ТОП 10:

Методика обучения настольно-печатным играм



Каждой новой игре детей надо обучать. Обучение носит поэтапный характер.

Младший дошкольный возраст

1 этап. Педагог проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же эго реализует. При повторных проигрываниях и сообщает дополнительные правила.

2 этап. Педагог перестает быть активным участником игры – он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру.

3 этап. Дети играют самостоятельно. Педагог лишь наблюдает за действиями детей.

Средний и старший дошкольный возраст.

1 этап - перед игрой педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила.

2 этап – дети играют самостоятельно. Педагог наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты

3 этап – когда интерес к игре угасает, педагог дает новый вариант игры.

Подвижные игры

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием движениям животных

Например, «Мыши и кот», «Волки и овцы», «Гуси-лебеди» «Цапли и лягушки»  подражанием движениям и звукам, издаваемым животными

Например, «У медведя во бору», их образу жизни, поведению

Например, «Наседка и цыплята», «Спящий пес», отражением явлений неживой природы

Например, «Солнышко и дождик», «Мороз»    отражением существующих взаимосвязей в природе

Например, в игре «Кошки-мышки» именно кот ловит мышей, «Цапли и лягушки» - цапли ловят лягушек, «Волк и овцы» - овцы убегают от волка. Сюжетные игры

Николаева С.Н., Комарова И.А. для активизации игровой самостоятельной деятельности дошкольников предлагали использовать сюжетные игры. В их пособии «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» выявлены три типа игровых обучающих ситуаций (ИОС):

ИОС с игрушками аналогами ИОС с литературными персонажами ИОС-путешествия.

ИОС с игрушками аналогами строятся на использовании игрушеканалогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное количество игрушек-животных (мягких, резиновых, пластмассовых и т.д.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). 

Главный смысл использования такого рода игрушек – это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. 

Игрушка способствует осознанию специфики живого и выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Например, дети могут взять игрушечную рыбку в руки и не могут – живую, которая плавает в аквариуме, которая плавает в аквариуме.

Построение ИОС с игрушками аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным аналогом по внешнему виду, способу функционирования. Игрушки аналоги используются в тех случаях, если нет возможности осуществить действенный контакт (птичка, рыбка). 

Примерные темы: «Рыбки живые и игрушечные», «Сравнение живой рыбки и заводной», «Сравнение игрушечной елки с живой елью», «Сравнение кур с деревянной богородской игрушкой «Клюющие курочки».

            ИОС с литературными персонажами

В учреждениях дошкольного образования педагоги часто используют кукол Буратино, Незнайка, Айболит и др., что помогает привлечь внимание к теме занятия, однако их дидактическая цель невелика. Между тем можно широко использовать характер персонажей, настроение, манеры поведения.

Например, Незнайка часто не знает и поэтому попадает в сложные ситуации и тогда нужна помощь детей.

Примерные темы: «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах», «Карлсон учится выращивать комнатные растения», «Айболит осматривает комнатные растения», «Айболит рассказывает о комнатных растениях»,

«Айболит рассматривает животных   –   обитателей уголка   природы», «Айболит рассказывает о лекарственных растениях», «Колобок знакомит с жизнью лесных обитателей», «Чиполино помогает выращивать лук» ИОС-путешествия.

По сути это игра-путешествие. В каждом конкретном случае дошкольники в качестве экскурсантов, путешественников, туристов бываю во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группой. В таких играх используются различные атрибуты: самодельные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы. Фотографирование предполагает изготовление «Фотографий – рисунков.

Педагог должен разработать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия с детьми, подготовить атрибуты.

Примерные темы: «Посещение зоопарка», «Путешествие в Африку», «Фотоохота в лесу», «Прогулка в лес», «Путешествие на север» и т.д. Игры с природными материалами

В отечественной педагогике проблемой игр с природными материалами занимались Е.И. Тихеева, Л.И. Чулицкая, Е.А. Флерина, С.Т. Шацкий, В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова и др.

Теоретические основы игр с природными материалами представлены в психолого-педагогических исследованиях В.М. Васильевой, М.Д. Игрицкой, Е.И. Корзаковой, К.М. Лобановой, Е.А. Флериной и др. Значимость данного вида игр они видели в решении важных задач сенсорного воспитания, в развитии чувственного опыта детей, в совершенствовании таких жизненно важных психических процессов, как ощущение, восприятие, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. В исследовании

Е.А. Стреха основное внимание уделялось разработке содержания игр с природными материалами, направленных на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Игры с природными материалами являются самым доступным и естественным способом формирования конкретных представлений о природе. Педагог через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, обратить внимание на закономерности, существующие в природе, на то, как неживая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изучение неживой природы в процессе игр с ее объектами на полисенсорной основе помогает ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, которые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. Играя, например, с водой, дошкольники замечают, что вода плотнее воздуха, потому движения в ней требует больших усилий, чем по воздуху. В этом дети убеждаются, совершая одинаковые движения рукой в воздухе и в воде. 

Организация игр с природными материалами проходит три этапа:

1. этап - игры, направленные на познание свойств;

2. этап - игры, направленные на изменение состояния природных материалов;

3 этап - игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности.

Игры с водой

Например, «Туча», «Ты неси, неси река», «Тише воды», «Буря в стакане», «Ловись рыбка, большая и маленькая», «Тонет не тонет», «Была вода, им нет воды», «Попробуй удержать»

Игры со снегом и льдом

Игры «Печатание на снегу», «Хождение по следам», «Рисуем следами»

Игры с песком

Например, игра «Дождик из песка», «Горы из песка», «Ветер дует на песок», «Дождь идет», «Отпечатки», «Узоры на песке», «Угощения», «Секреты дождевого червячка», «Секреты подводного царства», «Всплывет – не всплывет»/

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие воспитательно-образовательные результаты можно получить с помощью игр природоведческого содержания?

2. К какой классификации игр, принятой в дошкольной педагогике относятся игры с природными материалами?

3. Какова методика проведения подвижных игр?

Тестовые задания

1. Назовите исследователей, занимающихся вопросами использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой.

а) Дрязгунова В.А., Жуковская Р.И., Комарова И.А., Стреха Е.А..

б) Матвеева А.К., Филиппюк Г.С., Васильева А.И., Ветрова Н.И.

в) Ашиков А.В., Кондратьева Н.Н., Николаева С.Н., Рыжова Н.А.

2. Особенности руководства дидактической игрой природоведческого содержания в младшей группе детского сада (найдите неверный ответ):

а) название игры;

б) объяснение содержания и правил игры до еѐ начала;

в) выполнение с детьми игровых действий;

г) положительная оценка деятельности детей.

Литература

1. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. / В.А. Дрязгунова. – М., 1981.

2. Комарова, И.А. Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста. / И.А. Комарова, Н.А. Ярошева. // Игра дошкольника. – Могилев, 1997.

3. Нифадьева,     Л.А. Подвижно-дидактические игры в

природоведческой работе с дошкольниками. / Л.А. Нифадьева. // Игра дошкольника. – Могилев, 1997.

4. Стреха, Е.А. Познаем мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Стреха – Минск, 2010. – 16.с. + 32 с.

5. Стреха, Е.А. В мире природы: Учебно-наглядное пособие. /

Е.А. Стреха. – Мн., 2005. - с. 29.

6. Стреха, Е.А. Малыши в мире природы: Учебно-наглядное пособие. / Е.А. Стреха. – Мн., 2009.

7. Стреха, Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников. / Е.А. Стреха. – Минск, «Зорны верасень, 2007. –

80 с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.01 с.)