Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие теории менеджмента. Общие подходы, основные направления менеджмента и их применение в управлении территориями.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1-я управленч. революция около 7 тыс. лет назад, «религиозно-коммерческая», связана с появлением письменности в Древнем Шумере. Священнослужители-бизнесмены переформулировали основополагающие религиозные принципы: вместо человеческих жертв богам теперь требовались жертвы символические: подношение денег и т. д. Все это – в храмы. Шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Письм-сть возникла как необход-ть ведения расчетов, учета праведности верующих. 2-я ур: ч/з 3000л. п/е 1-й, «светско-административная»,связывают с вавилонским царем Хаммурапи (1792–1750 г.дон. э.), кот-ый разработал свод зак-ов управл. гос., параметры: светский стиль управления, усиление контроля, рост ответственности за выполнение работ (на макроуровне), для Хам-пи характерен собствен. лидерский стиль, проявл-ся в опекунстве и защите людей. 3-я ур – «производственно-строительная», особенность явл-ся усиление внимания к контролю за деят-тью в сфере производства и строительства. Произошла во времена правления Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), автора некоторых из «семи чудес света» (Вавилонская башня и «висячие сады»). На текстильных фабриках введена система цветных ярлыков на партиях сырья.Затем создана сис-ма терр-ого управления в Др.Риме и админ-ная организация Римской католич. церкви, испол-шая принципы функционализма во 2м столетии до н. э. 4-я ур: период буржуазных революций, возник-ния капитализма и начала индустриального развития европейской цивилизации. Харак-ся зарождением профес-ного управления (отделение менеджмента от собственно капитала). 5-я ур: в конце 19-начал. 20 в., бюрократическая, теоретич. База - концепция «рациональной бюрократии». Следующие концепции: научно-управленчес.(1885–1920); административного управлен. (1920–1950); управления с позиции человеческих отношений (1930–по наст. вр.); управления с точки зрения количественных методов (1950 – по наст.время). Крупные ученых, внесшие вклад в теорию и практику менеджмента: 1. Основатель школы научн.менеджмента Ф. У. Тейлор. В 1911 книга «Принципы науч.управления». Принципы:1)научн. подход к выпол-ию каждого элемента работы;2) системный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;3)кооперация менеджеров с рабочими;4)разделение ответ-сти за результаты м/у менеджерами и рабочими. 2. Ф. Гилбрет: система «микроэлементного нормирования труда». 3. Г. Гант: разработчик сист-ого планирования(карта Ганта: краткий перечень запланир-ных на опред-ные отрезки времени работ). 4. А. Файоль:основатель класс.административной школы менеджмента. Выделил функции админ-ции: 1) разделен. труда;2) полномочия и ответственность;3)дисциплина;4)единоначалие;5)единство действий; 6) подчиненность личных интересов коллективным;7)поощрение персонала; 8)централизация; 9)скалярная цепь (уровни иерархии); 10)порядок; 11)справедливость; 12)стабильность персонала; 13)инициатива; 14)корпоративный дух. 5. Э. Мэйо и М. Фоллет – основатели школы «человеческих отношений». 6. Развитие поведенческого (бихевиористского) направления: Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг (власть и авторитет, мотивация, лидерство, социальное взаимодействие и коммуникация). 7. Количественные методы – К.У. Черчмен, Р.А. Акофф, Е.Л. Арноф, Л.В. Канторович. Характерные особенности развития менеджмента (м-та): выделение отд-ных направл. м-та: инновационного, финан-го, соц. и др.; ↑ международного хар-ра м-та; учет менталитета нации, составляющей костяк гос-ва; практика интегральной предпринимат. ответственности; новаторский стиль; риск-м-т; привлечение сотрудников к управлению (стратег. М-т); корпоративная культура и миссия фирмы; этический маркетинг и м-т. Система взглядов на управление экономикой в современный период охватывает: 1) сочетание методов рыночного регул-ния с гос. регул-нием соц.-эконом. процессов; 2) формир-ние и функцион-ание рыночных хозяйст-их субъектов как открытых соц. ориент-ных систем; 3) самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования; 4) сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями гос. сектора экономики; 5) разработка и активное применение на практике методов антикризисного менеджмента; 6) учет глобализации экономики и развитие внешнеэкономических связей. Общие закономерности и принципы управления: 1. Учет основных экономич. законов общест-ного развития; 2. Соответствие соц. содержания управления формам собственности на средства производства и способу производства в конкретных экономич. условиях; 3. Направленность менеджмента на планомерное развитие объектов. 4. Соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления.5. Сокращение числа уровней иерархии управления с переходом на горизонтальные структуры управления. 6. Переход от иерархии управления к демократии и культуре. 7. Усиление роли человеч.-ого фактора, что характеризует переход от технократического характера менеджмента к гуманитарному. 8. Агрегирование информации при переходе с нижнего уровня управления на верхний. Принципы управления представляют собой общие положения, правила, определяющие требования к системе, структуре и организации управления. К числу важнейших принципов управления относятся принципы единоначалия, иерархичности, обратной связи, компетентности, ответственности, совершенствования системы управления, выделения ведущего звена, научности и использования как базового системно-ситуационного подхода к управлению, правильного подбора и расстановки кадров, сочетания авторитета менеджера с его лидерскими качествами, повышения производительности труда путем внедрения инноваций разного характера, применения мотивации как фактора активизации деятельности сотрудников, маркетингового подхода к клиентам, повышения конкурентоспособности продукции главным образом за счет снижения издержек и повышения качества товара. 4. Научные основы, содержание дисциплины «РЭУ», её связи с другими дисциплинами. Научными основами «РЭУ» можно считать общие закон-сти развития экон-ки и менед-та, принципы организации эфф-ого хозяйствования экономич. субъектов гос., муниц-ой форм собствен-ти, регулир-ие деят-сти субъектов частной и смешанной собст-сти, размещенных на тер-рии региона, испол-ние моделей д/я обоснования эф-ти организации реги-ного хозяйства и размещения произв-ных сил, системно-ситуационный подход при научном и практическом решении вопросов управления развитием регионов. При определении содержания «РЭУ» следует учитывать общие характеристики Рос. Природно-ресурсный потенциал России, ее территория, население, произв-ные и научно-технические фонды, транспортная и инфор-нная инфраструктуры огромны, что создает прочную основу для прогресса управляемых рыночных отношений, а значит, экономики, культуры, благосостояния народа. Рос.-огромный нац-ный хозяйс-ный комплекс и внутрен.рынок, складывающийся под влиянием процессов специализации, кооперации и интеграции в экономике. Это способствовало образованию глобальной совок-сти предприятий, отраслей и регионов – общего экон-ого пространства с един. системой денег, финансов, налогов и т. д. и свободным перемещен. товаров, капитала, рабочей силы и информации. Формир-ие общероссийского и в его пределах регио-ных хозяйственных комплексов и рынков, мобилизация и использование их произв-ных и финан.-х ресурсов, как и терр-ная рыночная специализация хозяйства и межрайонные связи, зависят от динамики и структуры экономики всех регионов и их систем. Рынок - это система экономич. отношений не только в сфере распределения и обмена, но и производства. Назначение системы-приспособить масштабы и структуру производства к общественным потребностям. Рыночные отношения во всем мире регулируются гос-вом. При этом, в против-ность плановому хозяйству, ослабляется роль отраслевых органов управ-ия-министерств и ведомств-и повышается наряду с первичными звеньями хозяйствования-предприятиями и объединениями-значение терр-ного управления. Не случайно в региональной экономике и управлении большое внимание уделяется учету специфики различных регионов. Все эти обстоятельства определяют, что в системе экономических наук важное место принадлежит изучению региональных проблем хозяйственного и соц. развития страны. Региональная экономика и управление принадлежит к экономическим наукам и учебным дисциплинам территориального цикла. Она изучает хозяйства систем регионов и отдельного региона (района). Экономика этих территорий отличается своеобразием, взаимосвязанностью и единством своих объектов и их сочетаний (комплексов). Среди собственно регионально-экономических наук (части территориально-экономических), помимо региональной экономики, существуют региональная социология, региональная экология, региональная статистика и др. (некоторые еще не сформировались). Основой создания региональной экономики и управления РФ, науками, от которых она отпочковалась и из частей которых синтезировалась, послужили районный раздел экономической географии (размещение производительных сил в широком смысле) и раздел «Территориальное планирование» базовой «управленческой» дисциплины – «Народнохозяйственное планирование (управление)». Основным содержанием РЭУ следует считать изучение экономики отдельных регионов, их взаимосвязей, эффективного управления практикой хозяйствования с учетом специфики регионов. Необходимо включить в содержание дисциплины не только категорию производительных сил, но и экономических отношений-региональных и межрегиональных, складывающихся в процессе развития хозяйства. РЭУ должна иметь солидную теоретическую основу, поскольку решаемые ею задачи, включая выработку региональной политики, разработку региональных схем, прогнозов, программ и т. д., весьма сложны и ответственны. Территориально-экономические дисциплины могут изучать практические вопросы разного уровня: РЭУ-предпланово-планового, районная планировка и градостроительство – проектного. Дисциплина «РЭУ» взаимосвязана со многими экономическими, управленческими и др. науками. Обширна необходимая для обоснования научных концепций и общих условий развития регионов «внешняя» информация. Особенно важны сведения, из общей эконом. теории, из науки об управлении экон-кой и из экономич.географии.
5. Определение, предмет исследования и основные задачи дисциплины «Региональная экономика и управление». «Регионоведение -область научных знаний, изучающая терр-ную организацию хозяйства. Предметом регионоведения явл-тся экономич. районы всех уровней». «Рег-ние – это комплексная, интегральная соц.-экономич. дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функц-вания соц.-экономической системы с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда». Основой регионоведения является изучение двух главных проблем регионального развития: формирования и функц-ния соц.-эконом-ого комплекса региона; регионального управления (политич-ого, экономич-ого, соц-ого, эколог-ого и т. д.) в условиях федерализма. Под регионом как объектом исследования понимается субъект РФ. Предметом исследования этой науки считаются различные стороны деятельности и функционирования соц.-экономич. системы региона. В 1995 г. в Москве была организована Международная академия регионального развития и сотрудничества (МАРС). «Региональная экономика – это научное направление и учебная дисциплина, она исследует и изучает законы, факторы и особенности, а также методы формирования экономики отдельных регионов и их систем, включая произв-ные силы, внутри- и межрегиональные экономические отношения, для выработки региональной политики, регулирования хозяйства». В целом предметом исследования РЭУ, должно являться все многообразие внутрирегиональных сторон деятельности регионов, обеспечивающих их поступательное развитие, межрегиональные отношения, и внешнеэкономическая деятельность региона, а также условия функц-вания всех объектов, поселений, находящихся на его территории. РЭУ -это комплексная наука, дисциплина и практика эффективного хозяйствования на территории региона как соц.-экон-кой системы с целью обеспечения его позитивного развития и повышения благосостояния проживающего населения, учитывающая внутри- и межрегиональные связи, внешнеэкономическую деятельность в рамках правового поля, задаваемого основным законом страны и законодательными актами региона, ставя при этом принципы федерализма (четко установленное распределение власти между центром и регионами, принцип территориального распределения власти (все субъекты федерации географически разделены), децентрализация государственного управления) в качестве приоритетных. Основная цель РЭУ научное обоснование направлений развития регионов Рос. с учетом их особенностей, практич. реализацию научных рекомендаций в конкретной хоз-ной деят-сти администраций всех субъектов РФ для обеспечения ↑ уровня жизни населения, наиболее полной занятости экономич. активного населения, укрепления целостности Рос.как Фед-ции, учета принципов федерализма, что в целом должно содействовать подъему экономич. показателей Рос., усилению ее роли в мировой политике, внешней торговле на базе повышения конкурентоспособности всех хозяйствующих субъектов, повышению безопасности как регионов, так и России в целом, имея в виду национ-ную, политич-кую, эколог-кую, эконом-кую, духовную и нравственную безопасность. Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач. 1. РЭУ должны конструктивно поддерживать регионализацию и пространственную интеграцию, осуществляемую федеральными органами власти. Отсюда необходимость в регионализации экономики, что означает: 1. учет ее особенностей в регионах разного типа, их специфики в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; перенос ряда направлений преобразований в основном на региональный уровень, особенно в ряде сфер предпринимательства, социальной области, охране природы и использовании природных ресурсов; 2. децентрализацию процесса управления экономикой, активизацию экономической деятельности на местах, в территориальных образованиях регионов; 3. необходимость разработки региональных целевых программ в регионах с особо специфическими условиями. 2. РЭУ призваны активно содействовать реализации стратегических направлений соц.-экономического развития регионов. Направления: 1. реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, обоснованной приватизации государственной собственности; 2. преодоление депрессивного состояния аграрно-промышленных регионов, возрождение малых городов и российского села, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры и т. д.; 3. стабилизация соц.-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов, прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах; 4. продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет централизованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья, соблюдением строгих экологических стандартов; 5. стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия, формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и соц. прогресса; 6. переспециализация новых приграничных регионов, создание здесь дополнительных рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры и транспортно-распределительных узлов с учетом потенциальных переселенцев и передислокации воинских частей из-за рубежа, активизация приграничной хозяйственной деятельности; 7. развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики); 8. преодоление отставания по уровню и качеству жизни населения. 3. Изучение дисциплины «РЭУ» должно обеспечить глубокое понимание и успешный поиск путей решения регионально-экономич. проблем в связи с трансформированием нац.хозяйства. Для этого с позиций системно-ситуационного подхода и выбираемых направлений рыночной специализации требуется всесторонне рассмотреть научные основы, организационно-рыночные, ресурсные и отраслевые предпосылки, особенности и проблемы хозяйственного развития регионов РФ и регионально-экон-ской структуры. Дисциплина «РЭУ» призвана отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции терр-ного разделения труда и межрегион-ной экон-ской интеграции. Должны учитываться как относительная устойчивость в российском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения геополитического и соц.-экономического положения Рос. Особое внимание уделяется решению проблем эконом-ского роста и структурной перестройки экономики регионов, рационализации региональной структуры национального хозяйства, укрепления федеративных отношений, сохранения территориальной целостности государства, усиления национальной безопасности. 6. Критерии и требования дисциплины «Региональная экономика и управление». Критерии – это те основные показатели, нормы (нормативы), стандарты, из которых должны исходить экономисты-теоретики при анализе проблем регионального развития и на которые в своей практической деятельности обязаны ориентироваться менеджеры-экономисты регионального или муниципального уровня при решении конкретных проблем. Выделим несколько основных критериев, характерных для регионального (муниципального) образования. 1. Уровень жизни населения и обеспечение полной (максимально возможной) занятости экономически активного населения на территории региона (муниципалитета). 2. Наличие развивающихся конкурентоспособных рыночно-специализированных комплексов материального производства (промышленные и агропромышленные комплексы), инфраструктурных производств и отраслей жизнеобеспечения. 3. Степень развитости регионального (муниципального) потребительского рынка, его инфраструктуры, межрегиональных торговых отношений и внешнеэкономических связей. 4. Преобладание экспорта продукции высоких технологий над импортом (в ценовом эквиваленте). 5. Самодостаточность бюджета территориального образования со стремлением к достижению профицита бюджета. 6. Равномерное размещение производства, инфраструктуры и трудовых ресурсов по территории региона (муниципалитета). 7. Сближение условий и качества жизни городского и сельского населения региона. 8. Степень выполнения стандартов на территории региона (муниципалитета): - по социальной защищенности определенных слоев населения; - по уровням предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в выбросах хозяйствующих субъектов; - по продовольственной безопасности населения региона. 9. Уровень криминогенной ситуации, коррупции, пресечения злоупотребления наркотиками и алкоголем. 10. Эффективная система управления регионом (муниципалитетом) с обеспечением функционирования механизма деловых взаимоотношений с федеральным центром, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности. 11. Степень привлекательности региона (муниципалитета) для инвестирования и инновационной деятельности. 12. Валовой региональный продукт (общий) и на душу населения. 13. Система региональных минимальных социальных стандартов. 14. Степень развития коммуникационных систем в регионе (муниципалитете): транспортные артерии («дорога к каждому дому»); информационные сети, линии телефонной, радиосвязи, телевещания, обеспеченность печатными периодическими изданиями федерального, регионального и муниципального уровня. Требования к «Региональной экономике и управлению» можно обобщенно представить в виде нескольких разнородных групп по признаку субъекта требований к региональным (муниципальным) менеджерам. 1-я группа – требования федеральных властных структур: - соблюдение принципа приоритетности федерального законодательства (прежде всего Конституции РФ) и федеральных интересов администрациями регионов; - проявление большей инициативы, активности, компетентности и профессионализма в управлении регионами (муниципалитетами) и регулировании деятельности всех хозяйствующих субъектов территориального образования с учетом предоставленных властных полномочий всем ветвям власти регионов (муниципалитетов); - прозрачность, открытость бюджета региона (муниципалитета) и возможность контроля его исполнения со стороны аппарата полномочного представителя Президента в федеральном округе, в который входит регион; - комплексность развития экономики региона, означающая обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций. 2-я группа – требования предпринимателей, бизнесменов, руководителей предприятий бюджетной сферы: - обеспечение условий для рентабельной работы предприятий, предпринимателей; - содействие организации эффективного регионального потребительского рынка, обеспечение равных условий доступа на рынок всем хозяйствующим субъектам; - контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и пресечение властными структурами региона случаев недобросовестной конкуренции, а также незаконного «передела собственности»; - содействие малому бизнесу и предпринимательству, введение режима льготного налогообложения по местным налогам для начинающих бизнесменов. 3-я группа – требования рядовых граждан, проживающих на территории региона (муниципалитета): - обеспечение работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией и достойной заработной платой; - обеспечение возможности оплачивать коммунальные услуги за содержание имеющегося жилья, а для молодых семей – покупки жилья в кредит под небольшой кредитный процент и взятия ссуд в банках для первоначального взноса; - создание социальной инфраструктуры в городе и на селе, необходимой для воспитания детей, получения образования, услуг здравоохранения, в том числе недорогих фармацевтических препаратов, условий для занятий спортом, отдыха, в том числе с выездом в другие регионы, пансионаты, дома отдыха, санатории, в зарубежные поездки; - содействие развитию разнообразных форм малого бизнеса и предпринимательства, в том числе домашних (городских и крестьянских) хозяйств, фермерства с налоговыми льготами, оказанием бесплатных консультационных услуг по открытию бизнеса, оформлению его правового статуса, рекламе, выходу на потребительский рынок; - создание условий для нравственного, духовного возрождения россиян, привития трудовых склонностей, повышения общей культуры, сокращения криминала, различного рода злоупотреблений с введением более строгих санкций за правонарушения; - оздоровление экологической обстановки, уменьшение вредных для здоровья выбросов в окружающую среду, борьба с нарушителями. 7. Основные проблемы теории и практики дисциплины «Региональная экономика и управление». Несмотря на достаточно долгий путь развития теории и практики территориальной экономики и управления, усиленное развитие теоретических и практических аспектов этой науки и дисциплины, имеется много нерешенных проблем. Назовем некоторые из них (с известной долей субъективизма, т. к. автор раскрывает их собственное видение). В области теории: 1. Не сложилось четкого однозначного понимания феномена системного подхода, получившего название в институционализме «системология экономики», из-за чего продолжаются теоретические дискуссии по поводу укрепления вертикали власти по назначению (а не выборам) глав регионов, и далее – о взаимоотношениях между региональной (государственной) властью и муниципальным управлением, т. е. в сфере местного самоуправления, зачастую переходящей в «самоуправство». 2. Теоретически не проработаны многие вопросы территориальной дифференциации между регионами по их природному потенциалу, климатическим условиям, разноудаленности от центра и, как следствие, разным возможностям развития и финансового обеспечения, потенциалу социальной защиты населения и уровню жизни населения. 3. Территориальное и отраслевое развитие экономики должны быть в единстве, не противореча и не конкурируя между собой. Отраслевое развитие возможно только при планировании из единого федерального центра. Аспекты отраслевого управления экономикой ослаблены, что может проявиться в дальнейшем в снижении темпов роста и усилении отраслевых диспропорций. В области практики: 1. Низкий уровень платежеспособного спроса населения вызвал уменьшение темпов развития потребительского сектора экономики в сфере материального производства. Многие предприятия в регионах находятся на грани банкротства. Только целенаправленная практика государственного регулирования, протекционизма отечественным производителям может усилить наметившуюся тенденцию на динамичное развитие экономики. 2. Несоответствие минимальной заработной платы в бюджетной сфере (на ее размеры ориентируется и частный бизнес) прожиточному минимуму привели в большинстве регионов страны к оттоку населения, уменьшению рождаемости, ухудшению демографической ситуации. 3. Использование невозобновляемых полезных ископаемых с получением сверхприбылей бизнесменами несправедливо по отношению к остальным гражданам. Необходимо устанавливать для добывающих фирм верхнюю норму рентабельности, а суммы сверх нее направлять в бюджеты слаборазвитых и депрессивных регионов или в консолидированный российский бюджет. 4. Не решается на практике важный вопрос для развития регионов об уплате налогов предприятиями по месту нахождения их основных производственных мощностей, а не по месту регистрации. Это противоречит здравому смыслу и не способствует развитию региональной экономики. 5. Не срабатывают меры антидемпингового законодательства, и импортные товары, в том числе продовольственные, продаются в отдельных регионах РФ по ценам ниже, чем в странах-производителях. Это приводит к ослаблению продовольственной безопасности, что чревато в будущем экономической зависимостью от других стран. 6. «Бесплатная» приватизация государственной собственности во всех регионах не дала ожидаемого роста объемов производимой продукции, а привела к увеличению социальной нагрузки на бюджеты региональных и муниципальных органов власти из-за передачи новыми собственниками предприятий социальной инфраструктуры, которая в плановой экономике находилась на балансе предприятий. Как правило, социальная инфраструктура дотационна (ЖКХ, например, требует ремонта, поддержания коммуникаций в исправном состоянии и др.). Все это привело к необходимости заимствования финансовых средств, практически все регионы и муниципалитеты имеют внутренние и внешние долги; в программах развития предусматривается привлечение внешних инвестиций, что может привести к еще большей зависимости от кредиторов и к возврату средств в увеличенных размерах. 7. Продолжающаяся политика федерального правительства на дальнейшую приватизацию государственной собственности, в том числе естественных монополий (РАО ЕЭС, железные дороги), вызывает волну приватизации региональной и муниципальной собственности, что зачастую экономически не оправдано и не обосновано. Делать ставку на единовременное пополнение казны, а затем на формирование доходной части бюджетов только за счет налогов, а не прибыльно работающих государственных и муниципальных предприятий, по меньшей мере, неразумно. 8. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление». Федерация -форма гос. устройства, при которой входящие в состав гос-ва федер-ные единицы-члены фед-ции имеют собственные конституции. или уставы, не против-щие основному закону федерац.-Конституции; 3 ветви власти. Наряду с этим образуются единые-федеральные-органы гос. власти, устанав-тся един. гражд-тво, денежная ед.и др. Регионализм -политич-ое, эконом-кое и соц. течение, основанное на решении в приоритетном порядке вопросов местного, территориального уровня, с некоторым пренебрежением к гос. интересам, вплоть до попыток оформления полного суверенитета региона и формирования самостоятельного государства. Экономическая теория -это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы произвести разнооб-ные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества. Регион (район) -терр-ное образование, организованное с целью совместного ведения хозяйства на условиях определенных льгот для продвижения товаров, трудовых и др. ресурсов и на этой основе достижения лучших экон-ких показателей. Менеджмент- административное руководство соц.-экономическими системами, главным составным компонентом которых является человек. Административное руководство предполагает выполнение руководителем основных функций по обеспечению поставленных целей, связующих, и частных функций. Управление -осуществление функций регулирования деятельности технических систем с целью достижения поставленных перед ними задач. Таксон -территориальная ячейка хозяйства гос-ва, используемая в экон-ком районировании и располагаемая в едином таксономическом ряду. Территориальное образование - пространственно локализуемая территория в разрезе сложившегося административно-территориального устройства страны. Инфраструктура региона -совокупность отраслей данного региона, оказывающих влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирм материального производства, а также на жизнеобеспечение населения (рыночная инфраструктура; система мониторинга окружающей природной среды; отдельные отрасли промышленности; здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание и др). Качество инфр-ры региона -совокупность параметров отраслей инфр-ры региона, удовлетв-щих физиологические, соц. и духовные потребности человека, а также произв-ные потребности находящихся на территории региона фирм, организаций, учреждений. Конкурентоспособность -сво-во объекта, харак-еся степенью удовл-ния им конкр-ой потребности по сравнению с анал-ыми объектами, представленными на данном рынке. Концепция «7-С»- концепция гармоничного сочетания 7 взаим-ных сост-щих, образующих систему, на к-рых базируется эфф-ная организация(стратегия, структура, подсистемы, штат, стиль управления, квалификация, разделенные ценности). Системный анализ -совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов для решения разных проблем, возникающих во всех сферах целенапр-ной деятел-сти чел-ка, в управлении соц.-экон-ими, технолог-ими сист-ми. Системный подход в менеджменте – подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая «выход» (цель), «вход», связь с внешней средой, обратную связь, «процесс» в системе как преобразование входа в выход. Ситуационный подход к разработке управленческого решения – это подход, ориентированный на изучение влияния на процесс управления конкретной ситуацией. Системно-ситуац-ный подход к управлению соц.-экон-кими объектами- это синтез системного и ситуац-ного подходов в менедж-те, разработанных локально, хотя на практике любой менеджер при принятии УР исходит из понимания объекта управления как системы с ее основными параметрами и учитывает конкретную ситуацию на объекте и во внешней среде. Гос. минимальные социальные нормативы (ГМСС) – установленные законами РФ мин. необходимые социальные нормы обеспечения социальных гарантий каждому гражданину РФ. Объект изучения РЭУ- пространственная сфера общественного воспроизводства, территориальное разделение труда и его систематизирующий элемент-регион-с признаками и требованиями для рационального хозяйствования. Основные законы (закономерности) регионально-хозяйственного развития: повсеместный терр-ный рост производства и выравнивание уровней соц.-экон-кого развития регионов; специализация регион-го хоз-ва; межтерр-ные экономич. связи и формирование регион-ых рынков; комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификация хозяйства регионов; межрегион-ная экономическая интеграция и укрепление экономических основ государственности (федерализма). Региональная политика РФ -это система целей и задач органов гос.власти по управлению политическим, экономическим и соц. развитием регионов и всей региональной системы, а также механизм их реализации. Региональные экономические прогнозы -это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономич. структуры страны. Целевые программы экон-ого, соц-ного и иного развития регионов -это согласованные и увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осущ-ия комплексы научно-исслед-ских, проектных, производственных, соц.-экономических, организационно-хозяйственных и др. целевых мероприятий, реализуемых за счет регионального бюджета, а также выделения субвенций из фед. Бюджета. Современная система межрегиональных моделей нац. экономики включает 3 группы моделей: межрегиональный межотраслевой баланс;оптимизационные межрегиональные модели;модель экономического взаимодействия регионов. Фин-вые ресурсы региона состоят из внут-них и привлеченн<
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.016 с.) |