ТОП 10:

Методика организации и проведения экспериментов



В методике организации экспериментов можно четко выделить 4 этапа:

1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи

2. Поиск путей решения проблемы

3. Выполнение работы и проведение наблюдения.

4. Обсуждение итогов и формулирование выводов.

Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи. Эксперимент используется как способ решения познавательной задачи. 

Эти задачи могут быть выдвинуты самими детьми, постоянно

задавая взрослым свои вопросы «почему», «отчего». Например, на запрет взрослого не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой чистый, искристый, сверкающий… Убедительно эту проблему можно решить путем постановки эксперимента. Для этого надо растопить снег и посмотреть на мутную воду, которая образовалась. Для убедительности эту воду можно профильтровать с последующим рассматриванием грязного фильтра. 

Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В дошкольном учреждении эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например, готовясь к посадке семян на огороде, педагог спрашивает детей: «Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена в невскопанную землю?». Гуляя на участке, педагог обращает внимание детей, что на тропинке трава не растет. Пробует копнуть палочкой и убеждается, что на дорожках земля твердая, а рядом на обочине – рыхлая. Подводит детей к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабому растению трудно через нее пробиться.

   Иногда проблемная    ситуация может    быть обнаружена совместно. Например, прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно. Почем он так сказал? Ведь у Маши руки от снега закоченели? Так холодно под снегом или тепло?». Дети вовлекаются в проблемную ситуацию: «Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши руки закоченели?». Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно – в познавательный интерес. И тут наступает время спросить детей: «А как мы узнаем тепло под снегом или холодно?».

Это будет следующим этапом постановки эксперимента - поиск путей решения проблемы.

В результате анализа жизненной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных способах решения проблемы. Предложения, высказанные детьми, часто бывают противоречивыми и самыми невероятными. Например, ребенок предлагает «Закопайте меня в снег, я посижу там и скажу, тепло под снегом или холодно». Из всех способов может быть выбран или самый подходящий, причем его может предложить и педагог, или самый противоречивый. Иногда целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки. На таком приеме базируется рекомендация Ф. Фребеля не заставлять детей поливать свои индивидуальные грядки, а разрешать им работать, как захочется. Когда разница между растениями, получающих разный уход, станет достаточно заметной, педагог обсуждает с детьми, почему одни растения растут лучше, другие – хуже. Проанализировав причины, дети сообща приходят к выводу, что это зависит от качества ухода, и далее выясняют, какие условия необходимы для жизни растений.







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.006 с.)