Наблюдение как основной метод ознакомления с природой детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение как основной метод ознакомления с природой детей дошкольного возраста



Основные понятия: наблюдение, дошкольное детство, учреждения дошкольного образования.

В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как один из психических процессов, как один из видов познавательной деятельности; как один из методов обучения

Все эти аспекты правомерны и нельзя рассматривать наблюдение как метод обучения вне понимания сущности наблюдения как деятельности. Существует три точки зрения на определения сущности деятельности наблюдения.

1. В педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяют как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Автором данной точки зрения является психолог А.А. Смирнов.

2. Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы. Так Б.М. Теплов образно называл наблюдение «думающим восприятием». С.Л. Рубинштейн считал, что стадии развития наблюдения - это ступени осмысления наблюдаемых процессов.

3. Подлинное решение этого вопроса лежит в основе утверждения

Б.Г. Ананьева, который считал, что «наблюдение есть сложная психическая деятельности, в которой «восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы».

Наблюдение как деятельность является продуктом длительного развития в процессе воспитания и обучения и формируется уже в дошкольном возрасте.

Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. в процессе исследования определили основные линии развития наблюдения на этапе дошкольного возраста:

1. По мере развития наблюдения меняется соотношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития ведущее значение имеют сенсорные процессы – различные виды восприятия. Результатом его является накопление образов (представлений) предметов, явлений (представлений о внешнем виде растений, животных). По мере развития наблюдения усиливается значение интеллектуальных процессов – мышления, памяти, воображения, речи. В результате ребенок может наблюдать изменения предмета, устанавливать причины этих изменений. Кроме того, на основе ранее полученных представлений он может воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части или свойству. 

2. Вторая линия в развитии деятельности наблюдения –

изменение его структуры, становление и совершенствование ее отдельных компонентов. Деятельность наблюдения в развитом виде характеризуется наличием целей, задач, способов решения той или иной задачи, мотивов, планирования и т.д.

Наблюдение, как метод – это специально организованное педагогом целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное познание детьми объектов и явлений природы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания их метод наблюдения является основным, ведущим. Так как включение различных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний, а основной запас накопленных ребенком знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов и явлений. Систематическое использование наблюдений в процессе ознакомления с природой приучает ребенка приглядываться, подмечать особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, способствует решению одной из важных задач умственного воспитания. Наблюдение является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. В процессе наблюдений происходит усвоение разных знаний о свойствах и качествах, о структуре и внешнем строении, о причинах изменения и развития объектов, о сезонных явлениях.

Виды наблюдений

В зависимости от места проведения: наблюдения в естественной обстановке живой природы (во время экскурсий и целевых прогулок); наблюдение в специально организованных условиях (во время прогулки на участке д/у, на занятии, в уголке природы и т.д.). 

В зависимости от количества детей: индивидуальные наблюдения, групповые наблюдения; фронтальные наблюдения. 

В зависимости от содержания: наблюдения за животными, наблюдения за растениями, наблюдения за явлениями неживой природы, наблюдения за сезонными изменениями, наблюдения за погодой, наблюдения за трудом взрослого в природе и т.д. 

В зависимости от времени, затрачиваемого на наблюдение: кратковременное, длительное. 

В зависимости от повторности наблюдения за одним объектом:

первичное наблюдение, вторичное (повторное). 

В зависимости от того по чьей инициативе проводятся: наблюдения, возникающие по инициативе детей, наблюдения плановые, специально организованные педагогом. 

В зависимости от цели: распознающее наблюдение, наблюдение за изменением и развитием объектов и явлений природы, воссоздающее наблюдение.

Особенности организации наблюдений за природой с детьми разных возрастных групп а) младший дошкольный возраст

Известно, что внимание детей привлекают яркие и подвижные объекты, поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану и подводить итог наблюдения. Объем формируемых представлений тоже должен быть довольно ограниченным.

В связи с этим на первом этапе в начале наблюдения основной задачей педагога является привлечение внимания детей к объекту. Для этого можно использовать разнообразные игровые сюрпризные приемы. Ставя задачу наблюдения, очень хорошо связать с последующей игрой, изобразительной деятельностью, трудом.

На втором этапе организуется рассматривание объекта. Учитывая, что, прежде всего внимание детей привлекают действия животного, педагог различными приемами побуждает его к активному поведению: кормит, играет; обращая внимание детей на то, как ест животное, как смотрит, какие издает звуки и т.д. и побуждает детей назвать то или иное действие. Используя приемы обследования, педагог помогает детям выделить сенсорные признаки. Со второй половины года можно использовать прием сравнения. Педагог подбирает 2 животных или растений и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картине. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши видят, что объекты природы отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движений и т, д. Используются приемы подражания движениям, звукам. С трех летнего возраста можно включать в наблюдение отдельные поисковые действия. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным и растениям. Многое здесь зависит от педагога. Когда педагог дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться, проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

На третьем этапе в конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональные впечатления детей от общения с животным или растением, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

б) средний дошкольный возраст

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения, значительно расширяется. Дети продолжают знакомиться с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них, узнают о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде. 

На первом этапе в начале наблюдения педагогом ставится познавательная задача наблюдения, которая нередко связана с практической деятельностью

На втором этапе педагог использует различные приемы, помогающие сосредоточить внимание на особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь не обязательно связаны с действиями животного во время кормления, игры. Дети в состоянии слышать вопросы и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животного. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных особенностях: Кто это? Что это? Какого цвета? Какой формы?, следует задавать поисковые вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами. Особое внимание следует уделять формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы активизации речи детей. Используется прием сравнения по признакам отличия и сходства и прием актуализации личного опыта ребенка. Рекомендуется использовать загадки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия, а также организовать несложные трудовые действия.

На третьем этапе в конце наблюдения с помощью вопросов следует выяснить, как дети усвоили представления о наблюдаемом объекте, знания о способах ухода за ним и т.д. Вопросы следует формулировать так, чтобы они были интересны детям и вели к обобщению полученных знаний

в) старший дошкольный возраст

Дети в этом возрасте продолжают знакомиться с особенностями внешнего вида, образом жизни, движением, питанием, сезонными изменениями, защитой от врага, ростом и развитием. Вместе с тем важной задачей является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни, средой обитания и способами ухода за ним. Это требует от педагога усложнения методики организации и проведения наблюдения.

           На первом этапе в начале наблюдения педагогом ставится

познавательная задача

На втором этапе педагог задает детям разнообразные вопросы, которые могут быть направлены на припоминание, сопоставление, поиск. Чаще используется сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Детям предоставляется большая самостоятельность в использовании обследовательских действий, но педагог должен стремиться к тому, чтобы эти действия были осознанными. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными.

На третьем этапе наблюдение заканчивается обобщением. Результаты наблюдения дети отражают в речи и в дальнейшем используют в различной деятельности (трудовой, игровой, изобразительной и т.д.)

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему наблюдение является ведущим методом ознакомления дошкольников с природой?

2. В каких случаях наблюдение носит экологический характер, а в каких нет?

3. Что важнее для развития отношения: содержание наблюдений или форма      их организации   их организации, приемы, которыми они осуществляются?

Тестовые задания

1. Назовите исследователей, занимающихся вопросами организации наблюдений детей дошкольного возраста

а)Дрязгунова В.А., Жуковская Р.И., Комарова Р.И., Стреха Е.А..

б) Филиппюк Г.С., Васильева А.И., Ветрова Н.И., Николаева С.Н.

в) Ашиков А.В., Кондратьева Н.Н., Николаева С.Н., Рыжова Н.А.

2. Метод ознакомления дошкольников с природой, обеспечивающий непосредственное восприятие объекта природы:

а) моделирование;

б) наблюдение;

в) рассматривание картин;

г) подвижная игра.

3. Отметьте классификацию видов наблюдений детей дошкольного возраста:

а) распознающие, за ростом и развитием объектов природы,

воссоздающие 

           б)     первично-ознакомительные,   углубленно-познавательные,

обобщающие

в) установочные, эвристические, итоговые

4. Выберите тему наблюдения с детьми старшей группы:

а) ―Части тела человека и животного‖

б) ―Золотая рыбка в аквариуме‖

в) ―Осенние изменения в природе‖

г) ―Черенкование комнатных растений ―

Литература

1. Золотова, Е.И. Методика проведения наблюдений за животными /

Е.И. Золотова // Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред.

Н.Ф. Виноградовой. – М., 1982.

2. Логинова, В. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста / В. Логинова, А. Матвеева, П. Саморукова // Дошкольное воспитание – 1970.

- № 6. – С.23.

3. Оветисян, Л. Наблюдение как метод ознакомления детей с природой / Л. Оветисян. // Дошкольное воспитание – 1986. - № 1. – С. 10.

4. Саморукова, П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдений детей старшего дошкольного возраста / П.Г. Саморукова // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Т. 319.

5. Филлипюк, Г.С. Психологические особенности развития наблюдения у детей дошкольного возраста / Г.С. Филлипюк // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. – Т. 194.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 2743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.035 с.)