Направления использования моделей в процессе экологического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления использования моделей в процессе экологического воспитания



1 направление – формирование у детей представлений об органах чувств, с помощью которых познают природу (глаза, уши, нос, язык, рука). А.А. Петрикевич – «пять наших помощников»

2 направление – формирование представлений об общевитальных признаках всех живых организмов (дыхание, рост и развитие, движение, питание, размножение, чувствительность). Это способствует осознанию ребенком своей взаимосвязи с природой, формированию понятия «живой» и воспитанию гуманного отношения к растениям и животным.

3 направление – формирование знаний детей о природе:  характер строения животного и способ его передвижения (ходит

(бегает), прыгает, ползает, плавает, летает)

характер строения животного и способы защиты (мимикрия,

кожные выросты и т.д.) 

классификация животных по видам (рыбы (среда обитания,

строение, покров, способы размножения, дыхание, передвижение), звери, птицы, насекомые) стадии развития животных (рыбы, лягушки, птицы) строение растений (стебель, лист, корень, цветок) потребности растений в свете, тепле, влаге стадии развития растений трофические связи в природе свойства и состояния объектов неживой природы.

4 направление   –   формирование знаний, умений и      навыков 

последовательного выполнения трудовых операций по уходу за растениями и животными

5 направление – формирования умения фиксировать свои наблюдения в природе (облачность, осадки, ветреность и т.д.) и в процессе опытов.

6 направление – формирование умения составлять рассказ о растениях и животных.

7 направление – знакомство с правилами поведения в природе

(С.Н. Николаева, Л.П. Молодова)

8 направление – использование в играх детей.

В методике использования моделей можно четко выделить 3 этапа:

1 этап – обогащение знаний и предварительный анализ реальности. В модели ребенок может отразить лишь то, что он знает о природном объекте или явлении.

2 этап – перевод реальности в знаково-символический язык и построение моделей: анализ имеющихся в опыте моделей

описание новых объектов природы с помощью готовой модели,

ранее усвоенной детьми

организация сравнения двух объектов между собой, обучение

выделению признаков различия и сходства и отбор моделей, замещающих эти признаки

постепенное увеличение количества сравниваемых объектов

природы до трех-четырех

обучение детей моделированию существенных и значимых для

деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы)

создание моделей элементарных понятий, например, таких как «рыбы», «птицы», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.

3 этап – оперирование моделями в соответствии с потребностями и задачами деятельности. Например, в игровой деятельности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему календари природы являются моделями?

2. Приведите пример игры с использованием моделей.

3. Продумайте схематические модели, характеризующие класс «Рыбы».

Тестовые задания

1. Какие виды моделей используются в процессе ознакомления дошкольников с природой?

а) Предметные, предметно-схематические, графические.

б) Предметные, схематические.

в) Географические карты, глобус, макеты.

2. Моделирование с детьми дошкольного возраста в системе экологического образования и воспитания – это…

а) направление

б) метод

в) прием

г) форма

д) результат

3. К графическим моделям относятся:

а) календарь наблюдений за погодой

б) глобус 

в) сюжетные картинки в книжке

г) гербарный материал

Литература

1. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений./ А.И. Иванова. – М., 2005. – С. 37-47.

2. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования. – Мн., 1993.

3. Сапогова, Е.Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников. / Е.И. Сапогова. // Вопросы психологии. – 1993. - № 3. – С 24-31.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.005 с.)