необходимость развития именно социализма спрятана в формулировке выбора).


Б. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ВИДИМЫХ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА.

Человек, знающий о существовании у него нескольких выборов, просматривает каждый из них в ассоциированном и в диссоциированном виде: это помогает адекватно взвесить варианты и принять верное решение. Если один из вариантов будет запрещен, то, с одной стороны, процесс рассмотрения этого варианта будет отличаться от других (человеку запрещается ставить себя в ассоциированное представление реализации этого выбора) и он уже может оцениваться нескорректированно с другими вариантами. Как говорят, “запрещенная возможность реализуется в извращенном виде”.

Человек, поставленный в условия запрета на один из видимых ему выборов, не понимая на аналоговом уровне причины запрета и возмущаясь самим фактом наложения ему запрета, добивается часто не самого варианта, а своего права иметь все выборы. Им самим это часто также не осознается, и добившись права, он продолжает самоутверждение реализацией этого выбора, не поставив перед собой задачу взвешивания значимостей всех выборов в ситуации полученной свободы выбора. Таким образом, запрет сам по себе программирует человека на выполнение именно этого действия, не говоря уже о том, что выделение варианта запретом само по себе обращает на этот вариант большее внимание и тем вызывает большую интенсивность и яркость представлений о нем.

В. ВСЕ ВЫБОРЫ.

В эриксонианском гипнозе часто используется еще один прием милтон-моделирования поведения личности. Если в терминах ИНТ предлагать постоянно человеку много выборов, охватывающих все возможные и невозможные варианты его поведения, то не имея возможности аналогово представить будущую программу действий, слушатель некоторое время оказывается в неком особом состоянии замешательства-заторможенности, из которого опытный гипнотизер уже без труда переводит того в транс. Типичный пример: “Вы можете войти в транс быстро или медленно, видя зрительные образы или нет, слыша звуки или нет, чувствуя расслабление или нет, постепенно или мгновенно, думая о своем состоянии или вспоминая какие-то свои решения в прошлом, или вообще ничего не вспоминая, или вообще ничего не видя, не слыша, не чувствуя, или вообще не войдете в транс...”.

Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Часто выборы представляются человеку в виде взаимоисключающих альтернатив, и отклонив один из приемлемых для него вариантов, партнер строит невыгодную субъекту воздействия аналоговую программу своих действий в другом случае. Например, сидящий перед гипнотизером пациент, осознавая, что он совсем еще не заснул, воспринимает это как начало самопрограммирования на бодрствование, получает уверенность в способности противостоять гипнозу, что может действительно привести в неуспеху сеанса. Использование приема связывания противоположностей с применением ИНТ дает возможность смешать выборы за счет отсутствия информации, позволяющей слушателю проверить абсурдность подобного смешения. “И чем дольше Вы не погружаетесь в состояние транса, тем глубже Вы позже в него войдете”.

Д. АНАЛОГОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ.

Для целей повышения эффективности аналогового конструирования переданной информации в необходимом направлении часто при передаче сообщения используется аналоговое выделение информации.

 

ЗНАНИЕ МИРА (ФРЕЙМЫ).

Моделирование труизмов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. Труизмами называются утверждения, полностью соответствующие действительности, т.е. представляющие в знаковой форме фреймы простейших представлений человека о мире.

Мета-модель:

Мета-моделирование труизмов заключается в однозначном конкретном представлении информации в ИВТ: у слушателя формируется правильное, однозначное аналоговое представление о мире. Таким образом, формируется интеллект и понимание мира человеком, что совпадает со способами непосредственного получения человеком аналоговой внешней информации. “Лампочка вкручивается в плафон по часовой стрелке.”


Милтон-модель:

Использование труизмов в словах ИНТ, обеспечивая возможность субъективного создания образов в предложенном труизмом направлении. Фактически, это программирует слушателя на указанное поведение (намекает о такой возможности) в виде, сконструированном самим объектом воздействия согласно его собственным представлениям о таком действии. Т.о. труизм как бы развивает аналоговые фантазии в нужном направлении и формирует идеомоторную программу будущего поведения. “Люди могут входить в транс”. “Все люди помнят состояние засыпания”.

 

1.2.2. Переформирование по смыслу или по контексту (рефрейминг).

Мета-модель:

Мета-моделирование по определению связано с однозначностью знаковой информации и аналогов, стоящих за этими знаками: фраза доводится до такой степени однозначности по смыслу и контексту, что может быть понята только адекватно обеими сторонами. В противном случае сохраняется возможность двусмысленности формулировки и неправильного аналогового конструирования слушателем. На принципе скрытой двусмысленности строятся шутки и анекдоты, в момент раскрытия этой двусмысленности каждый слушающий как бы самостоятельно, творчески, раскрывает двусмысленность (производит рефрейминг по смыслу или контексту), реализуемая при этом “творческая энергия” и изливается в виде смеха. Типичный пример: “Штирлиц подошел к окну. Из окна дуло. (Введен двойной смысл). Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло”. (Изменен контекст - в новом контексте понятно наличие второго смысла, - слушатель сам раскрывает второй смысл слова, опираясь на новый контекст. Этот акт творчества сопровождается эмоциональным подъемом в виде смеха или улыбки).

Милтон-модель:

Предложение высказывания заведомо двойного содержания для создания в аналоговой форме программы желаемого действия, в случае, если прямое предъявление этой программы невозможно: “Душевный подъем” (С одной стороны - хорошее настроение, с другой стороны, программирование в гипнотических целях на уменьшение субъективного ощущения тела). “Медленный подъем руки”. (С одной сторон, речь идет о форме руки, с другой стороны, программируется поднятие рук при вхождении в транс).

 

Использование омонимов.

Омонимы используются для введения, кроме основного содержания, дополнительных аналоговых образов, программирующих человека на субъективное аналоговое конструирование в нужном направлении: “утка”, “липа”, “подъем”, “ручка” и т.д.

 

Неопределенное упоминание.

Чаще всего применяется в случаях милтон-моделирования расплывчатость указания путем употребления фраз типа “и тому подобные вещи”, “и так далее”, “ну сам знаешь, что я сделал?”, “и знаете что получилось..”, “он подошел ко мне и сказал, - ну сам знаешь что...”.

 

СИНТАКСИС.

Вообще, семантическое мета-моделирование связано с адекватным выполнением всех речевых постулатов, которые можно было бы классифицировать следующим образом:

А. ПОСТУЛАТ ИНФОРМАТИВНОСТИ.

Информация должна быть необщеизвестна (нетривиальна) и представлять интерес для собеседников.

Б. ПОСТУЛАТ НЕПОЛНОТЫ ОПИСАНИЯ.

В сообщении с полным описанием внешнего мира невозможно выявить значимую для коммуникации информацию.

В. ПОСТУЛАТ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ.

Информация для однозначного понимания должна быть передана и понята в одном контексте.

Г. ПОСТУЛАТ ДЕТЕРМИНИЗМА.

В передаваемой информации должны быть сохранены причинно-следственные связи.

Д. ПОСТУЛАТ ОБЩЕЙ ПАМЯТИ.

Коммуникаторы должны иметь достаточный набор общих фреймов (знаний о мире).

Е. ПОСТУЛАТ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Обе стороны коммуникации должны уметь строить прогнозы на будущее.

Ж. ПОСТУЛАТ ИСТИННОСТИ.

Передаваемая информация должна соответствовать реально существующим явлениям.

З. ПОСТУЛАТ РЕЛЕВАНТНОСТИ.

Передача информации не должна прерываться отклонениями от темы.

К. ПОСТУЛАТ ЯСНОСТИ.

Передаваемая информация должна быть однозначно и ясно понимаема.

Л. ПОСТУЛАТ МОТИВИРОВАННОСТИ.

Передаваемая информация должна сопровождаться оценкой говорящего и пояснением мотива передачи этой информации. Милтон-моделирование основано на нарушении одного или группы перечисленных постулатов.

Необязательный тип.

Связывание с помощью объединяющих частиц. “Вы слушаете меня и можете представить себе...”, “Вы видите схему и Вам любопытно узнать...”.

 

Средняя обязательность.

Связывание с помощью слов типа: “тогда как”, “когда”, “в течение”, “в то время как”, и т.д. “В то время, как Вы сидите и улыбаетесь, Вы начинаете задумываться о...!. “По мере того, как Вы думаете об этом, у Вас возникает...”.

 

Обязательное связывание.

Связывание с помощью причинно-следственных глаголов:

“заставляет”, "причиняет”, “побуждает”, “требует” и т.д. “Размышление об этом заставляет Вас почувствовать...”. Более эффективно последовательное использование связывания по порядку увеличения обязательности (1- 2 - 3).

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ (ПРЕСУППОЗИЦИЙ).

Мета-модель:

Мета-моделирование информации связано с точным соблюдением в языке ИВТ всех речевых постулатов, что позволяет создать слушателю условия для формирования однозначного адекватного представления и выполнения соответствующих реальности действий.

Милтон-модель:

Задача милтон-моделирования - предписание в неявной форме другого внутреннего состояния или действия партнеру, лишив его при этом возможности обсуждать или замечать несоответствие предъявляемой информации и реалий объективного мира. Для этого программируемое действие может иметь некоторое аналоговое наполнение (создает образ будущего действия в удобной для слушателя форме), но при этом как бы выводится из-под обсуждения благодаря перенесению центра тяжести (внимания) на другую, не столь значащую для коммуникатора часть предложения.

 

Предписание осознания.

Сомнение собеседника в реальности какого-либо явления заменяется на вопрос о том, насколько он наблюдателен и компетентен. Партнер не допускает фиксации своей некомпетентности или ненаблюдательности, и с этим принимает сообщение коммуникатора. Для такой цели используются слова “знать”, “понимать”, “осознавать”, “замечать” и др. “Понимаете ли Вы, что у Ваших коллег появилась эта мысль...”. “Заметили ли Вы, что эти факты реальны”.

 

МЕТАФОРИЗАЦИЯ.

Мета-модель:

Использование метафор, цитирование в мета-модельном виде носит характер точной передачи информации с точной референцией авторства. Этот прием позволяет повысить авторитетность доводов, доказать валидность фактов, доказательств и т.д.

Милтон-модель:

 В милтон-моделировании метафоризация имеет специфическую цель - в неявном виде внушить, инспирировать какое-либо поведение партнеру по коммуникации. При этом, с одной стороны, объект метафоры должен быть максимально генерализован (ИНТ), как впрочем и формулировка программирующей фразы и референция авторства (для невозможности на логическом уровне опровергнуть истинность). Как говорил однажды во время одной из лекций Д.Гриндер: “Метафоры составляют важнейшую часть умений человека, изучающего приемы убеждения. Большим мастером использования метафор в работе был М.Эриксон, он часто говорил: “Метафора при использовании должна быть адресована каждому и каждым должна быть понята по-своему: “Ой, это же как бы и про меня”. Если Вы хотите, читая лекцию, кого-то отругать за постоянное болтание и шушукание во время Вашего рассказа (сняв при этом и с себя эмоциональный стресс, накопленный в связи с терпением некорректного поведения этого человека), Вы можете начать рассказ про В.Сатир, которая однажды очень резко отругала некорректных студентов громкой фразой “Эй вы, болтуны! Будьте более внимательны!”, что заметно успокоило тех студентов. При этом лектор всего лишь рассказывает историю о ком-то, и это позволяет ему вложить в программирующую фразу достаточно экспрессии и эмоций, чтоб она была услышана, воспринята и запомнена. Генерализованная метафора каждым будет воспринята в его адрес и по его конкретному поводу. Часто имеет смысл поставить множественные: двойные, тройные кавычки. Это позволяет запутать слушателя и в случае необходимости (при появлении негативной реакции слушателей на поданную информацию) раскрыть одни из кавычек. Рассказывая что-то важное специалистам в той же области знания, можно пожурить их, что предыдущую информацию они уже должны были бы знать и сами, раз считают себя специалистами. Если такое мягкое замечание вызовет взгляды недопонимания или раздражения, всегда можно раскрыть кавычки, перенеся ответственность за “свои” слова на одного из персонажей метафоры”. Вот так говорил М.Эриксон в связи с возможностью использования метафор. Действительно, метафоры позволяют сохранить свое лицо и субъекту, который ее применил, и человеку, к которому она в неявном виде обращена. Очень удобно применять метафоры, скрывая в них упреки, замечания, советы, оценки, программируемые действия, что не всегда корректно делать от “первого лица”. Как Вы понимаете, эти слова и говорил во время одной из лекций Д.Гриндер.

 

Скрытые команды.

Можно инспирировать человека ответить на вопрос, не задавая его в явной форме. Часто это необходимо, когда прямой вопрос либо может показаться некорректным, либо слушатель может посчитать его вмешательством в его внутренний мир. В данном случае слушатель не боится ответить на поданный таким образом вопрос. “Мне было бы интересно узнать, чем именно Вам может быть полезна эта книга?” “Меня удивляет, что Вы можете выпивать”. “Я не заметил, дверь еще открыта?”.

 

Негативные команды.

Этот прием основан на законе действия “не”-оператора (см. ранее). “Не думайте об этом событии!” (Настройка партнера на думание). “Я не хочу, чтобы Вы продолжали чувствовать себя спокойно по этому поводу!” (Программирование успокоения).

В Польше незадолго до демократических преобразований был очень распространен плакат, хорошо отражающий мотивационное состояние общества: “От социализма нет поворота!”.

Аутотренинг.

 

Данная технология[165][3] способствует снятию стрессов, самоорганизации, что развивает такую компоненту аутопсихологической компетентности как самокоррекция.

 

Закрываются глаза.

Расслабляются все мышцы тела.

Я расслаблен.

Мышцы тела начинают тяжелеть.

Мягкая тяжесть все больше тянет вниз.

Плечи оседают.

Нарастающая тяжесть вминает в кресло.

Дыхание становится ровным и спокойным.

Я отдыхаю.

Я успокаиваюсь.

Все посторонние мысли уходят.

Дыхание легкое и спокойное.

Мышцы тела расслаблены.

Я отдыхаю.

Приятная неподвижность и покой.

Руки тяжелые.

Очень тяжелые.

Нет сил двигать ими.

Тело мягкое и тяжелое.

Я отдыхаю.

Я успокаиваюсь.

Все мышцы тела расслаблены.

Мое тело тяжелое.

Тело тяжелое.

Мои руки теплеют.

Теплеют плечи.

Теплеют предплечья.

Теплеют кисти рук.

Пальцы теплеют.

Мои руки теплые.

Теплеют мышцы лица.

Теплеют мышцы шеи.

Тело теплое.

Все мое тело теплое.

Все мое тело прогревается, теплеет.

Я отдыхаю.

Я очень приятно отдыхаю.

Я набираюсь новых сил.

Ощущаю необыкновенную ясность мыслей.

Моя энергия неиссякаема.

У меня будет приятное настроение.

Я буду работать легко и непринужденно.

Буду получать огромное удовольствие.

Уже сейчас я чувствую неукратимое желание приступить к работе.

Сознание проясняется.

Мысли быстрые и четкие.

Тяжесть уходит.

Тело становится легким.

Я напрягаю мышцы тела.

Я напрягаю мышцы ног.

Хорошо.

Я ощущаю необыкновенную легкость, силу, энергию и здоровье.

Мышцы моего тела легкие и упругие.

Ощущение легкости пронизывает все клетки моего тела.

Прохладный ветер холодит мою кожу.

Появляется уверенность в себе.

Сознание яркое.

Прекрасное настроение.

Напрягаются мышцы тела.

Тело рвется вверх.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001111.

 

Ресурс.

Предлагаемая технология[166][4] развивает навыки самомотивирования, снятия стресса и страха, изменения личностных черт, избавления от вредных привычек и комплексов (схема приведена на Рис. 1.).

РИС. 1. Схема психотехнологии "Ресурс".

 

1. Проблема: в позиции 1 воспоминание /представление/ негативного события /состояния/ (NS) вызывает негативное ощущение (NF).

2. Вспомнить /представить/ то же негативное состояние (NS) в позиции 2 и проверить, появится ли негативное ощущение (NF) в новой позиции.

3. Закрепить негативный якорь в момент представления негативного состояния (NS) в позиции 2.

4. В позиции 3 представить ряд позитивных событий (состояний) (PS), вызывающих яркие позитивные ощущения (PF) и закрепить позитивный якорь.

5. В позиции 3 представить негативное состояние (NS), сопровождая его позитивным якорем. Повторить 3-5 раз.

6. Проверить ощущения при повторении воспоминания негативного состояния (NS) в позиции 3 без сопровождения позитивного якоря:

- появятся позитивные (PF) либо нейтральные (0F) ощущения - /шаг 7/;

- сохраняются негативные ощущения (NF) - /повторить шаг 5/.

7. В позиции 4 представить негативное состояние (NS), перекрестив позитивный и негативный якоря.

8. Экологическая проверка: представить негативное состояние (NS) в позиции 1:

- негативные ощущения (NF) сохранились - /повторить с шага 2/;

- проявляются позитивные (PF) либо нейтральные (0F) ощущения - /конец/.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101110.

 

Мини-программа.

Мини-программа предназначена для самопрограммирования и саморазвития (см. Рис. 3).

 

РИС. 3. Схема психотехнологии "Мини-программа".

 

1. Сформулировать позитивную команду необходимого действия X /”Сделать X"/.

2. В ассоциированном виде (AS) в трех модальностях (V,A,K) представить себе Rx /результат действия X/ до получения явных положительных ощущений (PF).

3. В диссоциированном виде (DS) представить Rx /возможные последствия невыполнения действия X/, найти и представить приемлемый выход из этой ситуации /”спасательный круг”/.

4. В ассоциированном виде (AS):

- представить себе условия, при которых должна запуститься внутренняя программа выполнения X /триггерный флажок/;

- пошагово представить выполнение действия X;

- результат выполнения действия X (Rx);

- довести яркость этих представлений до реальных позитивных ощущений (PF).

5. Вновь дать позитивную команду действия X.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 111011.

Шестишаговый рефрейминг.

Эта техника[168][6] используется для изменения личностных черт, снятия стрессов, зажимов, комплексов, что относится к саморазвитию и самокоррекции (см. Рис. 4).

1. Идентифицировать стереотип X, подлежащий изменению.

2. Установить коммуникацию с частью личности, ответственной за стереотип X, установить значение сигналов “Да” и “Нет”.

3. Развести поведение /стереотип X/ и намерения этой части личности (In(X)), получив ответом “Да” подтверждения подсознания (Yes) в случае представления каждого актуального намерения.

4. С помощью направленной фантазии создать новые стереотипы поведения (X’ - X’’’’), которые бы реализовали данные намерения, получая подтверждение их выбора подсознанием для реализации ответом “Да” (Yes).

5. Спросить часть, ответственную за стереотип X, возьмет ли она на себя ответственность за то, чтобы в соответствующих ситуациях выполнения своих намерений реализовать кроме X еще и новые выбранные подсознанием стереотипы X’,X’’,X’’’:

- ответ “Да” /шаг 6/;

- ответ “Нет” /повторить с шага 4/.

6. Экологическая проверка: спросить подсознание, имеются ли какие-либо части личности, которые возражают против какого-либо из выбранных новых стереотипов поведения:

- ответ “Да” /повторить с шага 2/;

- ответ “Нет” /конец/.

 

РИС. 4. Схема психотехнологии "Шестишаговый рефрейминг".

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 111111.

 


Новый Я”.

Это техника комплексного воздействия, направленная на самопрограммирование, саморазвитие, изменение личностных черт (см. Рис. 5).

 

 

РИС. 5. Схема психотехнологии "Новый Я".

 

1. Составить актуальный для сегодняшнего дня (Pr) список поведенческих стерео



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.227 с.)