Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные ошибки при использовании сложных предложений

Поиск

1. Неправильный выбор союза, повторение одного и того же, излишнее использование соотносительного слова: Казалось, что опасность так близка, что избежать ее не удастся; Мы любовались теми звездами, которые сияли в ночном небе.

2. Неправильный порядок слов: Это повесть о школе, в центре которой стоит образ современного учителя.

3. Неразличение вводного слова и сказуемого: Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

4 В сложносочиненных предложениях является ошибкой использование разнотипных частей предложения в качестве однородных конструкций. Например, нарушением синтаксической нормы является объединение в качестве однородных конструкций придаточного предложения и члена простого предложения: На совещании обсуждались вопросы улучшения качества и нет ли возможности снизить себестоимость.

5. Нарушением синтаксической нормы является различный порядок слов в однородных предложениях. Например: В нашей школе хорошо поставлена воспитательная работа, внеклассные мероприятия проводятся, повышается успеваемость учащихся (во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов).

6. В сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным союзные слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа. Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным искажает смысл высказывания. Например: У нас в гостях был Евгений со своим догом, который рассказал о секретах воспитания собак.

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое сложное предложение и чем оно отличается от простого?

2. За счет чего создается цельность сложного предложения?

3. В чем отличие сложных предложений?

4. Какие ошибки возникают при использовании сложных предложений?

Выполните данные упражнения

Упражнение 1. Исправьте сложные предложения. Объясните допущенные ошибки.

1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают. 2. И как жестокий укор на католической иконе в доме «странного человека» остаётся висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем. 3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества. 4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов.

 

Упражнение 2. Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.

I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.

II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.

Упражнение 3. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите средства связи простых предложений, входящих в сложные. Запишите, обозначая вид сложного предложения.

1) Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Упражнение 4. Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов.
Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.

1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Упражнение 5. Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые отношения между их частями опирались бы на лексические значения таких слов и словосочетаний:

плохая погода - несостоявшаяся прогулка; словарь — правописание слов; весна — цветы; жаркая погода - пляж; билет на поезд – командировка

Упражнение 6. Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений.

1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу. (По П. Казакову.)

Упражнение 7. Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.

1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

Упражнение 8. Подготовьте устное сообщение на тему «Особенности употребления сложных предложений».

Тестовые задания

1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное
2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?

Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)
3. В каком случае дано сложное предложение?

1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.
4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?

1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.
5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?

1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.
6. Какое предложение является сложносочиненным?

1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Анночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.
7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин)
8. Какое предложение является сложноподчиненным?

1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
2) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
3) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
4) То раздавались удары, то пели колеса.
9. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из дому можно выходить только изредка. (И.А.Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л. Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не исключили из гимназии. (И. Бунин)
10. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.
11. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)
12. Какое предложение является сложным с разными видами связи?

1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем — на этот крик лиса прибежит.
13. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…
Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.
14. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.
15. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения.

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.

Тема 17. Пунктуация в простом и сложном предложении.

Задание 1. Прочитайте текст «Пунктуация в простом и сложном предложении».

Пунктуация — система знаков препинания и исторически сложившихся правил их применения в письменной речи.

Пунктуационные нормы — правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.

Любую мысль человек оформляет логически с помощью языка и реализует в речи. Владение пунктуационными нормами является показателем нашей культуры мышления. Использование знаков препинания имеет обязательный и общественно значимый характер, так как обеспечивает одинаковое для пишущего и читающего понимание письменного текста. Неправильная постановка знаков препинания или их отсутствие затрудняет восприятие информации, искажает ее смысл. Так, письменный текст без знаков препинания читается в 4—5 раз медленнее, чем пунктуационно оформленный текст.

Принципы русской пунктуации

Назначение пунктуации — быть средством расчленения письменной речи, указывать на то, что высказывание не является непрерывным потоком. С учетом этого в современной пунктуации реализуется взаимодействие трех принципов — структурного, смыслового и интонационного.

Структурный (грамматический) принцип проявляется в том, что знаки препинания обусловлены синтаксическими характеристиками предложения, т.е. его синтаксической структурой. Основой данного принципа является выделение членов предложения в их синтаксической роли и взаимосвязях. Структурный принцип регулирует правила расстановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных и обособленных членах предложения, в осложненном или сложном предложении и т.д. Например: Заканчивая свою речь, я хочу выразить уверенность в справедливости того приговора, который вы вынесете моей подзащитной (Дервиз О. В. Речь в защиту Васильевой); Судебная хроника — хорошее средство расширения гласности правосудия, но и она не должна вмешиваться в работу следователя и юстиции (Каи Н. П. Речь в защиту Далмацкого).

Смысловой принцип выражается в том, что любое высказывание имеет определенный смысл, который может быть изменен порядком расстановки знаков препинания. Примером данного принципа является выбор постановки запятой в предложениях типа «Казнить нельзя помиловать», «Обжаловать нельзя привести в исполнение» и др. Знаки препинания помогают выделить информационный центр высказывания и передать смысловые оттенки. Например: На дне его души будет по-прежнему неисцелимая рана... (Андреевский С. А. Речь в защиту Андреева) — постановка двоеточия после наречия по-прежнему перенесет на него логическое ударение во фразе, поставит слово в формальную и смысловую зависимость от предыдущего глагола, а не от следующего прилагательного, изменит простое предложение на сложное.

Интонационный принцип определяет постановку знаков препинания в соответствии с ритмикой и мелодикой речи. Любое высказывание является интонационно оформленным, а знаки препинания передают особенности интонационного рисунка речи. Например: Что же произошло? Почему вместо того, чтобы жить честно и трудиться, соблюдать наши законы и быть достойным членом нашего общества, он оказался на скамье подсудимых?

Выбор между точкой, многоточием, восклицательным или вопросительным знаком в конце предложения, а также использование разных знаков в самом высказывании отражает именно этот принцип. Например: Нам всем бы хотелось, чтобы ларчик похитрее открывался. А он открывается просто: Миронович невиновен. Начнете с этого и кончите этим: оправдайте его! Вы не удалитесь от истины (Карабчевский Н. П. Речь по делу Мироновича); В какое положение поставил себя следователь? Что ему делать? Прекратить дело? Казалось бы, единственное, что нужно сделать! (Киселев Я. С. Речь в защиту Бердникова).

Пунктограмма — единица пунктуации, место применения определенного пунктуационного правила в предложении. Эго постановка знаков препинания с учетом морфологической и синтаксической характеристики предложения. Для осмысления синтаксиса и пунктуации предложения рекомендуем последовательно выполнять следующие логические операции (алгоритм выбора пунктограммы в предложении):

1) найти и подчеркнуть грамматическую снову (или основы) предложения, т.е. подлежащее и сказуемое;

2) определить по количеству основ, простое оно или сложное;

3) если предложение простое, то определить его тип: двусоставное или односоставное;

4) если предложение сложное, то определить его тип: сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), бессоюзное сложное (БСП);

5) в простом предложении или в каждой простой части сложного предложения определить способ осложнения: а) однородными членами предложения; обстоятельством, выраженным б) деепричастным или в) сравнительным оборотом; г) определением, выраженным причастным оборотом или прилагательным; д) приложением; е) вводной конструкцией; ж) обращением; з) уточняющим членом предложения и т.д.;

6) расставить знаки препинания с учетом синтаксических и смысловых связей в предложении.

Виды знаков препинания, их функции: знаки выделения (их функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;

знаки отделения (их функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске): точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;

особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).

Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

  Знаки препинания в конце предложения

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);

Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?);

восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!);

многоточие ставится в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.);

Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так.)

 Тире между членами предложения.

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

  при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом (Моя мама - учитель.);

если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Защищать Родину - это наш долг.)

2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),

если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Она балерина.),

если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок.),

если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),

если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),

в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).

 Знаки препинания при однородных членах предложения

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание: если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял по скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),

если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);

 не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами: запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание: запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.); запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как..., так и; не так...,как; не столько..., сколько; не только..., но и; хотя и..., но; если не..., то; столько же..., сколько; насколько..., настолько.

Знаки препинания в сложных предложениях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.228 (0.011 с.)