Межрегиональные транспортно-экономические связи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межрегиональные транспортно-экономические связи.



Транспорт и транс-но-экон-кие связи -это неразр-ная часть всей терр-льно-экон-ской сис-ы.

Для регион-й экономики наиболее важным явл-ся деление транс-но-экон-ких связей, осущ-емых внутри страны, на 2 класса: межрегиональные и внутрирегиональные.

Межрегиональные предс-яют собой обмен м/у регионами продуктами их спец-ции; внутрир-ые- взаимообмен внутри региона, отражающий степень комплексности его хоз-тва, экон-ской и техн-ской взаимоувязанности, развитости внутрирег-го раздел.труда.

Межрегиональные и внутрирегиональные связи и осуществляющая их транспортная система являются необходимым условием и результатом территориального разделения труда. Способствуя специализации и комплексному развитию регионов, транспорт и транспортно-экономические связи непосредственно влияют на формирование и функционирование территориальной организации экономики как системы взаимодействия региональных хозяйственных комплексов. Исходными данными для расчёта связей служат балансы производства (предложения) и потребления (спроса) по каждому из наиболее массовых грузов, рассчитываемые для каждого из регионов. Расчёты ведутся для следующих массовых грузов: уголь, нефть и нефтепродукты, руды, чёрные металлы, лесные грузы, хлебные грузы, минеральные строительные материалы. Для каждого из грузов рассчитывается своя шахматная таблица связей. Регионы с нехваткой прикрепляются к регионам с избытком с учётом мин. расстояния м/у ними. Применяя это правило, получим минимум суммарной транспортной работы на осуществление связей. Суммарная величина всех «вывозов» из регионов должна быть равна сумме всех «ввозов». Это соответствует классической закрытой транспортной задаче. Если дефицит груза не закрывается внутри страны, то осуществляется расчёт объёма импорта по принципу минимизации стоимости перевозок.

Анализ текущих экономических связей региона предполагает проведение оценки рациональности связей и перевозок. Для этого применяют методы, позволяющие определять рациональные регионы сбыта для определённого товара. Основные объекты метода – базы-регионы производства и вывоза товара и возможные потребители. При этом выбирается вариант перевозки, обеспечивающий минимум суммарных затрат на производство и перевозку товара. Рост железнодорожных тарифов создал предпосылки для изменения схем сложившихся грузопотоков.

Нерациональными считаются перевозки, вызывающие излишние транспортные затраты: это встречные перевозки одной и той же или взаимозаменяемой продукции, излишне дальние перевозки, порожние прогоны транспорта.

Транспортный комплекс РФ характеризуется следующими параметрами: 1. Железнодорожный 2. Автомобильный. 3. Внутренний водный. 4. Морской. 5. Воздушный. 6. Нефте- и продуктопроводный.

Транспортная система РФ характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта-железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций -перевозчиков и посредников- с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.

Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд.

Во взаимодействии с транспортом др. стран транспортная система РФ обеспечивает внешнеторговые связи и перевозки, т. е. участие регионов в международном разделении труда, а также обеспечивает транзитные перевозки.

Можно выделить три основных направления межрегиональных грузопо­токов:

1)  широтное европейско-азиатское направление, обеспечивающее связи западных и восточных регионов по железнодорожным и трубопроводным магистралям;

2)  меридианальное направление: Центр-Юг;

3)  меридианальное направление: Волга-Кавказ.

Омская область располагает разветвленной транспортной сетью. На ее территории имеются почти все виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Через Омскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Высокий уровень транспортной инфраструктуры в регионе способствует развитию единого экономического пространства, ускорению движения товарных потоков, снижению транспортных издержек.С 2012 года Региональный Дорожный фонд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.006 с.)