Какие основные показатели характеризуют уровень качества жизни населения региона и методы их регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие основные показатели характеризуют уровень качества жизни населения региона и методы их регулирования.



Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

В современной научной традиции понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три ключевых аспекта: благосостояние населения, накопление человеческого капитала, уровень человеческого развития.

1.Благосостояние населения, т. е. уровень обеспеченности потребностей человека (семьи) материальными и нематериальными благами - как абсолютный, так и относительный, в сравнении с стандартами и нормами, принятыми в данном обществе/

Различают два качественных уровня благосостояния:

- устойчивое удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности - в питании, одежде, жилье, охране здоровья, личной безопасности и др.

- материальный достаток, при котором достигнутый высокий уровень насыщения первичных потребностей позволяет перейти к оптимальному, индивидуально-ориентированному типу удовлетворения разнообразных потребностей семьи и каждого ее члена.

Для развернутой характеристики благосостояния населения с учетом социальной дифференциации используется следующие базовые понятия:

1. Уровень душевых доходов, потребления и обеспеченности домашних хозяйств капитальными благами.

2. Степень дифференциации населения по доходам и потреблению.

3. Уровень прожиточного минимума.

4. Уровень бедности: абсолютный и относительный.

Абсолютная бедность соответствует такому уровню благосостояния (семьи, группы, слоя), при котором доходы не обеспечивают определенного социального минимума потребления, принятого в данном обществе.

Относительная бедность характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственного наиболее многочисленным группам, или группам со средним достатком и т. д.). Критерий относительной бедности часто задается 50%-м уровнем среднего душевого дохода в данный период времени.

5. Жизненный стандарт. В складывающейся российской традиции под "стандартами" понимается тот минимальный объем потребительских благ (услуг), которое общество (государство) гарантирует каждому его члену.

2. Накопление человеческого капитала, характеризующее состояние здоровья населения, его образовательный, профессиональный и культурный уровни с экономической точки зрения, т. е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала (включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта).

3. Уровень человеческого развития, характеризующий возможности реализации человека как личности и как члена данного общества. Этот аспект уровня жизни включает два элемента:

- качество жизни людей, учитывающее демографические, медицинские, экологические и интеллектуальные условия их существования и самореализации;

- интеграцию индивидуумов в общество: их влияние на общественные процессы (участие в управлении, демократических процедурах и т. д.), наличие или отсутствие дискриминации отдельных социальных групп и т. п.

Уровень развития человеческого фактора (качество жизни населения и человеческой самореализации), как правило, оценивается по следующим основным направлениям:

l индекс качества жизни, отражающий продолжительность жизни, уровень смертности от заболеваний, экологические условия, а также интеллектуальные компоненты - уровень образования и культурного развития. Образование характеризуется агрегатом, в который включены уровень грамотности взрослого населения и нормы первичного и двух повторных наймов на работу;

l индекс равенства между полами и поколениями - различия в доходах, доступности политических и социальных благ для возрастных групп населения, мужчин и женщин;

l индекс участия в управлении, отражающий представительство в органах власти для различных социальных и половозрастных групп и их способность участвовать в управлении.

Показатели уровня жизни. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам:

1. К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества.

2. К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др.

3. Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.)

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификайионный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.


64. Приведите пример региональной целевой программы и влияния её реализации на динамику развития региона.

Региональное целевое программирование является инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс региона.

Новая сущность целевых программ состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жёсткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими имеют определённые отличия.

ПР. Долгосрочная целевая программа Омской области "Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 – 2015 годы)"

Целью Программы является создание условий для дальнейшего развития жилищной сферы, повышение доступности жилья для граждан и устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса Омской области. Достижение поставленной цели будет осуществляться в течение всего периода реализации Программы.

В ходе реализации целевой программы Омской области "Жилище" на 2008 - 2010 годы, комплекса мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" были созданы правовые и организационные основы жилищной политики в Омской области, сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по увеличению объемов жилищного строительства, развитию ипотечного жилищного кредитования.

В 2009 - 2010 годах Правительством Омской области реализовывался комплекс антикризисных мер, направленных на поддержку жилищного строительства в регионе, защиту прав граждан - участников долевого строительства, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, ветеранов Великой Отечественной войны.

В 2009 году объем ввода в эксплуатацию жилья составил 605 тыс. кв.м, что составляет 59,6 процента к уровню ввода жилья 2008 года. В 2010 году ввод жилья увеличился до 706 тыс. кв.м.

Вместе с тем темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть признаны удовлетворительными. В очереди на улучшение жилищных условий стоят более 43 тыс. семей.

По состоянию на 1 января 2011 года на территории Омской области имеется более 173 тыс. кв.м жилья, непригодного для проживания. В связи с этим проблема обеспечения жильем населения, проживающего в аварийном жилищном фонде и жилищном фонде, имеющем высокий процент износа, продолжает оставаться в числе первостепенных.

Сохраняется проблема износа объектов коммунальной инфраструктуры. В среднем уровень износа снижен до 48,8 процента, но по объектам водоснабжения и водоотведения он составляет 65 - 68 процентов. Нестабильно финансово-экономическое положение предприятий жилищно-коммунального комплекса, остается высоким объем кредиторской и дебиторской задолженности, доля рентабельных предприятий не превышает 60 процентов.

ПР. Развитие социально активной личности школьника, востребованной в обществе.

Цель: Создание образовательного пространства школы, ориентированного на развитие социально-активной личности школьников, востребованной в обществе.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы   :

- Социальный капитал школьников отвечает требованиям, предъявляемым со стороны государства, общества, личности. Школьники обладают совокупностью смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, ключевыми компетенциями, опытом деятельности по отношению к кругу объектов реальной действительности, необходимых для:

¾ оценки явлений политической, правовой, экономической и других сфер жизнедеятельности;

¾ личностного и профессионального самоопределения, принятия гражданской позиции, самореализации в обществе;

¾ самостоятельного продолжения образования с опорой на использование информационных технологий, рефлексию творчество;

ПР. В Омской области разработан проект целевой программы "Старшее поколение", рассчитанной на 2011-2015 годы. По определению областных чиновников, цель программы - "повышение качества жизни людей пожилого возраста, обеспечение максимальной доступности для них медицинских, социальных, образовательных и других услуг". Затраты на реализацию программы по предварительным данным составят более 1,3 млрд. руб.

Долгосрочная цел.программа Ом.об.: "Старшее поколение" на 11-15"; "Доступная среда" на 11-15"; "Обеспечение безопасности дорожного движения 10-14"; "Обеспечение пожарной безопасности в Ом.об. 11-20)"; "Развитие системы образования(2010-2014)"; "Электронное Правительство10-15"; "Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (2010 – 2014)"; "Об охране окружающей среды 10-15"и др.

 Областные цел.программы: "Подготовка и проведение празднования 300-летия на 08-16; "Об охране атмосферного воздуха и мониторинговых исследованиях до 2015»;

Долгосрочные цел. программа омского муниц-ого района ом.области: «Формирование и развитие муниц-ой собственности Омск.муниц-ого района 11-15; «Энергосбережение и ↑ энергетической эфф-сти в Омском муниц-ном районе 11-2015»


65. Охарактеризуйте миграционные потоки населения на примере одного из регионов РФ и их влияние на региональную экономику.

Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение. Перемещение и переселение — не синонимы. Территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляют собой миграцию в широком значении этого слова. Таким образом, к миграции можно отнести эпизодические, маятниковые и временные виды миграции. Данный широкий подход закрепился в последнее время в науке. Ученые помимо миграции, связанной со сменой места жительства, активно изучают трудовые, коммерческие, туристические перемещения населения, которые носят временный характер и не связаны со сменой места жительства.

Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического благосостояния общества — это своего рода способ голосования населения ногами. Как правило, миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы с более высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями. По примерным оценкам в различные формы миграции в мире ежегодно вовлечено около 2—3% населения. В некоторых странах эта цифра может быть гораздо выше — например, ежегодно только во внутренних миграциях в США участвуют до 15% населения (в России эта цифра около 3%, если учитывать миграцию, связанную со сменой места жительства, или 5—6% с учетом различных форм временной миграции).

Омская область находится в группе регионов-реципиентов, имеющих положительное сальдо миграционных потоков. Однако на фоне Томской, Новосибирской и особенно Кемеровской области ее показатели выглядят более чем скромно. Для сравнения: в Омской области ожидается рост миграции с нынешних полутора сотен – до 914 человек в год; а например, в Кемеровскую область все эти годы прогнозируется ежегодный миграционный приток на уровне 9-11 тысяч человек.

ПР. Количество мигрантов, выбирающих пребывание в Омской области на законных основаниях, растет. В 2010 году на миграционный учет по месту пребывания поставлено более 90 тысяч иностранных граждан, что на 2,7% большеаналогичного периода 2009 года. Анализ миграционной ситуации в регионе показывает, что в Омскую область иностранные граждане прибывают в основном из Республик Таджикистан, Узбекистан, КНР. Основные цели въезда, как правило - получение работы, временной и постоянной регистрации, обучение в омских вузах, частные и туристические.

В два раза увеличилось число обращений граждан по вопросам оформления видов на жительство (489), при этом сократилоськоличество граждан, желающих оформить разрешение на временное проживание. Число иностранных граждан, желающихприобрести российское гражданство, также сократилось. А вот количество наших соотечественников, желающих выехать за пределы Российской Федерации и решивших оформить для этого заграничный паспорт более 53-х тысяч россиян оформили такие документы, большая часть из них с биометрическими данными.

В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия переселению из-за рубежа соотечественников на территорию Омской области по состоянию на 31 декабря прибыло 368 участников, вместе с членами семьи это 651 человек.

Одним из важнейших условий эффективности миграционной политики любого региона является реализация законодательства в сфере внешней трудовой миграции, соблюдение баланса на рынке труда, приоритетное обеспечение интересов российских граждан. Во взаимодействии с Министерством труда и социального развития была проведена работа по установке соответствующей квоты в размере 4 тысяч 735, исчерпана она только на 69,3%.

В 2010 году был сделан ещё один шаг к цивилизованной трудовой миграции. С 1 июля прошлого года Омская область принимает от мигрантов заявление на новый вид документа – патент на осуществление трудовой деятельности. Более 1 тысячи иностранных граждан уже получили патент.


66. Назовите сферу применения балансовых методов при проведении расчётов на уровне региона (муниципалитета).

Балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий – выбор региона и места для сооружения предприятия, расчёты обеспеченности его сырьём, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами – всё это составляет содержание балансового метода.

Для составления региональных балансов необходимо проведение проектно-изыскательских работ, экспедиционных исследований, в которых используются полевые и камеральные методы.

Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций.

Балансовые расчёты производства и потребления продукции в районе с помощью вычислительной техники относят к приближенным методам, а расчёты межотраслевого баланса – к точным методам.

К числу разрабатываемых балансов, в том числе и региональных, можно отнести:

— Баланс народного хозяйства - система таблиц с экономическими показателями, характеризующими в планируемом (или отчетном) периоде уровень развития экономики, масштабы и темпы расширенного воспроизводства, а также важнейшие общегосударственные пропорции. С помощью этого баланса обеспечивается единство и взаимосвязь всех разделов и показателей, важнейших структурных пропорций. Это соотношение между фондом потребления и фондом накопления национального дохода, между объемами производства средств производства и предметов потребления, между денежными доходами и их обеспечением товарами и платными услугами.

— Баланс основных фондов - система показателей, характеризующих движение основных фондов по плану или по отчету; исчисляется для получения сведения об объеме и структуре фондов, их движении, о соотношениях и темпах роста основных фондов.

— Баланс трудовых ресурсов — система показателей, характеризующая соотношение наличных трудовых ресурсов и их использование, позволяющая сопоставить потребность в работниках и источники ее удовлетворения.

— Баланс сельского хозяйства — система основных экономических показателей развития сельскохозяйственного производства, характеризующая темпы производства и потребления продовольствия, наличие и использование ресурсного потенциала отрасли и т. д.

— Баланс земельных угодий — система показателей, характеризующих наличие и изменение земельных угодий по категории земель, категориям землепользователей и видам угодий, в том числе орошаемых и осушенных.

— Баланс межотраслевой — экономико-математическая модель производственных связей в народном хозяйстве. С ее помощью обеспечивается детализация основных народнохозяйственных пропорций в отраслевом и межотраслевом разрезах. Разрабатывается в натуральном и стоимостном выражениях.

— Баланс платежный — система показателей, характеризующая соотношение платежей страны за границу и их поступлений из-за границы за определенный период (месяц, квартал, год).

— Баланс производственных мощностей — система показателей, характеризующих наличие, движение и использование производственных мощностей по выпуску определенных видов промышленной продукции.

— Баланс рабочего времени — система показателей, их распределение по видам затрат и использование; составляется с целью выяснения резервов роста производительности труда за счет более эффективного использования фонда рабочего времени и определение численности работников.

Используются и другие балансы: торговый, расчетный, платежный, оборотных средств, денежных доходов и расходов населения, бухгалтерский и др.

 

Балансовый метод в планировании, метод, применяемый в социалистических странах при разработке народно-хозяйственных планов, планов развития отдельных отраслей и производств, а также территориальных хозяйственных планов (республиканских, краевых, областных, экономических районов). С его помощью осуществляются увязка потребностей и ресурсов, соизмерение затрат и результатов, согласование и координация всех заданий и показателей плана, обеспечивается единство и сбалансированность всех частей и разделов плана. Балансовый метод служит важным инструментом выявления хозяйственных резервов, установления в плане и соблюдения в ходе его осуществления материально-вещественных, стоимостных и трудовых пропорций, соответствующих целям и задачам плана и обеспечивающих оптимальное и сбалансированное развитие экономики; тем самым балансовый метод используется для предупреждения и преодоления отдельных диспропорций в хозяйстве.


67. Приведите примеры применения региональных методов исследования для оценки ситуации в регионе.

1. Системный анализ, наиболее важными задачами являются: правильно и с возможно большей чёткостью сформулировать проблему; собрать наиболее полную информацию, относящуюся к делу; выявить в полном объёме назначение системы, к-рая решает проблему с целью определения её состава, метода действия и взаимодействия с др. сист-ми; разработать различные варианты возможного развития системы; выбрать единственный наилучший вариант развития системы; определить основные цели развития соц.-экономических объектов; определить критерии эфф-сти функционирования системы; проверить эфф-сть взаимодействия подсистем эконом-кой системы; сформулировать цели создания АСУ; упорядочить руководство разработкой проекта, выявить основные функции управления и обосновать организац. структуру управления.

2. Балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение м/у отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг. Балансы необходимы также для разработки рац-ых межрегиональных и внутрирегиональных связей. Для составления регион-х балансов необходимо проведение проектно-изыскательских работ, экспедиционных исследований, в которых используются полевые и камеральные методы. Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций. Балансовые расчёты производства и потребления продукции в районе с помощью вычислительной техники относят к приближенным методам, а расчёты межотраслевого баланса – к точным методам.

3. Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений по избранным критериям на совокупности, характеризуемые определённой общностью и отличительными признаками (классификация, типология, концентрация и др.)

4. Метод экономико-географического исследования, который в свою очередь подразделяется на 3 составные части: региональный метод (иссл-ние путей формир-ния и развития территорий, изучение развития и размещения общест-ного производства в регион-ном развитии), отраслевой метод (исслед. путей формирования и функцион-ия отраслей экон-ки в географич. аспекте, изучение развития и размещения общес-ного производства в отраслевом разрезе), территориальный метод (исслед. путей формир-ния и развития производства отдельного города, селения).

5. Метод экономико-математич. моделирования (моделирование терр-ных пропорций развития экономики региона, моделирование по отраслям хозяйства региона, моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). Основой данных моделей явл-тся положения: соц.-экономические аспекты каждого региона рассмат-тся как основная часть общей системы регионов страны; региональные терр-ные модели корректируют отраслевые модели размещения экон-ки на основе терр-ной соц.-экономической инф-ции перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциалов, транспортных связей и т. д.; регион-ные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, отраслевыми экон.-математ-ми расчётами и представляют органич.часть общего научно-методич.подхода к вариантной оценке перспек-го размещения произв-ных сил и оптим-го форм-ния экон-ки всей системы рег-ов.

6. Картографический метод. Карта яв-ся источником знаний, обогащения инфо-цией о размещении произв-ных сил в каждом районе, позволяет наглядно представить особен-ти размещения. Благодаря картам, картосхемам, картограммам, картодиаграммам лучше воспринимаются и запоминаются не только особенности размещения, но и количественные показатели, характеризующие уровни развития районов.

7. Метод таксонирования. Это процесс членения территории на сопоставимые или иерарх-ки соподчинённые таксоны (равнозначные или иерархически соподчинённые терр-ные ячейки, к примеру администр-ые районы, МО). Процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, то в данном случае можно употребить понятие «регионализация».

8. Вариантный метод размещения производительных сил региона - используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных ур-ей развития хозяйства тех или иных регионов.

9. Индексный метод, используется для количе-ого определения ур-ня специализации соц.-экон-ого районирования. За основу берутся коэффициенты локализации, душевого производства, межрайонной товарности. Коэффициент локализации-отношение уд. веса данной отрасли в структуре производства региона к уд. весу той же отрасли в РФ. Коэффициент душевого производства-отношение уд. веса отрасли соц.-экон-го комплекса региона в соответствующей структуре отрасли РФ к уд. весу населения региона в населении страны. Коэффициент межрегиональной товарности-отношение вывоза из региона данной продукции к её региональному производству.

10. Методы социологических исследований - это стандартизир-ые интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер соц.-экон-го комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, учёных и специалистов и т. д.

Важное место в рег.исслед-ях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной соц.инфрас-ры. Для анализа ур. жизни населения регионов центральными экон-ми органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. Основная цель территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижении относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.038 с.)