Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продуктивной профессиональной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Акмеологический тренинг программно-целевой направленности, будучи акмеологическим проектом, направленным на совершенствование и коррекцию профессионального мастерства как целого нуждается, кроме того, в таких методиках диагносцирования наличного состояния профессионального мастерства, которые позволяли бы выявлять, по возможности выражаемые математически, характеристики его целостности и по их изменениям судить об эффективности реализации тренинговых процедур. Использование таковых характеристик должно позволить не только измерять уровень развития отдельных умений профессионалов, но и их организацию и взаимодействие в рамках целостного профессионального мастерства. В качестве такой методики мы использовали построение математической модели профессиональной деятельности, описанное ниже. При этом, мы полагаем, что данная методика имеет гораздо более широкие границы ее возможного применения, нежели просто обеспечение измеримости показателей эффективности акмеологического тренинга программно-целевой направленности.
Подойти к проблеме математического моделирования продуктивной профессиональной деятельности нам позволяет положение о психотехнологической составляющей профессионально важных личностных качеств. Решение этой проблемы необходимо в целях внедрения в состав акмеологических проектов математических и электронных технологий, позволяющих существенным образом повысить эффективность акмеологических проектов и в перспективе позволит объединить на практике требующий больших временных и трудовых затрат содержательный уровень психотехнологических исследований и необходимость массового охвата системами совершенствования профессионального мастерства кадров, занятых в различных областях деятельности. Учет же в модели профессиональной деятельности личностных характеристик субъекта деятельности принципиально важен потому, что, как отметил Ю.М.Забродин, "профессиональные" модификации модели личности", не учитывающие личностных характеристик и "ориентированные на классические профессиограммы", т.е. "учитывающие лишь так называемые инструментальные качества" не могут дать картины профессиональной деятельности определенного субъекта по той причине, что, "последние обычно способствуют успеху в деятельности только при сформированной мотивации и развитой профессиональной направленности личности"[69][1]. Интерпретация же личностных качеств как имеющих свою психотехнологическую составляющую позволяет на теоретическом уровне указать на их общность с процессуальными психотехнологиями и, таким образом, создать основу для математического моделирования всего психотехнологического потенциала личности, поскольку объектом приложения методов математической статистики вообще могут быть лишь величины, за которыми стоят явления одного порядка. Кроме того, построение пространственной модели профессиональной деятельности, как мы покажем в настоящем параграфе, позволяет рассматривать профессионально важные личностные качества не только как особые параметры профессиональной деятельности наряду с процессуальными умениями, но, что особенно важно, подойти к ним в их системообразующей функции, задающей системные характеристики, "конфигурацию" пространства профессиональной деятельности, определяющую развитость отдельных групп процессуальных умений и отношения между ними. На первом этапе данного исследования мы будем иметь дело не собственно с психотехнологиями, но с комплексами психотехнологий, объединяемыми в синтетические характеристики профессиональных умений, что оправдано рядом обстоятельств: во-первых, в этом случае мы сможем работать с более доступной информацией, не требующей разработки особого комплекса технологических процедур исследования, позволяющих фиксировать степень развитости всего комплекса профессионализма на психотехнологическом уровне, но уже позволяющей внедрять и развивать технологию математического моделирования продуктивной профессиональной деятельности, во-вторых, обработка даже этой информации позволяет нам существенно расширить наши представления об организации всего комплекса профессиональной деятельности, например, о соотношении различных групп профессиональных умений, и в-третьих, данное исследование может иметь непосредственное практическое значение на предварительном этапе реализации акмеологических проектов, направленных на совершенствование и коррекцию профессионального мастерства. Итак, определив профессиональные умения в их широком понимании, как включающие в себя всяческие умения и способности человека, могущие иметь отношение к его профессиональной деятельности и оказывать воздействие на степень ее продуктивности, можно провести исследование, направленное на определение уровня развития профессиональных умений отдельного человека, а также на выявление экспериментальным способом тех взаимоотношений и корреляций, которые имеют место между реально существующими умениями профессионала, путем построения математической модели продуктивной профессиональной деятельности. В этом случае на место теоретического анализа психотехнологических комплексов, свойственных мастерам высокого уровня и определенной профессиональной деятельности как таковой, и построения их классификации логическими средствами (что, безусловно является необходимым моментом организации процесса профессионального обучения и совершенствования профессионального мастерства) приходит экспериментальное исследование актуально существующих умений профессионалов различного уровня и выявление взаимосвязей между ними путем применения различного рода средств статистического анализа, применяемых в рамках теории систем. Такого рода исследование должно, с одной стороны, показать реально существующую степень взаимосвязи между профессиональными умениями, логически объединяемыми в психотехнологические комплексы профессиональной деятельности, и послужить, своего рода, практической проверкой аналитических акмеологических конструкций, а с другой стороны, - при изучении профессиональной деятельности мастеров высокого уровня - скорректировать теоретические представления относительно реальной значимости определенного уровня овладения теми или иными психотехнологическими комплексами для достижения определенного уровня профессионального мастерства. Помимо теоретической значимости такого исследования его целью может быть также получение картины актуально существующего уровня развития умений определенного профессионала и их "конфигурации", что имеет большое практическое значение в процессе коррекции профессиональной деятельности и совершенствования профессионального мастерства. Использование методов корреляционного, факторного и кластерного анализа позволяет получить наглядные, поддающиеся интерпретации результаты и построить математическую пространственную модель, демонстрирующую уровень развития тех или иных профессиональных умений и понимаемую как психотехнологическое пространство субъекта профессиональной деятельности, которое - в то же время - является пространством его готовности к совершению определенных действий и в этом смысле - пространством его возможностей. Тут следует сделать существенно важную оговорку. Результаты данного исследования не призваны и не могут служить достаточным основанием для описания потенциальных возможностей человека по совершению того или иного действия, точного предсказания степени продуктивности его действий в той или иной ситуации профессиональной деятельности, ведь со счетов ни в коем случае нельзя сбрасывать способность человека к саморазвитию, к освоению и изобретению собственных психотехнологий, к приобретению новых личностных свойств в процессе деятельности, в процессе достижения решения таких задач, для выполнения которых у него первоначально не было достаточной психотехнологической оснащенности. Результаты данного исследования, таким образом, могут дать лишь картину актуально наличной готовности субъекта профессиональной деятельности к осуществлению тех или иных действий, той или иной целенаправленной профессиональной деятельности и в этом смысле - поле его актуальных возможностей, не зависящих от случайности овладения или не-овладения субъектом теми или иными психотехнологиями в процессе деятельности, т.е. возможностей, на создание которых и направлены различные антропотехнические методики. Но посредством представления картины готовности субъекта к осуществлению определенных действий результаты данного исследования могут иметь и прогностическую значимость, поскольку "получение прогностических выводов, определяющих особенности будущей деятельности или поведения человека, составляет одну из основных целей применения психодиагностических методов[70][2]". Основываясь на том понимании, что вся совокупность освоенных субъектом психотехнологий - рассматриваемая в данном случае как совокупность его умений - обеспечивает возможности субъекта по совершению определенных действий и целенаправленной деятельности, такое психотехнологическое пространство, построенное с использованием математических методов, можно рассматривать как пространство наличных возможностей человека, а его размерность и развернутость может выступать как показатель достигнутых характера и уровня психотехнологического развития, степень достижения человеком его личностного "акме". В этой связи нам кажется возможным назвать такое пространство субъектным "акме-пространством". Экстраполируя такой подход на анализ процессуальной развитости группы людей (например, профессионального коллектива), можно построить групповое "акме-пространство", понимая в этом случае под субъектом профессиональной деятельности группу. При этом должно соблюдаться условие достаточности данных для построения кривых реализации субъектом тех или иных умений в его деятельности, между которыми только и могут быть вычислены показатели корреляции. Так, построение группового акме-пространства возможно на основе данных о развитости определенных профессиональных умений у каждого члена группы. Построение же индивидуального акме-пространства требует растянутой по временной шкале информации о реализации субъектом тех или иных умений при решении стоящих перед ним профессиональных задач. На основе полученной информации о развитости у субъекта умений совершать определенные действия (базирующиеся на применении различного рода психотехнологий) строится матрица данных, суммирующая его способности в некоторой конкретной содержательной области (в нашем случае профессиональной, в ее широком понимании), а затем к полученным матрицам данных применяются методы многомерной статистики, факторный, кластерный анализ, методы многомерного шкалирования, латентный анализ и пр., позволяющие систематизировать полученную информацию и выделить структуры, лежащие в основе матрицы данных, которые затем интерпретируются как фундаментальные структуры актуальных умений испытуемого. Являясь "несущими конструкциями", каркасом всей психотехнологической оснащенности деятельности субъекта, они опосредуют отношение человека к миру и выступают в качестве категориальных структур психотехнологической оснащенности деятельности, хотя при этом могут и не осознаваться субъектом как таковые, т.е. быть не доступными самонаблюдению и интроспекции. Факторный анализ позволяет выделить пучки взаимосвязанных (за счет включенных в них психотехнологий) элементов и таким образом уменьшить исходный базис признаков описания, сводя их к неким обобщенным категориям-факторам (типам психотехнологий), которые поддаются интерпретации со стороны исследователя, а при математическом моделировании акме-пространства выступают его координатными осями. При геометрическом представлении пространства выделяемые с помощью факторного анализа категории психотехнологической оснащенности деятельности субъекта образуют координатные оси некоего n-мерного пространства. Размерность акме-пространства (число независимых, не- или слабо коррелирующих между собой факторов) демонстрирует психотехнологическую сложность индивидуальной или групповой деятельности, а достигнутый человеком уровень освоения этой деятельности, уровень развитости его умений (оснащенности психотехнологиями) предстает широтой освоения такого пространства, удаленностью границ внешней оболочки многомерного акме-пространства от точки начала координат.
Рисунок 1. Многомерное акме-пространство с количеством факторов (осей пространства) n=3.
Следует отметить, что математическая модель акме-пространства не может претендовать на достаточную геометрическую наглядность, поскольку таковой могут обладать лишь 2-х и 3-мерные модели. Количество же факторных осей акме-пространства на практике превышает эти значения. Конкретная задача, решение которой требует применения однозначно определенного комплекса умений задает точку в этом пространстве, которая может находиться как внутри оболочки (если субъект оснащен в необходимой степени навыками и умениями), так и за ее пределами (если задача и существующий способ ее решения требуют применения большего набора психотехнологий, чем освоенный субъектом).
Рисунок 2. Акме-пространство и возможные позиции профессиональных задач, требующих однозначного применения определенного набора профессиональных умений - внутри (Т2) и вне (Т1) пространства.
Конкретное действие, осуществляемое субъектом, а значит такое, для осуществления которого он обладает достаточной психотехнологической оснащенностью, будет в данном случае представлять собой вектор, началом которого является точка отсчета системы координат (абсолютное не-действие (не-умение)), а концом - координатная точка внутри акме-пространства субъекта, характеризующая суммарное применение определенного набора психотехнологий. Естественно, вектор может иметь своим концом только точку внутри оболочки освоенного психотехнологического пространства ("реальное - как минимум - возможно"). Таким образом, вектор действия может включить в себя точку задачи (т.е. задание выполнено) только если задача в принципе выполнима на базе освоенных психотехнологий - ранее или в самом процессе деятельности по ее выполнению, что и демонстрирует положение точки задачи внутри акме-пространства. Длина проекции вектора действия на оси факторов показывает величину задействованности в данном конкретном действии психотехнологий, охватываемых этими факторами. Важным операциональным коррелятом субъектного акме-пространства выступает мощность выделяемых факторов (вклад фактора в общую дисперсию), отражающая степень согласованности умений, объединяемых в данном факторе. Здесь важно отметить, что мощность фактора есть статистическая характеристика, имеющая сама по себе относительный смысл, но она может наполняться объективным содержанием за счет учета степени развитости конкретных умений при совершенствовании процедур сбора информации: обеспечении объективной фиксации реализуемых в деятельности психотехнологий, например, более детальной проработки списка элементов матрицы оценок развитости профессиональных умений и введении алгоритмов определения степени их развитости. Большая величина мощности фактора может быть обусловлена как индивидуальными склонностями, образованием, особенностями субъективного опыта, так и большим весом данного фактора в самой осуществляемой деятельности. Важно также отметить, что при анализе степени развитости тех или иных профессиональных умений, реализуемых субъектом в реально осуществляемой им деятельности, мы имеем дело не со всеми умениями субъекта, которые можно было бы по их предметным характеристикам отнести к профессиональным умениям, но лишь с теми, которые он действительно реализует при решении профессиональных задач. В этом случае мы не можем говорить о всех потенциальных возможностях профессионала, о наличии у него незадействованного в реальной деятельности "резерва" профессиональных умений, которые по той или иной причине не находят своей реализации в деятельности, либо уступая конкурирующим, более эффективным умениям, направленным на решение той же задачи, либо вытесняясь притиворечащими им психотехнологиями (личностными характеристиками субъекта, например). В качестве примера рассмотрим построение акме-пространства профессиональной деятельности управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.011 с.) |