Злоупотребление должностными полномочиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злоупотребление должностными полномочиями




Статья 285 УК РФ формулирует состав следующим образом: «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

^ Объективную сторону злоупотребления должностными полномочиями составляют: 1) деяние – использование виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы, то есть во вред задачам, стоящим перед соответствующей структурой, должностным лицом которой субъект выступает; 2) последствие – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствием.

По своей конструкции состав является материальным. Поэтому он считается выполненным, а преступление оконченным с момента существенного нарушения охраняемых данной нормой прав и законных интересов либо гражданина, либо организации, либо общества, либо государства.

Под использованием лицом своих служебных полномочий понимают такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности. Это использование служебных полномочий может быть совершено как путем активных действий должностного лица, так и путем бездействия должностного лица, когда последний не выполняет возложенные на него обязанности. Использование лицом своего служебного авторитета, связей и т.п. не подпадает под признаки данного состава, поскольку не связано с его правами и обязанностями по службе.

Использование должностным лицом служебных полномочий является преступлением, если оно было совершено вопреки интересам службы. Интересы службы определяются объемом полномочий лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов1.

Деяние, противоречащее требованиям закона, являющееся нарушением должностным лицом своих служебных обязанностей, признается совершенным вопреки интересам службы.

Конкретные проявления злоупотребления должностными полномочиями могут быть самые различные. Практика прошлых лет признавала таковым, например, сокрытие преступлений (при отсутствии соучастия), использование государственного имущества не по назначению, обман налоговых служб, грубые нарушения штатной и финансовой дисциплины и т.п.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями возможна лишь при условии наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Между действиями лица по службе и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Понятие «существенное нарушение» – оценочное, зависящее от обстоятельств конкретного дела. При решении вопроса о том, является ли нарушение существенным, необходимо учитывать различные факторы: степень отрицательного влияния совершенного деяния на работу государственного органа, государственного (муниципального) учреждения, организации и т.д.; характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.2

Последствия по данному составу могут выражаться как в виде материального вреда (возможен реальный ущерб и упущенная выгода), так и в причинении иного, нематериального вреда: нарушение конституционных прав и свобод граждан; подрыв авторитета органа, учреждения, организации; нарушение общественного порядка; сокрытие преступлений должностным лицом и т.п.1

^ С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями характеризуется виной умышленной. Должностное лицо осознает общественно опасный характер своего деяния, выражающегося в том, что оно реализует свои полномочия не в соответствии с интересами службы, которые обязано блюсти, а вопреки им, предвидит возможность либо неизбежность существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства и желает этого (умысел прямой) либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Умысел должностного лица по отношению к последствиям может быть определенным и неопределенным. Для уголовной ответственности при неопределенности умысла важно, чтобы субъект хотя бы в общем виде предвидел возможность причинения существенного вреда соответствующим интересам.

Для рассматриваемого состава обязательно наличие мотива – корыстной или иной личной заинтересованности.

Применительно к анализируемому составу корысть – это желание виновного получить для себя, близких, знакомых выгоду материального характера или стремление избежать возможных расходов. Конкретно это может быть, например, получение квартиры без законных на то оснований, освобождение от уплаты долга за счет организации (учреждения), в которой работает виновный, и др.

Под иной личной заинтересованностью, в частности, понимаются родственные, дружеские, карьеристские побуждения; зависть, тщеславие, месть; желание скрыть свою некомпетентность, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.д.

При привлечении должностного лица к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями установление корыстной или иной личной заинтересованности обязательно. Неустановление данного мотива – основание для отмены приговора1.

Субъект рассматриваемого преступления – специальный, должностное лицо, описанное в примечании к ст. 285 УК.

Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК) является совершение деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК) – совершение деяния, предусмотренного в ч. 1 или ч. 2 ст. 285 УК, повлекшее тяжкие последствия. Понятие «тяжкие последствия» относится к числу оценочных. Судебная практика признает таковыми крупные аварии, длительную остановку транспорта, сокрытие крупных хищений, других тяжких и особо тяжких преступлений, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человеку и т.д.2

В этом плане определенную сложность представляет установление вины к злоупотреблению должностными полномочиями, повлекшему тяжкие последствия, их уголовно-правовая оценка. В литературе высказано суждение, что здесь может быть двойная форма вины: умысел в отношении простого состава и неосторожность к составу, повлекшему тяжкие последствия3. Это противоречит позиции законодателя. В новой редакции ст. 24 УК РФ отмечается: «Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса»4. Как известно, в ч. 3 ст. 285 УК РФ слово «неосторожность» не упоминается, что дает основание для вывода об умысле лица, совершившего злоупотребление служебными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Возникает вопрос, можно ли рассматривать в качестве тяжких последствий, наступивших от злоупотребления должностными полномочиями, последствия самостоятельных составов преступлений, совершенных по неосторожности? Например, неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 118 УК), неосторожное причинение смерти (ст. 109 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК) и др. Перечисленные составы нельзя рассматривать в качестве тяжких последствий злоупотребления должностными полномочиями. В этой ситуации следует усматривать совокупность преступлений: ч. 1 или ч. 2 ст. 285 УК и соответствующий состав неосторожного преступления.

 

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ


Это традиционный для уголовного закона состав преступления, известный с первых законодательных актов Древней Руси.

Как и все должностные преступления, взяточничество (собирательное понятие двух самостоятельных преступлений – получения взятки и дачи взятки), посягая на общественные отношения, обеспечивающие реализацию задач, стоящих перед соответствующими органами государственной власти и управления в центре и на местах, подрывает их авторитет в части неподкупности их должностных лиц, дискредитирует государственную власть, затрагивает права и интересы граждан, ведет к нарушению принципа социальной справедливости. К тому же взяточничество нередко связано с различного рода злоупотреблениями по службе, превышением должностных полномочий, совершением других незаконных действий, что повышает общественную опасность данного преступления.

Для взяточничества характерно не только получение имущественной выгоды, но и совершение со стороны должностного лица определенных действий (или, напротив, воздержание от определенных действий – бездействие) в пользу взяткодателя, осуществляемых в связи с занимаемым им служебным положением.

Законодатель формулирует состав получения взятки следующим образом: «Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебное полномочие должностного лица либо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе» (ч. 1 ст. 290 УК РФ).

Объектом взяточничества выступают общественные отношения, обеспечивающие неподкупность лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющих функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. В тех же случаях, когда получение взятки сопряжено с совершением незаконных действий (ч. 2 ст. 290 УК), то объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие неподкупность должностных лиц, государственный авторитет и основывающиеся на них задачи, стоящие перед соответствующими государственными или муниципальными структурами, представителями которых и выступают виновные должностные лица.

Предмет преступления – взятка – обозначен в диспозиции статьи: 1) деньги; 2) ценные бумаги; 3) иное имущество; 4) выгоды имущественного характера.

Под деньгами понимается как российская, так и иностранная валюта, находящаяся в обращении на момент совершения преступления.

Понятие ценной бумаги дается в Гражданском кодексе РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК).

Под иным имуществом понимают любые движимые или недвижимые вещи материального мира, имеющие цену, эквивалентную вложенному труду (автомашина, дача, коттедж, квартира, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, антиквариат, мебель, предметы искусства, драгоценные вещи, деликатесы, дорогие спиртные напитки и т.д.).

К выгодам имущественного характера относятся оказываемые виновному безвозмездно (или по заведомо заниженной стоимости) услуги материального характера (предостав­ление бесплатных санаторных и туристических путевок; производство ремонтных, реставрационных, строительных работ; безвозмездное угощение в ресторане; продажа по значительно заниженной стоимости дорогостоящего имущества; преднамеренный проигрыш в карты и т.д.)1.

Предоставляемые должностному лицу блага и оказываемые услуги в качестве предмета взятки всегда должны носить материальный характер. Оказание услуг нематериального характера за совершение или несовершение должностным лицом в связи с занимаемым положением тех или иных действий (напри­мер, устный или опубликованный в средствах массовой информации благоприятный отзыв о его работе, положительная характеристика и т.д.) не образует состава преступления.

В судебной практике выделяют две основные формы получения взяток:

1) открытая, когда предмет преступления передается явно в качестве взятки, при этом конкретно оговаривается, какие встречные услуги должны быть оказаны. Возможна и другая ситуация, когда условия получения взятки специально не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя;

2) завуалированная, когда взятка передается под различными предлогами: гонорар, премия, возврат долга, «подарок» и т.д.

Способы получения взятки, кроме ее вымогательства, на квалификацию не влияют. Безразлично также, получена ли взятка должностным лицом лично или через посредников.

^ Объективную сторону получения взятки образуют следующие элементы:

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

2. Получение взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

3. Совершаемые действия (бездействие) связаны со служебным положением должностного лица.

Эта связь может быть альтернативной: а) совершаемые действия (бездействие) связаны непосредственно с полномочиями должностного лица; б) должностное положение лица позволяет способствовать таким действиям (бездействию) либо используются фактические возможности, которые дает занимаемая лицом должность; в) за взятку должностное лицо осуществляет общее покровительство по службе (причем покровительство должно носить конкретный характер, например, незаслуженное продвижение по службе или иное поощрение взяткодателя); г) а равно – попустительство по службе.

 

75. ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧА ВЗЯТКИ

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ


Это традиционный для уголовного закона состав преступления, известный с первых законодательных актов Древней Руси.

Как и все должностные преступления, взяточничество (собирательное понятие двух самостоятельных преступлений – получения взятки и дачи взятки), посягая на общественные отношения, обеспечивающие реализацию задач, стоящих перед соответствующими органами государственной власти и управления в центре и на местах, подрывает их авторитет в части неподкупности их должностных лиц, дискредитирует государственную власть, затрагивает права и интересы граждан, ведет к нарушению принципа социальной справедливости. К тому же взяточничество нередко связано с различного рода злоупотреблениями по службе, превышением должностных полномочий, совершением других незаконных действий, что повышает общественную опасность данного преступления.

Для взяточничества характерно не только получение имущественной выгоды, но и совершение со стороны должностного лица определенных действий (или, напротив, воздержание от определенных действий – бездействие) в пользу взяткодателя, осуществляемых в связи с занимаемым им служебным положением.

Законодатель формулирует состав получения взятки следующим образом: «Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебное полномочие должностного лица либо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе» (ч. 1 ст. 290 УК РФ).

Объектом взяточничества выступают общественные отношения, обеспечивающие неподкупность лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющих функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные. В тех же случаях, когда получение взятки сопряжено с совершением незаконных действий (ч. 2 ст. 290 УК), то объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие неподкупность должностных лиц, государственный авторитет и основывающиеся на них задачи, стоящие перед соответствующими государственными или муниципальными структурами, представителями которых и выступают виновные должностные лица.

Предмет преступления – взятка – обозначен в диспозиции статьи: 1) деньги; 2) ценные бумаги; 3) иное имущество; 4) выгоды имущественного характера.

Под деньгами понимается как российская, так и иностранная валюта, находящаяся в обращении на момент совершения преступления.

Понятие ценной бумаги дается в Гражданском кодексе РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК).

Под иным имуществом понимают любые движимые или недвижимые вещи материального мира, имеющие цену, эквивалентную вложенному труду (автомашина, дача, коттедж, квартира, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, антиквариат, мебель, предметы искусства, драгоценные вещи, деликатесы, дорогие спиртные напитки и т.д.).

К выгодам имущественного характера относятся оказываемые виновному безвозмездно (или по заведомо заниженной стоимости) услуги материального характера (предостав­ление бесплатных санаторных и туристических путевок; производство ремонтных, реставрационных, строительных работ; безвозмездное угощение в ресторане; продажа по значительно заниженной стоимости дорогостоящего имущества; преднамеренный проигрыш в карты и т.д.)1.

Предоставляемые должностному лицу блага и оказываемые услуги в качестве предмета взятки всегда должны носить материальный характер. Оказание услуг нематериального характера за совершение или несовершение должностным лицом в связи с занимаемым положением тех или иных действий (напри­мер, устный или опубликованный в средствах массовой информации благоприятный отзыв о его работе, положительная характеристика и т.д.) не образует состава преступления.

В судебной практике выделяют две основные формы получения взяток:

1) открытая, когда предмет преступления передается явно в качестве взятки, при этом конкретно оговаривается, какие встречные услуги должны быть оказаны. Возможна и другая ситуация, когда условия получения взятки специально не оговариваются, но участники преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя;

2) завуалированная, когда взятка передается под различными предлогами: гонорар, премия, возврат долга, «подарок» и т.д.

Способы получения взятки, кроме ее вымогательства, на квалификацию не влияют. Безразлично также, получена ли взятка должностным лицом лично или через посредников.

^ Объективную сторону получения взятки образуют следующие элементы:

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

2. Получение взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

3. Совершаемые действия (бездействие) связаны со служебным положением должностного лица.

Эта связь может быть альтернативной: а) совершаемые действия (бездействие) связаны непосредственно с полномочиями должностного лица; б) должностное положение лица позволяет способствовать таким действиям (бездействию) либо используются фактические возможности, которые дает занимаемая лицом должность; в) за взятку должностное лицо осуществляет общее покровительство по службе (причем покровительство должно носить конкретный характер, например, незаслуженное продвижение по службе или иное поощрение взяткодателя); г) а равно – попустительство по службе.

ДАЧА ВЗЯТКИ


Объект и предмет данного преступления совпадают с рассмотренными ранее аналогичными признаками состава получения взятки.

^ С объективной стороны дача взятки выражается в различных формах передачи взяткодателем лично или через посредника должностному лицу взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Состав преступления дачи взятки – формальный. Преступление считается оконченным с момента получения должностным лицом хотя бы части взятки. В случае, когда предполагаемая взятка по каким-либо причинам не принята, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. Покушением следует считать и дачу взятки лицу, ошибочно принятому за должностное, а также в случае передачи взяткодателем денег или иного имущества мнимому посреднику, который их принял якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присвоил. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Действия лица, связанные с присвоением денежных средств путем обмана или злоупотребления доверием под видом дачи взятки должностному лицу, подлежат квалификации как мошенничество.

Так, подлежат квалификации как мошенничество действия по завладению денежными средствами обвиняемого его адвокатом, полученными под предлогом передачи их судье в целях «благоприятного исхода дела» без намерения передавать их должностному лицу1.

В случае, когда мнимый посредник сам склонил взяткодателя к даче взятки, а предмет взятки присвоил, то содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности статей 159, 30, 33 и 291 УК РФ.

Взятка согласно закону может даваться (и соответственно получаться) за совершение действий (бездействия) должностным лицом как в интересах взяткодателя, так и представляемых им лиц, вручаться взяткодателем лично или через посредника. Причем посредник может быть привлечен к уголовной ответственности как соучастник (по статьям 33, 291 УК РФ) только в том случае, когда ему известно, что он передает именно взятку.

Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, хотя и связанные со взяточничеством, но образующие самостоятельный состав преступления: хищение имущества, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог и др. В таких случаях содеянное необходимо квалифицировать по совокупности преступлений1.

^ Субъективная сторона дачи взятки – только прямой умысел. Виновное лицо осознает общественно опасных характер своего деяния, выражающегося в передаче лично или через посредника взятки должностному лицу за совершение в его пользу или в пользу представляемых им лиц действий (бездействия) с использованием служебного положения, предвидит возможность или неизбежность причинения ущерба общественным отношениям, обеспечивающим реализацию задач, стоящих перед соответствующим государственным или муниципальным органом, в части неподкупности их должностных лиц, которым передается взятка, и желает причинения этого ущерба.

Мотивы дачи взятки могут быть разные, они не влияют на квалификацию.

Состав преступления отсутствует, если передающий вознаграждение полагает, что должностное лицо имеет право на это вознаграждение и не добивается от должностного лица совершения каких-либо действий (бездействия), связанных со служебным положением последнего. Не будет состава дачи взятки и в случае, когда передаваемое составляет часть добытого совместно преступным путем и дается лицу не за действия (бездействие) по службе в пользу дающего.

Субъект дачи взятки – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 291 УК называет два квалифицирующих признака анализируемого преступления: а) дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия); б) дача взятки неоднократно.

Незаконные действия (бездействие) по характеру могут быть как неправомерными, но не преступными, так и преступными. В последнем случае нужна дополнительная квалификация. Законодатель употребляет термин «заведомо», что означает очевидность для взяткодателя незаконного характера действий (бездействия), связанных со служебным положением должностного лица, совершения которых он добивается.

При оценке наличия неоднократности дачи взятки следует руководствоваться ст. 16 УК РФ, а также учитывать то, что применительно к рассматриваемому преступлению неоднократность будет в случаях: 1) дачи взятки в разное время, разным должностным лицам за совершение самостоятельных действий; 2) дачи взятки в разное время одному должностному лицу за совершение самостоятельных действий; 3) дачи взятки одновременно нескольким должностным лицам за совершение каждым их них самостоятельных действий; 4) дачи взятки одновременно нескольким должностным лицам, не находящимся в сговоре между собой, за совершение единого деяния в интересах взяткодателя.

Примечание к ст. 291 УК предусматривает освобождение от уголовной ответственности в случае, когда в отношении лица, давшего взятку, имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Анализ признака вымогательства как обстоятельства, служащего основанием для освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку, не отличается от рассмотренного ранее признака вымогательства как квалифицирующего обстоятельства получения взятки.

Другим самостоятельным основанием, освобождающим лицо, давшее взятку, от уголовной ответственности, является добровольное заявление о факте дачи взятки. Для освобождения взяткодателя от уголовной ответственности по данному основанию необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) добровольное заявление о содеянном; 2) заявление сделано в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Добровольное заявление о факте дачи взятки будет в случае, когда сделано лицом по собственной воле и желанию при осознании того факта, что о взятке правоохранительным органам еще неизвестно. Добровольность отсутствует, если о даче взятки уже стало известно правоохранительным органам и взяткодатель об этом осведомлен. Мотивы заявления не имеют значения и могут быть разными. Однако поскольку добровольное заявление о даче взятки одновременно является и заявлением о получении взятки должностным лицом, заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, а в случае установления заведомой ложности заявления – привлечен к ответственности. При решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку, не имеет значения, сделано заявление сразу же после содеянного или спустя какое-то время.

В соответствии с законом добровольное заявление о даче взятки должно быть сделано в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. Согласно уголовно-процессуальному законодательству при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела это решение может быть принято прокурором, следователем или органом дознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.038 с.)