Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление имен прилагательных, местоимений.

Поиск

Задание 1. Прочитайте текст «Использование форм имен прилагательных в речи». Обратите внимание на употребление вариантных форм.

   Образование и употребление норм имени прилагательного вызывают определенные затруднения у носителей языка при их использовании в речи. Форма прилагательного полностью зависит от рода, числа, падежа существительного. Ошибки при употреблении прилагательных не столь значительны, как при употреблении других частей речи, но все же встречаются и портят речь.

   К вариантным формам имен прилагательных относятся полная и краткая формы качественных прилагательных, варианты форм кратких прилагательных, варианты форм степеней сравнения имен прилагательных, синонимика прилагательных и косвенных падежей существительных.

Основное семантико-стилистическое различие между полной и краткой формами заключается в характере признака, обозначаемого прилагательным: если признак является постоянным свойством предмета, используется полная форма прилагательного (ночь темная, девушка красивая).

Если признак обозначает временное, непостоянное свойство или состояние, присущее предмету лишь в данный момент, употребляется краткая форма (Он сегодня нездоров).

Однако в ряде случаев, особенно в научных определениях, в описаниях, для обозначения постоянного признака используется и краткая форма прилагательного: Прямая линия бесконечна. Иногда краткая форма прилагательного по значению не совпадает с полной: Улица узкая (вообще); Улица узка (для проезда транспорта). Следует помнить также, что краткая форма прилагательного звучит в контексте более категорично, чем полная и выражает признак активный и конкретный (Идеи наши величественны и прекрасны). Кроме того, краткие прилагательные носят более книжный характер, чем полные, которым присущ разговорный элемент (ср .: Данное исследование оригинально и доказательно. – Ответы студентки оригинальные и доказательные).

Стилистически различаются формы кратких прилагательных на –ен и – енен, например: безнравствен – безнравственен, естествен – естественен и др. Следует учитывать, что формы на ен узаконены литературной нормой; формы на енен придают тексту подчеркнуто книжную окраску.

Синонимика простой и сложной степеней сравнения прилагательных в основном связана с функционально-стилистической их дифференциацией: сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в научном и официально-деловом стилях (Этот минерал более устойчив; Решение задачи более оригинальное), а простая свойственна разговорной речи, хотя может использоваться и в других стилях (Мальчик умнее, серьезнее и добросовестнее сестры). С другой стороны, простая форма превосходной степени прилагательного носит книжный характер (величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности), а сложная свойственна всем стилям речи (самые строгие меры). Форма сравнительной степени на –ее (смелее, скорее, позднее) принадлежит книжной речи, форма на –ей (смелей, скорей) более свойственна разговорной и стихотворной речи.

  Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную степени сравнения прилагательных. Сочетания типа более лучшие, более худшие нуждаются в правке: более хорошие или лучшие, более плохие или худшие. Также не следует соединять в одной конструкции сочетания простой и сложной превосходной степеней прилагательного: самый интереснейший спектакль, самый красивейший город. Следует написать: самый интересный (или интереснейший) спектакль, самый красивый или красивейший) город.

Сфера употребления притяжательных прилагательных на –ин /-нин, -ов /-ев, -ский( типа материн, отцов, гоголевский) ограничена рамками бытовой речи, и даже в ее пределах они вытесняются сочетаниями с существительными: книга матери, костюм отца, повесть Гоголя. Редко употребляются в притяжательном значении прилагательные на –ий, -овый, -иный, -ский /-ской: лисий, медвежий, китовый, змеиный, писательский, заводской и др. В относительном значении они указывают на родовой признак, свойственный группе лиц или животных. При употреблении притяжательных прилагательных следует учитывать стилистический и смысловые оттенки. Например, предложение: Соревнуются заводские рабочие имеет смысл «соревнуются рабочие не одного конкретного завода, а многих или всех». Если бы речь шла о рабочих одного завода, следовало бы сказать: Соревнуются рабочие завода.

 При выборе прилагательного и синонимичного ему существительного в косвенном падеже (мамина книга – книга мамы) следует учитывать их смысловые и функционально стилистические особенности. Смысловое значение определяется грамматическим значением входящих в сочетание компонентов: существительное обозначает предмет, прилагательное – качество, признак. Прилагательное определяет отличительный и устойчивый признак предмета, его качественную характеристику, а существительные в косвенных падежах, определяющие отношения между предметами, обычно подчеркивают какое-нибудь конкретное значение предмета, например: значение принадлежности, назначения, отношения части к целому, производителя действия, происхождения и т.д. В ряде случаев подобные сочетания не вступают в синонимичные отношения, различаясь по семантике, особенно при переносных значениях слов и в терминологических сочетаниях. Так, не синонимичны сочетания: юмор Чехова – чеховский юмор, походка старика – стариковская походка.

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1.Какие варианты форм прилагательных вы знаете?

2. Каковы функционально-стилистические особенности вариантов полной и краткой форм прилагательных?

3. Какие функционально-стилистические особенности вариантов форм степеней сравнения прилагательных вы знаете?

4. Каковы функционально-стилистические особенности вариантов форм притяжательных прилагательных?

5. Укажите стилистические функции прилагательных и синонимичных им косвенных падежей существительных.

Выполните данные упражнения:

Упражнение 1. Перепишите текст, выбирая нужную форму прилагательных, заключенных в скобках. Обоснуйте свой выбор.

Фольклор русский (богат, богатый), (разнообразен, разнообразный), (поэтичен, поэтичный), (мудры, мудрые) пословицы, (хитры, хитрые) загадки, (увлекательны, ув­лекательные) сказки, героические былины. (Внимателен, внимательный) глаз народа, (чутко, чуткое) его ухо, (от­зывчив, отзывчивый) его ум, (ярка, яркая) его речь, (не­иссякаем, неиссякаемый) ключ устного творчества.

 

Упражнение 2. Образуйте краткие формы от прилагательных. Если
есть параллельные формы, то какие из них предпочтительнее для современной устной речи? Составьте пять предложений с краткими прилагательными.

Дерзновенный, торжественный, мужественный, мо­гущественный, медленный, уверенный, пустынный, ис­кусственный, преднамеренный, бессмысленный, много­численный, ценный, длинный, неожиданный, величе­ственный, могучий, дремучий, колючий, скрипучий, горячий, сыпучий, хороший, свежий.

Упражнение 3. Укажите стилистическое своеобразие приведенных ниже словосочетаний. Выберите и обоснуйте свой выбор тех или иных вариантных форм.

1. Данная работа серьезнее предыдущей. – Данная работа более серьезная, чем предыдущая. Работа лучше предыдущей. Работа лучше предыдущей. – Работа более лучшая, чем предыдущая. 2. Самая интересная книга. – Интереснейшая книга. – Наиболее интересная книга.3. Братская помощь – Помощь брата. 4. Отцовская шапка. – Отцова шапка. – Шапка отца.

Упражнение 4. Выберите из приведенных словосочетаний один из вариантов и обоснуйте свой выбор. Отметьте случаи смыслового различия в словосочетаниях.

Собрание класса – классное собрание; звуки музыки – музыкальные звуки; работа студента – студенческая работа; работа художника - художественная работа; нападение зверя – зверская работа; песня лебедя – лебединая песня; шапка из меха – меховая шапка

Упражнение 5. От данных прилагательных образуйте простые и составные формы степеней сравнения.

Крупный, ловкий, тонкий, гибкий, сухой, влажный, отличный, злой, дорогой, бойкий, драматический, искусный, искусственный, главный, ломкий, деловитый, деловой, хороший, плохой, горький.

Упражнение 6. Исправьте предложения. Объясните ошибки в   употреблении имен прилагательных.

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Сегодня проблемы образования и культуры не стали менее серьезнее, чем в предыдущие годы. 3. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4. Один брат шумный, другой тих. 5. Мы от этой работы стали и мудрее, и более образованней. 6. Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 7. Более быстрее развивается машиностроение. 8. Вам необходимо более скромнее относиться к оценке собственных достоинств. 9. К сожалению, наша хоккейная команда оказалась слабже гостей и проиграла. 10. Приходится признать, что культура речи говорящих в последнее время становится все более ниже.

Упражнение 7. Укажите особенности в образовании и употреблении форм степеней сравнения прилагательных. Дайте их стилистическую характеристику. Исправьте предложения.

1.Разработка морских нефтяных месторождений становится все более интенсивнее. 2. Чем менее закален организм ребенка, тем более опаснее становится для него переохлаждение. 4. Ракетная техника дает самые безграничные возможности в изучении космического пространства.5. Все более шире проникают в быт синтетические материалы.6. Подготовленная к выписке модель показала себя намного более экономичнее, чем все предыдущие.

Упражнение 8. Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.

1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 2. Вера оказалась в еще более глупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и курток, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 5. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей. 7. Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. 8. В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.9. Там и сям виднелись блестящие, сверкающие снегом горы. Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хансена 10. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

Упражнение 9. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления притяжательных. Исправьте предложения.

1. На участках уже проверены избирательские списки. 2. Часть лабораторского имущества была незаконно списана. 3. Профкомовская проверка помогла вскрыть ряд недочетов. 4. На ферме допущены случаи норкового падежа. 5. Инспекторские работники районо недостаточно часто выезжают в школы. 6. Планы работы фабричного комитета обсуждались на цеховых собраниях.

Упражнение 10. Укажите случаи ошибочного использования форм
прилагательных. Исправьте ошибки.

1. Ф.П. Федотов был мужественен и решителен. 2. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движени­ем. 3. Петров оказался в более лучшем положении. 4. Ком­пот слишком кисл. 5. Этого человека жальчее. 6. Ваш вы­вод беспочвенен и необоснован. 7. Поезд начал двигаться несколько побыстрее. 8. Машина требует наиболее серь­езного ремонта. 9. Этот метод наиболее лучший. 10. Мы стол­кнулись с самой наисложнейшей проблемой. 11. Эта птич­ка, пожалуй, бойчее, да и поет звонче.

Упражнение 11. Подготовьте устное сообщение по теме                                 «Стилистические особенности употребления имен прилагательных в речи».

Тестовые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.141.236 (0.011 с.)