ТОП 10:

Обсуждение итогов и формулирование выводов.



Специфика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов). Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита. Отказаться от формулировки выводов, как и от постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности. 

В связи с этим в дошкольном учреждении словесный отчет об увиденном и формулирование выводов не должны копировать опрос школьников. Независимо от выбранной формы, педагог должен:

 побуждать детей к самостоятельным выводам. Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с педагогом радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу.

 выслушать все высказывания детей, задавать дополнительные вопросы, которые могут дать направление мысли, постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построения предложений.

   не торопиться формулировать выводы самостоятельно, если дети ошибаются.

   помочь осознать возникшее противоречие, если дети делают неправильные или недостаточно четкие    выводы. Этому    помогут дополнительные наблюдения, опыты или эвристические рассуждения. Важно, чтобы каждое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых явлений природы было опровергнуто, чтобы дети были подведены к правильному пониманию сущности того или иного явления.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Подберите примеры каждого вида эксперимента.

2. Организация таяния снега – это будет опыта или эксперимент?

3. Какие типы экспериментальных задач доступны дошкольникам? Тестовые задания

1. Виды экспериментов по характеру действий (найдите ошибку): а) реальный

б) демонстрационный

в) модельный.

2. Какой из типов экспериментальных задач является наиболее сложным для детей дошкольного возраста:

а) «как доказать, что …»

б) «сколькими способами можно осуществить это действие…»

в) «предскажите, что получится, если …»

Литература

1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова,

В.В. Щетинина. – М., 2001.

2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошк. учр. / А.И. Иванова. – М., 2003. – 56 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М., 2003. –

64 с.

4. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб, 2008. – 128 с.

5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград, 2009. – 130 с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.005 с.)