Ассоциированное/диссоциированное состояние. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоциированное/диссоциированное состояние.



Данная техника[167][5] применяется для снятия стресса, самопрограммирования (депрограммирования), самокоррекции и саморазвития (см. Рис. 2).

РИС. 2. Схема психотехнологии "Ассоциированное/диссоциированное состояние".

1. Проблема: представление /воспоминание/ негативного состояния (события) (NS) вызывает негативное ощущение (NF). Проанализировать, какой вид представления /воспоминания/ применяется:

- применяется ассоциированное представление (AS) - /шаг 2/;

- применяется диссоциированное представление (DS) - /шаг 6/.

2. Пережить негативное состояние (NS) в диссоциированном виде (DS) и проанализировать характер ощущений:

- ощущения продолжают быть негативными (NF) - /шаг 4/;

- ощущения стали нейтральными (0F) или позитивными (PF) - /шаг 3/.

3. Пережить негативное событие (NS) в диссоциированном виде (DS) 3-5 раз для закрепления положительных (PF) или нейтральных (0F) ощущений - /конец/.

4. Пережить негативное событие (NS) в двойной диссоциации (DS(DS)) и проанализировать новые ощущения:

- негативные ощущения (NF) - /процедура закончена, т.к. данная технология в данном случае неприменима/;

- позитивные (PF) или нейтральные (0F) ощущения - /шаг 5/.

5. Вспомнить негативное событие (NS) в двойной диссоциации (DS(DS)) 3-5 раз до закрепления положительных (PF) или нейтральных (0F) ощущений - /конец/.

6. Пережить негативное событие (NS) в ассоциативном виде (AS) и проанализировать новые ощущения:

- негативные ощущения (NF) - /процедура закончена, т.к. эта технология в данном случае неприменима/;

- позитивные (PF) или нейтральные (0F) ощущения - /шаг 7/.

7. Пережить негативное событие (NS) в ассоциативном виде (AS) 3-5 раз до закрепления положительных (PF) или нейтральных (0F) ощущений - /конец/.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001011.

 


Мини-программа.

Мини-программа предназначена для самопрограммирования и саморазвития (см. Рис. 3).

 

РИС. 3. Схема психотехнологии "Мини-программа".

 

1. Сформулировать позитивную команду необходимого действия X /”Сделать X"/.

2. В ассоциированном виде (AS) в трех модальностях (V,A,K) представить себе Rx /результат действия X/ до получения явных положительных ощущений (PF).

3. В диссоциированном виде (DS) представить Rx /возможные последствия невыполнения действия X/, найти и представить приемлемый выход из этой ситуации /”спасательный круг”/.

4. В ассоциированном виде (AS):

- представить себе условия, при которых должна запуститься внутренняя программа выполнения X /триггерный флажок/;

- пошагово представить выполнение действия X;

- результат выполнения действия X (Rx);

- довести яркость этих представлений до реальных позитивных ощущений (PF).

5. Вновь дать позитивную команду действия X.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 111011.

Шестишаговый рефрейминг.

Эта техника[168][6] используется для изменения личностных черт, снятия стрессов, зажимов, комплексов, что относится к саморазвитию и самокоррекции (см. Рис. 4).

1. Идентифицировать стереотип X, подлежащий изменению.

2. Установить коммуникацию с частью личности, ответственной за стереотип X, установить значение сигналов “Да” и “Нет”.

3. Развести поведение /стереотип X/ и намерения этой части личности (In(X)), получив ответом “Да” подтверждения подсознания (Yes) в случае представления каждого актуального намерения.

4. С помощью направленной фантазии создать новые стереотипы поведения (X’ - X’’’’), которые бы реализовали данные намерения, получая подтверждение их выбора подсознанием для реализации ответом “Да” (Yes).

5. Спросить часть, ответственную за стереотип X, возьмет ли она на себя ответственность за то, чтобы в соответствующих ситуациях выполнения своих намерений реализовать кроме X еще и новые выбранные подсознанием стереотипы X’,X’’,X’’’:

- ответ “Да” /шаг 6/;

- ответ “Нет” /повторить с шага 4/.

6. Экологическая проверка: спросить подсознание, имеются ли какие-либо части личности, которые возражают против какого-либо из выбранных новых стереотипов поведения:

- ответ “Да” /повторить с шага 2/;

- ответ “Нет” /конец/.

 

РИС. 4. Схема психотехнологии "Шестишаговый рефрейминг".

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 111111.

 


Новый Я”.

Это техника комплексного воздействия, направленная на самопрограммирование, саморазвитие, изменение личностных черт (см. Рис. 5).

 

 

РИС. 5. Схема психотехнологии "Новый Я".

 

1. Составить актуальный для сегодняшнего дня (Pr) список поведенческих стереотипов и черт личности, проявление которых необходимо ограничить либо исключить (-); составить также список желательных черт и стереотипов (+).

2. Обратиться к прошлому опыту (Pa) и вспомнить в ассоциированном виде (AS) те события и случаи, в которых проявлялись (-) черты.

3. Перевести эти воспоминания в диссоциированный вид (DS) гротескного типа “шарж”. Когда яркое представление “шаржированных” ситуаций вызовет негативные ощущения (NF), закрепить их на негативный якорь /левый кулак/.

4. Представить в диссоциированном виде (DS) свое желательное будущее (Fu) в виде последовательности простых поведенческих ситуаций (“идеал”), акцентируя внимание на проявлении желательных (+) стереотипов и черт.

5. Перевести представленный образ в ассоциированный вид (AS). Когда яркое представление “идеальных” ситуаций вызовет позитивные ощущения (PF), закрепить их на позитивный якорь /правый кулак/.

6. Представить диссоциированно (DS) два образа: слева “шарж”, справа “идеал”, мысленно сближать образы, сопровождая это сведением рук. В момент слияния образов переплести пальцы рук /скрестить якоря/. Представить слияние “шаржа” с “идеалом” до получения интегрированного образа [, имеющего как нежелательные, так и желательные черты.

7. Представить переход этого интегрированного диссоциированного образа (DS) в ассоциированную форму (AS) /влить образ в свое тело через скрещенные руки как теплую бурлящую жидкость/. Добиться ярких ощущений.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101111.

 

8. +/- шкала.

Самокорректирующая техника[169][7], предназначенная для снятия эмоциональных стрессов, решения личных проблем (см. рис. 6).

 

1. Создать индивидуальную +/- шкалу (от -10 до +10), расположив на ней различные возможные жизненные события (A,B,C,D,...), анализируя их значимость с точки зрения всей жизни.

2. Отметить местоположение на шкале вызывающего страх или нервное напряжение предстоящего события X в самом худшем варианте его реализации Xmax.

3. Найти Yopt /приемлемый и наиболее реальный выход из ситуации сложившейся после Xmax/ и оценить его достоинства и преимущества, как если бы этот вариант произошел с нулевой отметки.


 

 

РИС. 6. Схема психотехнологии "+/- шкала".

 

4. Вычислить результирующий эффект таких последовательных событий: это разница Z между оценкой негативного события Xmax и Yopt. Сопоставить Z с другими близкими по оценке событиями.

5. Сопоставить Z с пережитыми в прошлом негативными событиями (A,D,...) и с возможным самым негативным событием в жизни. Убедиться, что в прошлом Вы переживали и более серьезные потрясения, чем Z и X, и после этого все восстанавливалось и забывалось, были радости и неудачи. Представить жизнь в виде маятника или зебры, т.е. как неотвратимую последовательность белого и черного.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001011.

 

Взгляд из будущего.

Техника[170][8] самопрограммирования, самомотивирования, саморазвития (см. Рис. 7).

 

 

РИС. 7. Схема психотехнологии "Взгляд из будущего".

 

1. Профантазировав, сконструировать в будущем (Fu) образ себя, добившегося определенных целей, имеющего желаемые качества и черты.

2. Перейти из диссоциированного вида представлений (DS) в ассоциированный образ (AS) будущего (Fu) в трех модальностях (V,A,K). Получить весь возможный комплекс позитивных ощущений от представления обладания желаемыми качествами.

3. Из достигнутого будущего (Fu) диссоциированно (DS) осмыслить (V,A) сегодняшний день (Pr) как прошлое и проанализировать, что делается лишнего, а что наоборот, необходимо сделать, чтобы добиться поставленных целей. Составить список необходимых и лишних действий.

4. Вернуться в ассоциированное (AS) настоящее (Pr) с составленным списком, необходимым для планирования будущей деятельности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001011.

 

Модальные операторы.

Применение этой техники[171][9] обеспечивает самопрограммирование, постановку задач, работу с языком, саморазвитие, самомотивирование (см. Рис. 8).

 

РИС. 8. Схема психотехнологии "Модальные операторы".

 

1. Модальный оператор возможности:

 

1.1. “Не могу сделать X” (“Can’t do X”);

1.2. Представить себе сенсорный образ препятствия: “А что мешает...?”;

1.3. Построить мини-программу преодоления этого препятствия.

 

2. Модальный оператор долженствования:

 

2.1. “Должен сделать X” (“Must do X”);

2.2. Представить себе будущее (Fu) Rx /последствия невыполнения X/: “А что, если не X...?”;

2.3. Диссоциированно (DS) с Rx /результатом невыполнения X/ провести сопоставление по +/- шкале.

3. Модальный оператор желательности.

 

3.1. “Я хочу X” (“Wish do X”);

3.2. Перевести диссоциированное (DS) представление будущего (Fu) X в ассоциированный вид (AS) в трех модальностях (V,A,K);

3.3. Сопоставить ассоциированно (AS) этот вариант с другими реальными и возможными, после чего сделать выбор.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101011.

 

 

Мета-модель языка

Это техника расшифровки скрытой информации, формулирования фраз, самопрограммирования, саморазвития.

 

1. Номинализации: “Существительное, которое нельзя положить в тележку”.

- представить номинализацию как процесс.

- задать вопрос “Какое именно?”.

 

2. Неспецифический глагол: “Глагол без сенсорного образа”.

- задать вопрос “как именно?”.

 

3. Обобщение: с помощью универсальных качественных определений “всегда”, “никогда”, “ все”, “любой”.

- задать вопрос с этим словом, например: “Всегда?”.

 

4. Пропуск: отсутствие дополнений “что”, “где”, “когда”, “как”.

- задать уточняющие вопросы.

 

5. Сравнительные степени прилагательных: “лучше, самый лучший”.

- вопрос “Насколько...?”.

- вопрос “Относительно кого?”.

 

6. Референтный индекс: отсутствие указания на субъект действия.

- вопрос “Кто именно?”.

 

7. Модальные операторы: возможности, долженствования, желательности.

- МОВ: вопрос “А что мешает?”.

- МОД: вопрос “А что будет, если не...?”.

- МОЖ: вопрос “А что будет, когда...?”.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101010.

 

 

Временная линия.

Техника[172][10] используется для самопрограммирования, само­организации, самодиагностики.

 

1. Определите, как организовано внутреннее представление времени.

Выясните направление временных линий. Эта линия может быть направлена вперед-назад, слева направо, а также иметь форму “V”.

2. Проверьте “проблемное” состояние.

3. Осуществите проверку внутренней экологии.

“Все ли внутренние органы согласны на предстоящие изменения? Будет ли какая-то часть сопротивляться?”

4. Взлетите над временной линией.

5. Вернитесь в прошлое и найдите самый ранний нежелательный опыт в определенной цепочке.

6. Опуститесь в точку события, осознайте эмоции и сохраните полученную информацию.

“Извлечено много уроков из этого опыта. Я хочу, чтобы сохранилась эта информация в специально отведенном для этого месте”.

7. Произведите необходимые изменения в памяти.

8. Повторите шаги 5-7, используя самые ранние воспоминания, до тех пор, пока не исчезнет доступ к нежелательному состоянию или поведению. Если необходимо, повторите еще раз.

9. Вернитесь к настоящему моменту.

Погрузитесь в свою временную линию, чтобы убедиться, что она организована наиболее удобным образом.

10. Проверка.

Попытайтесь вернуть “проблему”. “Возможно ли вновь испытать то чувство?” Шаг в будущее: “Я хочу двигаться в сторону будущего, к какому-нибудь моменту в будущем, когда может случиться нечто, подобное испытанному. Представьте себе это как кино и заметьте насколько иначе все воспринимается”. Повторите шаг в будущее с событием более опасным. Это может быть необходимо для закрепления эффекта.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101010.

 


Тревога.

Это техника[173][11] работы с личными проблемами, самокоррекции (см. Рис. 9).

 

РИС. 9. Схема психотехнологии "Тревога".

 

1. Взлетите над временной линией и двигайтесь вперед в сторону будущего (F) на одну минуту дальше того момента, когда благополучно завершится событие (Е), по поводу которого, как Вы считаете, Вы испытывали тревогу.

2. Теперь обернитесь и посмотрите в сторону настоящего момента вдоль временной линии.

3. Где теперь находится тревога? (Если тревога не исчезает, скажите так: “Я знаю, что какая-то часть “Я” считает, что для организма важно иметь тревогу для мотивации, и я согласен, что мотивация необходима. Но проблема заключается в том, что тревога приносит вред здоровью. Нет ли других способов, которые хороши для мотивации и устраняют тревогу?”)

4. Вернитесь к настоящему моменту (N).

5. Если хотите, проверьте себя: подумайте о тревожном событии, и Вы заметите, что ваши эмоции улеглись.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001011.

 

 


Ограничивающее решение.

Техника самокоррекции и самопрограммирования, способствует решению личных проблем[174][12] (см. Рис. 10).

 

 

РИС. 10. Схема психотехнологии "Ограничивающее решение".

 

1. Взлетите над временной линией, вернитесь назад в прошлое и вниз к тому моменту (E), когда Вы приняли решение, которое теперь ограничивает ваши действия. (Примечание: Этот метод не годится для травмы и фобии!)

2. Обратите внимание на испытываемые эмоции, а также заметьте, осознаете ли Вы решение, которое было принято там. Запомните полученные выводы.

3. Вновь взлетите над временной линией и вернитесь на 15 минут до начала события. Повернитесь и посмотрите вперед.

4. Где теперь ваши эмоции? А решение, оно тоже исчезло? (Если эмоции не исчезают, скажите себе: “Я знаю, что какая-то часть моего “Я” считает, что я должен был извлечь уроки из этого события, и я согласен, что для меня важно хранить положительный опыт в специально отведенном для этого уголке сознания. Поэтому, хорошо бы избавиться от излишних эмоций, не так ли?”)

5. При желании проверьте себя: вернитесь в свою память. Вы заметите, что воспоминания лишены эмоций.

6. Вернитесь к настоящему моменту (N) с такой скоростью, которая позволит событиям, происшедшим за это время, развиться заново в свете Ваших новых представлений.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001011.

 

 

Вина.

Данная техника развивает способности самодиагностики и самокоррекции[175][13] (см. Рис. 11).

 

 

РИС. 11. Схема психотехнологии "Вина".

 

1. Взлетите над временной линией, вернитесь назад на 15 минут до события (E), по поводу которого Вы чувствуете вину.

2. Сохраните положительный опыт, извлеченный из этого события, в специально отведенном для подобных уроков месте.

3. Обернитесь и посмотрите вдоль временной линии.

4. Где теперь вина? (Если чувство вины не проходит, скажите себе: “Я знаю, что какая-то часть моего “Я” считает, что из этого события следует извлечь урок, и я согласен, что для меня важно сохранять положительный опыт в специально отведенном для этого уголке сознания. И теперь неплохо было бы, чтобы эмоции исчезли, не так ли?”).

5. При желании проверьте себя: возвратитесь в свое воспоминание. Вы заметите, что эмоции улеглись.

6. Вернитесь в настоящий момент (N).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101011.

 


Отрицательные эмоции.

Данная техника используется для решения личных проблем, снятия стрессов[176][14] (см. Рис. 12).

 

 

РИС. 12. Схема психотехнологии "Отрицательные эмоции".

 

1. Взлетите над временной линией, вернитесь назад в прошлое и опуститесь к тому моменту (E), когда Вы впервые испытали подобные эмоции. (Внимание: этот метод не годится для травмы или фобии).

2. Обратите внимание, какие (еще) эмоции присутствуют, кроме исходной. Сохраните полученную информацию.

3. Взлетите над временной линией и вернитесь за 15 минут до начала события (E), обернитесь и посмотрите вперед.

4. Где теперь находятся эмоции? А остальные эмоции тоже исчезли? (Если эмоции не исчезают, скажите себе: “Я знаю, что какая-то часть моего “Я” считает, что я должен извлечь уроки из этого события, и я согласен, что для меня важно сохранить положительный опыт в специально отведенном для этого месте. А теперь хорошо бы, чтобы эмоции улеглись, не так ли?”)

5. При желании проверьте себя: вернитесь в воспоминание. Вы заметите, что эмоции улеглись.

6. Теперь вернитесь в настоящий момент (N) с такой скоростью, чтобы все события, происшедшие с тех пор успели перестроиться в свете ваших новых представлений.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001011.

 

Ниже мы приводим сводную таблицу векторов действий, схемы которых - психотехнологии - входят в программу тренинга как на уровне эксплицитного описания и изучаются участниками на лекциях и групповых занятиях, так и на уровне навыков, которыми участники тренинга овладевают в процессе выполнения упражнений, угровых ролей, реализации собственного игрового имиджа на протяжении всего акмеологического тренинга.

 

Таблица 2. Направленность векторов действий описанных психотехнологий.

 

Комплексы умений I II III IV V VI
Психотехнологии: Комм. Орг. Мотив. Констр Гност. Проект
I. Психолингвистические 1 0 1 0 1 1
II. Аутопсихологические:            
1. "Мнемотехн.принципы Г.Лорейна" 0 0 0 0 1 0
2. "Аутотренинг" 0 0 1 1 1 1
3. "Ресурс" 1 0 1 1 1 0
4. "Ассоц./диссоц. состояние" 0 0 1 0 1 1
5. "Мини-программа" 1 1 1 0 1 1
6. "Шестишаговый рефрейминг" 1 1 1 1 1 1
7. "Новый Я" 1 0 1 1 1 1
8. "+/- шкала" 0 0 1 0 1 1
9. "Взгляд из будущего" 0 0 1 0 1 1
10. "Модальные операторы" 1 0 1 0 1 1
11. "Мета-модель языка" 1 0 1 0 1 0
12. "Временная линия" 1 0 1 0 1 0
13. "Тревога" 0 0 1 0 1 1
14. "Ограничивающее решение" 0 0 1 0 1 1
15. "Вина" 1 0 1 0 1 1
16. "Отрицательные эмоции" 0 0 1 0 1 1

 

 

Б. Упражнения.

 

Тренинг 1.

1.1. "Наблюдение за асимметрией".

ЦЕЛЬ: Научиться следить за невербальным поведением партнера и выявлять несимметрию невербальных проявлений.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Группа (3 человека). А ("режиссер") объясняет В ("актеру") суть ситуации, которую В должен сыграть (продемонстрировать). С ("психолог") пытается прочитать внутреннее состояние В, внимательно наблюдая за его невербальными реакциями.

После демонстрации - обсуждение.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3х5 минут со сменой ролей (всего 15 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 100010.

 

1.2. "Наблюдение за ГСД с рукой".

ЦЕЛЬ: Научиться отслеживать движение глаз партнера и фиксировать эти движения согласно таблице ГСД.

ВЫПОЛНЕНИЕ: группа (3 человека). А задает вопросы В. В отвечает на вопросы. С рукой перед собой повторяет (отслеживает) движение глаз В.

После демонстрации - обсуждение с анализом движения глаз В в зависимости от контекста ситуации.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 7-10 минут со сменой ролей (всего 20-30 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 100010.

 

1.3. "Выделение предикатов".

ЦЕЛЬ: Научиться выделять предикаты в речи партнера.

ВЫПОЛНЕНИЕ: В рассказывает С любую историю в модальности, которая тайно задается ему А. С выявляет предикаты в речи В и тихо называет модальность, к которой относится данный предикат.

После демонстрации - обсуждение.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 7-10 минут со сменой ролей (всего 25-30 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 100010.

 

1.4. Отражение модальности.

ЦЕЛЬ: Научиться излагать мысли в заданной модальности и изменять модальность с сохранением контекста и смысла рассказа, а также реагировать на модальность, определяемую по ГСД, соответствующим предикатом.

ВЫПОЛНЕНИЕ: В ведет рассказ в модальности, которую тихо (так, чтобы не слышал С) предлагает А, стоя за его спиной. С отражает ГСД партнера рукой, проговаривая свои варианты предикатов, соответствующих модальности ГСД, и предикатов рассказчика.

После демонстрации - обсуждение.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 5 минут со сменой ролей (всего 15 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 100010.

 

1.5. "Чтение мыслей".

ЦЕЛЬ: Научиться определять истинность и ложность сообщений при сопоставлении вербальных и невербальных ответов.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Группа (3 и более человек). Участник А загадывает число и сообщает его В. В думает об этом числе. С и остальные участники по пульсу, дыханию, глазам и т.п. в сочетании с вербальными ответами В определяют заданное число.

После ряда попыток - обсуждение.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 15-20 минут.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 100010.

 


Тренинг 2.

 

2.1. "Выявление стратегий ГСД".

ЦЕЛЬ: Научиться выявлять стратегии ГСД, используемые партнером при воспоминании, описании настоящего состояния и при представлении будущего.

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группах по 3 человека. А предлагает В описать или вспомнить ситуацию. С выявляет стратегии ГСД В. (стратегии поиска, репрезентации, оценки). При этом желательно выполнение зарисовок.

После выполнения - обсуждение.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 10 минут в каждой роли (всего 30 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101001.

 

2.2. "Слуховая память".

ЦЕЛЬ: Развитие слуховой памяти.

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группе. Один из участников в среднем темпе произносит набор цифр, не связанных между собой слов или воспроизводит мелодию, сложный ритм и т.п. Участники группы восстанавливают произнесенное по памяти. Постепенно количество элементов набора увеличивается. Возможно предлагается набор чисел, связанных математическими операциями. Остальными участниками при этом вычисляется конечный результат.

После демонстрации - обсуждение.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 10-15 минут.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 000010.

 

ЦЕЛЬ упражнений 2.3.-2.6. - развитие визуальной памяти.

 

2.3. Визуализация: "Муха".

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группе. Один из участников задает направление "передвижений" "мухи" по воображаемому полю: расчерченному на квадраты (3х3, 4х4, 5х5 и т.п.). Задача - определить момент выхода "мухи" за поле или попадания ее в условную "ловушку". Усложнение: 2-3 мухи, трехмерное пространство.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 5-10 минут. По возможности - В свободное время.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 000010.

 

2.4. Визуализация: "Спички".

ВЫПОЛНЕНИЕ: Несколько спичек выбрасывается на плоскость. В течение короткого времени участники запоминают их расположение и ориентацию. Затем они восстанавливают запомненное положение. Количество спичек можно постепенно увеличивать.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 5-10 минут. По возможности - В свободное время.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 000010.

 

2.5. Визуализация: "крестики-нолики".

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группах по 3 человека. А и В играют в "крестики-нолики" без изображения на бумаге. С зарисовывает их ходы и выполняет роль судьи.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: В свободное время.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 000010.

 

2.6. "Штирлиц".

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группе. Запоминается расположение предметов (комнате, на столе, в одежде участников их поза и т.п.). Затем один из участников, пока остальные этого не видят, меняет расположение или количество предметов. Задача остальных - установить, что было изменено.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 10-15 минут. По возможности - В свободное время.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 000010.

 

2.7. "Метод связок".

ЦЕЛЬ: Научиться запоминать большое количество не связанной между собой информации с использованием трех модальностей и принципов Г.Лорейна.

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группе. Один из участников в среднем темпе произносит набор слов, не связанных между собой по смыслу. Остальные запоминают этот набор, используя приемы мнемотехники. Количество слов может увеличиваться.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3-4 дня по 30 минут.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 000010.

 

2.8. "Метод зацепок".

ЦЕЛЬ: Научиться запоминать ряд разрозненных или сгруппированных цифр.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Аналогично упражнению 2.2., с той разницей, что участники должны запомнить больший набор цифр, используя метод "связок" и таблицу "зацепок".

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 15-20 минут.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 000010.

 

Тренинг 3.

 

3.1. "Кинестетическое присоединение".

ЦЕЛЬ: Освоить метод кинестетического присоединения на вербальном и невербальном уровне.

ВЫПОЛНЕНИЕ (1 способ): В группе по 3 человека. В занимает определенную позу. С принимает такую же позу, присоединяется дыханием, тембром, высотой и громкостью голоса, взглядом, расслабленностью или напряженностью и т.п. А оценивает действия С и дает заключение.

ВЫПОЛНЕНИЕ (2 способ): А становится сзади В и движением руки отслеживает дыхание В. С присоединяется Дыханием и позой.

ВЫПОЛНЕНИЕ (3 способ): Кинестетическое присоединение через руку. В следит своей рукой за движениями руки А, сохраняя контакт на уровне касания. Следует добиться бессознательного повторения движений.

После выполнения - обмен мнениями.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 10 минут со сменой ролей (всего 30 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 111000.

3.2. "Разрыв".

ЦЕЛЬ: Овладение специфическим коммуникационным паттерном (СКП).

ВЫПОЛНЕНИЕ: При разговоре с партнером использовать СКП и попытаться навязать свою программу.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: Постоянно, в течение дня.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101000.

 

3.3. "ПТ-1: "Замена стратегии".

ЦЕЛЬ: Научиться изменять эмоциональный отклик партнера на его переживание путем изменения стратегии ГСД.

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группах по 3 человека.

1. С предлагает В вспомнить и представить какое-либо негативное переживание.

2. С фиксирует стратегию ГСД В при негативном переживании.

3. С предлагает В вспомнить и представить какое-либо позитивное переживание.

4. С фиксирует стратегию В при позитивном переживании.

5. С предлагает В визуализировать негативное переживание на ладони руки С.

6. С повторяет своей ладонью движение глаз В (в соответствии с ГСД, выявленной на стадии 4), соблюдая фазы поиска, репрезентации, оценки (несколько раз).

7. Проведение экологической проверки - воспоминание негативной ситуации без руки.

Задача А - проверять правильность выполнения и анализировать происходящее.

После отработки - обсуждение и сравнение субъективных оценок проведенного сеанса.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 10 минут со сменой ролей (всего 30 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101000.

 

3.4. "ПТ-2: "Замена кинестетического триггера".

ЦЕЛЬ: Научиться изменять эмоциональный отклик партнера на его переживание путем замены кинестетического триггера.

ВЫПОЛНЕНИЕ: В группах по 3 человека.

1. С предлагает В представить какое-либо негативное переживание (-Хвнеш).

2. В описывает физиологический отклик своего тела на данное переживание (-Хвнутр) и выявляет первое телесное проявление этого физиологического ответа (-Yвнутр) - кинестетический триггер.

3. С предлагает В представить какое-либо позитивное переживание (+Хвнеш).

4. В описывает физиологический отклик своего тела на данное переживание (+Хвнутр) и выявляет первое телесное проявление этого физиологического ответа (+Yвнутр).

5. При воссоздании В негативного переживания, С запускает +Yвнутр в конце референтного этапа стратегии воспоминания негативного события (несколько раз).

6. В описывает физиологический отклик. Выясняет, стал ли он отличен от -Хвнутр.

Задача А - проверять правильность выполнения и анализировать происходящее.

После отработки - обсуждение и сравнение субъективных оценок проведенного сеанса.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 15 минут со сменой ролей (всего 45 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101100.

 

Тренинг 4.

 

4.1. "ПТ-1: "Ресурс" (дано подробное эксплицитное описание).

ЦЕЛЬ: Научиться изменять эмоциональный отклик партнера на его переживание переключением его ресурсных состояний через скрещивание "заякоренных" эмоциональных откликов.

ВЫПОЛНЕНИЕ:

1. С предлагает В вспомнить и представить какое-либо негативное переживание на данном месте № 1.

2. С предлагает В вспомнить и представить то же негативное переживание на следующем месте № 2.

3. С проводит "якорение" негативного переживания в конце фазы репрезентации.

4. С предлагает В вспомнить и представить какое-либо позитивное переживание на месте № 3 и проводит его "якорение" в конце фазы презентации. (Несколько раз).

5. С предлагает В вспомнить в месте № 4 негативное переживание, а в конце фазы презентации использует позитивный якорь. (Несколько раз).

6. С проверяет реакцию В при воспоминании негативной ситуации в месте № 3 без позитивного якоря. Если остался негативный "осадок" (ощущение), то следует начать с шага 4. Если негативных ощущений нет или они заметно уменьшились, то следует переходить к следующему этапу.

7. На месте № 5 С проводит "скрещивание якорей", закрепленных на стадиях 2 и 4 в конце фазы презентации.

8. Производится экологическая проверка негативного переживания на месте № 1. Если при воспоминании негативной ситуации переживания не исчезли, то следует повторить всю процедуру, начиная с шага 2.

Задача А - проверять правильность исполнения и сравнение субъективных оценок проведенного сеанса.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 3 х 15 минут со сменой ролей (всего 45 минут).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101110.

 

4.2. "Метафоризация".

ЦЕЛЬ: Отработка навыков изменения поведения людей косвенным обращением, метафорой, использованием плакатов и изопродукции.

ВЫПОЛНЕНИЕ: При разговоре с партнером использовать косвенную речь, метафору, "кавычки", незаметно добиваясь желаемых изменений в поведении партнера.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: Постоянно, в течение дня.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101011.

 

4.3. "Авторитетная метафора".

ЦЕЛЬ: Отработка навыка изменения отношения, взгляда или мнения человека относительно реальных событий и предметов.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Аналогично упражнению 4.2., акцентируя внимание партнера на авторитетных метафорах (высказывание значимой, авторитетной личности, исторического лица и т.п.) в адрес мысленного персонажа по проблеме, которая стоит перед партнером.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: В течение дня.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 101011.

 

Тренинг 5.

 

5.1. "Мини-программа в АС"

ЦЕЛЬ: При помощи использования мини-программы научиться технике самомотивации на действие.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Задать себе мини-программу на выполнение необходимого действия по следующим этапам:

1. Сформулировать позитивную программу на необходимое действие ("Сделать Х!").

2. В ассоциации представить результаты проведенного действия Х.

3. В диссоциации представить последствия непроведенного действия, найти приемлемый выход из этого положения.

4. В ассоциации подробно представить, как это действие будет выполняться (по шагам), довести до представления в ассоциации результатов действия.

5. Вновь дать положительную установку на необходимое действие (п.1).

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: Поставить несколько мини-программ на

ближайшее время и последующие дни. Проследить за их выполнением и выяснить мотивацию выполнения действий.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 111011.

 

5.2. "Воспоминание в ДС".

ЦЕЛЬ: Научиться анализировать изменение переживания за счет перевода воспоминаний из АС в ДС.

ВЫПОЛНЕНИЕ: Представить в АС негативное переживание. Затем то же переживание представить в ДС. Провести анализ психофизиологического отклика в обоих состояниях и выявить различия. Попробовать провести двойную диссоциацию.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 15 минут.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЕКТОРА ДЕЙСТВИЯ: 001011.

 

5.3. "ПТ-4: АС-ДС".

ЦЕЛЬ: Научиться изменять эмоциональный отклик партнера на его переживания переводом его при воспоминании из АС в ДС или наоборот.

ВЫПОЛНЕНИЕ:

1. С предлагает В представить какое-либо переживание в ассоциированном состоянии (АС).

2. С обращает внимание на психофизиологические отклики В.

3. С предлагает В вспомнить и представить то же переживание в ДС (возможна многократная диссоциация).

4. С анализирует психофизиологические отклики В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.278 с.)