В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, Т. Е. Не содержат ошибок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, Т. Е. Не содержат ошибок.



А) более шире — более широкий — шире — ширее

Б) короче — более короткий — кратчайший — самый короткий

В) хуже — более плохой — худший — самый худший

Г) лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех

23. Найдите вариант, где форма сравнительной степени сравнения прилагательного образована неправильно.

А) хороший — лучше

Б) чистый — чище

В) красивый — красивее

Г) богатый — богатее

24. Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно.

А) чистый — чистейший

Б) твердый — наиболее твердый

В) глубокий — глубочайший

Г) умный — очень умный                     

                            Употребление местоимений

Задание 3. Прочитайте текст «Употребление местоимений».

Образование и употребление форм местоимений также должно соответствовать морфологическим нормам, так как их неправильное употребление ведет к речевым ошибкам. Специфика местоимения состоит в том, что в системе языка они выполняют функцию заместителей слов. Ошибки в речи появляются в связи с неточностью употребления личных местоимений в сложных предложениях: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной - возникает вопрос: Кто заболел? Кто стал нервным? Или: Отец заболел и умер, когда ему было девять лет – Кто умер? Отец в девять лет?

      Влияние просторечия – это еще одна распространенная ошибка при использовании местоимений в речи. Ошибочно употребление просторечных форм: у ей, у их, с ими, внутри их – по норме языка к личным местоимениям 3-его лица прибавляется Н после предлогов: без, в, для, к, ан, над и др. Предлоги наречного происхождения – вопреки ему, согласно ей, вслед им, подобно ей, навстречу ему, благодаря ему, сравнительной степени прилагательных и наречий (Он старше ее. Она приехала раньше его) – не требуют начального согласного Н. Это не относится к предлогам, требующим родительного падежа: впереди него, около нее. Неверно использование в речи слова «ихний» вместо их, которые тоже можно услышать в той или иной ситуации общения.    

       Синонимичны в русском языке личные местоимения я и мы. Для выражения объективности в научных работах вместо местоимения я иногда употребляется местоимение мы: Мы проанализировали несколько случаев и пришли к выводу, что … Однако в современных научных текстах чаще используют стилистически нейтральный монолог, который ведется от третьего лица: Автор предлагаемой статьи рассматривает вопросы использования …

       Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, свой – наш, свой – ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. Нередко они бывают лишними во фразах: В (своей) автобиографии он говорил…

       Возможность соотнесения местоимений его, ее, их, свой, себя с двумя или несколькими предшествующими им существительными нередко служит источником неясности фразы. Например: Мастер напоминает ученику, что уборка рабочего места - это его обязанность (неясно: ученика или мастера) (следует: Мастер напомнил ученику, что уборка рабочего места – это обязанность всех рабочих, в том числе и ученикаили: Мастер напомнил ученику, что тот должен убирать свое рабочее место).

      Двусмысленность возникает при использовании местоимения себя и свой: Ему велели отнести вещи Ирины к себе ( к Ирине? к нему? ); Он не разрешает мне производить опыты над собой ( над говорящим? над тем, кто запрещает?) Разговорный характер имеет пропуск местоимения себя в устойчивых сочетаниях представлять собой, представлять себя, чувствовать себя и др. Неправильно: Гидротехнический комплекс представляет (следует: представляет собой) одну из крупнейших строек страны.

     Местоимения каждый, любой, всякий близки по смыслу. Однако в ряде случаев их замена невозможна. Например: Совещание может быть назначено на любой день недели, (т.е. на один из дней, безразлично какой); Совещания проводились каждый день (т.е. все дни); Проводились всякие совещания (т.е. различные совещания). Об этих смысловых различиях не всегда помнят. Кроме того, не всегда учитывается стилистическая окраска местоимений каждый, любой, всякий. Неправильно: Бригада строителей использует всякий свободный час (следует: каждый свободный час или любое свободное время), чтобы устранить мелкие недостатки; Газеты нам доставляют не всякий (следует: каждый) день - здесь местоимение всякий имеет разговорную окраску.

        Различаются оттенками значения местоимения сам и самый. В сочетании с существительным местоимение сам выделяет это существительное: Прибыл сам начальник участка; местоимение самый подчеркивает тождество названных предметов: Начальник участка повторил те самые слова, которые ….

       Синонимичны неопределенные местоимения кто-то – некто, что-то – нечто. Местоимения некто, нечто вносят в повествование более абстрактный и книжный характер

       Синонимичны относительные местоимения который и какой, хотя у каждого из этих местоимений есть свои оттенки значения: который конкретизирует указательные значения придаточного определительного предложения, а какой придает придаточному предложению качественный оттенок. Ср.: Не было книги, которую бы он не прочитал. – Перед нами был тот самый человек, какого мы хотели увидеть.

       Синонимичны местоимения который – чей. Ср .: Это передача о людях, чьи имена знает вся страна. – Это передача о людях, имена которых знает вся страна.

       При употреблении местоимений могут возникнуть речевые ошибки. Чаще всего ошибки возникают в результате нарушения соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате чего может возникнуть двусмысленность высказывания, например: Мальчик был определен в детский лагерь, скоро он уезжает ( кто – мальчик или лагерь?). Фразу можно исправить: Мальчик был определен в детский лагерь и скоро с ним уезжает. Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего-существительного личным местоимением 3-го лица, например: Николай, он был представителем студенчества.

       Ошибкой является и неоправданное употребление указательных и личных местоимений, например: Когда он был там, он увидел лису. Речевые недочеты возникают при условии замещения нескольких слов. Замещающие местоимения должны быть согласованы в роде, числе и падеже, например: Молодежь боялась, что их не поймут (следует: Молодые люди боялись непонимания.)

Задание 4. Вопросы для самоконтроля:

1. Какие вариантные формы местоимений вы знаете? Определите их функционально-стилистическое различие.

2. Каковы особенности употребления притяжательных местоимений?

3. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении тех или иных форм местоимений?

Выполните данные упражнения:

Упражнение 1. Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

 Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2. Раскройте скобки. Выберите нужную форму местоимения и обоснуйте свой выбор. Исправьте ошибочные примеры.

У (него, его) нет ни минуты свободного времени. 2. Для (него, его) не представляет интереса этот вопрос. 3. Благодаря (ней, ей) мы смогли пойти на экскурсию. 4. Вокруг (них, их) разгорелся спор. 5. Мой брат моложе (нее, ее). 6. Мы находились напротив (него, его). 7. Мальчик позвал нас к себе, к нему). 8. Я услышал (мое, свое) имя. 9. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции. 10. (Их, ихние) книги я не брал.

Упражнение 3. Составьте предложения со следующими словосочетаниями. Запомните особенности употребления личных местоимений в них.

Побежал к нему — побежал навстречу ему. По­шел за ним — бросил вслед ему. Опоздал из-за него — сделал благодаря ему.

Упражнение 4. Найдите в тексте предложения, в которых неправильно употреблено местоимение ОН. Исправьте ошибки.

В лощине он увидел перед собой что-то вроде реки, но когда он доехал до нее, то узнал проезжую дорогу. Он объяснил ей, что он морской летчик. Когда отец подошел к сыну, мать увидела, что он побледнел. Каж­дому тоже казалось, что он так же давно в эскадрилье, как любой другой.

Упражнение 5. Перепишите, вместо точек вставьте формы местоимений сам(а) или самый(ая). Объясните, почему вы выбрали форму того или иного местоимения.

На спектакле присутствовал... автор. Исправление в рукописи сделано... поэтом. Туристы остановились на ночлег у... леса.... дорогой для меня человек — это мать. Я... рад твоему успеху. Я... расскажу о своих успехах. Он рассказал о... значительных моментах своей жизни.

 

Упражнение 6. Укажите устно семантико-стилистическое различие между синонимическими вариантами выделенных местоимений.

Я люблю мою дочь. – Я люблю свою дочь. Всякий это знает. – Каждый это знает. Здесь жил некто. – Здесь жил кто-то. Иной бы не стал этим заниматься. – Другой бы не стал этим заниматься. Я знаю кое-что. – Я знаю что-то. Расскажи что-либо. – Расскажи что-нибудь. Он любит сам себя. – Он любит самого себя. У нее собралось много народу. – У ней собралось много народу.

Упражнение 7. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

1. Я застал помощника в своем кабинете. 2. Мать велела сыну налить себе чаю. 3. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4. Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5. Писатель показал образ матери в своем развитии. 6. Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7. Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.

 

Упражнение 8. Укажите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте в данных предложениях неправильные формы местоимений. Запишите правильный вариант.

1.Много замечательных предложений внесли рационализаторы компании. Их применение помогает облегчить труд работников. 2. Мастера охотно передают свой опыт молодежи, готовя из них достойную смену. 3. Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка. 4. Внешне брат выглядел моложе нее, хотя они были ровесники. 5.В автобусе бригада перекликается, смеется. Они держатся так, будто не было ревущего фонтана, досок над головами.

Упражнение 9. Исправьте ошибки в употреблении местоимений, запишите правильный вариант.

1.Туристы переправлялись через реку на байдарке. На ней уже поднимались волны. 2. Новый железобетонный мост ведет к городу. С него открывается прекрасный вид. 3. У коллектива фабрики еще много трудностей. Им нужно наладить четкую работу по графику. 4. На стендах выставлены книги. Их только в первом зале было больше десяти. 5. В своем отчете технолог завода говорит о лучших наших рационализаторах. 6. Работники бригады Захарова просили редакцию рассказать о своих трудностях. 7. Председателя комиссии мы застали в своем кабинете.8. На счету контролеров много хороших дел. С их помощью улучшилось качество силикатного кирпича. 9. Наладчика мы застали на своем месте. 10. Студенты-заочники вернулись к себе и приедут лишь на весеннюю сессию. 11. Выздоравливающий чувствует себя хорошо, готовится к выписке

Упражнение 10. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите правильный вариант.

1. Большинство студентов будет принимать участие в олимпиаде. Оно поедет в Москву. 2. Безграмотность развивает безынициативность людей, необходимо бороться с нею. 3. На доске объявлений помощники вывесили списки участников конкурсов, через неделю их число увеличилось. 4. Когда проводятся экзамены, устраиваются консультации, на это уходит много времени. 5. Многие ученики уже прочли роман и принялись за новый, но есть и такие, которые отстают в этом. 6. Сегодня, кроме обучения языку по стандартной программе, этим занимаются сами учителя по методу преподавателя Иванова. 7. Директор сказал секретарю, что это не входит в его обязанности. 8. Судья адресовал свои аргументы участникам турнира, убедительно доказывая их правоту. 9.Пристрастие к чтению утратили многие люди; кажется, что иные из них и не имели его. 10. Мать попросила дочь примерить её платье. 11. При высших учебных заведениях открываются лицеи, с каждым годом они совершенствуются.

Упражнение 11. Подготовьте устное сообщение по теме                                 «Стилистические особенности употребления местоимений в речи».

Тестовые задания

1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

А) на действие;

Б) на предметы, признаки и количества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.02 с.)