Особенности, методы формирования и регулирования регионального товарного рынка (РТР). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности, методы формирования и регулирования регионального товарного рынка (РТР).



Важная составная часть соц.-экономического комплекса региона-региональный товарный рынок. РТР определяется как сфера обращения товара в пределах субъекта Федерации. РТР обладает такими характерными признаками, как наличие разных групп покупателей, отличие товаров по их потребительским свойствам, территория обращения. Функционирование региональных товарных рынков несовместимо с натурализацией обмена, проявлениями местничества, т. к. нарушается основополагающий принцип единого экономического пространства страны. В систему РТР включаются: потребительский рынок, рынок средств производства, рынок кредитно-финансовых ресурсов и ценных бумаг, рынок капиталов, рынок подрядных работ, рынок основных фондов и недвижимого имущества, рынок труда, рынок информации и др.

На формирование РТР влияют следующие факторы: природно-географические; экономические; технологические; национально-административные; организационно-экономические; политические и исторические.

Многие исследователи отмечают первостепенную значимость рынков, транспортных и информационных коммуникаций в развитии регионов, укрупнении городов как центров торговли и рыночной инфраструктуры.

Основным видом рынка в РТР считается потребительский рынок, обеспечиваемый предприятиями торговли и сферы услуг.

Торговая отрасль, включая оптовую, розничную торговлю и общественное питание.

На начало 2011 года розничная торговая сеть Омской области состояла более чем из 15 тысяч объектов розничной торговли, что на 5 % больше, чем на начало прошлого года. В 2010 году в Омской области введено в действие более 160 тыс. кв. метров новых торговых площадей, рост товарооборота составил 4 % к уровню 2009 года.

Обеспеченность населения Омской области торговыми площадями объектов розничной торговли в расчете на 1000жителей превышает норматив мин.обеспеченности населения площадью торговых объектов в Омской области на 19,9 %.

Ом. область находится в числе территорий с наиболее низким уровнем цен на основные продукты питания (24 соц значимые продукты питания).

В 2008-2009 годах продолжены позитивные тенденции в развитии цивилизованных форм торговли и построении розничных торговых сетей (на региональном рынке действуют крупные сетевые торговые компании: международного уровня (Metro Cаsh & Carry, ИКЕА, OBI, АШАН, Media Markt), межрегионального ("Лента", "АЛПИ", "Холидей"), внутрирегионального ("Астор", "Наш магазин", "Петроль", "Ваш дом").

Функционирование РТР непосредственно связано с развитием региональных и внешнеэкономических торговых отношений. Межрегиональные экономические связи (МЭС) формируются и развиваются под влиянием территориальной специализации при государственном регулировании.

Межрегиональные связи -1н из рычагов развития экономики региона, к-рый позволяет обеспечивать омские предприятия необходимым для производства сырьем и комплектующими материалами, содействует обеспечению устойчивых поставок на омский рынок товаров, которые не производятся на территории Ом. области. На протяжении ряда последних лет межрегиональный товарооборот Омской области имеет тенденцию к стабильному увеличению.Основными торговыми партнерами Ом.области среди объектов РФ являются пять фед.округов, на долю которых приходится 92 % товарооборота с Ом.областью: Сибирский (39%), Уральский (29%), Приволжский (11%), Центральный (7%) и Дальневосточный (6%). В структуре товарооборота традиционно на протяжении последних лет преобладает доля вывоза продукции омских предприятий по отношению к ввозу продукции из регионов РФ.Структуру вывоза товаров виды продукции нефтехимической отрасли: дизельное топливо, топочный мазут, дизельные масла, синтетические каучуки, шины для автомобилей, автомобильные бензины; продукции машиностроения: экскаваторы, лифты, а также такие продовольственные потребительские товары как: колбасные изделия, мясо и птица, молочные консервы, зерновые и зернобобовые культуры.Основу ввозимых товаров составили продукция черной и цветной металлургии, продукция нефтехимической отрасли, продукция машиностроения, продовольственные потребительские товары, строительные материалы.Одним из инструментов развития межрегиональных связей является организация и участие в торгово-экономических миссиях, выставочных мероприятиях.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) регионов играет особо важную роль для приграничных регионов. Омская область за последние годы приобрела серьезный опыт в содействии реализации экспортных возможностей предприятий. Промышленная и инвестиционная политика в регионе направлена на формирование инновационной среды, обладающей значительным экспортным потенциалом. В ближайшие годы планируется организовать выпуск новых видов продукции, востребованных на внешних рынках. Организации Омской области осуществляли торговые отношения с 79 странами. Сотрудничество наиболее развито со странами СНГ, на их долю приходилось 59,3 процента всего внешнеторгового оборота. Самыми активными торговыми партнерами являлись Казахстан, Белоруссия, Украина, Киргизия, Узбекистан, Китай, Германия, Венгрия, Канада, Словакия. Ом.область экспортирует в основном продукцию химической промышленности, каучук, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В импорте преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

В целом по РТР следует отметить охлаждение интереса к такому инструменту, как биржи. Очевидно, это связано с развитием рынка информации, распространением Интернета, появлением электронных торгов (е-коммерции). Рынки ценных бумаг, формируемые на фондовых биржах, характерны для регионов-доноров, мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), где котируются акции крупнейших предприятий не только как инструмент управления (контрольный пакет акций (50 % + 1 акция) позволяет осуществлять переход права собственности на предприятие к новому хозяину, создающему новую систему управления на предприятии и зачастую меняющему профиль его продукции), но и как ценные бумаги. Для рядовых акционеров многих предприятий большинства регионов акции теряют привлекательность, т. к. дивиденды по ним не выплачиваются. Ситуация может измениться при росте экономического потенциала предприятий, обеспечении устойчивого роста экономики регионов и РФ в целом (не только за счёт нефте- и газодолларов), получении предприятиями прибыли и возможности часть её использовать на выплату дивидендов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.005 с.)