Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие теории менеджмента. Общие подходы, основные направления менеджмента и их применение в управлении территориями.

Поиск

1-я управленч. революция около 7 тыс. лет назад, «религиозно-коммерческая», связана с появлением письменности в Древнем Шумере. Священнослужители-бизнесмены переформулировали основополагающие религиозные принципы: вместо человеческих жертв богам теперь требовались жертвы символические: подношение денег и т. д. Все это – в храмы. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Письм-сть возникла как необход-ть ведения расчетов, учета праведности верующих. 2-я ур: ч/з 3000л. п/е 1-й, «светско-административная»,связывают с вавилонским царем Хаммурапи (1792–1750 г.дон. э.), кот-ый разработал свод зак-ов управл. гос., параметры: светский стиль управления, усиление контроля, рост ответственности за выполнение работ (на макроуровне), для Хам-пи характерен собствен. лидерский стиль, проявл-ся в опекунстве и защите людей. 3-я ур – «производственно-строительная», особенность явл-ся усиление внимания к контролю за деят-тью в сфере производства и строительства. Произошла во времена правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), автора некоторых из «семи чудес света» (Вавилонская башня и «висячие сады»). На текстильных фабриках введена система цветных ярлыков на партиях сырья.Затем создана сис-ма терр-ого управления в Др.Риме и админ-ная организация Римской католич. церкви, испол-шая принципы функционализма во 2м столетии до н. э. 4-я ур: период буржуазных революций, возник-ния капитализма и начала индустриального развития европейской цивилизации. Харак-ся зарождением профес-ного управления (отделение менеджмента от собственно капитала). 5-я ур: в конце 19-начал. 20 в., бюрократическая, теоретич. База - концепция «рациональной бюрократии». Следующие концепции: научно-управленчес.(1885–1920); административного управлен. (1920–1950); управления с позиции человеческих отношений (1930–по наст. вр.); управления с точки зрения количественных методов (1950 – по наст.время).

Крупные ученых, внесшие вклад в теорию и практику менеджмента:

1. Основатель школы научн.менеджмента Ф. У. Тейлор. В 1911 книга «Принципы науч.управления». Принципы:1)научн. подход к выпол-ию каждого элемента работы;2) системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;3)кооперация менеджеров с рабочими;4)разделение ответ-сти за результаты м/у менеджерами и рабо­чими. 2. Ф. Гилбрет: система «микроэлементного нормирования труда». 3. Г. Гант: разработчик сист-ого планирования(карта Ганта: краткий перечень запланир-ных на опред-ные отрезки времени работ). 4. А. Файоль:основатель класс.административной школы менеджмента. Выделил функции админ-ции: 1) разделен. труда;2) полномочия и ответственность;3)дисциплина;4)единоначалие;5)единство действий; 6) подчиненность личных интересов коллективным;7)поощрение персонала; 8)централизация; 9)скалярная цепь (уровни иерархии); 10)порядок; 11)справедливость; 12)стабильность персонала; 13)инициатива; 14)корпоративный дух. 5. Э. Мэйо и М. Фоллет – основатели школы «человеческих отношений». 6. Развитие поведенческого (бихевиористского) направления: Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг (власть и авторитет, мотивация, лидерство, социальное взаимодействие и коммуникация). 7. Количественные методы – К.У. Черчмен, Р.А. Акофф, Е.Л. Арноф, Л.В. Кан­то­рович.

Характерные особенности развития менеджмента (м-та): выделение отд-ных направл. м-та: инновационного, финан-го, соц. и др.; ↑ международного хар-ра м-та; учет менталитета нации, составляющей костяк гос-ва; практика интегральной предпринимат. ответственности; новаторский стиль; риск-м-т; привлечение сотрудников к управлению (стратег. М-т); корпоративная культура и миссия фирмы; этический маркетинг и м-т.

Система взглядов на управление экономикой в современный период охватывает: 1) сочетание методов рыночного регул-ния с гос. регул-нием соц.-эконом. процессов; 2) формир-ние и функцион-ание рыночных хозяйст-их субъектов как открытых соц. ориент-ных систем; 3) самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования; 4) сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями гос. сектора экономики; 5) разработка и активное применение на практике методов антикризисного менеджмента; 6) учет глобализации экономики и развитие внешнеэкономических связей.

Общие закономерности и принципы управления: 1. Учет основных экономич. законов общест-ного развития; 2. Соответствие соц. содержания управления формам собственности на средства производства и способу производства в конкретных экономич. условиях; 3. Направленность менеджмента на планомерное развитие объектов. 4. Соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления.5. Сокращение числа уровней иерархии управления с переходом на горизонтальные структуры управления. 6. Переход от иерархии управления к демократии и культуре. 7. Усиление роли человеч.-ого фактора, что характеризует переход от технократического характера менеджмента к гуманитарному. 8. Агрегирование информации при переходе с нижнего уровня управления на верхний.

Принципы управления представляют собой общие положения, правила, определяющие требования к системе, структуре и организации управления. К числу важнейших принципов управления относятся принципы единоначалия, иерархичности, обратной связи, компетентности, ответственности, совершенствования системы управления, выделения ведущего звена, научности и использования как базового системно-ситуационного подхода к управлению, правильного подбора и расстановки кадров, сочетания авторитета менеджера с его лидерскими качествами, повышения производительности труда путем внедрения инноваций разного характера, применения мотивации как фактора активизации деятельности сотрудников, маркетингового подхода к клиентам, повышения конкурентоспособности продукции главным образом за счет снижения издержек и повышения качества товара.


4. Научные основы, содержание дисциплины «РЭУ», её связи с другими дисциплинами.

Научными основами «РЭУ» можно считать общие закон-сти развития экон-ки и менед-та, принципы организации эфф-ого хозяйствования экономич. субъектов гос., муниц-ой форм собствен-ти, регулир-ие деят-сти субъектов частной и смешанной собст-сти, размещенных на тер-рии региона, испол-ние моделей д/я обоснования эф-ти организации реги-ного хозяйства и размещения произв-ных сил, системно-ситуационный подход при научном и практическом решении вопросов управления развитием регионов. При определении содержания «РЭУ» следует учитывать общие характеристики Рос.

Природно-ресурсный потенциал России, ее территория, население, произв-ные и научно-технические фонды, транспортная и инфор-нная инфраструктуры огромны, что создает прочную основу для прогресса управляемых рыночных отношений, а значит, экономики, культуры, благосостояния народа.

Рос.-огромный нац-ный хозяйс-ный комплекс и внутрен.рынок, складывающийся под влиянием процессов специализации, кооперации и интеграции в экономике. Это способствовало образованию глобальной совок-сти предприятий, отраслей и регионов – общего экон-ого пространства с един. системой денег, финансов, налогов и т. д. и свободным перемещен. товаров, капитала, рабочей силы и информации.

Формир-ие общероссийского и в его пределах регио-ных хозяйственных комплексов и рынков, мобилизация и использование их произв-ных и финан.-х ресурсов, как и терр-ная рыночная специализация хозяйства и межрайонные связи, зависят от динамики и структуры экономики всех регионов и их систем.

Рынок - это система экономич. отношений не только в сфере распределения и обмена, но и производства. Назначение системы-приспособить масштабы и структуру производства к общественным потребностям.

Рыночные отношения во всем мире регулируются гос-вом. При этом, в против-ность плановому хозяйству, ослабляется роль отраслевых органов управ-ия-министерств и ведомств-и повышается наряду с первичными звеньями хозяйствования-предприятиями и объединениями-значение терр-ного управления. Не случайно в региональной экономике и управлении большое внимание уделяется учету специфики различных регионов.

Все эти обстоятельства определяют, что в системе экономических наук важное место принадлежит изучению региональных проблем хозяйственного и соц. развития страны.

Региональная экономика и управление принадлежит к экономическим наукам и учебным дисциплинам территориального цикла. Она изучает хозяйства систем регионов и отдельного региона (района). Экономика этих территорий отличается своеобразием, взаимосвязанностью и единством своих объектов и их сочетаний (комплексов). Среди собственно регионально-экономических наук (части территориально-экономических), помимо региональной экономики, существуют региональная социология, региональная экология, региональная статистика и др. (некоторые еще не сформировались).

Основой создания региональной экономики и управления РФ, науками, от которых она отпочковалась и из частей которых синтезировалась, послужили районный раздел экономической географии (размещение производительных сил в широком смысле) и раздел «Территориальное планирование» базовой «управленческой» дисциплины – «Народнохозяйственное планирование (управление)».

Основным содержанием РЭУ следует считать изучение экономики отдельных регионов, их взаимосвязей, эффективного управления практикой хозяйствования с учетом специфики регионов. Необходимо включить в содержание дисциплины не только категорию производительных сил, но и экономических отношений-региональных и межрегиональных, складывающихся в процессе развития хозяйства.

РЭУ должна иметь солидную теоретическую основу, поскольку решаемые ею задачи, включая выработку региональной политики, разработку региональных схем, прогнозов, программ и т. д., весьма сложны и ответственны. Территориально-экономические дисциплины могут изучать практические вопросы разного уровня: РЭУ-предпланово-планового, районная планировка и градостроительство – проектного.

Дисциплина «РЭУ» взаимосвязана со многими экономическими, управленческими и др. науками. Обширна необходимая для обоснования научных концепций и общих условий развития регионов «внешняя» информация. Особенно важны сведения, из общей эконом. теории, из науки об управлении экон-кой и из экономич.географии.

Науки Информация
Общая экономическая теория Экономические законы и категории, методы хозяйствования
Экономическая география   Общие закономерности, пропорции и связи территориального разделения труда, размещение по стране ресурсного потенциала и отраслей народного хозяйства
Управление экономикой Научные основы управления производством, рыночный механизм, гос. регулирование рынка, принципы и методы разработки макро- и микроэкономических прогнозов, балансов, нормативов, целевых программ
Отраслевые экономики Направления научно-технического прогресса, сырьевая, энергетическая, производственная базы, формы организации производства, факторы размещения, технико-экономические показатели и др.
Финансы Принципы образования и распределения денежных средств в отраслевом и территориальном разрезе
Экономика труда   Направления и методы использования трудовых ресурсов
Экономическая статистика Система и методы расчёта статистических показателей
Экономическая кибернетика Методы экономико-математического моделирования

5. Определение, предмет исследования и основные задачи дисциплины «Региональная экономика и управление».

 «Регионоведение -область научных знаний, изучающая терр-ную организацию хозяйства. Предметом регионоведения явл-тся экономич. районы всех уровней». «Рег-ние – это комплексная, интегральная соц.-экономич. дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функц-вания соц.-экономической системы с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда». Основой регионоведения является изучение двух главных проблем регионального развития: формирования и функц-ния соц.-эконом-ого комплекса региона; регионального управления (политич-ого, экономич-ого, соц-ого, эколог-ого и т. д.) в условиях федерализма. Под регионом как объектом исследования понимается субъект РФ. Предметом исследования этой науки считаются различные стороны деятельности и функционирования соц.-экономич. системы региона. В 1995 г. в Москве была организована Международная академия регионального развития и сотрудничества (МАРС). «Региональная экономика – это научное направление и учебная дисциплина, она исследует и изучает законы, факторы и особенности, а также методы формирования экономики отдельных регионов и их систем, включая произв-ные силы, внутри- и межрегиональные экономические отношения, для выработки региональной политики, регулирования хозяйства».

В целом предметом исследования РЭУ, должно являться все многообразие внутрирегиональных сторон деятельности регионов, обеспечивающих их поступательное развитие, межрегиональные отношения, и внешнеэкономическая деятельность региона, а также условия функц-вания всех объектов, поселений, находящихся на его территории.

РЭУ -это комплексная наука, дисциплина и практика эффективного хозяйствования на территории региона как соц.-экон-кой системы с целью обеспечения его позитивного развития и повышения благосостояния проживающего населения, учитывающая внутри- и межрегиональные связи, внешнеэкономическую деятельность в рамках правового поля, задаваемого основным законом страны и законодательными актами региона, ставя при этом принципы федерализма (четко установленное распределение власти между центром и регионами, принцип территориального распределения власти (все субъекты федерации географически разделены), децентрализация государственного управления) в качестве приоритетных.

Основная цель РЭУ научное обоснование направлений развития регионов Рос. с учетом их особенностей, практич. реализацию научных рекомендаций в конкретной хоз-ной деят-сти администраций всех субъектов РФ для обеспечения ↑ уровня жизни населения, наиболее полной занятости экономич. активного населения, укрепления целостности Рос.как Фед-ции, учета принципов федерализма, что в целом должно содействовать подъему экономич. показателей Рос., усилению ее роли в мировой политике, внешней торговле на базе повышения конкурентоспособности всех хозяйствующих субъектов, повышению безопасности как регионов, так и России в целом, имея в виду национ-ную, политич-кую, эколог-кую, эконом-кую, духовную и нравственную безопасность. Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач.

1. РЭУ должны конструктивно поддерживать регионализацию и пространственную интеграцию, осуществляемую федеральными органами власти. Отсюда необходимость в регионализации экономики, что означает: 1. учет ее особенностей в регионах разного типа, их специфики в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; перенос ряда направлений преобразований в основном на региональный уровень, особенно в ряде сфер предпринимательства, социальной области, охране природы и использовании природных ресурсов; 2. децентрализацию процесса управления экономикой, активизацию экономической деятельности на местах, в территориальных образованиях регионов; 3. необходимость разработки региональных целевых программ в регионах с особо специфическими условиями.

2. РЭУ призваны активно содействовать реализации стратегических направлений соц.-экономического развития регионов. Направления: 1. реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, обоснованной приватизации государственной собственности; 2. преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов, возрождение малых городов и российского села, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры и т. д.; 3. стабилизация соц.-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов, прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах; 4. продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет централизованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья, соблюдением строгих экологических стандартов; 5. стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия, формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и соц. прогресса; 6. переспециализация новых приграничных регионов, создание здесь дополнительных рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры и транспортно-распределительных узлов с учетом потенциальных переселенцев и передислокации воинских частей из-за рубежа, активизация приграничной хозяйственной деятельности; 7. развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики); 8. преодоление отставания по уровню и качеству жизни населения.

3. Изучение дисциплины «РЭУ» должно обеспечить глубокое понимание и успешный поиск путей решения регионально-экономич. проблем в связи с трансформированием нац.хозяйства. Для этого с позиций системно-ситуационного подхода и выбираемых направлений рыночной специализации требуется всесторонне рассмотреть научные основы, организационно-рыночные, ресурсные и отраслевые предпосылки, особенности и проблемы хозяйственного развития регионов РФ и регионально-экон-ской структуры.

Дисциплина «РЭУ» призвана отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции терр-ного разделения труда и межрегион-ной экон-ской интеграции. Должны учитываться как относительная устойчивость в российском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения геополитического и соц.-экономического положения Рос. Особое внимание уделяется решению проблем эконом-ского роста и структурной перестройки экономики регионов, рационализации региональной структуры национального хозяйства, укрепления федеративных отношений, сохранения территориальной целостности государства, усиления национальной безопасности.

6. Критерии и требования дисциплины «Региональная экономика и управление».

Критерии – это те основные показатели, нормы (нормативы), стандарты, из которых должны исходить экономисты-теоретики при анализе проблем регионального развития и на которые в своей практической деятельности обязаны ориентироваться менеджеры-экономисты регионального или муниципального уровня при решении конкретных проблем. Выделим несколько основных критериев, характерных для регионального (муниципального) образования.

1. Уровень жизни населения и обеспечение полной (максимально возможной) занятости экономически активного населения на территории региона (муниципалитета).

2. Наличие развивающихся конкурентоспособных рыночно-специализирован­ных комплексов материального производства (промышленные и агропромышленные комплексы), инфраструктурных производств и отраслей жизнеобеспечения.

3. Степень развитости регионального (муниципального) потребительского рынка, его инфраструктуры, межрегиональных торговых отношений и внешнеэкономических связей.

4. Преобладание экспорта продукции высоких технологий над импортом (в ценовом эквиваленте).

5. Самодостаточность бюджета территориального образования со стремлением к достижению профицита бюджета.

6. Равномерное размещение производства, инфраструктуры и трудовых ресурсов по территории региона (муниципалитета).

7. Сближение условий и качества жизни городского и сельского населения региона.

8. Степень выполнения стандартов на территории региона (муниципалитета):

- по социальной защищенности определенных слоев населения;

- по уровням предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в выбросах хозяйствующих субъектов;

- по продовольственной безопасности населения региона.

9. Уровень криминогенной ситуации, коррупции, пресечения злоупотребления наркотиками и алкоголем.

10. Эффективная система управления регионом (муниципалитетом) с обеспечением функционирования механизма деловых взаимоотношений с федеральным центром, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности.

11. Степень привлекательности региона (муниципалитета) для инвестирования и инновационной деятельности.

12. Валовой региональный продукт (общий) и на душу населения.

13. Система региональных минимальных социальных стандартов.

14. Степень развития коммуникационных систем в регионе (муниципалитете): транспортные артерии («дорога к каждому дому»); информационные сети, линии телефонной, радиосвязи, телевещания, обеспеченность печатными периодическими изданиями федерального, регионального и муниципального уровня.

Требования к «Региональной экономике и управлению» можно обобщенно представить в виде нескольких разнородных групп по признаку субъекта требований к региональным (муниципальным) менеджерам.

1-я группа – требования федеральных властных структур:

- соблюдение принципа приоритетности федерального законодательства (прежде всего Конституции РФ) и федеральных интересов администрациями регионов;

- проявление большей инициативы, активности, компетентности и профессионализма в управлении регионами (муниципалитетами) и регулировании деятельности всех хозяйствующих субъектов территориального образования с учетом предоставленных властных полномочий всем ветвям власти регионов (муниципалитетов);

- прозрачность, открытость бюджета региона (муниципалитета) и возможность контроля его исполнения со стороны аппарата полномочного представителя Президента в федеральном округе, в который входит регион;

- комплексность развития экономики региона, означающая обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций.

2-я группа – требования предпринимателей, бизнесменов, руководителей предприятий бюджетной сферы:

- обеспечение условий для рентабельной работы предприятий, предпринимателей;

- содействие организации эффективного регионального потребительского рынка, обеспечение равных условий доступа на рынок всем хозяйствующим субъектам;

- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и пресечение властными структурами региона случаев недобросовестной конкуренции, а также незаконного «передела собственности»;

- содействие малому бизнесу и предпринимательству, введение режима льготного налогообложения по местным налогам для начинающих бизнесменов.

3-я группа – требования рядовых граждан, проживающих на территории региона (муниципалитета):

- обеспечение работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией и достойной заработной платой;

- обеспечение возможности оплачивать коммунальные услуги за содержание имеющегося жилья, а для молодых семей – покупки жилья в кредит под небольшой кредитный процент и взятия ссуд в банках для первоначального взноса;

- создание социальной инфраструктуры в городе и на селе, необходимой для воспитания детей, получения образования, услуг здравоохранения, в том числе недорогих фармацевтических препаратов, условий для занятий спортом, отдыха, в том числе с выездом в другие регионы, пансионаты, дома отдыха, санатории, в зарубежные поездки;

- содействие развитию разнообразных форм малого бизнеса и предпринимательства, в том числе домашних (городских и крестьянских) хозяйств, фермерства с налоговыми льготами, оказанием бесплатных консультационных услуг по открытию бизнеса, оформлению его правового статуса, рекламе, выходу на потребительский рынок;

- создание условий для нравственного, духовного возрождения россиян, привития трудовых склонностей, повышения общей культуры, сокращения криминала, различного рода злоупотреблений с введением более строгих санкций за правонарушения;

- оздоровление экологической обстановки, уменьшение вредных для здоровья выбросов в окружающую среду, борьба с нарушителями.


7. Основные проблемы теории и практики дисциплины «Региональная экономика и управление».

Несмотря на достаточно долгий путь развития теории и практики территориальной экономики и управления, усиленное развитие теоретических и практических аспектов этой науки и дисциплины, имеется много нерешенных проблем. Назовем некоторые из них (с известной долей субъективизма, т. к. автор раскрывает их собственное видение).

В области теории:

1. Не сложилось четкого однозначного понимания феномена системного подхода, получившего название в институционализме «системология экономики», из-за чего продолжаются теоретические дискуссии по поводу укрепления вертикали власти по назначению (а не выборам) глав регионов, и далее – о взаимоотношениях между региональной (государственной) властью и муниципальным управлением, т. е. в сфере местного самоуправления, зачастую переходящей в «самоуправство».

2. Теоретически не проработаны многие вопросы территориальной дифференциации между регионами по их природному потенциалу, климатическим условиям, разноудаленности от центра и, как следствие, разным возможностям развития и финансового обеспечения, потенциалу социальной защиты населения и уровню жизни населения.

3. Территориальное и отраслевое развитие экономики должны быть в единстве, не противореча и не конкурируя между собой. Отраслевое развитие возможно только при планировании из единого федерального центра. Аспекты отраслевого управления экономикой ослаблены, что может проявиться в дальнейшем в снижении темпов роста и усилении отраслевых диспропорций.

В области практики:

1. Низкий уровень платежеспособного спроса населения вызвал уменьшение темпов развития потребительского сектора экономики в сфере материального производства. Многие предприятия в регионах находятся на грани банкротства. Только целенаправленная практика государственного регулирования, протекционизма отечественным производителям может усилить наметившуюся тенденцию на динамичное развитие экономики.

2. Несоответствие минимальной заработной платы в бюджетной сфере (на ее размеры ориентируется и частный бизнес) прожиточному минимуму привели в большинстве регионов страны к оттоку населения, уменьшению рождаемости, ухудшению демографической ситуации.

3. Использование невозобновляемых полезных ископаемых с получением сверхприбылей бизнесменами несправедливо по отношению к остальным гражданам. Необходимо устанавливать для добывающих фирм верхнюю норму рентабельности, а суммы сверх нее направлять в бюджеты слаборазвитых и депрессивных регионов или в консолидированный российский бюджет.

4. Не решается на практике важный вопрос для развития регионов об уплате налогов предприятиями по месту нахождения их основных производственных мощностей, а не по месту регистрации. Это противоречит здравому смыслу и не способствует развитию региональной экономики.

5. Не срабатывают меры антидемпингового законодательства, и импортные товары, в том числе продовольственные, продаются в отдельных регионах РФ по ценам ниже, чем в странах-производителях. Это приводит к ослаблению продовольственной безопасности, что чревато в будущем экономической зависимостью от других стран.

6. «Бесплатная» приватизация государственной собственности во всех регионах не дала ожидаемого роста объемов производимой продукции, а привела к увеличению социальной нагрузки на бюджеты региональных и муниципальных органов власти из-за передачи новыми собственниками предприятий социальной инфраструктуры, которая в плановой экономике находилась на балансе предприятий. Как правило, социальная инфраструктура дотационна (ЖКХ, например, требует ремонта, поддержания коммуникаций в исправном состоянии и др.). Все это привело к необходимости заимствования финансовых средств, практически все регионы и муниципалитеты имеют внутренние и внешние долги; в программах развития предусматривается привлечение внешних инвестиций, что может привести к еще большей зависимости от кредиторов и к возврату средств в увеличенных размерах.

7. Продолжающаяся политика федерального правительства на дальнейшую приватизацию государственной собственности, в том числе естественных монополий (РАО ЕЭС, железные дороги), вызывает волну приватизации региональной и муниципальной собственности, что зачастую экономически не оправдано и не обосновано. Делать ставку на единовременное пополнение казны, а затем на формирование доходной части бюджетов только за счет налогов, а не прибыльно работающих государственных и муниципальных предприятий, по меньшей мере, неразумно.


8. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление».

Федерация -форма гос. устройства, при которой входящие в состав гос-ва федер-ные единицы-члены фед-ции имеют собственные конституции. или уставы, не против-щие основному закону федерац.-Конституции; 3 ветви власти. Наряду с этим образуются единые-федеральные-органы гос. власти, устанав-тся един. гражд-тво, денежная ед.и др.

Регионализм -политич-ое, эконом-кое и соц. течение, основанное на решении в приоритетном порядке вопросов местного, территориального уровня, с некоторым пренебрежением к гос. интересам, вплоть до попыток оформления полного суверенитета региона и формирования самостоятельного государства.

Экономическая теория -это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы произвести разнооб-ные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.

Регион (район) -терр-ное образование, организованное с целью совместного ведения хозяйства на условиях определенных льгот для продвижения товаров, трудовых и др. ресурсов и на этой основе достижения лучших экон-ких показателей.

Менеджмент- административное руководство соц.-экономическими системами, главным составным компонентом которых является человек. Административное руководство предполагает выполнение руководителем основных функций по обеспечению поставленных целей, связующих, и частных функций.

Управление -осуществление функций регулирования деятельности технических систем с целью достижения поставленных перед ними задач.

Таксон -территориальная ячейка хозяйства гос-ва, используемая в экон-ком районировании и располагаемая в едином таксономическом ряду.

Территориальное образование - пространственно локализуемая территория в разрезе сложившегося административно-территориального устройства страны.

Инфраструктура региона -совокупность отраслей данного региона, оказывающих влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирм материального производства, а также на жизнеобеспечение населения (рыночная инфраструктура; система мониторинга окружающей природной среды; отдельные отрасли промышленности; здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание и др).

Качество инфр-ры региона -совокупность параметров отраслей инфр-ры региона, удовлетв-щих физиологические, соц. и духовные потребности человека, а также произв-ные потребности находящихся на территории региона фирм, организаций, учреждений.

Конкурентоспособность -сво-во объекта, харак-еся степенью удовл-ния им конкр-ой потребности по сравнению с анал-ыми объектами, представленными на данном рынке.

Концепция «7-С»- концепция гармоничного сочетания 7 взаим-ных сост-щих, образующих систему, на к-рых базируется эфф-ная организация(стратегия, структура, подсистемы, штат, стиль управления, квалификация, разделенные ценности).

Системный анализ -совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов для решения разных проблем, возникающих во всех сферах целенапр-ной деятел-сти чел-ка, в управлении соц.-экон-ими, технолог-ими сист-ми.

Системный подход в менеджменте – подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая «выход» (цель), «вход», связь с внешней средой, обратную связь, «процесс» в системе как преобразование входа в выход.

Ситуационный подход к разработке управленческого решения – это подход, ориентированный на изучение влияния на процесс управления конкретной ситуацией.

Системно-ситуац-ный подход к управлению соц.-экон-кими объектами- это синтез системного и ситуац-ного подходов в менедж-те, разработанных локально, хотя на практике любой менеджер при принятии УР исходит из понимания объекта управления как системы с ее основными параметрами и учитывает конкретную ситуацию на объекте и во внешней среде.

Гос. минимальные социальные нормативы (ГМСС) – установленные законами РФ мин. необходимые социальные нормы обеспечения социальных гарантий каждому гражданину РФ.

Объект изучения РЭУ- пространственная сфера общественного воспроизводства, территориальное разделение труда и его систематизирующий элемент-регион-с признаками и требованиями для рационального хозяйствования.

Основные законы (закономерности) регионально-хозяйственного развития: повсеместный терр-ный рост производства и выравнивание уровней соц.-экон-кого развития регионов; специализация регион-го хоз-ва; межтерр-ные экономич. связи и формирование регион-ых рынков; комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификация хозяйства регионов; межрегион-ная экономическая интеграция и укрепление экономических основ государственности (федерализма).

Региональная политика РФ -это система целей и задач органов гос.власти по управлению политическим, экономическим и соц. развитием регионов и всей региональной системы, а также механизм их реализации.

Региональные экономические прогнозы -это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономич. структуры страны.

Целевые программы экон-ого, соц-ного и иного развития регионов -это согласованные и увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осущ-ия комплексы научно-исслед-ских, проектных, производственных, соц.-экономических, организационно-хозяйственных и др. целевых мероприятий, реализуемых за счет регионального бюджета, а также выделения субвенций из фед. Бюджета.

Современная система межрегиональных моделей нац. экономики включает 3 группы моделей: межрегиональный межотраслевой баланс;оптимизационные межрегиональные модели;модель экономического взаимодействия регионов.

Фин-вые ресурсы региона состоят из внут-них и привлеченн<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.016 с.)