Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Понятие языковой нормы. Ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные типы норм. Орфоэпические нормы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Прочитайте текст «Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Основные типы норм. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка». Основной задачей культуры речи является изучение языковых норм на всех уровнях языка с целью активного воздействия на общественную языковую практику. Норма – совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Литературная норма отличается рядом свойств. 1. Норма едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке. Единство и общеобязательность нормы проявляются в том, что представители разных социальных слоев и групп, составляющих данное общество, обязаны придерживаться традиционных способов языкового выражения, а также тех правил и предписаний, которые содержатся в грамматиках и словарях. 2. Норма консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе – общепринятое употребление языковой единицы. Консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений. Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам. 3. Норма изменчива во времени: нормы меняются в результате изменения социальных условий, поэтому в тот или иной период развития литературного языка неизбежно существование старой и новой нормы. (Б.Н. Головин. Основы культуры речи). Норма меняется медленнее, чем развивается литературный язык в целом. Чем более развита литературная форма языка, чем лучше она обслуживает коммуникативные нужды общества, тем меньше она изменяется от поколения к поколению говорящих. Изменяться может нормативный статус не только отдельных слов, форм и конструкций, но и образцов речи. Например, так называемая старомосковская произносительная норма во второй половине ХХ в. была почти полностью вытеснена новой нормой, отражающей тенденцию к сближению устной и письменной речи. Кодификация языка – это регистрация, фиксация фонетических, лексических и грамматических норм словарями, справочниками, грамматиками и т.п. Процесс нормализации необходим там и тогда, где и когда возникает вариантность языковых единиц и появляется проблема выбора с целью сохранения единообразия литературного языка. Вариантность – это способность языка передавать одни и те же значения разными формами. Вариантность можно рассматривать как конкуренцию средств выражения. В результате этой конкуренции побеждают варианты, наиболее удобные и целесообразные для конкретных условий общения, т.е. конкуренция – это закономерное явление, продиктованное коммуникативной целесообразностью. Основная причина возникновения вариантов – языковые изменения, которые происходят под воздействием как внешних, так и внутренних причин. Далеко не все из того, что «может» языковая система, «разрешается» языковой нормой. Например, система русского языка предусматривает образование форм первого лица единственного числа от всех глаголов, способных иметь личные формы; однако норма «не разрешает» образовывать форму 1-го лица от глаголов победить, убедить (победю – побежду, убедю – убежду) и «предписывает» обходиться описательными оборотами: сумею (смогу) победить (убедить), одержу победу и т.п. Литературная норма может быть императивной (строгой) – всеобщей, обязательной (алфавѝт, катало̀г) и диспозитивной (нестрогой) – допускающей варианты (одноврѐменный – одновремѐнный). Норма действует на всех уровнях языка. 1. Фонетическая (орфоэпическая) норма – норма в произношении и ударении. Например, норма предполагает произношение в первом предударном слоге на месте орфографического а или о в первом предударном слоге звука, близкого к [а] > [∧] – [к∧ро,въ]. Нарушением данной нормы является, например, «поджатое аканье» – [къровъ], распространенное в уральских говорах. 2. Лексическая норма включает в себя два аспекта: а) правильное употребление слова по значению. Пример нарушения лексической нормы: Пассажир обязан предъявить кондуктору купюру достоинством не более 10 руб. (Объявление в троллейбусе). Слово предъявить имеет значение показать (предъявить документ); б) выбор стилистического варианта, соответствующего речевой ситуации. Пример нарушения лексической нормы: «Нам еще предстоят разборки с Международным Олимпийским Комитетом». Слово разборки является жаргонным, а потому неуместным для данной речевой ситуации. 3. Морфологическая норма – правильное образование форм различных частей речи. Примерами нарушения морфологической нормы может быть употребление таких форм, как крана, троса, торта, кекса, (им. п. множ. ч. сущ. муж. рода); ляжь, в стах метрах и т.д. 4. Синтаксическая норма – правильное построение словосочетаний и предложений. Неправильное построение словосочетаний: утверждать о том, диктует о том и т. д. Неправильное построение предложения не позволяет понять его смысл: «Соседка видела двух молодых людей, с которыми она распивала спиртные напитки, которые потом пошли к ней в гости» (Из телепередачи). 5. Пунктуационная норма - правила выбора и употребления знаков препинания в предложении. В своем развитии литературный язык чрезвычайно осторожно отбирает средства из других разновидностей национального языка – из диалектов, просторечия, жаргонов. Норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление все наиболее выразительное, коммуникативно необходимое и отсеивает все случайное, функционально излишнее. Эта селективная и одновременно охранительная функция нормы, ее консерватизм – несомненное благо для литературного языка. Это позволяет литературному языку служить связующим звеном между культурами разных поколений и разных слоев общества. Норма – это каркас, сохраняющий литературный язык. Орфоэпические нормы Орфоэпия ( от греч. orthos– правильный, epos– речь ) – это 1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают произносительные нормы и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация); 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы). Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях. Рассмотрим основные правила литературного произношения, которых необходимо придерживаться. Произношение гласных. 1. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции. Редукция может быть количественной (когда звук меняет лишь долготу звука) и качественной (когда звук меняет свое качество). 2. Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко. 3. Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [е] и [и]: пятак - п[и]так, перо – п[и]ро. 4. Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут — мед[ы]нститут, из искры — из [ы]скры. Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление. 1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т.д. Произношение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет слово Бог – Бо[х]. [г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк̓]ий – лёгкий, ле[хк]о – легко. 2. Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения. По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный). Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, -Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др. Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о. В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар — серде[шн]ый друг. Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис, [о]тель) и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е] (с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ]). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т̓]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер. Всегда перед [е] смягчаются заднеязычные согласные: па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет Ударение – выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Русское ударение разноместное (может падать на любой слог в слове: осень, казарма, пароход); и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доска– доски). Ударение имеет большое значение в русском языке и выполняет различные функции: – указывает на семантику (значение) слова: хл о пок – хлоп о к; – указывает на грамматическую форму (р у ки – им. падеж мн. ч.; рук и – род. падеж ед. ч.); – помогает различать значение слов и их формы (б е лок – род. падеж мн. ч. слова белка; бел о к – им. падеж ед. ч. слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза). Следует отметить, что в русском языке существует большое количество вариантов ударения: равноправные варианты (тр а вниковый – травник о вый, и скристый – искр и стый) и неравноправные, различия в которых обусловлены значением (острот а – остр о та), стилистической принадлежностью слов (балов а ть – книжное, б а ловать – разговорное; к о мпас – общеупотребительное, комп а с – профессиональное), временными рамками (м у зыка – современное, муз ы ка – устаревшее). При постановке ударения следует руководствоваться правилами, существующими для разных частей речи. Имя существительное 1. Ряд существительных имеет неподвижное ударение на основе во всех формах: дос у г – дос у га, т о рт – т о ртами, шр и фт – шр и фты, волк – в о лка и т.д. 2. Многие односложные существительные мужского рода имеют в родительном падеже единственного числа ударение на окончании: штр и х – штрих а, б и нт – бинт а, с е рп – серп а, з о нт – зонт а и т.д. 3. В форме винительного падежа единственного числа одни существительные женского рода имеют ударение на окончании (соха – сох у, беда – бед у, вина – вин у, зола – зол у и т.д.), другие – на основе (гора – г о ру, борода – б о роду, вода – в о ду, зима – з и му и т.д.). 4. В родительном падеже множественного числа существительные 3-го склонения произносятся: – с ударением на основе: п о честей, возв ы шенностей, гл у постей, м е стностей и др.; – с ударением на окончании: новост е й, крепост е й, очеред е й и др. Допускаются варианты: п я дей – пяд е й, о траслей – отрасл е й. Имя прилагательное 1. Многие краткие прилагательные имеют подвижное ударение, переходящее с основы на окончание в форме женского рода. В кратких формах среднего и мужского рода ударение ставится на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: м у дрый – мудр а, м у др, м у дро; н е жный – нежн а, н е жен, н е жно. 2. В форме множественного числа кратких прилагательных допускаются варианты произношения: м у дры – мудр ы, н е жны – нежн ы и др. Но только – легк и, в о гнуты, пр а вы, крас и вы. 3. Если в краткой форме прилагательных женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение ставится на основе: крас и ва – крас и вее, брезгл и ва - брезгл и вее и т.п. Глагол 1. Во многих глаголах прошедшего времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: а) начать – н а чал, начал а, н а чало, н а чал; плыть – плыл, плыл а, пл ы ло, пл ы ли; реже на основе: б) дуть – дул, д у ла, д у ло, д у ли; класть – клал, кл а ла, кл а ло, кл а ли 2. Среди глаголов на -ировать выделяются две группы: а) с ударением на и (коп и ровать, дискут и ровать, консульт и ровать); б) с ударением на а (нормиров а ть, премиров а ть, пломбиров а ть). Причастие 1. Страдательные (пассивные) причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы: а) форме на - и ровать соответствует форма на - и рованный (блок и ровать – блок и рованный, заплан и ровать – заплан и рованный); б) форме на -иров а ть – форма на -ир о ванный (премиров а ть – премир о ванный, сформиров а ть – сформир о ванный). 2. У кратких страдательных (пассивных) причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончание, в других – на приставку: а) взятый – взят а, начатый – начат а, принятый – принят а; б) в причастиях на - бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку: з а брана, пр и звана и т.п. Задание 2. Вопросы для самоконтроля: 1. К какому типу лингвистических словарей следует обращаться, чтобы уточнить нормы произношения? 2. Каковы особенности русского ударения? 3. Какую роль выполняет русское ударение в семантических вариантах слов? 4. Назовите особенности произношения иноязычных слов. Выполните данные упражнения Упражнение 1. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение звука, обозначенного буквой Г. Какими фонетическими законами обусловлено его произношение в конце и середине слов? Объясните, с чем связана допустимость произношения [Y]. 1. Торг, досуг, друг, пирог, диалог, флаг, вдруг, он смог, морг, порог, зажег, Бог. 2. Легчайший, легкий, мягчайший, легковооруженный, легкомысленный, легковой. 3. Гам, гастарбайтер, город, гул, разговор, жаргон, Аргентина, гвардия, гвозди, безгласный, догма, графин, погром, гребешок, гегемон, гносеология. 4. У Черного моря, своего, мягкого, шестого, маминого, слепого. 5. Бога, Господи, благо, богатый. Упражнение 2. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение -чн-. Объясните, какими причинами обусловлено двоякое произношение этого сочетания. [шн]: горчичник, конечно, нарочно, яичница, двоечник, скворечник, прачечная, скучно, пустячный, скучный, Ильинична; [чн]: поточный, командировочный, сказочный, съемочный, конечный, заочный, месячный, прибавочный, алчный, веревочный, гречневый; [чн] и [шн]: лоточник, полуночник, порядочный, лавочник, сливочный, булочная, подсвечник, горничная. Упражнение 3. Отметьте особенности в произношении слов со звуками, которые обозначены двумя одинаковыми буквами, произнесите их. 1. Аннибалова клятва, иллюминация, хлорофилл, аббревиатура, программный, группка, грипп, аккредитив, суббота, киловатт, прогресс, корректор, хоккей. 2. Поддержка, с собакой, былинный, струнный, оттаять, ванна, трасса, рассечь, вилла, беззлобный, из класса, гамма, ссора. Упражнение 4. Прочитайте данные ниже слова. Какой фонетический закон действует при произношении гласных звуков в безударной позиции? Каковы современные нормы их произношения? Беда, молоко, пятак, часы, жена, ржаной, жалеть. Упражнение 5. Пользуясь орфоэпическим словарем, вместо точек вставьте буквы е или ё. Прочитайте данные слова. Аф…ра, оп…ка, ман…вры, деловая см…тка, гренад…р, ист…кший год, разнош…рстный, быти…, осужд…нный, жити…, голол…дица, плат…жеспособный, ос…длый, перен…сший, остри…, иноплем…нный, бл…клый, трехв…д...рный. Упражнение 6. Прочитайте слова в таблице, обращая внимание на заголовки столбцов.
Упражнение 7. Пользуясь орфоэпическим словарем, определите, в каких из приведенных ниже иноязычных слов обязательно произношение безударного гласного [о] на месте буквы о. Произнесите данные слова. Шопен, рояль, поэзия, бокал, трио, вокзал, боа, Отелло, бордо, сонет, фойе. Упражнение 8. Вставьте, где необходимо, пропущенную букву. Прочитайте данные слова. Объясните их значение. Интриган…, конфиде…циальный, дерма…тин, инци…дент, э…сгумация, конста…тировать, дико…браз, э…скорт, конъю…ктура, грейпфру..т. Упражнение 9. Прочитайте данные ниже сочетания слов. Составьте из них аббревиатуры. Произнесите их. Какие из составленных аббревиатур являются буквенными, а какие – звуковыми? Министерство иностранных дел; Организация Объединенных наций; Центральное разведывательное управление; Китайская Народная Республика; Содружество Независимых Государств; средства массовой информации; Национальная хоккейная лига; высшее учебное заведение. Упражнение 10. Расставьте ударение в словах. Агент, алфавит, алкоголь, агрономия, анатом, апостроф, асимметрия, афиняне, баловать, блага, вероисповедание, воспринятый, духовник, диспансер, документ, двоюродный, джинсовый, досуг, еретик, жалюзи, знамение, завидно, зернопровод, звонит, иконопись, катарсис, кирка, каталог, кладовая, комбайнер, красивее, маркетинг, мастерски, мельком, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, похороны, прикус, ракушка, свекла, соболезнование, склады, средства, танцовщица, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство, христианин, цыган, черпать, эксперт. Упражнение 11. Проверьте по орфоэпическому словарю, все ли данные слова при изменении ударения приобретают другой смысл. Броня, замок, индустрия, кругом, клубы, лавровый, мука, острота, призывного, творог, угольный, хоры. Упражнение 12. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа и расставьте в них ударение. Область, отрасль, местность, прибыль, кисть, скатерть. Торт, шарф, сирота, доска. Упражнение 13. Образуйте от следующих прилагательных краткие формы м., ж. и ср. рода; расставьте в них ударение. Брезгливый, веселый, вредный, гордый, горький, дешевый, крепкий, красивый, правый, редкий. Упражнение 14. Расставьте ударение в глаголах на - ировать. Бомбардировать, блокировать, газировать, гравировать, дебатировать, дискутировать, драпировать, информировать, нормировать, компрометировать, копировать, лакировать, премировать, опломбировать, транспортировать, формировать. Упражнение 15. От следующих глаголов образуйте формы м., ж. и ср. рода прошедшего времени; расставьте в них ударение. Дуть, задать, класть, нанять, начать, плыть, понять, слыть. Упражнение 16. Расставьте ударение в кратких страдательных причастиях. Взят – взята – взято – взяты; Начат – начата – начато – начаты; Принят – принята – принято – приняты; Забран – забрана – забрано – забраны; Призван – призвана – призвано – призваны. Упражнение 17. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения. 1. Правительство выделило средств а̀ на строительство газопр о̀ вода в Сибири. 2. По факту кражи было возб у̀ ждено уголовное дело. 3. Э̀ ксперт констатировал поломку з у̀ бчатого колеса. 4. Отчет за первый кв а̀ ртал был сдан вовремя. 5. Укр а̀ инский язык так же, как и русский, является языком восточнославянской группы. 6. Ученики быстро пон я̀ ли объяснения учителя. 7. Самые вкусные торт ы̀ печет моя бабушка. 8. Несмотря на кризис, руководство все же смогло прем ѝ ровать отличившихся сотрудников. 9. Это платье красив ѐ е, чем то. 10. Нами было подано ходат а̀ йство о предоставлении помещения для бездомных животных. 11. Ты мне завтра позв о̀ нишь? 12. Ректорат заботится о материальном обеспеч ѐ нии студентов. Упражнение 18. Подготовьте монологическое высказывание по теме: «Понятие языковой нормы. Основные типы норм. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка». Тестовые задания
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.91 (0.013 с.) |