Методические комплексы акмеологического тренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические комплексы акмеологического тренинга



Исторически первым вариантом тренингов явился социально-психологический тренинг (СПТ). Теоретическое обоснование СПТ как целостной системы является достижением социальной психологии (Л.А.Петровская), акмеологии (Н.В.Кузьмина) и дидактики (Г.Д.Кириллова). Основная задача социально-психологического тренинга понимается отечественными специалистами[127][1] как формирование межличностной составляющей профессиональной деятельности, путем развития психодинамических свойств индивида и формирования социальных навыков.

Для внедрения психотехнологий СПТ предусматривает столкновение обучаемых с ситуациями, релевантными возникающим в процессе его реальной профессиональной деятельности, но не могущими быть разрешенными на основании применения стандартных, обычно применяемых психотехнологий. Характеризующиеся наличием момента новизны, неожиданности для участников, неподдающиеся стандартизирующей формализации, подводящей их под ранее усвоенные категории, содержащие в себе момент конфликтности, противостояния различных интересов и моральных позиций - данные ситуации требуют от участников нестандартного подхода к их разрешению, переосмысления имеющихся в их арсенале и формирования новых технологических цепочек. Путем разрешения таких ситуаций участники совершенствуют психологические предпосылки своих будущих действий, заранее прорабатывая и оценивая возможные варианты своего поведения в сложных ситуациях. Такая идея реализована, например, в методике СПТ в виде ролевых игр М.Форвега[128][2].

Важной особенностью СПТ при этом является его направленность на активное овладение со стороны участников социально-психологическими и психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, а также приемами диагностики и психологического консультирования.

Активизирующий эффект СПТ обусловлен созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками группы того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, каким образом каждый из участников влияет на других, какова при этом роль совместной деятельности и каково ее содержание, как ситуация в целом (т.е. динамика взаимоотношений и деятельностей) управляет поведением отдельных участников и всей группы.

Применяемые в СПТ активные групповые методы объединяют в три основных блока[129][3]:

А. Дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.).

Б. Игровые методы:

- дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие);

- ролевые игры (интонационно-речевой и видеотренинг, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция);

- контр-игра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения).

В. Сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии к объектам интерперсонального поля).

Для дискуссионных методов характерно приобщение участников к демократическому образу поведения, обучение психо­терапевтической разрядке групповой напряженности, стимуляция глубинных ассоциаций, анализ конкретных ситуаций морального выбора, позволяющий диагностировать качество морально-нравственных характеристик участников. При этом понимается, что, как считает, например, В.А.Сухомлинский, данные характеристики личности формируются и в существенных своих чертах окончательно складываются еще в детстве[130][4].

Деловые игры, проводимые в форме ролевых игр, направлены на усиление обучающего эффекта тренинга. Как считает М.Форверг, особая дидактическая ценность ролевой игры связана с тем, что человек лучше всего усваивает динамичные процессы, и тем более, если он в них лично включен[131][5]. В разработке ролевых игр использованы работы Дж.Морено, который в 1934 году предложил психодраму как средство разрешения внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций.

Деловые игры характеризуются наличием следующих основных элементов:

- созданием определенной обстановки, в которой участникам необходимо анализировать возникающие ситуации и принимаемые решения;

- обязательным присутствием неожиданности, а в ряде случаев и конфликта;

- невозможностью полной формализации ситуации;

- динамичностью изменения обстановки и зависимостью ее от решений участников игры в предыдущие моменты времени.

Сенситивный тренинг базируется на теориях лидерства, мотивации, коммуникации, групповой динамики и развивает, совершенствует способности индивида по пониманию других людей. Характерными особенностями этого тренинга являются: отсутствие непосредственной прагматической цели деятельности тренинговых групп, отсутствие между обучаемыми отношений авторитета, а также личных, неформальных отношений.

Даже наше очень беглое представление основных характеристик антропотехнических методик контекстного типа свидетельствует о том, что они обладают рядом очевидных преимуществ, благодаря своей направленности на решение очерченных нами выше проблем, таких как: направленность на формирование коммуникативных навыков, имеющих весьма сложный статус по причине своей тесной связанности со смысловой сферой личности; возможность введения формируемых коммуникативных навыков в реальный контекст профессиональной деятельности и жизненных ситуаций индивида, что позволяет говорить об адекватности данных методов для создания условий возникновения событийной составляющей целостного профессионального мастерства.

Вместе с тем, мы полагаем, что возможности контекстных методов обучения и, в частности, социально-психологических тренингов использованы в применяемых на сегодняшний день методиках далеко не полностью. Мы считаем, что СПТ, будучи по указанным выше причинам очень ценным средством совершенствования профессионального мастерства, может выполнять также роль в своем роде уникальной антропотехники, позволяющей проводить подготовку профессионалов, нацеленную на формирование целостного профессионального мастерства.

На недостаточность как традиционных антропотехнических подходов, так и методик СПТ для решения задачи совершенствования целостного профессионального мастерства, рассматривая ее через призму развития "я-концепции" профессионала, указывает, например, А.А.Реан: "Подготовка кадров управления (как профессионалов, деятельность которых разворачивается в условиях ситуации, характеризующейся как информационно-проблемная и личностно-конфликтная - А.С.) не может исчерпываться обучением тем или иным предметным знаниям, необходимым для информационного обеспечения принятия управленческих решений, а также формированием навыков их регламентированной реализации и коллективно-распределенного выполнения путем рационально организованной совместной деятельности. Очевидно, что помимо указанных предметных знаний как информационной базы интеллектуально-кооперативных, навыков необходимо такое более широкое гуманистически-правовое образование кадров управления (т.е. воспитание - в терминах деятельностной школы - А.С.), которое предусматривало бы их личностно-творческий рост до определенного уровня "я-концепции" (причем адекватного масштабности возникающих проблемно-конфликтных ситуаций принятия решения), а также культивирование их креативно-рефлексивных способностей, равномощных качеству и ответственности принимаемых управленческих решений"[132][6]. Программа "широкого гуманистически-правового образования", однако, может быть реализована лишь в рамках комплексной системы непрерывного обучения некоего нового поколения управленцев, которая обеспечивала бы создание условий для целенаправленного формирования определенных характеристик ценностно-мотивационной сферы личности будущего профессионала еще на этапе предпрофессиональной подготовки. Для оказания же акмеологической помощи уже действующим профессионалам в рамках выполнения задачи совершенствования и коррекции их профессионального мастерства такая программа явно неприемлема. В то же время, как мы полагаем, комплексный акмеологический подход и реализация современных антропотехнических методик могут позволить добиться существенных результатов в том же направлении в рамках акмеологического тренинга программно-целевой направленности, исторически представляющего собой дальнейшее развитие СПТ в направлении создания условий для формирования целостного профессионального мастерства.

С этой целью методический арсенал тренинга должен быть расширен за счет рефексивно-технологической составляющей, создающей для обучаемых возможность иметь дело не только со сформированными навыками, содержащими в себе технологии в свернутом виде, но и с технологическими схемами этих навыков, что, как мы указывали, является необходимым условием для последующего сознательного проведения совершенствования и коррекции этих навыков самими обучаемыми профессионалами в процессе их реальной профессиональной деятельности.

Далее, в ходе тренинга, имеющего в своем составе рефлексивно-технологический элемент, обучаемые должны также овладевать не только собственно самими психологическими навыками, представленными уже не только как некие интегральные способности, но и в виде развернутых психотехнологий, но и навыками реконструкции технологических схем на основании изучения уже сформированных профессиональных навыков, а также навыками содержательного анализа технологий и их совершенствования. Причем, сами навыки работы с технологическими схемами также должны быть в процессе тренинга первоначально представлены в виде развернутых психотехнологий. Такой подход предполагает обучение теориям психотехнологий, процессам выявления, анализа, моделирования и коррекции конкретных психотехнологий с целью выработки умений сознательного психологического изучения, анализа и конструирования "ноу-хау" не только в области коммуникативных психотехнологий, но и в области психотехнологий, относящихся к процессу изучения, освоения деятельности - т.е. выработки умений "учиться учиться".

Более того, психотехнологический подход к осваиваемым в ходе СПТ психологическим навыкам общения позволяет, как мы уже показывали, ставить проблему содержательно-технологической целостности осваиваемой профессиональной деятельности, проводить на уровне технологических схем соотнесение вырабатываемых коммуникативных навыков и связанных с ними личностных характеристик с используемыми в конкретной профессиональной деятельности процессуальными навыками. Такая задача предполагает, в свою очередь, предварительное изучение технолого-функциональной структуры самой профессиональной деятельности, а также проведение в процессе тренинга коррекции индивидуальных процессуально-технологических профессиональных структур обучаемых.

И наконец, использование в методической структуре тренинга результатов исследования целостного профессионального мастерства, а также применение современных методик контекстного обучения, направленных на формирование профессионально важных личностных качеств, позволяет поставить под сомнение утверждение о том, что характеристики личности, в том числе и оказывающие существенное воздействие на уровень профессионального мастерства, формируются и в существенных своих чертах окончательно складываются еще в детстве. Для достижения этой цели методический арсенал тренинга должен быть в значительной степени переосмыслен в соответствии с теоретическими положениями современной акмеологии, направлен на решение специфических задач по коррекции мотивационно-потребностной сферы личности профессионала и в существенной мере дополнен соответствующими антропотехническими методиками, позволяющими как приводить участников к пониманию необходимости осуществления рефлексивных процедур по осмыслению реализуемых ими в своей профессиональной деятельности подходов и стереотипов, сознательной коррекции собственной "я-коцепции", так и блокировать консервативное воздействие сложившихся у них установок на ход их личностного развития и создавать необходимые условия для внедрения новых, возникающих у них представлений о собственной жизненной позиции и ее соотнесенности с реализуемыми методами профессиональной деятельности и стереотипами поведения в контекст реальной профессиональной деятельности, превращения их из "субъективных образований, замкнутых в круге сознания" (А.Г.Асмолов) в психологические образования, неотделимо встроенные в реальные отношения человека к миру и определяющие их.

Здесь сразу же следует оговориться, что в практическом плане предлагаемый тренинг ни в коей мере не может, конечно, претендовать на замену собой и воспитания личности, и всей системы профессионального образования и обучения. Речь здесь может идти именно лишь о коррекции и совершенствовании целостного профессионального мастерства и обеспечения этой коррекции передачей профессионалам необходимого комплекса знаний и умений, а также созданием условий для формирования у них профессионально важных личностных качеств.

Решению этих задач, как мы считаем, соответствует предлагаемый нами

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.

Одной из наиболее существенных характеристик предлагаемого тренинга является его программно-целевая направленность.

Программно-целевая направленность акмеологического тренинга, понимается нами как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности.

Теоретические основания программно-целевой направленности акмеологического тренинга понимаются нами как включающие в себя следующие основные элементы:

§ Разработанные в рамках теории управления положения о программно-целевом подходе[133][7], который можно описать как предполагающий реализацию в процессе управления следующих основных моментов:

· раскрытие управленческой цели через описание искомого состояния объекта управления;

· построение системной модели объекта управления;

· конкретизацию управленческой цели в терминах этой системной модели;

· описание наличного состояния объекта управления в терминах его системной модели;

· разработку управленческой задачи посредством:

· соотнесения наличного и искомого состояний объекта управления, описанных в терминах его системной модели;

· конкретизации управленческой цели на уровне отдельных структурных элементов объекта управления, предварительно описанных в его системной модели, в виде описаний искомых состояний таковых элементов и формулирования таким образом множества служебных целей;

· определение приоритетности служебных целей и построения "дерева целей";

· разработку программы решения управленческой задачи на основе проведенного системного анализа объекта управления и построенного "дерева целей".

Возможности для конкретизации теоретических положений программно-целевого подхода в управлении применительно к целостному профессиональному мастерству как к объекту управления предоставляют:

§ Основывающиеся на результатах психологических исследований и разработанные в рамках акмеологической теории положения о продуктивных профессиональных технологиях - единицах процессуальной составляющей профессиональной деятельности.

§ Понимаемая как универсальная модель всякой профессиональной деятельности разработанная Н.В.Кузьминой функциональная технологическая модель профессиональной деятельности.

§ Основывающееся на разработанной Д.Н.Узнадзе идее об установке как о целостном состоянии субъекта положение о целостном профессиональном мастерстве.

§ Расширенное понимание технологии как культурного способа организации "природных, естественно человеку данных способностей" (М.К.Мамардашвили), позволяющее ввести понятие о технологической составляющей смысловой сферы личности и конкретизировать положение о целостном профессиональном мастерстве на содержательно-технологическом уровне через установление содержательных взаимосвязей между процессуальными и "смысловыми" технологиями.

§ Понятие о событийном компоненте целостной профессиональной установки, позволяющее понять закономерности существования содержательно-технологического компонента профессиональной деятельности и предложить действенные средства его совершенствования.

Программно-целевой подход как особый метод управления, насколько нам известно, впервые был целенаправленно применен в отношении профессиональной деятельности как объекта управления И.К.Шалаевым[134][8], который на основе программно-целевого подхода разработал и предложил систему управления коллективом общеобразовательной школы. По нашему мнению однако, версия практического применения программно-целевого подхода, предложенная И.К.Шалаевым, должна быть существенным образом модернизирована за счет привнесения в нее рассматривавшихся нами результатов акмеологических исследований в области теории профессиональной деятельности. Речь здесь, как мы полагаем, главным образом должна идти о необходимости реализации в рамках основанной на программно-целевом подходе системы совершенствования профессиональной деятельности таких акмеологических подходов, которые позволяли бы иметь дело не только с формально полным набором характеристик и компонентов профессиональной деятельности, на обеспечение чего направлен программно-целевой подход, но с содержательно целостным профессиональным мастерством, что возможно лишь путем установления содержательных взаимосвязей между внедряемыми технологиями, составляющими различные профессиональные качества, а не введением путем перечисления почерпнутых из разных источников различного рода желательных характеристик этих качеств, понимаемых как характеристики искомого состояния объекта управления, что, к сожалению, имеет место у И.К.Шалаева.

Существенно важные возможности для совершенствования применения программно-целевого подхода в антропотехнике может дать построение и использование математической модели акме-пространства. Эта методика является, с одной стороны, способом диагносцирования наличного состояния субъектного акме-пространства (состояния готовности субъекта профессиональной деятельности к совершению тех или иных действий по решению соответствующих профессиональных задач), а с другой стороны предоставляет возможности соотнесения наличного состояния с требуемым как с пространством определенного вида профессиональ­ной деятельности. Но в то же время она включает в себя и характеристики целостности профессиональной деятельности: диагносцирование и оценку как личностных качеств ("вертикальное" основание целостности), так и психотехнологической совместимости различных комплексов профессиональных умений, их гармоничности ("горизонтальное" основание). При этом методика акме-пространства за счет использования математических методов обработки информации, могущих быть реализованными с применением электронной техники, позволяет, по крайней мере на подготовительном этапе, в значительной мере автоматизировать проведение акмеологического тренинга и повысить его эффективность.

Основные существенные методические моменты предлагаемого тренинга, соответствующие изложенным выше теоретическим представлениям, составляющим его методологическое основание, и направленные на решение определяемых на этом основании задач, мы можем определить следующим образом, сгруппировав их предварительно в методические комплексы по признаку их принадлежности к определенному типу методик и направленности на решение однородных служебных задач:

§ Методический комплекс психотехнологического анализа

включает в себя предваряющие собственно тренинговые процедуры исследования технологий, традиционно применяемых работниками конкретной профессии, уникальных мастеров в данной профессии, оптимизацию технологических цепочек, установление взаимосвязей между различного рода психотехнологиями, в том числе и относящимися к смысловой сфере личности, построение математической модели пространства данного вида деятельности, а также идеальной модели технологического строения данного вида деятельности, обеспечивающей высокую "технологическую культуру".

§ Методический комплекс программно-целевого подхода,

включающий в себя предварительное тестирование и входное анкетирование участвующих в тренинге профессионалов с целью выявления уровня и характера их профессиональной подготовки, а также характера и степени выраженности их профессионально важных личностных качеств, построение субъектных акме-пространств (индивидуальных и групповых) для последующего соотнесения этих данных с предварительно построенными математической моделью пространства данной профессиональной деятельности, коррекции данной модели на основе анализа выявленных потребностей и проблем участников, корректировки общего курса тренинга и построения индивидуально приспособленной программы подготовки для каждого участника тренинга. При построении такой программы учитываются также выявляемые на предварительном этапе индивидуальные медицинские, психиатрические и психологические особенности участников тренинга и связанные с ними возможные ограничения в интенсивности тренинговых занятий и возможности применения отдельных методик. В том случае, если тренинг проводится с членами определенного коллектива, например, работниками одного предприятия, проводятся также комплексные социально-психологические исследования данного коллектива с целью диагностирования групповых характеристик, существенно влияющих на уровень продуктивности деятельности всего коллектива и последующего внесения в структуру тренинга методических компонентов, необходимых для оптимизации соответствующих характеристик коллектива.

§ Методический комплекс обучения

представлен включенными в программу тренинга лекционными занятиями и дискуссиями, направленными на освоение теории психотехнологий, процессов выявления, анализа, моделирования и коррекции конкретных психотехнологий с целью создания необходимого гностического компонента для последующей выработки умений сознательного психологического изучения, анализа и конструирования технологических "ноу-хау" в области различных элементов технологической структуры деятельности. Кроме того, участвующим в тренинге профессионалам предлагается содержательная технологическая информация (эксплицитное описание технологий), полученная в результате исследований уникальных процессуальных психотехнологий, используемых высококлассными специалистами в данной профессиональной области, а также в результате исследований технологических компонентов профессионально важных личностных качеств, т.е. таких технологий, которые мы определили как психотехнологии по своему предмету.

§ Методический комплекс тренинговых процедур

состоит из собственно тренингов и групповых практических занятий по освоению ранее эксплицитно описанных психотехнологий. Особенностями задействованных при этом тренинговых процедур являются:

o Многократное повторение рассматриваемого в различных аспектах изучаемого материала для надежного закрепления информации и глубины ее понимания.

o Постепенное, пошаговое освоение психотехнологий, установление взаимосвязей между ними и постепенное объединение их в целостную технологическую культуру определенного вида профессиональной деятельности.

o Включенность участников в процесс групповой динамики и межгруппового взаимодействия.

o Обучение участников тренинга под игровыми именами и реализация ими разработанных совместно с тренерами игровых имиджей, направленных на преодоление консервативности ранее усвоенных технологий и установок, а также постороннего влияния профессиональных, должностных и пр. авторитетов других участников, включенных в данную группу, и способствующие расширению поведенческого диапазона участников и формированию у них новых поведенческих стереотипов, базирующихся на эффективных психотехнологиях.

o Трансовая суггестия - погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологий самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем - 8-10 дней по 18-20 часов).

o Видеотренинг, используемый для получения участниками обратной связи о своих коммуникативных приемах и для анализа коммуникативных ошибок при публичном выступлении и игровой проработке деловых ситуаций.

o Просмотр-анализ учебных видеофильмов, позволяющий расширить коммуникативный диапазон участников, создать новые модели применения освоенных психотехнологий в различных ситуациях.

o Процедуры ежедневной и еженедельной рефлексии участниками тренинга эффекта упражнений и тренингов.

§ Методический комплекс игры.

Акмеологический тренинг как комплексная обучающая игра включает в себя три следующих аспекта, связанных с формированием трех различных технологических компонентов профессионального мастерства:

ролевой   межличностный
ситуационный   инструментальный
дидактический   гностический
Аспекты игры   Компоненты профессионального мастерства

Рис. 1. Схема тренинга как комплексной обучающей игры.

Использование игровых методик позволяет:

§ Создать необходимый контекст, моделирующий ситуацию профессиональной деятельности, требующую применения предлагаемых и эксплицитно описываемых психотехнологий.

§ Создать более комфортную обстановку, способствующую эффективности усвоения внедряемых технологий.

§ Организовать условия проведения занятий таким образом, чтобы активизировать поиск и имплицитное усвоение новых эффективных психотехнологий, необходимых для решения возникающих в игровом контексте задач, самими участниками тренинга. Таковые технологии становятся в ходе тренинга материалом для обучения участников навыкам психотехнологического анализа и, по этой причине, их уже нельзя рассматривать как полностью скрытые в своей имплицитной форме и недоступные для последующего совершенствования самими профессионалами-участниками тренинга.

Для использования в рамках акмеологического тренинга нами разработан и оптимизирован для наших целей ряд внутригрупповых и межгрупповых ситуационных и групповых игр дидактической направленности, позволяющих создать условия для использования (и наблюдения за использованием другими) изучаемых в программе семинара технологий.

§ Методический комплекс психотерапии

тесно связан с комплексами обучения, тренинговых процедур и игры и представляет собой, наряду с ними, один из основных компонентов тренинга. Помимо получения участниками тренинга необходимых знаний и освоения психических по своему предмету технологий, им также оказывается квалифицированная психотерапевтическая помощь, направленная на вскрытие и разрешение вытесненных на подсознательный уровень проблем и облегчение протекания всего комплекса внутриличностных изменений. В работе наблюдающего за ходом тренинга и консультирующего руководителей групповых занятий психотерапевта используются основные подходы Эриксонианского гипноза, нейролингвистического программирования, гештальт-терапии, рационально-эмотивной и экзистенциальной терапии, логотерапии, трансактного анализа в индивидуальном и групповом режимах.

В рамках этого комплекса особенно отчетливо проявляется один из основных принципов тренинга - использование в ходе тренинга внедряемых принципов и (в данном случае - психотерапевтических) технологий и внедрение используемых.

§ Методический комплекс "технологической культуры" и событийного компонента профессионального мастерства.

состоит из двух основных частей:

§ Подготовительная часть обеспечивается изначально создаваемой направленностью участников тренинга на поиски в рамках тренинга решений стоящих перед ним реальных профессиональных и жизненных проблем, совершенствования собственной "я-концепции" путем открытия новых возможностей для их решения и преодоления сложившихся препятствий, а также используемой в ходе тренинга методикой контекстного обучения, направленной на овладение психотехнологиями в ситуациях, моделирующих реальные условия их применения.

§ Основная часть связана с решением проблемы перенесения установившихся в рамках искусственной, содержащей в себе момент условности внутренней ситуации тренинга психотехнологий в реальный контекст жизни и профессиональной деятельности участников тренинга.

Решающую роль в этом процессе перенесения играет экзаменационная процедура, имеющая, большое значение в структуре тренинга.

Как уже подчеркивалось, игровые методы обучения, основывающиеся на создании некой условной ситуации, позволяют решать многие проблемы усвоения новых процессуальных и смысловых психотехнологий, связанные, главным образом, с необходимостью устранения консервативного влияния уже сложившихся установок субъекта. В то же время для этих методов характерны общие проблемы, определяемые тем, что выработанные с их помощью психотехнологии остаются действительными психотехнологиями лишь в той условной ситуации, в рамках которой они и были созданы. Особенно остро эта проблема проявляется, когда речь идет о смысловых психотехнологиях и необходимости воздействия на смысловые установки личности, а также когда в центре внимания оказываются наиболее тесно связанные со смысловой сферой личности коммуникативные психотехнологии. Та проблема, которую игровые методы позволяют на время решить на этапе формирования новых психотехнологий, с новой силой встает на этапе их введения в контекст реальной жизни и деятельности обучаемых. Для своего решения эта проблема требует дополнения игровых методов особыми методиками перенесения полученных с их помощью результатов в реальную жизнь обучаемых.

В качестве такой методики мы предлагаем перенесение внедренных посредством игровых методов психотехнологий в реальные отношения субъекта к миру путем трансформации деятельности в условной ситуации в осуществляемую субъектом реальную деятельность, также протекающую в рамках тренинга, т.е. в целенаправленно создаваемой и контролируемой ситуации, лишенной момента условности и требующей применения внедренных в ходе тренинга психотехнологий. Такая методика и реализуется нами в рамках экзаменационной процедуры (процедуры сертификации) тренинга. Подробное ее описание мы приводим в третьей главе настоящей работы.

Среди прочих методических компонентов акмеологического тренинга мы можем также указать на ряд служебных методических комплексов, в подборе которых проявился принцип практически ценной эклектики, направленных на оптимизацию общей обстановки тренинга, позволяющей более эффективно и с меньшими затратами решать основные задачи тренинга. Таковыми комплексами являются:

§ Методический комплекс культурной интеграции

включает в себя танцевальные вечера, совместные музыкальные импровизации, театральные представления, способствует социокультурной интеграции полученных в ходе тренинга знаний и освоенных психотехнологий.

§ Методический комплекс психофизического и медицинского обеспечения

особенно необходим ввиду высокой интенсивности занятий и большой физической и психологической нагрузки на участников. Его элементами являются психофизическая и дыхательная гимнастика (тайцзицюань, цигун), способствующие восстановлению работоспособности и повышению тонуса, а также выполняющие ряд других служебных тренинговых функций: обучение методам саморегуляции через психофизические и дыхательные упражнения, отработка кинестетических моделей психотехнологий; медико-психологическое обеспечение тренинга, осуществляющееся специально подготовленной группой из психиатра, психотерапевта и терапевта, наблюдающих за ходом семинара.

Многоуровневость тренинга, наличие нескольких этапов его подготовки и проведения, циклический характер тренинговых проектов, наличие программ проведения трех уровней (межгрупповой, групповой, индивидуальный), использование множества служебных методик, применение в организации тренинга характерного для всякого практического проекта принципа "практически ценной эклектики", а также многие другие факторы обуславливают высокую сложность конкретно-практической методики акмеологического тренинга программно-целевой направленности.

Ниже мы приводим сводную таблицу методического арсенала акмеологического тренинга программно-целевой направленности в его сравнении с методическим арсеналом СПТ:

Методические комплексы Характеристики / составляющие методических комплексов Наличие в СПТ
Программно-целевой подход   -
Психотехнологический анализ   -
Обучение   -
  Многократное повторение +
  Пошаговое освоение технологий -
  Включенность в процесс групповой динамики и межгруппового взаимодействия +
Тренинговые процедуры Игровые имена и имиджи +
  Трансовая суггестия +/-
  Видеотренинг +
  Анализ учебных видеофильмов +
  Рефлексия упражнений и тренингов +/-
Игра   +
Психотерапия   +/-
МК "технологической культуры"   -
Культурная интеграция   +
Психофизическое и медицинское обеспечение   -

Обозначения:

         +   - присутствует в СПТ;

         -   - в СПТ отсутствует;

       +/-  - не является обязательным элементом СПТ.

Рис 1. Методические комплексы, составляющие и характеристики акмеологического тренинга в сравнении с СПТ.

Данная таблица показывает, насколько расширен методический арсенал акмеологического тренинга программно-целевой направленности в сравнении с СПТ, что вызвано направленностью акмеологического тренинга на совершенствование профессионального мастерства как целого и связанной с этим спецификой задач, стоящих перед ним.

 

§ 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.082 с.)