Тема 5: Орфографические нормы русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: Орфографические нормы русского языка



Задание 1. Прочитайте текст «Орфографические нормы русского языка»   

Культура письменной речи состоит в том, насколько грамотно каждый носитель языка может передать на письме особенности графического изображения слов, входящих в общую систему языка. Раздел науки о языке, исследующий правила написания слов, получил название орфография – «правильное письмо», а орфографическими нормами следует считать научно обоснованные и утвержденные правила написания слов. Именно соблюдение правил позволит сэкономить время при письменном обращении и не доставит трудностей при расшифровке письменной информации.

Проблема орфографической безграмотности часто остается неразрешенной. Причина здесь обычно не в сложности правил, а в отсутствии интереса работы со словом, в непонимании взаимосвязи, существующей между элементами языка. Живые фонетические процессы, происходившие в языке в течение довольно длительного периода, привели к тому, что между произношением и написанием установились сложные отношения. Общеизвестно, что гласные о - а, и - е в потоке речи в различных фонетических позициях звучат одинаково (в/а/да =вода, р/а/бота; л/и/са,л/и/са = леса), один и тот же звук произносится на месте написания сочетаний – жч (мужчина), сч (счастье), а буквосочетание чн в речи произносятся двояко: коне/шн/но = конечно, сердечная (боль), серде/шн/ый (друг) и т.д.

    В современной языковой системе существует 156 правил произношения, зафиксированных в Орфоэпическом словаре под ред. акад. Р.И. Аванесова, которые создают определенные проблемы при написании. Возможно, следует соотнести эти правила и, как следствие, не допускать ошибок при письме. Но этого недостаточно. Грамотному человеку следует научиться отличать друг от друга те группы слов, которые называются частями речи, обязательна тренировка фонематического слуха, без которого невозможно иногда отличить одно слово от другого. Необходимо вдумываться в значение каждого отдельного слова, чтобы понять его смысл и не ошибиться в буквенном его выражении.

    Нормы русского правописания складывались долго и трудно. Вплоть до середины 20 века в области орфографии царил полный хаос, как писал об этом академик С.П. Обнорский. И только в 1956 году появился первый свод правил русского правописания – «Правила русской орфографии и пунктуации», установившие общую для всех норму правописания.

    Вся система орфографии была представлена пятью основными разделами:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитное, раздельное и дефисное написание;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов;

5) правила сокращения слов.

    После этого необходимо было представить способы и приемы работы по каждому из этих разделов. Для этого были выработаны принципы русского письма. Основным принципом является морфологический, т.е. принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется единообразие написания значащих частей слова вне зависимости от их произношения. Например: вода, воды, водяной ( корень вод- пишетсяодинаково во всех словах, хотя произносится по-разному ); поезд, поехал, почитал ( приставка по- пишется одинаково, хотя произносится по-разному); сосновый, березовый (суффикс –ов- пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении); степной, лампой (окончание -ой пишется одинаково, произносится по-разному). Таким образом, при морфологическом принципе написание не всегда совпадает с произношением.

    Фонетический принцип письма ориентирован на выбор звука из нескольких вариантов в строго определенных позициях: например, в позиции после приставок на согласный, когда пишущий выбирает без – или бес-, низ - или нис-, чрез - или чрес-: низвергнуть, но нисходящая; безграмотный, но бесчеловечный и т.д.

    Традиционный принцип предполагал заучивание той информации, которую трудно объяснить или осмыслить, так как описание не опиралось на грамматическую теорию. Непроверяемые написания называются традиционными. Например: песок, печаль, винегрет, атрибут и т.д.

    Дифференцирующий принцип применяется там, где два слова или две формы, имеющие одинаковое фонемное строение, условно разграничиваются с помощью орфографии (ожог – ожег, туш – тушь). Сочетание различных принципов при анализе слов и словоформ, несомненно, помогает, но без правил все-таки не обойтись.

Основные правила орфографии:

1. Правописание гласных в корне:

- безударные гласные в корне проверяйте ударением (развиваться – развитие, развеваться – развеять);

-непроверяемые безударные гласные смотрите по словарю (коридор, автомат, вокзал).

- Чередующиеся гласные а – о:

гар-, гор - (нагар, нагореть, под ударением – а, без ударения – О), искл .: изгарь, пригарь, выгарки.

зар-, зор- (зори – заря, под ударением – о, без ударения – а), искл .: зорянка, зоревать, зоревой, зарево.

кас-, кос-, лаг-, лож –(касаться, коснуться, предлагать, предложить) – за корнем - а – пиши а.

плав-, плов- (в словах пловец, пловчиха – пишите о, в остальных – а), искл .:плывун.
раст-, рост- (перед ст и щ пишите а: вырасти, выращенный, а в остальных случаях О: вырос, водоросль), искл.: отрасль, росток, Ростислав, Ростов, ростовщик и производные от них.

скак-, скоч- (перед к – а, перед ч – о, скакать, заскочить), искл.: скачок, скачу.

мак-, мок- (а – в значении «погружать в жидкость» - обмакнуть перо в чернила, О – в значении «пропускать жидкость» - промокательная бумага).

равн-, ровн - (а – в значении «равный», О – в значении «ровный» - сровнять ), искл.: равнина.

Чередование и – е (пишите в корне и, если за корнем стоит суффикс авычитать, блистать, в остальных случаях пишите еблестеть, вычесть), искл.: сочетание, сочетать.

2. Правописание согласных:

- неясные согласные нужно проверить родственным словом с гласным звуком или согласными л,м,н,р (косьба – косить, вперемешку – перемешать и т.д.;

- непроверяемые согласные проверяйте по словарю (бутсы, варежка и др.);

- непроизносимые согласные в сочетаниях стн, стл, лнц, рдц, стб проверяются однокоренными словами (радостный – радостен, поздно – опаздывать);

- двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах (главврач), иноязычных словах (терраса, баррикада), в производных с удвоенной согласной (программа – программный).

3. Правописание приставок:

- приставки над-, под-, пред-, пере-, на-, за-, об-, от-, до-, по-, вы-, о-, с-, у- пишутся всегда одинаково;

- приставки на з- (из-, низ-, роз-, воз-, без-, через-, вз-) перед звонкими согласными и гласными пишутся с буквой З, перед глухими – С (раздать, безаварийный, бессердечный, ниспадать);

- приставка с - пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными (спилить – сбить). В словах здание, здоровье, здесь З входит в состав корня;

- приставка роз – (рос -) пишется под ударением, без ударения раз- (рас-) (розыск - разыскивать); запомните: расчет, расчетный, расчетливый, но рассчитывать, рассчитаться, рассориться;

- после иноязычных приставок (контр-, суб-, транс-), а также после приставок меж-, сверх - сохраняется начальное и (изысканный – сверхизысканный, игра – контригра);

- после русских приставок на согласную вместо и пишется ы в соответствии с произношением (играть – разыграть, идейный – безыдейный);

- приставка пра- обозначает давность и пишется с некоторыми словами (прародина, прабабушка, праязык), в остальных случаях пишется приставка про - (проколоть, проехать, продумать и др.);

- приставка пре - обозначает: а) высшую степень качества (= очень): предобрый, преуспеть; б) значение «через» (пере-): прервать, преступник;

- приставка при- указывает: а) на близость к чему-то (придвинуть, приморский); б) на приближение, прибавление (придвинуть, пристроить); в) на неполноту действия (приоткрыть); г) на конечный результат (придумать).

Запомнить: преследовать, препятствие, преткновение, превратный, прельстить, пренебрежение, презирать; приключение, притязание, присяга, причудливый, приверженец, присутствие, призирать (заботиться).

4. Правописание Ъ и Ь:

- Разделительный Ъ пишется перед гласными е, ё, ю, я:

а) после приставки на согласную (подъём);

б) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные

двух-, трех-, четырех- (двухъярусный);

в) в иноязычных словах с приставкой на согласную (адъютант, инъекция, субъект);

г) разделительный Ь пишется перед гласными е, ё, ю, я в корнях, суффиксах, окончаниях (шьёт, обезьяна, ручьи);

д) буква Ь употребляется для обозначения мягкости согласного (мальчик, просьба). Но сочетания нч, нщ, чн пишутся без Ь.

5. Правописание О и Е после шипящих и Ц:

- О пишется под ударением в окончаниях имен существительных и прилагательных (ножом, чужого), в суффиксах -ок, -онк, -онок, -ов         (пастушок, волчонок, речонка, грошовый), в конце наречий (свежо);

- Ё пишется под ударением в суффиксах –евы, -ва, -евк, -ер, -енн, -ен (разжёвывать, корчёвка, стажёр, орошённый, копчёный), в личных окончаниях глаголов (печёт);

-в корнях слов под ударением пишется Ё, если в родственных словах Ё чередуется с е (шёпот – шептать, чёрный – чернеть), а в остальных случаях – о (шорох, шоссе). Следует различать: ожог, поджог, изжога – существительные; ожёг, поджёг, изжёг - глаголы;

-после Ц в суффиксах и окончаниях под ударением пишется О, без ударения – е (крыльцом – танцем).

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое орфография?

2. Какие разделы содержит орфография?

3. Назовите и охарактеризуйте основные орфографические принципы.

          4. Каковы основные правила орфографии?

Выполните данные упражнения:

Упражнение 1. Прочитайте, найдите в словах с пропущенными бук­вами корень и определите лексическое значение этого сло­ва. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и указы­вая в скобках проверочные слова.

Ук...рять (в чем-либо), пок...рать (за что-либо), пок...рить (кого-либо), разг...дать (замысел), при­г…диться (для занятий), (выразить) сож...ление, др...жать (от холода), др...знить (кого-то), (сильное) потр…сение, (рано) созр...вать, сост…влять (план), зап...вать (лекарство), нап...вать (мелодию),   ув...дать (от холода), пов...дать (друга), назн…чать (лечение), (сильное) голов...кружение.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и указы­вая проверочные слова. К выделенным словам подберите синонимы, раскройте значение данных словосочетаний, написав мини-рассказ.

Насл...ждаться музыкой, неув...даемая красота, уд…вительный случай, обог...тить речь, потр…са­ющее зрелище, вопл...тить в жизнь, опл...тить расходы, благосл…венный край, просл...влять простых людей, сдержать об…щание, увл...кательная экскур­сия, знам…нательная дата, пл…нительный образ, оч...ровать зрителей, б...чевать пороки.

  Упражнение 3. От данных слов образуйте существительные, обозначаю­щие названия лиц. Составьте с этими существительными сло­восочетания и запишите. Подчеркните безударные гласные.

Образец: лекция — лектор — убедительная речь лектора

Опт...мизм, п…ссимизм, пр…паганда, аг...тация, ф...натизм, ант...гонизм, с.тира, энтуз...азм, патр…отизм, ст...пендия, ин...циатива.

Упражнение 4. Прочитайте. Добавьте слово с чередующейся гласной, составьте словосочетания, запишите. Объясните написа­ние корней.

1.Изл…гать материал доступно –…; предл…гать помощь другу —...; безотл…гательный отъезд –…; прил…гать большие усилия –

2. К…саться злободневной темы —...; прик…сать­ся к больному месту —...; соприк…саться с трудно­стями –...

3. Заг...рать на пляже –…; слегка приг...рело –...; заг...релое лицо –…; утренняя з...ря —...; оз...ренный идеей —...

4. Тв...рить чудеса –..; раств...рить окно –..; хороший раств…ритель –..; скл…ниться над кни­гой –..; укл…нение от обязанностей —...; прекл...няться перед талантом —...

5. Непром…каемый плащ —...; обм...кнуть кисть в краску –..; зам...чить белье —...; ср...внить ре­зультаты –..; сохранять р...вновесие —...; разде­лить пор...вну – ….

Упражнение 5. Распределите слова с чередующимися гласными в два столбика.

 Избирать, изберут, собери, запирают, стереть, с замиранием, стирать, обдирать, расстелить, вычи­тать, вычесть, собирательный, блестящий, блиста­тельный, выжигать, сжечь.       

Упражнение 6. Перепишите, вставьте, где надо, пропущенные буквы. С каждой частью составьте рассказ, используя разговор­ный или публицистический стили. Озаглавьте текст.

1. Опа...ная болезнь, ко...ный мозг, больное сер...це, чу...вовать недомогание, плохое предчу...вие, чуде...ный врач, комплек...ое лечение, бле...нула надежда.

2. Мои рове...ники, разговор со свер...никами, обла...ная конференция, уча...вовать в обсуждении, ус…ное изложение, слове...ное представление, интересные факты, предчу...вовать победу, че...вовать победителя.

 

Упражнение 7. Распределите данные слова в 3 колонки: 1) слова с про­веряемыми безударными гласными (с проверочным словом); 2) слова с непроверяемыми безударными гласными; 3) слова с чередующимися гласными. Объясните выбор гласной буквы.

Провозгл…шать, бл...стательный, бл...снуть, об...ятельный, нах…ждение, предпол...гать, предпол…­жить, тр...диционный, объед...нение, к...сается, прик…снувшийся, ант…гонистический, благосл...влять, тв...рец, претв…рить, утв...рь, ист...на, просв...титель, посв…щать, накл…ниться, б...гряный, пл...нительный, несг...раемый, к...нфликт, оч...рование, оз...ривший, ижд...венец, впеч...тляющий, выпл...вка, пл...вец, к…варство, сож…ление, р...стущий, вы­р…сший, юб...лей, зап...х, выск...чка, на ск...ку, ск...чок, ар...мат, б...чевать, вым...кший, м...кнуть, ав…нгард, погл...тить, ув...дание, р...вномерный, ур...вновешенный, р...весник, инт...лл...гентный.

 

Упражнение 8. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите, какие принципы использовались.

Ра...гадать загадку, ра…пространять журналы, ра...ставлять приоритеты, ра...считать возможно­сти, произвести ра...чет, ра...следовать пр...ступле­ние,...бивчивый ответ, во...пользоваться случаем, во...вращаться домой, во…становить пропущенное, полезные и...копаемые, и...портить отношения, и...тратить деньги, бе…полезные усилия, трудно...говориться, бе…вкус­ная пища, чре...мерные усилия, чере...чур ра...говорчивый, неи…­сякаемый источник, пр...творить замысел в жизнь, пр...скучная погода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.03 с.)