Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 7. Исправьте ошибки в словосочетаниях и предложениях.↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Здесь каждый день интересуются о результатах строительства. 2. Собрание обсудило о работе научного кружка. 3. Старшая медсестра хорошо характеризует о студентах пришедших на практику. 4. Мастер хорошо знает и разбирается в технике. 5. Задание было выполнено согласно распоряжения директора. 6. Все пассажиры оплатили за проезд. 7. Объявить благодарность кондукторше. 8. Подъезжая к городу между ними зашел деловой разговор. Упражнение 8. Согласны ли вы с утверждениями Сократа и О. Хайяма о языке? Составьте рассуждения по следующим высказываниям: 1) Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ). 2) Когда мы заговорим, мы друг друга оценим. 3) Мы все, когда молчим, не более чем тени. (О. Хайям). Упражнение 9. Подготовьте монологическое высказывание по теме: «Понятие о культуре речи. Аспекты культуры речи». Тестовые задания 1. Понятие «культура речи» включает аспекты…: 1) нормативный 2) психологический 3) нравственный 4) этический 2. Делает речь всегда новой, оригинальной, неповторимой коммуникативное качество речи… 1) чистота 2) уместность 3) выразительность 4) точность 3. Укажите троп речи, которому соответствует определение: ___________________ - переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен: 1) метонимия 2) эпитет 3) метафора 4) анафора 4. Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а двух или нескольких речевых единицах, следующих одна за другой после паузы, называется… 1) эпифорой 2) эллипсисом 3) парцелляцией 4) умолчанием 5. Для создания рекламного слогана использовано языковое средство выразительности: «Pantin PRO-V» - блеск и сила Ваших волос. Блестящий результат. 1) соблюдение норм дореволюционной орфографии 2) каламбур 3) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма) 4) окказионализмы (новые слова) Тема 3. Общие понятия и категории стилистики. Функциональные стили языка Задание 1. Прочитайте текст «Общие понятия и категории стилистики. Функциональные стили языка». Функционально-стилистическая окраска характерна для слов, закрепленных за определенным функциональным стилем литературного языка. Основу всех функциональных стилей составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика. Стилистически нейтральные слова – это общеупотребительные слова, уместные в любом стиле русского литературного языка (человек, красивый, делать, много, дом). Общеупотребительная лексика характеризуется высокой частотностью и используется как в устной, так и в письменной речи. С точки зрения функционально-стилистической окраски лексика русского языка делится на книжную и разговорную. Книжная лексика – это лексика, характерная для книжно-письменной разновидности русского литературного языка, используется в научном (гипотеза, аксиома), официально-деловом (договор, приказ), публицистическом (миротворец, гуманизм), художественно-эстетическом (лучезарный, ланиты) стилях. К книжной лексике относятся термины, канцеляризмы, поэтизмы. Термины – это слова или словосочетания, обозначающие понятия специальной области знания или деятельности (агроэкология, агроэкономика, биотехнология). Канцеляризмы – это слова, словосочетания или предложения, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем (вышеуказанный, нижеследующий, настоящим доводится до Вашего сведения). Проникновение канцеляризмов в другие стили (например, в художественный (стиль художественной литературы), публицистический или обиходно-разговорный) ведет к нарушению стилистических норм. Например: Находясь в данном театре на дежурстве, я был предупрежден, что ввиду важного юридически-политического мероприятия здесь возможны провокации со стороны неустойчивых элементов (В.Н. Войнович «Трибунал»). Поэтизмы – это слова или словосочетания, используемые в языке поэтических (стихотворных) и прозаических литературных произведений (забвенный, лазурный, тернистый путь). Помимо перечисленных слов, выделяются также общекнижные слова, употребляющиеся во всех книжных стилях литературного языка (эрудиция, интеллект, апробировать). Разговорные слова – это слова, характерные для разговорного стиля русского литературного языка, употребляются преимущественно в сфере повседневного бытового общения (молодчина, раздевалка, щуплый, ехидничать). Языковым средствам, характерным для функциональных стилей литературного языка, противопоставлена лексика ограниченного употребления: просторечные слова, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы. Просторечными называются слова, формы слов или обороты, характеризующиеся оттенком упрощения, сниженности, грубоватости и относящиеся к просторечию, т. е. разновидности русского национального языка, которая не соответствует нормам литературного словоупотребления, но не ограничена ни территориальными, ни социальными рамками (башка, забулдыга, пузо, замызганный, муторный, дрыхнуть, облапошить). Эти слова используются в общении недостаточно образованных и некультурных людей. Диалектизмы – слова или словосочетания, употребляемые носителями территориальных диалектов (народных говоров), т. е. разновидностей русского национального языка, распространенных на определенных территориях (кочет – петух, бурак – свёкла, гашник – пояс, зараз – сейчас, гуторить – говорить). Жаргонизмы – это слова или словосочетания, свойственные социальным диалектам (жаргонам), т. е. разновидностям русского национального языка, используемым внутри определенных социальных групп людей, которые объединяются на основе общности интересов, рода занятий, привычек, социального положения и т. д. (бабки – деньги, предки – родители, застрелиться – встретиться, крыша – защита). Отдельные просторечные, диалектные и жаргонные элементы могут использоваться в художественной литературе для усиления выразительности или создания речевой характеристики героев. В официальных ситуациях общения употребление просторечных, диалектных и жаргонных языковых средств является грубым нарушением стилистических норм русского литературного языка. Профессионализмы – это слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы (в речи моряков: камбуз – кухня на судне, кок – повар; в речи полиграфистов: полоса – набранная или уже напечатанная страница, шапка – общий заголовок для нескольких заметок). Функциональный стиль – это система языковых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности. В современном русском литературном языке выделяют пять функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, обиходно-разговорный, художественно-эстетический (стиль художественной литературы). Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера его использования — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной областью науки; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладают имена существительные, среди которых немало отвлеченных и вещественных существительных. Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами его являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость. Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений. Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная. Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизованность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Задание 2. Вопросы для самоконтроля: 1. Что регулируют стилистические нормы? 2. Что представляют собой стилистически нейтральные слова? 3. Какие слова называются стилистически окрашенными? 4. Какие типы стилистической окраски вы знаете? 5. Какие слова в русском языке имеют функционально-стилистическую окраску? 6. Что представляет собой эмоционально-экспрессивная окраска языковых единиц? Выполните данные упражнения Упражнение 1. Прочитайте тексты, сравните их. Определите, к какой сфере общения (научной, официально-деловой, публицистической, художественной или бытовой) относится каждый текст. На основании чего вы делаете свои выводы? 1. Водный режим растений – совокупность процессов поглощения, усвоения и выделения воды растениями. Вода, составляющая 80–95 % массы растения, является средой для биохимических реакций, участвует в фотосинтезе, обеспечивает структуру коллоидов цитоплазмы, определенную конформацию и функциональную активность ферментов и структурных белков клеточных мембран и органоидов. Насыщенность клеток водой (тургор) определяет их рост растяжением, придает тканям упругость и ориентирует органы растения в пространстве. 2. В целях обеспечения эффективного контроля за рациональным использованием внебюджетных средств, расходуемых для оплаты услуг междугородной телефонной сети: 1. Всем руководителям структурных подразделений организовать строгий учет междугородных переговоров по телефонам, находящимся в их распоряжении; постоянно вести журнал учета международных телефонных переговоров. 2. Не допускать ведение работниками междугородных переговоров личного характера по служебным телефонам без предварительной записи в журнале и последующего денежного возмещения затрат на оплату таких переговоров. 3.По Тверской улице Москвы на неделю прекращено движение троллейбусов. Дело в том, что в ближайшее время по Тверской пройдет карнавальное шествие в рамках Всемирной театральной олимпиады. В шествии используют столь гигантские куклы и фигуры, что ни одна из них не пройдет через контактную сеть. Поэтому мэрия приняла решение убрать троллейбусную сеть ради праздника. 4. Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра, и весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов, в круглых электрических шарах, в газовых фонарях, в фонарях домовых, с огненными номерами, и в стеклянных сплошных окнах электрических станций, наводящих на мысль о страшном и суетном электрическом будущем человечества <…>. 5. — Здравствуйте… Здравствуй, Ванечка! Ну как ты? Лучше? Нет? Ты хорошо выглядишь. И глаза спокойнее, чем в прошлый раз. Ну что врач говорит? — Говорит, если эти вторые анализы будут нормальные, то скоро выпишут. — Все будет хорошо. Вот увидишь. Ты ведь сам чувствуешь, что окреп. Да? А где все? — На прогулке. — А Иван что не пошел? — Врачи возбранили ему выход на улицу. Упражнение 2. Определите, какие из приведенных слов являются стилистически нейтральными, а какие – стилистически окрашенными. Законодательство, книжка, смотреть, радиолокация, дом, престиж, делать, домище, умный, идти, правоспособность, смеяться, юрисдикция, взыскание, лицо, пятиэтажка, усыновитель, земля, сидеть, демократия, красивый, бартер, близко, обмануть, митинг, формулировать, исследование, белый, работать, диффузия, местоимение, картина. Упражнение 3. Сгруппируйте слова по типу функционально-стилистической окраски (книжные, разговорные). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные слова. Аргумент, лежебока, иждивение, зачетка, картошка, пневмония, отлынивать, эксперимент, гипотеза, раздевалка, анализ, гипотенуза, центрифуга, ночевка, наказуемость, лапушка, здоровенный, вышеперечисленный, зубастый, истец, ответчик, читалка, дознание, менеджмент, примоститься. Упражнение 4. Распределите лексику по стилистическим группам: 1) официально-деловая лексика; 2) научная лексика; 3) публицистическая лексика. Мера пресечения, космизация, надлежащий, воспрещается, провокация, распоряжение, инаугурация, приказ, биотехнология, внести предложение, департизация, содеянное, тепловая энергия, наказуемость, ботаника, гласность, импичмент, онтогенез, спикер, генотип, рейтинг, монокультура, департамент, органы власти, электорат, агроэнергетика, интервьюировать, пестициды, судопроизводство, довести до сведения. Упражнение 5. Определите, к какому стилю относится приведенный ниже текст. Найдите в тексте стилистически окрашенную лексику. Объясните, почему в данном тексте используется лексика, относящаяся к разным стилям речи, а также лексика, имеющая эмоционально-экспрессивную окраску. В наши дни приходится сталкиваться с тем, что взаимодействие человека с окружающей его природой нередко ведет к неожиданным и нежелательным последствиям, хотя оно предполагает благие намерения. Воздвигли завод азотных удобрений, но рыжие «лисьи хвосты», тянущиеся из труб, загубили в округе растительность. Очистили с помощью гербицидов рисовое поле от сорняков, но, сбросив с полей ядовитую воду, заморили рыбу в соседней речке. Так как же быть? Перегородить планету заборами заповедников и заказников, замедлить темпы воздействия человека на природу? Такие планы утопичны и обречены на провал. Тургенев устами одного из своих любимых героев справедливо сказал: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Упражнение 6. Прочитайте текст и определите его стилистическую принадлежность. Найдите слова, не соответствующие сфере общения, к которой относится данный текст. Существует факт или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, что было известно до сих пор. Название его – сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно остается прежним. (Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. – М., 1977). Упражнение 7. В приведенных ниже предложениях найдите языковые элементы, не соответствующие стилистической принадлежности данных контекстов. 1. Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоема. 2. В предобеденное время хозяйка ускоренными темпами обеспечивала восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении. 3. Справка должна быть заверена секретаршей деканата. 4. Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений. 5. Завод выпускает специальные агрегаты, предназначенные для уборки картошки. 6. Направляем Вам проект плана и очень Вас просим прислать представителя для участия в совещании. 7. Строители воздвигнули здание нового вычислительного центра в сентябре. 8. При обмене имеющимся опытом было установлено, что следует сосредоточить внимание на решении насущных вопросов. Упражнение 8. В приведенных ниже предложениях исправьте ошибки, связанные с неуместным использованием канцеляризмов. 1. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной. 2. Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля. 3. После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришел в себя только после того, как его облили водой. 4. Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавания некоторых дисциплин в означенном учебном заведении. 5. Ввиду отсутствия в прошлом году семян гибридных сортов кукурузы урожайность данной культуры была намного ниже, чем в текущем году. 6. Новой высокой награды он удостоен за выдающиеся заслуги в деле получения высоких урожаев хлопка. 7. Животноводам следует идти по линии создания прочной кормовой базы. Упражнение 9. Определите значения просторечных слов, замените их литературными. Сдрейфить, теперича, упредить, умаяться, барахло, манатки, пузо, облапошить, промеж, небось, рехнуться, хлипкий, башковитый, убивец, шибко, супротивник, тутошний, зубодёр, расфуфыриться, укокошить, дошлый, сызмала. Упражнение 10. В отрывке из повести Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка» найдите диалектизмы и подберите к ним общеупотребительные синонимы. — Как не быть! всяк случается, братец ты мой, — начал опять ярославец, — ты не серчай… Вот, примерно, — прибавил он после молчка, — у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий, что говорить, на все и про все парень!.. С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку … крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли… кругом их такие-то все болота, и, и, и! страсти господни! Пешу не пройтить! вот какие болота! Упражнение 11. В приведенных ниже предложениях найдите жаргонные слова и замените их общелитературными. 1. Во главе стола на правах ведущего в шикарном прикиде сидел известный юморист. 2. Все местные СМИ были брошены на раскрутку нового регионального лидера. 3. Сейчас мусора открыли отдел по борьбе с кидальщиками, и это наверняка их штучки. 4. В результате всем видным политикам пришлось публично определить свое отношение к наезду на премьера. 5. До сих пор в областном центре крутят головой – как это они сумели всех обштопать? Упражнение 12. Распределите приведенные ниже слова по группам: 1) высокие слова; 2) сниженные слова. Лик, реветь, незабвенный, свершения, образина, взывать, грядущий, рехнуться, соратник, содружество, нахрапистый, дерзновенный, скупердяй, мямля, шалопай, воин, возмездие. Упражнение 13. Распределите слова по группам: 1) слова, выражающие положительную оценку называемых понятий; 2) слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий. Лгунишка, интеллигентик, деточка, домишко, неряха, чистюля, трудоголик, миленький, рифмоплет, лоботряс, неженка, крохотуля, лапочка, сыночек, вертихвостка, болтун, хлюпик, книжечка, глазоньки, простофиля, дармоед, проныра. Упражнение 14. Установите различия в стилистической окраске следующих синонимов. Составьте словосочетания с каждым из слов. Книга – книжечка – фолиант – книжонка; глаза – очи – глазки – зенки; старик – старец – старичок – старикашка; сообщать – возвещать – доводить до сведения – выкладывать; поэт – сочинитель – стихотворец – рифмоплет – стихоплет; лошадь – кляча – буцефал – коняга – лошаденка – лошадушка – рысак – конь; скупец – скупердяй – жадина – жадюга. Упражнение 15. Подготовьте монологическое высказывание по теме: «Общие понятия и категории стилистики. Функциональные стили языка» Тестовые задания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.210 (0.011 с.) |