Тема 12. Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление глагольных форм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление глагольных форм.



Задание 1. Прочитайте текст. Обратите внимание на использование форм глагола в речи.

   Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную часть речи с точки зрения употребления. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны:

- с неправильным образованием;

 - незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

- несоблюдением чередований в основе глагола;

- ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

- неверным образованием видовых пар глаголов.

          В русском языке возможно употребление одной глагольной формы вместо другой, что позволяет широко пользоваться синонимическими заменами при употреблении глагольных форм времени, вида и наклонения. Эти формы могут употребляться в переносном значении. Так, формы настоящего времени несовершенного вида могут употребляться в значении прошедшего времени, что придает высказыванию разговорный характер. Например: Он был такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. Сидит в лодке и так звонко кричит он нам в окна ….

  Формы настоящего времени употребляются также в значении будущего, когда пишущий или говорящий будущие действия представляет себе или уже свершившимися, или такими, которые обязательно произойдут, например: … отец вошел к нам наверх и объявил, что в ночь мы едем с ним в деревню.

Формы будущего времени совершенного вида могут употребляться как в значении настоящего, когда необходимо выразить повторяющиеся в настоящем действия, так и в значении прошедшего, что придает высказыванию оттенок повторяемости в прошлом, наглядности, завершенности. Например: Бывает немного жутко, когда он увяжется за тобой и не отстает ни на шаг. Каждый день приносил неожиданности – то старуха положит ему на ящик с красками пятак, то дети попросятся, чтобы их нарисовал.

Формы прошедшего времени могут выражаться в значении будущего для выражения категоричности высказывания или необходимости убедить собеседника в неизбежности действия, например: Слушай, отпусти ты меня! Пропал я совсем! Не бывал я совсем в таких делах….

Многие глаголы имеют дублетные формы, каждая из которых употребляется только в определенном функциональном стиле. Например, в вариантах видеть – видать, лазить – лазать, мерить – мерять, мучить – мучать и др. второй вариант употребляется в разговорной речи. Глаголы видеть, лазить, мерить, мучить нейтральны по стилю; формы видать, мерять, мучать – разговорные. Также различаются глаголы поднимать (литер.) – подымать (разг.).

Глаголам совершенного вида типа заготовить, накопить, ознакомить, подбодрить, узаконить могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять - заготавливать, накоплять – накапливать. Формы с суффиксом –ыва-/-ива - стилистически нейтральны и более употребительны в книжно-письменных стилях. Формы без этого суффикса воспринимаются как разговорные.

При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом –ыва-/-ива- нередко образуются параллельные формы с чередующимися корневыми гласными (о\а): обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать. Формы с (о) свойственны книжно-письменным стилям.

Не допускается образование глаголов несовершенного вида с суффиксом –ыва-/-ива- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать. Встречающиеся в языке военных атаковывать, контратаковывать (следует: атаковать, контратаковать) являются профессионализмами. Не следует употреблять форму организовывать, так как глагол организовать имеет значение совершенного и несовершенного вида.

   В деловой речи распространены глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-, типа заактировать, завизировать. В пределах делового стиля в устной речи их употребление не является нарушением норм литературного языка.

   Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.

   Используются параллельные формы двувидовых глаголов со сложными суффиксами – изова(ть) и –изирова(ть): колонизовать - колонизировать и др..Формы с суффиксом –изирова - свойственны книжно-письменным стилям.

   Вариантные формы глаголов типа белеть – белеться, синеть – синеться различаются стилистической окраской: невозвратные глаголы нейтральны по стилю, возвратные глаголы более свойственны разговорной речи.

  Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени ( следует: Как только попадешь в лес, …)

  При образовании причастий нужно помнить, что в русском языке синонимичны и некоторые формы, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-. Возможны варианты с данным суффиксом и без него. Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом - ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т.д.), а образования от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокший, прилипший, оглохший).   Неправильными являются причастия с суффиксами –ущ-/-ющ- и –ащ-/-ящ-, образованные от глаголов совершенного вида: придущий (от прийти), попробующий (от попробовать) и др. Предложения типа Лицам, пожелающим приобрести путевки, следует… необходимо обязательно исправлять. Это нетрудно сделать, заменяя причастный оборот придаточной частью сложноподчиненного предложения, а неправильно образованные причастия – глаголами: Лицам, которые пожелают приобрести путевки, следует …

  Неправильными с точки зрения современной литературной нормы являются сочетания типа купивший бы, образованные прибавлением частицы бы к действительному причастию прошедшего времени.

   При употреблении деепричастий следует помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь. Однако от некоторых глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др. Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть, а также от части глаголов 1 спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, в основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса): вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу.

     Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах: с суффиксами –в, -вш: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши. В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом –в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел, закрывши глаза ( следует: Он сидел, закрыв глаза). Возможны варианты замерев - замерши, затеревзатеревши, стерев – стерши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только: выведя, выметя, обретя, отвезя, ошибясь, пронеся и т.д.

      В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце) и др. вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических выражениях.

  Неправильны деепричастия совершенного вида с суффиксом -в- типа лидировав, образованные от глаголов несовершенного вида (лидировать, проектировать и др.). Не соответствуют литературной норме некоторые деепричастия, иногда использовавшиеся в прошлом: бежав (от бежать), бережа (от беречь), ждя (от ждать) и др.

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1. Какие вариантные глагольные формы вида и времени вы знаете?

2. В чем заключаются особенности употребления синонимичных форм причастий и деепричастий?

3. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении тех или иных форм глагола?

Выполните данные упражнения

Упражнение 1. Из приведенных в скобках слов выберите необходимые по условиям контекста. Дайте функционально-стилистическую характеристику глагольных форм, заключенных в скобки.

1. Нам (машут – махают) платками. 2. С потолка (капает – каплет). 3. Ветер (колыхает – колышет) листву.4. Я (мучусь – мучаюсь) весь день. 5. Они (заготавливают – заготовляют) солому на зиму. 6. Им (двигает – движет) чувство сострадания. 7. Рыба (мечет – метает) икру. 8. Он (вис – виснул) на подножке трамвая. 9. Вдали (белеет – белеется) парус. 10. Вы должны (прочитать – прочесть) эту книгу.

Упражнение 2. Исправьте текст там, где это необходимо. Укажите предложения, в которых могут быть употреблены синонимические формы глаголов.

    1.Для инженерно–технических работников прочтено 147 лекций, докладов, проводились семинары по технологии производства. 2. В текущем году фирма организовывает курсы по повышению квалификации специалистов. 3. Женя некоторое время вылежала в снегу, пока не затихнул шум над головой. 4. Еще летом пришлось наблюдать, что они неправильно ведут себя. 5. «Передавайте ей привет», - сказал Петр Иванович. 7. Особенно досадно бывает, когда выполнение задания приходится оттянуть из-за брака. 8. Цехи завода оснастятся новейшим оборудованием.

Упражнение 3. Проанализируйте употребление времен глагола. Устраните ошибки.

1.Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку. 2. Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.3. Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно. 4. Когда фашистские полчища вторгаются в нашу страну, Андрей вместе с регулярными частями армии отправился на фронт. 5. Различные кушанья были поданы на стол и вызывают у присутствующих аппетит.

Упражнение 4. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления видов глагола. Исправьте предложения.

1. Мало только предвидеть, нужно их исправить. 2. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его пожеланиями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улучшать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достижения еще рано. 6. Книга познакомит читателя с с историей русского театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени. 6. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при первой же трудности. 7. Нельзя по результатам только одного испытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать в целом. Увидать лучшее, что в нем есть. 8. Нужно срочно стабилизировать положение с кадрами строителей. 9. Снегозадержание позволит накоплять в почве достаточное количество влаги. 10. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из числа учащихся старших классов.

Упражнение 5. Укажите ошибки в употреблении возвратных глаголов. Исправьте предложения.

Почтовые отправления должны приготавливаться к отправке заранее. 2. Просьба не стучаться без необходимости. 3. Полицейский попросил нарушителя объясниться в своем поведении. 4. Прибор легко собирается. 5. С января месяца отстраняется от работы мастер Сазонов. 6. Устройство прикрепляется двумя болтами. 7. Если место занимается ребенком старше пяти лет, на него должен приобретаться детский билет. 8. Многие выпускники направляются на работу с учетом сделанных заявок предприятий.

Упражнение 6. Укажите случаи неправильного употребления причастий и деепричастий. Исправьте предложения.

1. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение. 2. В числе спортсменов, сыграющих все три матча, будет и наш прославленный вратарь. 3. Рабочие и служащие завода, приедущие отдыхать в этот живописный уголок, найдут все условия для настоящего отдыха. 4. Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продляться не будут. 5. Нарушивши правила, водитель попытался скрыться. 6. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по домам. 7. Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе. 8. Решения, поддержавшего бы этот почин, так и не было принято. 9. Такие знатоки нередко высказывают «свое собственное мнение», даже не видя кинокартины, не прочитав книги. 10. Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство.

Упражнение 7. Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

1. Игрушки, (выпускающие, выпускаемые) фабрикой игрушек, очень красивы и прочны. 2. Вопрос, (обсуждающийся, обсуждаемый) на профсоюзном собрании, очень важен. 3. В книге описываются события, (имеющие, имевшие) большое историческое значение. 4. Ученики, (приобретшие, приобревшие) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к усвоению темы, (изучаемой, изучающейся, изучавшейся) в седьмом классе.

Упражнение 8. Исправьте ошибки в выборе формы причастия.

1. В статье правильно подчеркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в эпоху промышленной революции. 2. Докладчик усиленно готовился к заседанию, состоящемуся через неделю. 3. В Карстовых пещерах под Одессой в наносных слоях глины были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы лет назад. 4. Мы не отрывали своих глаз от полей и садов, на сотни километров раскинутых вдоль железной дороги. 5. Работы, выполняющиеся планировщиком, были направлены заказчиком.

Упражнение 9. Подготовьте устное сообщение на тему: «Использование глаголов в речи».

 

Тестовые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.015 с.)