Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение уровня владения профессиональными умениями и навыками.

Поиск

Показателями повышения уровня владения профессиональными умениями и навыками может являться динамика как результатов выполнения участниками тренинга специальных тестовых и экзаменационных заданий, так и оценок уровня владения ими различными профессиональными умениями и навыками, данных квалифицированными экспертами, которые фиксируют использование изученных прикладных психотехнологий в реальной профессиональной деятельности при решении возникающих задач.

1. Показатели повышения уровня владения профессиональными умениями и навыками на основе данных тестирования.

Данная группа показателей складывается из результатов выполнения тестовых заданий, предложенных участникам в виде игр, проводимых в начале тренинга и при его завершении, а также специальных экзаменационных заданий по решению конкретных задач (например, составления рекламного объявления).

Используются такие показатели как показатель эмерджентности групповой работы при решении игрового задания, показатели количества использованных продуктивных психотехнологий в устных и письменных экзаменационных работах, количества допущенных ошибок при использовании новых психотехнологий.

Особым тестом на владение коммуникативными умениями и мотивировочными умениями можно также считать проводимые в рамках экзаменационной процедуры закрытые и открытые опросы участников по определению уровня профессиональной квалификации остальных членов группы, являющихся, как правило, членами одного коллектива. При отсутствии момента условности и реализации методики "подвода к риску" создается ситуация с ярко выраженным личностно-конфликтным характером, в которой должна проявиться степень развитости коммуникативных навыков членов группы и степень адекватности создаваемой участником тренинга "я-концепции" характеру решаемой задачи по реализации определенного образа действий при выходе из конфликтной ситуации.

2. Показатели повышения уровня владения профессиональными умениями и навыками на основе данных экспертной оценки.

Экспертная оценка уровня владения профессионалом конкретными профессиональными умениями и навыками проводится как перед проведением тренинга, так и через несколько месяцев после его проведения. Результаты экспертной оценки включают в себя:

§ оценку развитости конкретных профессиональных способностей будущих участников;

§ построение специализированной профессиограммы, демонстри­рующей минимальный средний уровень владения как соответствующими способностями, так и личностными качествами, необходимыми для продуктивного, осуществляемого на современном уровне технологической культуры выполнения того круга профессиональных задач, который стоит перед данным коллективом.

Эти исследования выполняются группой экспертов, включающей как акмеологов, так и представителей данной профессии и данного коллектива. В распоряжении экспертов находятся также и методики тестирования уровня развития соответствующих способностей, которые позволяют добиться практически достаточного уровня достоверности данных.

Результаты таких исследований сводятся в специальную таблицу, показывающую, какие из профессионально важных способностей профессионалов данной группы не соответствуют по своему развитию актуальному уровню профессиональных требований и требуют особого к себе внимания при проведении тренинга (подробнее см. главу 4 настоящего исследования), что позволяет как скорректировать общую программу тренинга перед его началом, так и определить степень его эффективности, что важно для постановки задач по его дальнейшему совершенствованию.

Важными показателями эффективности тренинга при этом являются как рост уровня владения отдельными умениями и группами профессиональных умений, так и достижение участниками уровня требований профессиограммы.

Следует также обратить внимание на субъективные показатели эффективности тренинга по критерию уровня владения профессиональными знаниями и умениями, которые складываются из оценки участниками тренинга уровня владения ими прикладными психотехнологиями, степени необходимости полученных технологических умений для совершенствования их профессионального мастерства и решения стоящих перед ними профессиональных задач.

2. - Совершенствование стиля профессиональной деятельности, оптимизация взаимоотношений между отдельными группами профессиональных умений и навыков, увеличение числа "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности.

Данный критерий эффективности является уникальным критерием акмеологического тренинга программно-целевой направленности, поскольку именно настоящий тренинг направлен на выполнение задачи совершенствования профессионального мастерства как целого и обладает достаточным методическим потенциалом для ее решения.

Помимо роста уровня владения отдельными навыками и психокоррекции наличного состояния мотивационно-потребностной сферы субъекта профессиональной деятельности методика тренинга, оказывая влияние на все группы профессиональных умений, как выясняется, способна обеспечивать оптимизацию общей структуры умений профессионала и совершенствование стиля его деятельности.

Ввести соответствующий показатель эффективности тренинга нам позволяет наличие в нем как в комплексном акмеологическом проекте методики построения модели акме-пространства, позволяющей соотнести стиль профессиональной деятельности с "формой" акме-пространства, а число степеней свободы субъекта профессиональной деятельности - с количеством факторных осей.

Выявленное в процессе построения акме-пространства наличие большого количества отрицательных корреляций среди групп умений, составляющих один фактор, понимается нами как наличие отрицательной взаимосвязи между ними, препятствующей гармоничному развитию профессионального мастерства.

Данное обстоятельство ставит перед тренингом задачу снятия данной отрицательной взаимосвязи и "разведения" отрицательно коррелирующих групп профессиональных умений, что означало бы увеличение числа факторных осей, размерности акме-пространства, а значит и появление у субъекта профессиональной деятельности новых степеней свободы в выборе и реализации методов решения профессиональных задач.

3. - Совершенствование смысловой сферы личности профессионала, его "я-концепции", решение его личностных проблем, препятствующих росту профессионального мастерства.

Совершенствование смысловой сферы личности - одна из центральных стоящих перед тренингом задач, определяемая его основной направленностью на совершенствование и коррекцию профессионального мастерства как целого. Достижение определенного результата в этой области, выражающееся в объективных показателях динамики развитости у профессионалов мотивировочного комплекса профессиональных умений, фиксируемого при помощи экспертных оценок до и после проведения тренинга, через успешности решения участником тренинга задачи выхода из конфликтной ситуации, управляемо моделируемой в рамках экзаменационной процедуры.

Однако, в данном случае особую ценность приобретают субъективные показатели эффективности тренинговых процедур, т.е. показатели, основывающиеся на данных самооценки самих участников тренинга. Информация о необходимых характеристиках при этом получается как в процессе общения с участниками в ходе тренинга, из формализованного интервью, проводимого на его выходе, так и из контактов с бывшими участниками тренинга, поддерживаемыми в течение долгого (практически неограниченного) времени после его проведения. Важным источником информации об эффективности тренинга по данному критерию можно также считать книгу отзывов фирмы "Имидж-контакт", проводящей акмеологические тренинги.

Существенными показателями в данном случае являются высказывания участников о переоценке и решении ими их личностных проблем в ходе тренинга, о переоценке своих жизненных ориентиров (перестройке "я-концепции"), о переоценке ими своих перспектив в области профессиональной деятельности, о возникновении и конкретизации планов профессионального самосовершенствования, фиксируемое изменение оценки ими степени необходимости новых знаний и умений реализовывать прикладные технологии.

Под факторами эффективности акмеологического тренинга программно-целевой направленности понимаются его методические комплексы и условия проведения, оказывающие определенное влияние на отдельные показатели и общий уровень его эффективности.

Определение значимости факторов эффективности акмеологического тренинга программно-целевой направленности позволяет сделать то обстоятельство, что за долгое время проведения тренинга он прошел несколько этапов своего становления и обогащения новыми методическими комплексами, в то же время по различного рода организационным обстоятельствам некоторое количество тренингов было проведено по сокращенной программе, при исключении некоторых методических комплексов, что позволило выявить степень влияния тех или иных процедур на показатели эффективности тренинга.

Важным источником информации о факторах эффективности акмеологического тренинга явились также литературные источники, описывающие сходные антропотехнические комплексы, например СПТ или управленческое консультирование с элементами тренинга, которые позволяют выявить, те результаты и уровни эффективности тренинга, которых удается достичь благодаря тренинговым процедурам, не предусмотренным или сознательно исключенным из описываемых антропотехнических комплексов.

Общая структура критериев и показателей акмеологического тренинга программно-целевой направленности представлена на Рис. 1.

Рис. 1. Структура критериев и показателей акмеологического тренинга программно-целевой направленности.

 

ГЛАВА III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.009 с.)