Методические подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социальному развитию регионов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социальному развитию регионов.



Метод-кие под-ды к формированию структур жизнеобеспечения населения, а именно соц.комплекса, относящегося к сфере услуг-составной части народнохозяйственного комплекса, нематериального производства.

Социальная сфера связана со сферами жизни населения, обеспечивающими соответствующий уровень благосостояния, услуг, качества жизни вне непосредственной сферы материального производства. Соц.инфраструктура -это комплекс предприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определённой территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения, т. е. жилой фонд, учреждения науки и искусства, общего и профес-ного образования, здравоохранения и соц.обеспечения, предприятия торговли и коммунального хозяйства, сооружения спортивно-оздоровительного назначения, пассажирский транспорт.

К непроизводственной сфере относятся две группы отраслей: 1) отрасли, услуги которых удовлетворяют общие, коллективные потребности общества: геология и разведка недр; водное хозяйство; управление, наука и научное обслуживание; общественные организации; кредитование и государственное страхование; 2) отрасли, услуги которых удовлетворяют культурно-бытовые и соц.потребности населения: ЖКХ; бытовое обслуживание; народное образование; культура и искусство; пассажирский транспорт и связь; здравоохранение, физическая культура и социальное страхование.

Социальная защита представлено 2я взаимодополняющими частями: 1.это система денежных пособий, компенсирующих основные виды утраты трудоспособности. 2- комплексы соц.услуг: медицинских, различных форм соц. и профессиональной реабилитации, услуг по трудоустройству, соц.услуг семье, обслуживания стариков и др.

По источникам финансирования в социальной защите выделяются социальное страхование и социальная помощь.

Отрасли соц.сферы связаны с деят-тью др. отраслей общественного производства, в т. ч. и производственной сферы, поставляющей соц.сфере свою разнообразную продукцию. С др. стороны, отрасли соц.сферы, давая населению разнообразные услуги, оказывают воздействие на потенциал раб.силы, трудоспособность, образов-ый и культ-ый ур-нь.

К важным категориям социальной сферы относят «потребление», «потребности», «услуги» и такие их аспекты, как ресурсы потребления, использование потребительских ресурсов, конечные результаты процесса потребления, эффективность потребления. Конечный результат процесса потребления можно рассматривать с разных сторон: экономической, социальной, демографической и интегральной, со своими критериями эффективности потребления. К социальным критериям можно отнести свободное, всестороннее и гармоничное развитие личности, стремление людей к справедливой социально-общественной оценке результатов их деятельности и др. К интегральным критериям-показатели роста уровня благосостояния, качества и стиля жизни, удовлетворенности жизнью и трудовой деятельностью, ценностную ориентацию.

Взаимодействие личности с соц.сферой с целью реализации интересов и получения услуг называется социальным фактором.

Конкретная оценка соц.сферы с экономических позиций практически невозможна без знания показателей мощность объектов, характеристики обслуживающего персонала по отраслям социальной сферы (численность, квалификация, движение кадров и др.), без анализа ресурсного и финансового обеспечения социальной сферы. Среди них социальная структура- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соц. групп населения и соц.институтов.

Важнейшим направлением улучшения управления соцэпроцессами, осуществления соц.реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС). Под ГМСС понимается установленный законом РФ мин. необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т. е. ГМСС – это социальные стандарты фед.уровня. Основным типы ГМСС: мин.доходы в виде МРОТ и др.; мин. размеры массовых соц. пособий и выплат; номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ; перечни контингентов населения, имеющих право на оказание соц.помощи; стандарты содержания и технологий предоставления соц.услуг; нормы обеспечения населения социальными услугами; нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

В систему ГМСС включаются стандарты медицинских технологий, устанавливающих гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к результатам, качеству лечения и профилактики заболеваний, травм, состояний. На основе ГМСС и федеральных соц.норм и нормативов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные соц.нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности.

Методологическая ценность эфф-ной гос. и рег-ной соц.политики заключается в том, что она охватывает в узком плане соц.уязвимые слои населения, а в широком плане затрагивает жизнедеятельность всего населения, включая обеспеченность людей товарами, жильём, услугами соц.инфраструктуры, раб.местами, необходимыми денежными доходами, благоприятными экономическими условиями. Общая направленность-↑ ур. жизни нас-ия.

Уровень жизни-это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Показатель объединяется в 6 групп: 1.Для оценки производства (нац.доход страны, ВВП, их использование) 2.Для обобщения оценки потребностей (показатели доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины»); 3.Для оценки уровня потребления (показатели потребления населением материальных благ и услуг); 4. Для оценки культурно-бытовых условий жизни (показатели образования и культуры); 5.Для оценки соц.усл-й жизни (занятость и бюджет времени населения); 6. Для оценки демографических последствий роста уровня жизни (численность, состав и воспроизводств населения (рождаемость, убыль, продолжительность жизни)).

Новая социальная стратегия и сложившаяся политическая ситуация в регионах требуют оптимально разделить ответственность за состояние социальной сферы между федеральными и региональными властями, повышения роли государства в социальном процессе, упрочения федеративных отношений, укрепления единого социального пространства и централизованного контроля за ним. Освобождение федерального центра от выполнения определённых социальных функций на местах не означает отмены государственных социальных гарантий.

Центральная власть должна оставлять за собой лишь то, что она действительно может сделать лучше, чем власть региональная: выработку общефедеральных основ социальной политики; обеспечение единого социального пространства и разработку соответствующих общефедеральных минимальных гарантий.


27. Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства регионов и муниципальных образований.

Реформирование жилищно-коммунального комплекса Омской области началось с изданием Указа Губернатора Омской области Л.К. Полежаева от 9 октября 2001 года № 213 "Об основных направлениях развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения Омской области на 2001 - 2010 годы". На первом этапе реформирования заложены основы правовой базы отрасли, приняты и реализованы намеченные программами мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечению населения питьевой водой, энергоресурсосбережению, кадровому обеспечению отрасли, благоустройству населенных пунктов, сформирована система соц.защиты населения.

С выходом 2004 года Жилищного кодекса Российской Федерации начался второй этап реформирования ЖКХ Ом.области. Закон обязал собственников содержать помещения, производить текущий и капитальный ремонт многоквартирных домов, появилась необходимость дальнейшей реорганизации отрасли ЖКХ. По итогам второго этапа реформирования усовершенствованна система управления ЖКХ путем выбора собственниками жилья способа управления домами, прекращена практика перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, созданы условия для привлечения инвестиций с целью модернизации объектов инженерной инфраструктуры. Начали развиваться конкурентные отношения в ЖХ и переход к профессиональному конкурсному управлению жилищным фондом. Началось привлечение частного бизнеса в сферу ЖКХ, завершен перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.

В настоящее время основными задачами по реформированию ЖКХ являются развитие товариществ собственников жилья как преобладающей формы управления многоквартирными жилыми домами, снижение энергетических затрат в отрасли, контроль за предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами, в том числе путем доведения доли потребления энергетических ресурсов областной собственности по приборам учета до 100 % и повышение эффективности эксплуатации зданий по итогам добровольных и обязательных энергетических обследований, широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.

Принципы деятельности фонда. Фонд выполняет следующие функции: рассматривает представленные субъектами РФ заявки на предоставление финн. поддержки за счет средств Фонда; принимает решение о соответствии заявок; принимает решение о предоставлении финн. поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.

Фонд будет действовать до 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности. В соответствии с положениями Закона, имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млрд. рублей, а также за счет доходов, получаемых корпорацией от инвестирования временно свободных денежных средств, и других законных поступлений.

При этом 60% установленного лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для каждого субъекта направляется на проведение кап. ремонта многоквартирных домов, 40%-на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Кроме того, возможно перераспределение средств в пределах лимита с переселения граждан на проведение капитального ремонта по обращению субъекта РФ. Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование за счет средств бюджета субъекта и/или бюджета МО.

Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года: Целью развития жилищно-коммунального комплекса является формирование конкурентных отношений в отрасли, привлечение инвестиций для обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий, повышение качества предоставляемых услуг.

Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:

· завершение реформирования жилищно-коммунального комплекса;

· демонополизация жилищно-коммунального хозяйства;

· создание управляющих компаний, организация товариществ собственников жилья;

· продолжение технического перевооружения отрасли;

· привлечение стратегических инвесторов на основе договоров концессии;

· оптимизация структуры использования энергетических ресурсов, увеличение доли потребления природного газа, газификация всех районов Омской области;

· совершенствование системы адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Ожидаемые результаты:

· повышение качества предоставляемых услуг;

· улучшение технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, сокращение износа объектов и систем жилищно-коммунального хозяйства до среднего уровня 30 %;

· перевод на природный газ 200 тыс. квартир и индивидуальных жилых домов, 680 котельных и теплоисточников, увеличение протяженности сетей газоснабжения до 11,4 тыс. км;

· реализация проекта по развитию системы водоснабжения города Омска с объемом инвестирования 4,3 млрд. рублей в рамках соглашения с обществом с ограниченной ответственностью "Евразийское водное партнерство".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.73.187 (0.017 с.)