Методика руководства ведением календарей и дневников наблюдений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика руководства ведением календарей и дневников наблюдений.



Методика работы с детьми по ведению календарей и дневников соответствует их возрастным особенностям и включает два аспекта: организация наблюдения природы и фиксация наблюдаемого.

Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах планируются: ежедневное наблюдение за погодой рассматривание растительности и покрова земли

наблюдение за животными, которых можно встретить в данный

момент сезона на участке и в округе дошкольного учреждения  ежедневная работа с календарем.

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять:

отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует

ветер и др.)

степень их интенсивности и другие характеристики (солнце ярко

или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ветер сильный или слабый и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают, солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.

Наблюдения за погодой включают три параметра:   определение состояния неба и осадков. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце, но оно может быть облачным. Могут идти снег или дождь, может сверкнуть молния, появиться радуга.

   наличие или отсутствие ветра. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменением других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.

степень тепла и холода. Ее можно определить градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды.

Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствует определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко – на девочках сарафаны, тепло – на девочках платья с длинным рукавом, холодно – на детях курточки, очень холодно – дети в зимней одежде. Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее – сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.

Еженедельно наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.

Можно использовать, например, такую последовательность приемов:

Понедельник – наблюдения только начинаются после трехнедельного перерыва, поэтому основной – вопросы педагога к детям (Какого цвета небо? Что на нем есть? и т.д.)

Вторник – дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому педагог в качестве главного приема может использовать сравнение (Посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера или другое? Оно такого же цвета или другого? и т.д.) 

Среда – педагог использует игровые приемы: выносит на улицу куклу, мишку, любого другого персонажа любимого детьми, просит детей рассказать ему о погоде (по той же схеме). Использует разные предметы для определения ветра (ленточки. Ветряки), игровые действия (поставили ладошки солнцу, спрятали их и др.). Можно включить загадки-описания, короткие стихотворения.

Четверг – педагог меняет тактику: в присутствии всех на прогулке дает поручение двум-трем детям самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце прогулки все слушают рассказ детей, «контролируют» и корректируют его.

 Пятница – педагог может «случайно забыть» о наблюдении погоды,

«вспомнив» об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: «Мы же с вами не понаблюдали за погодой!» Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?» Прием рассчитан на то, что за четыре предшествующих дня самостоятельность детей в этих наблюдениях повысилась, они сами заметить погодные явления.

Суббота и воскресенье – старшим дошкольникам дается домашнее задание: наблюдать погоду в выходные дни, запомнить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем, последний раз отметить ее в календаре погоды.

В середине недели к наблюдению погоды присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонного состояния. Педагог выбирает одно листопадное дерево, которое тщательно рассматривают, выделяя следующие моменты: есть ли на нем листья или нет; их много или мало; где их больше на дереве или под ним, какого цвета листья на дереве, а какого под ним. Подробное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы: по рисункам дети видят все последовательные изменения в состоянии растений в разные времена года.

Обращается внимание детей и на покров земли – он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, трава вянет, жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, появляется слякоть. Зимой земля однообразна – покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому ее надо замерять снегомером – специальной палкой в 1,5 м длиной с условными делениями. Детям интересно измерять глубину снега на участке, возле забора, где его наметает ветер, на дорожке, в сугробе. Главные замер, который будет представлен в календаре природы, делается там, где не будут ходить люди, а снег не счищают. Зимние месяцы отличаются друг от друга фактически лишь толщиной снежного покрова. Весной покров земли иной: сначала тает снег и лед, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной и летом растут последовательно, каждый в свое время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Все это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона.

В конце недели (четверг, пятница) педагог организует наблюдение за животными участка дошкольного учреждения и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло порхают бабочки, летают жуки, шмели, мухи, и, наоборот, они исчезают в холодный осенний и зимний период; в начале осени, пока тепло, их можно видеть активными, при похолодании – обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети смогли заметить, необходимо изобразить в календаре природы. 

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными изменениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и педагогов, создает яркие представления очевидных изменений в природе. 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие варианты оформления календарей природы и дневников наблюдений вы можете предложить?

2. Какие способы объемного сохранения растений вы знаете?

3. Продумайте приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти.

Тестовые задания

1. Способы фиксации наблюдений за природой в учреждении дошкольного образования (найдите неправильный ответ)

а) дневники наблюдений за ростом и развитием растений и животных;

б) фотографирование и видеосъѐмка;

в) календари природы и календари погоды;

г) рисунки детей.

Литература

1. Дрязгунова, В.А. О фиксации наблюдений за явлениями природы / В.А. Дрязгунова. // Воспитательно-образовательная работа с детьми 6 лет. – Тула, 1989. – С. 57-76.

2. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений./ А.И. Иванова. – М., 2005. – С. 10-36.

3. Лысенко, В.Д. Календари природы и дневники наблюдений в детском саду //Лекции по дошкольной педагогике. / В.Д. Лысенко. – Мн., 1986.

4. Николаева, С.Н. Как вести календарь погоды. / С.Н. Николаева. // Дошк. восп. – 1983. - № 6.

5. Организация работы с дошкольниками по программе «Пралеска».

Блок «Человек и природа» / Сост. Шурпач Г.В., Точиленко З.Г. - Мозырь, 2006.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 2309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.008 с.)