Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Труд детей дошкольного возраста в природеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: труд в природе, виды труда в природе, формы организации труда детей в природе в условиях учреждения дошкольного образования: трудовые поручения, коллективный труд, дежурство в уголке природы. Значение труда детей дошкольного возраста в природе: 1. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. 2. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая и обследуя почву, растений, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки и повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения, координировать свои движения. Например, при прополке отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков, позволяет вырабатывать правильный захват сорняков рукой. 3. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний. Например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда на основе собственного опыта, наглядно убеждаться в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага – источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений: появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение. В процессе труда усваиваются закономерности и связи: последовательные, временные, причинные в жизни природы. 4. Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость. 5. Работая на участке (в саду, на цветниках, на огороде), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками общения с сельскохозяйственным инвентарем. 6. В процессе труда в природе дети усваивают приемы ухода за растениями (полив, рыхление, прополка, удаление пыли, посев, посадка, сбор урожая и т.д.). 7. Труд в природе способствует развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и любознательность. 8. Через содержание труда, направленного, например, на выращивание цветов происходит формирование эстетического восприятия у детей. Труд в природе имеет лишь в том случае воспитательное и образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Педагогические требования к организации труда в природе: 1. Важно организовывать разнообразный по содержанию труд в природе. Это труд по уходу за разными животными: птичками, рыбками, млекопитающими); труд за растениями (полив, поев, посадка, рыхление, прополка, и т.д.); труд на участке (в саду, на огороде, в цветнике) и в уголке природы. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес и желание в нем участвовать. 2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями. Осознанность труда предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способа их достижения. 3. Трудовая деятельность в природе должна постепенно усложняться. 4. Труд в природе должен быть регулярным. Гигиенические требования к организации труда в природе: 1. Труд в природе должен быть посильным. Физические усилия не должны вызывать переутомления, т.к. это вызывает отрицательное отношение к труду. 2. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. Младший дошкольный возраст: 5-7 мин. Средний возраст – 10-15 мин., с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, старший возраст – 15-25 мин с перерывом или со сменой характера труда. 3. Правильная поза ребенка в процессе труда в природе. Например, при переноски воды в лейках, ведрах необходимо равномерно нагружать как правую, так и левую сторону. При работе лопатой, граблями важно контролировать, чтобы ребенок держал тело выпрямленным. Также необходимо контролировать, чтобы дети не находились в долго в одной позе. Для этого надо чередовать один вид работы с другим. Например, рыхление почвы и перенос воды. 4. Безопасность. Орудия труда (рыхлители почвы, грабли, лопаты и т.д.) должны быть безопасными и соответствовать росту и силам ребенка. Инвентарь для труда в природе должен быть не игрушечным, а настоящим. Виды и содержание труда в природе. а) труд по уходу за растениями. Вторая младшая группа Основные трудовые действия, к выполнению которых педагог постепенно приучает детей: полив растений, рыхление, прополка, посев, посадка Полив растений. Обучение поливу начинается с игры в песочек, когда дети научаются выделять свойства влажного и сухого песка, наблюдая переход из одного состояния в другое. Ребенка приучают к тому, что перед поливом следует обследовать почву в горшке и определить – сырая эта почва или влажная. Наряду с развитием у детей тактильного восприятия следует постепенно совершенствовать и зрительное восприятие – влажная почва более темная. При поливе растения ребенку этого возраста трудно установить достаточный уровень поливки, поэтому педагог определяет количество воды в лейке для полива одного растения. При организации полива следует обращать внимание на правильность расположения лейки во время полива – носик лейки ставится на край горшка и медленно наклоняется. Рыхление. Привлечение детей этого возраста к рыхлению очень важно для овладения простейшим орудием – палочкой: ребенок учится координировать движения, устанавливать темп, совершать определенные физические усилия. Дети привлекаются к рыхлению не для помощи, а в воспитательных целях. На первых порах важно выработать у ребенка правильность выполнения действий при рыхлении и неторопливый темп. Прополка. Данный вид труда требует точности зрительного различения и тонких движений рук. К прополке дети привлекаются только в воспитательных целях и лишь тогда когда растения достигли значительной величины. Педагог предварительно выпалывает наименее контрастные сорняки, жгучие, колючие, перед прополкой организует рассматривание с детьми культурных растений и подробно их обследует. Начинать прополку с хорошо знакомого детям культурного растения – лука. Это растение не похоже на сорные растения. После этого организуется прополка 2-3 видов контрастных сорняков. Детей надо учить правильным приемам прополки: захватывание, удержание, вырывание сорняков. Надо показывать детям способ вырывания сорняков с корнем: брать пальцами каждую травинку у самой земли, перед выдергиванием немного раскачать, затем выдернуть, стряхнуть землю. Однако в действиях детей часто можно наблюдать такие ошибки: захватывают растений всей горстью и срывают только наземные части (стебель, листья). Посев. Дети сеют крупные семена (бобы, фасоль, горох, настурцию и т.д.) в подготовленную педагогом почву. Усваивают последовательность: почву надо полить, положить семена и закопать их. Посадка. Для посадки выбирается лук. Обращается внимание детей на то, какой стороной посадочный материал стоит погружать в почву. Средняя группа Полив растений. Дети этого возраста могут самостоятельно поливать растения, но делать это они должны под непосредственным контролем воспитателя (в начале года). Контроль важен не только потому, что дети изза интереса к самому действию могут без конца поливать одно и тоже растение, но и потому что они сразу не могут выполнить правильно задание. У них еще нет критериев правильной поливки. На первом этапе следует указать, что следует поливать растение до тех пор, пока вода не дойдет до краев горшочка или до сделанной взрослым отметки. Наличие ориентира еще больше оживляет работу и заинтересовывает детей. Рыхление. Дети способны установить состояние земли: уплотненная или рыхлая – не только с помощью осязания (нажатием кончиками пальцев на поверхность земли), но и зрительно, замечая глянцевитость, заплывчатость поверхности. По мере усвоения этого навыка ребенок начинает зрительно контролировать движения своей руки. Дети различают положение растений посаженных в ряд, в шахматном порядке, видят свободные от растений междурядья и соответственно этому направляют палочку. В этом возрасте детям можно поручать рыхление растений, находящихся далеко друг от друга, крупных растений. Прополка. Дети среднего дошкольного возраста еще недостаточно хорошо различают культурные и сорные растения, не знают их названия, еще плохо владеют приемами выдергивания сорняков и часто захватывают их в горсть, из-за чего часто вместе с сорняками выдергивают культурные растения. Поэтому обучение прополке надо проводить на грядке со знакомыми растениями (лук, бобы, фасоль). После того, как дети более или менее овладели приемами выдергивания травы, им следует предлагать прополку незнакомых, но имеющих простое строение растений – свекла, затем – более сложные – морковь. Удаление пыли с листовой пластины. В этом возрасте дети осваивают такой способ удаление пыли с листовой поверхности, как протирание влажной тряпочкой. Предварительно дети осматривают растение и, проводя пальцем по поверхности листа, выясняют, есть ли на нем пыль. Для удаления пыли выбирают растения с достаточно большими кожистыми листьями и показывают, как правильно надо удерживать лист при протирании влажной тряпочкой, чтобы не повредить его. Посев гороха, редиса, моркови, свеклы, настурции, ноготков. Посадка лука, тюльпанов, нарциссов. Старшая группа Полив растений. В этом возрасте дети приучаются к поливу крупных растений, растущих в кадках, ящиках. Сложность – в определении количества воды. Путем проб и ошибок и с использованием щупа определяется количество воды для полива. Рыхление. Продолжается формирование навыков рыхления растений высаженных в ровные ряды, находящихся друг от друга на большом расстоянии (свекла, картофель, морковь). Начинают обучать рыхлению растений, посаженных в шахматном порядке (томаты, огурцы) Прополка. Если в среднем дошкольном возрасте дети привлекаются к прополке лишь после того, как растения немного подрастут и у них сформируются все основные органы, то со старшими дошкольниками начинать прополку целесообразно значительно раньше. В этом случае появляется возможность наблюдать растения в разные периоды роста. Вначале детей следует учить обращать внимание только на свойства культурных растений, после накопления определенного опыта дети при участии взрослого начинают ориентироваться в свойствах сорняков: специфический запах (укроп – пряно горький запах, бобы, горох – сладкий запах); характер поверхностного покрова. Например, наличие жестких волосков. Посев крупных и мелких семян. Посадка рассады томатов, капусты, цветочных культур, лука разных сортов и луковичных декоративных растений, картошки. б) по уходу за животными Дети младшего дошкольного возраста совместно с педагогом кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц. В средней возрастной группе дети помогают педагогу чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки. Старшие дошкольники моют кормушки, поилки, поддоны, самостоятельно кормят животных в уголке природы и на участие в зависимости от их потребностей, участвуют в подготовке корма: моют и нарезают ножом листья, чистят вареные овощи, принимают участие в заготовке корма, самостоятельно чистят клетки, вольеры. Террариумы, совместно с воспитателем меняют воду в аквариуме. Труд в природе организуется в форме поручений, коллективного труда и дежурства в уголке природы. Выбор форм зависит от: - объема работы. При небольшом объеме работы выбирают индивидуальные поручения, дежурства, при большом – коллективный труд, групповые поручения. - возраста детей. В младшем возрасте предпочтение отдается индивидуальным поручениям, в среднем – групповым поручениям и коллективному труду, в старшем – дежурствам и коллективному труду. а) трудовые поручения Используются во всех группах Особое значение имеет в младшем дошкольном возрасте, когда деятельность только осваивается У педагога есть возможность научить ребенка трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовой операции, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности ребенка Весь процесс выполнения поручения ребенок выполняет сам. Все это способствует формированию трудовых умений, воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. б) коллективный труд Используется в работе с детьми среднего дошкольного возраста Дает возможность формировать трудовых навыки у всех детей группы Объединяет детей Формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, планировать, согласовывать действия Помогать друг другу Оценивать работу. По своей структуре коллективный труд может быть организован как общий и совместный. Труд рядом Участвует вся группа детей Все дети получают одно задание Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, дети рыхлят растения на грядке. Общий труд Участвует вся группа детей Группа подразделяется на подгруппы Каждая подгруппа получает свое задание Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, уборка уголка природы: одна подгруппа удаляет пыль с листовой поверхности растений, протирает цветочные горшки, вторая – моет поддоны, протирает полки, третья – занимается аквариумом, клетками и т.д. Совместный труд Участвует группа детей Процесс труда разделен на операции, каждая из которых осуществляется одним из участников или группой детей Каждый подгруппа выполняет свою операцию и передает объект труда дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие - разравнивают и делают бороздки на грядке, третьи - поливают и т.д. в) дежурства в уголке природы Используется в работе с детьми старшей группы Предполагает поочередное выполнение дежурными постоянного и определенного круга обязанностей Совершенствуются навыки труда в природе Формируются общественные мотивы труда.
1. возрастных группах? 2. труда в природе? 3. старшей группе. 2. природе (найдите неправильный ответ) а) дежурства; б) поручения; в) соревнование; г) коллективный труд. 3. Особенности трудовых поручений в младшей группе детского сада (найдите неверный ответ): а) включают одно трудовое действие; б) непродолжительные по времени; в) проводятся индивидуально; г) высокая степень самостоятельности детей. Литература 1. Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983. - С. 162—171. 2. Лысенко, В.Д. Приобщаем детей к труду./ В.Д. Лысенко. – Мозырь, 2004. - 61 с. 3. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. / Т.А. Маркова. - М., 1991. - С. 41—49. 4. Стреха, Е.А. Труд в природе как средство социализации личности ребенка дошкольного возраста // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. тр. В 2 ч. Ч. 2 / Бел гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол Н.С. Старжинская, Е.А. Панько, И.Г. Добрицкая и др.; науч. ред. Л.А. Кандыбович; отв. ред. О.В. Леганькова, Е.И. Комкова, Е.Н. Цубер. – Минск: БГПУ, 2009. – С. 112 – 114.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 3717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.011 с.) |