Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А) бежать Б) победить В) бриться Г) мурлыкать Какая из форм глагола является только разговорной? А) обезболивать Б) узаконивать В) обусловливать Г) уполномачивать В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно? А) положь Б) ляг В) езжай Г) вылазь Укажите глаголы со значением «говорение, речь». А) Утвердиться (во мнении). Б) Проговорил (шёпотом). В) Декламировал (стихотворение). Укажите глаголы со значением «умственная деятельность». А) Воображать. Б) Сопоставлять. В) Пробовать. Укажите глаголы со значением «перемещение в пространстве». А) Торопиться. Б) Плыть. В) Спускаться. В чём отличие глаголов несовершенного и совершенного вида в сравниваемых парах? 1. Решать — решить, писать — написать, класть — положить. 2. Решать — прорешать, писать — переписать, класть — сложить. А) Отличаются только грамматическим значением вида. Б) Отличаются грамматическим значением и лексическим значением (его оттенками). Как могут быть образованы глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? 1. Перемолоть — перемалывать. 2. Разрешить — разрешать. 3. Обедать — пообедать. А) Присоединением приставки. Б) Присоединением другого суффикса (заменой суффикса). В) С помощью чередований в корне и суффикса.
9. Как образован глагол совершенного вида в паре засыпа̀ть — засы̀пать! А) Присоединением приставки. Б) Заменой слова другим с иной основой. В) Изменением ударения. 10. Найдите глаголы, образованные заменой слов с иной основой при образовании пары по виду (совершенный/несовершенный). А) Бросить — бросать, дать — давать, злиться — обозлиться. Б) Говорить — сказать, брать — взять, ловить — поймать.
Тема 13. Морфологические нормы. Употребление наречий Задание 1. Прочитайте текст «Употребление наречий» Функционально-стилистические различия в выборе наречий ограниченны. Так, различаются стилистической окраской однокорневые наречия всегда – завсегда, зря – зазря, вместо – заместо. Вторые варианты носят отчетливо выраженный просторечный характер. Синонимичными наречиям типа научно в нелитературной речи могут оказаться сочетания типа по науке, ср.: Изыскания должны вестись по науке (следует: научно). В разговорной речи последнее время распространенным стало употребление местоименного наречия где-то в значении «приблизительно, примерно»: На решение задачи у нее уйдет где-то 20 минут. Следует: На решение задачи у нее уйдет около 20 минут. Слова более и менее служат для образования составной формы сравнительной степени прилагательных и наречий. Сочетания слов более и менее с формами сравнительной степени наречий типа более глубже, менее интенсивнее характерны для просторечия. Наречия на –о, -е, -и, как правило, не образуются от относительных прилагательных и употребляемых в относительном значении. Задание 2. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключаются функционально- стилистические различия в употреблении наречий? 2. Каковы особенности употребления форм степеней сравнения наречий? Выполните данные упражнения Упражнение 1. Охарактеризуйте стилистическую окраску выделенных наречий и наречных сочетаний. 1. Вопрос с распределением льготных путевок нужно решать по справедливости. 2. Один из лучших наставников молодежи, он и спросит по-строгому, и окажет действенную практическую помощь. 3. Электронно-счетные устройства запросто производят самые сложные математические операции. 4. Выброс в атмосферу неочищенных дымов действует все более отравляюще на окружающую природу. 5. Не менее интенсивнее показана самодеятельность коллектива на фестивале.6. Нам следует прислушаться к критике снизу, более по-серьезному следить за стилем работы. 7. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины. 8. Таблетку разделить напополам и растворить в горячей воде. 9. Три партии закончились ничейно. 10. Если говорить более специальнее, то речь идет о самоконтроле спортсменом своих движений. Упражнение 2. Составьте предложения с наречиями. Чудно (великолепно, отлично) – чудно (странно, смешно), остро (резко, решительно) – остро (остроумно), кругом (совершая круговые движения) – кругом (повсюду). Упражнение 3. Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их: 1. Эта дорога поширше будет. 2. Это решение гораздо простее, но оно требовало более лучше подготовиться. 3. Никто не делает это ловчее его. 4.Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.5. К завтрому необходимо подготовиться к зачету. 6.Ничего нет мерзее лжи. 7.Он ведет себя все более принципиальнее. 8. Это платье гораздо красивше того. 9. Мы сходили туда зазря. 10. Он завсегда на завтрак ест яичницу.11. Я сделаю это заместо тебя. Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий. (Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич..., ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпеж..., подойти (с)лев..., посмотреть (на)прав..., известен (из)давн..., пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски. Упражнение 5. Запишите наречия и объясните их написание Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч.... Упражнение 6. В соответствии с правилами написания наречий, оканчивающихся на шипящую, запишите следующие словосочетания. Удалиться проч.., ударить наотмаш..., выйти замуж..., отворить окно настеж..., пуститься вскач..., ждать невтерпеж..., сплош... зарасти сорняками, упасть навзнич... Упражнение 7. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. 1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.). Упражнение 8. Выберите правильный вариант написания наречия. 1. Все равно (не-ни) куда спешить. 2. Он (не-ни) сколько не был похож на мать. 3. (Не-ни) откуда было ждать помощи. 4. Вам (не-ни) зачем рисковать. 5. В молодости ему было все (не-ни) почем. 6. Друзья (не-ни) мало не сомневались в успехе. Упражнение 9. Данные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения. Образец: жить как прежде - жить по-прежнему. Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер. Упражнение 10. Подготовьте устное сообщение на тему «Употребление наречий» Употребление служебных частей речи Задание 1. Прочитайте текст. Обратите внимание на употребление синонимичных предлогов и некоторых союзов. Синонимика предлогов широко используется в стилистических целях. Так, синонимичны предлоги из-за (чего-либо) – благодаря (чему-либо) – вследствие (чего-либо) – в результате (чего-либо); в случае – при условии (чего-либо); для – в целях (чего-либо); вопреки (чему-либо) – несмотря на (что-либо). В официальном тексте, например, будет написано: Вследствие наводнения поисковые работы прекращены. В газетном тексте скорее напишут: В результате наводнения …. В разговорной речи: Из-за наводнения…. Стилистически различаются и пары: для (нейтральное) – в целях (официальное), вопреки (официальное) – несмотря на (нейтральное) и т.п. Синонимичны также предлоги о – про – насчет – относительно. Предлог о имеет межстилевой характер, про – разговорный, насчет – разговорный, относительно – официально-деловой, книжный. Приведем примеры: 1. О ней молва шла повсюду. 2. Про Петра Васильевича все говорили с большим уважением. 3. Мы собрались вечером, чтобы поговорить насчет предстоящей работы. 4. Относительно отправления данного рейса сведений еще нет. Синонимичны предлоги по отношению – в отношении. Эти отыменные предлоги не имеют заметного различия. Они обозначают направление действия. Им присущ книжный характер. Например: Надо быть добрым по отношению к животным. В отношении Вас я решил вопрос поездки положительно. Синонимичны предлоги с целью – в целях. Они употребляются в официально-деловой речи. Предлог с целью употребляется с инфинитивом для конкретизации, уточнения цели действия, а предлог в целях – с отглагольным существительным для подчеркивания общей целевой направленности. Например: 1. Мы вернулись с целью осмотреть еще раз эти прекрасные места. 2. Запуск спутника Земли был осуществлен в целях освоения космоса. Предлог по часто ошибочно употребляют вместо предлога о (об) в сочетаниях типа: брошюры по питанию, беседы по итогам выборов ( следует: брошюры о питании, беседы об итогах выборов). Однако сочетания типа лекция по химии, учебник по математике правильны, так как здесь указывается вид деятельности, круг знаний, а не конкретная тема, содержание книги. Не следует употреблять предлог по и в значении предлогов для и из-за. Так ошибочны сочетания типа: В школе делается много по благоустройству сада (следует: для благоустройства сада). За пришкольным садом не ухаживают по нераспорядительности завхоза ( следует: из-за нераспорядительности завхоза). Нельзя также употреблять предлог по в сочетании с существительным вместо наречий. Неверно: По весне подводятся итоги учебного года (следует: Весной подводятся итоги учебного года. Встречаются ошибки и в употреблении предлогов под и против. Так, нельзя употреблять предлог под (вместо предлога для) в сочетании с абстрактными существительными. Неверно: Выделены участки под производство земляных работ (следует: для производства земляных работ или … под земляные работы). Не следует считать ошибкой употребление предлога против в значении предлогов в сравнении с чем-либо и по сравнению с чем-либо, например: В нынешнем году выпуск оборудования увеличен против прошлого года. Широко используются в стилистических целях синонимические союзы, особенно те, которые соединяют придаточные предложения с главным в структуре сложноподчиненного предложения. Сложный сопоставительный союз не только, но (и) служит для соединения однородных членов предложения или частей сложносочиненного предложения. При употреблении данного союза каждая его часть должна находиться непосредственно перед однородными членами: не только вчера, но и сегодня; не только книги, но и журналы. Если однородные члены предложения употреблены с предлогом, то предлог должен повторяться перед каждым из однородных членов: не только для себя, но и для всех. Союз постольку…поскольку иногда употребляется в форме «посколько… постолько», что является ошибкой. Просторечный союз потому как возник в результате неправильного соединения составных частей сложных причинных союзов так как и потому что. Неправильны образования благодаря того, что и вопреки того, что. Употребление устарелых союзов дабы, ежели, коль скоро может быть оправдано лишь специальными стилистическими задачами. Задание 2. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие синонимичные предлоги вы знаете? Как они различаются стилистически? 2. Как используются в стилистических целях синонимичные союзы? Выполните данные упражнения Упражнение 1. Укажите ошибки в употреблении предлогов. Исправьте предложения. 1. Благодаря современного вмешательства специалистов положение в фирме было выправлено. 2. Предоставить Сергеевой внеочередной неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 3. Комиссия установила, что в цеху мало что делается по предупреждению брака. 4. На стальцехе работает всего пятнадцать человек. 5. На профкоме обсуждался план работы. 6. Уровень технологии был резко поднят за счет механизации. Упражнение 2. Составьте предложения с приведенными ниже синонимичными предлогами. Отметьте, в каких функциональных стилях они используются. 1. Ввиду – вследствие – в силу – в связи с – по причине – благодаря – в результате.2. О – про – насчет – относительно. 3. С помощью – при помощи. 4. В меру – по мере. 5.По отношению – в отношении. 6. С целью – в целях. Упражнение 3. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления союзов. Исправьте предложения. 1. В школе мы получаем знания не только по общеобразовательным предметам, но и специальным дисциплинам.2. Благодаря того что заявка на воскресник была полной, уборка территории завода была сделана очень быстро. 3. К нарушителям применяем самые строгие меры взыскания, дабы они не чувствовали себя безнаказанно. 4. Поскольку провод м трубы должны быть уложены до начала штукатурных работ, поэтому отсутствие этих материалов задерживает строительство. 5. Известно благоприятное действие этого лекарства при лечении гриппа, а также как профилактического средства. Упражнение 4. Подготовьте устное сообщение на тему «Употребление служебных частей речи». Тестовые задания 1. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Морфологические нормы связаны: a) с основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; б) с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением; в) с правилами построения предложения; г) с соблюдением норм согласования и управления. 2. Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической нормы. a) Свободных местов, к сожалению, нет. б) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты. в) Мы ехали около полторы сутки. г) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера. 3. Найдите пару слов, соответствующую морфологическим нормам (обе формы нормативные). a) Токари – токаря. б) Крейсеры – крейсера. в) Корректоры – корректора. г) Инспекторы – инспектора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.223 (0.008 с.) |