Межбюджетные отношения на современном этапе: их особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межбюджетные отношения на современном этапе: их особенности.



Межбюджетные отношения -взаимоотношения м/у публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Принципы межбюджетных отношений: распределения и закрепления расколов бюджетов по опреде­ленным уровням бюджетной системы РФ; разграничения регулирующих до­ходов но уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюд­жетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспечен­ности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаи­моотношениях с бюджетами субъектов.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджет­ных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюд­жеты субъектов РФ и бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетовсубъектов РФ во взаимоотношениях с фед. бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предпо­лагает использование единой методики расчета нормативов финан­совых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и регио­нальных налогов.

Для обеспечения расходов тер­риториальных бюджетов они должны иметь соответствующие доходы.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131 доходы территориальных бюджетов состоят из двух частей: собственные доходы и субвенции, получен­ные из фондов компенсации на осуществление отдельных государ­ственных полномочий.

Собственные доходы бюджетов- виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствую­щими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами гос. внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

К собственным доходам можно отнести: доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных – для бюджетов муници­пальных образований); доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собст­венности территориальных органов власти; доходы полученные в результате экономической, админист­ративной деятельности территориальных органов власти; средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, по нормативам, установ­ленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет; средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органам власти; часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти, и др.

Собственные доходы включаю отчисления от федеральных и региональ­ных отчислений, а также выделяемые из Фед. и регион.бюджетов трансферты, дотации, субвенции и субсидии.

Трансферты выделяются территориальным бюджетам из соз­данных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов.

Дотация - это средства, предоставляемые бюджету др.уровя бюджетной системы на безвозмездной и безвозврат­ной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция это средства, предоставляемые бюджету др. ур.ю бюджетной системы или юр. л-у на без­возмездной и безвозвратной основах для осуществления це­левых расходов.

Субсидия-это бюджетные средства, передаваемые бюджету др. уровня, юр. или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Перераспределяемые доходы - финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджет.системы на безвозмездной и безвозврат­ной основе для оказания финн-вой помощи и осуществления переданных на др. уровень власти полномочий на период бюд­жетного периода.

К перераспределяемым доходам можно отнести: безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней; отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетно­го планирования (три года).

Заемные источники-средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облига­ций, акций и др.

Привлеченные источники-средства, переданные территориальным органам власти юр. и физич.лицами на доб­ровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач.

К привлеченным источникам можно отнести: средства самообложения граждан; добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.

Важной стороной межбюджетных отношений определена оптимизация многоуровневой бюджетной системы, которая объединяет федеральный бюджет, бюджеты 83 субъектов Федерации и местные бюджеты (городские, сельские, районные и т. п.). Основополагающий принцип бюджетного федерализма состоит в том, что каждый субъект располагает собственным бюджетом и действует в пределах закреплённых за ним бюджетных полномочий в строгом соответствии с федеральным и региональным законодательством.

В «Концепции» закреплены основные принципы межбюджетных отношений:

- во-первых, сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

- во-вторых, самостоятельность бюджетов разных уровней;

- в-третьих, законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;

- в-четвёртых, объективно обусловленное и транспарентное (прозрачное) перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы.

Соблюдение этих принципов на практике будет способствовать устранению имеющихся недостатков финансовой системы РФ и регионов, повышению её эффективности.
25. Финансовые ресурсы муниципальных образований. Проблемы и тенденции развития.

Под финансовыми ресурсами муниципального образования следует понимать совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг и т. д.

 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Понятие «местные финансы» и понятие «финансовые ресурсы» местного самоуправления представляют собой идентичные понятия.

Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе либо воспроизводит нормы, содержащиеся в федеральных законах, либо дает более содержательное понятие местных финансов.

- Местный бюджет: Налоговые доходы (Закреплённые местные налоги и сборы: Земельный налог, Налог на имущество физических лиц, Местные сборы, Перечисления по регулирующим федеральным и региональным налогам); Неналоговые доходы (от использования муниципального имущества; от приватизации муниц-го имущества и земельных участков; от сдачи в аренду муниципального имущества и земельных участков;от платных услуг муницип.учреждений; часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы, пошлины); Трансферты с высших уровней бюджетной системы (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов; субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов; субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий; иные формы финансовой помощи); Средства самообложения граждан (ст. 56 131-ФЗ) – используется мало.

- Свод бюджетов поселений (для муниципальных районов)

- Финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений

- Финансы хоз-ных обществ, акциями (долями) которых владеет муниципалитет

- Финансы, генерируемые муниципальным имуществом

 Основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:

 Проблемы:

· Абсолютный рост объемов нечетко связан с объемом потребностей на решение вопросов местного значения (нет методик)

· Рост перечня вопросов местного значения в 2005-07 гг. не привел к изменениям финансового обеспечения

· Механизмы перераспределения доминируют над стимулированием к развитию

Пути увеличения доходов местного бюджета:

· Увеличение налогооблагаемой базы

· Повышение эффективности использования муниципального имущества

· Повышение эффективности работы МУ и МУПов

· Разработка программ, под которые могут быть получены субсидии с уровня субъектов Федерации

· Включение в федеральные и региональные ДЦП

· Использование заёмных средств

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.009 с.)