Использование экспериментов в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование экспериментов в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой



Основные понятия: понятие «опыт» и «эксперимент», виды эксперимента. Требования к проведению экспериментов. Содержание природоведческих экспериментов.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Эксперимент – исследование каких-либо явления или объекта природы путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

Природоведческие опыты и эксперименты в работе с дошкольниками используются для того, чтобы знания детей о природе более осознанными; для формирования познавательного отношения к природе; для развития наблюдательности; для формирования представлений о скрытых свойствах и качествах объектов природы; для формирования представления о причинноследственных, пространственно-временных связях существующих в природе.

Проводятся опыты и эксперименты чаще всего с детьми старшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагог использует лишь отдельные поисковые действия. 

Виды экспериментов

Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными критериями: 

по характеру объектов, используемых в эксперименте: с растениями; с

животными; с объектами неживой природы; направленные на познание организма человека; 

           по причине их проведения: случайные, запланированные,

поставленные в ответ на вопрос ребенка; по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические,

систематические; по продолжительности: кратковременные, длительные; по характеру мыслительных операций: констатирующие, т.е. позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление; сравнительные, т.е. позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта; обобщающие эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам;    по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные;

поисковые; решение экспериментальных задач;по способу применения: демонстрационные, фронтальные; по характеру действии, осуществляемых в эксперименте: реальный

эксперимент; модельный эксперимент; мысленный эксперимент.

Требования к проведению экспериментов

1. Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим требованием является принцип «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в одном методическом пособии содержится описание такого опыта: «Оторвите мухе крылья и бросьте на паутину; понаблюдайте, как паук опутает муху паутиной, и будет высасывать ее содержимое». 

В процессе экспериментов не стоит пытаться заставить животное делать то, что для него не свойственно. Например, если кошка не ест, не пытайтесь впихнуть конфету – животное может укусить.

В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызывать солнечные ожоги. Воздействие данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в процессе наблюдений в естественной среде, а не в специально организованном наблюдении.

2. Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или горячей водой), опыты лучше проводить демонстрационные. Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей – работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т.п. 

3. Эксперименты всегда должны строиться на основе, имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений, труда. Детям должны быть ясны их цель и задачи. Поэтому педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать). Например, «Тепло ли траве под снегом или нет».

4. Объект, выбранный для эксперимента должен максимально соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой во время мороза лучше всего показать на примере воробьев, снегирей, а не ворон и сорок. 

Объект, выбранный для экспериментирования должен быть типичным для данной группы объектов и содержать все необходимые части. Так, для запланированного наблюдения неправильно приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. При знакомстве с дефективными объектами у детей складываются неправильные представления об их строении и функциях. Кроме того, дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные эмоции.

5. Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными участниками (подбирали вазы для веток, наливали воду, определяли куда лучше поставить и т.п.)

6. Необходимо   осуществлять руководство экспериментом:

продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

7. Для проведения сравнительных экспериментов, чтобы заметить происходящие изменения, следует брать 2 объекта: один – опытный, второй – контрольный. Например, одни посевы поливаем, а другие – нет. 

8. Во время экспериментов необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт по выявлению необходимости света для роста растений, педагог выбирает два одинаковых растения, осуществляет одинаковый уход за ними, но одно растение ставит в темное место, а другое – остается на свету.

9. При обсуждении результатов эксперимента педагог должен подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

10. Один и тот же эксперимент необходимо проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать все дети, которые в первый раз не проявили к нему интерес.

11. В процессе длительных опытов необходимо фиксировать наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это с одной стороны, помогает детям отмечать состояние, условия и устанавливать причины изменений, а с другой поддерживает интерес детей к происходящему.

12. При проведении природоведческих экспериментов всегда есть

некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Иногда все это связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики проведения эксперимента, но чаще всего обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например, нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котенок, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение, поэтому педагог должен быть постоянно готов к незапланированным явлениям. Всегда надо помнить: непредусмотренный результат не является неправильным. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Если он не соответствует ожидаемому, значит:

- не соблюдены какие-то условия,

- неудачно подобран объект,

- не учтено его физиологическое состояние и т.п.

Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего, не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя.

Педагог должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить себя и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Важно помнить, что природа никогда не обманывает, никогда не ошибается.

13. Важно уделять внимание вопросам гигиены. Детей следует приучать после окончания работы мыть руки и приводить в порядок свое рабочее место и оборудование.

Содержание природоведческих экспериментов

Содержание знаний о природе, представленное в программе позволяет педагогу отобрать материал, который возможно дать детям, организуя эксперименты.

В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты:

с предметами неживой природы, направленные на изучение

изменения агрегатного состояния воды под влиянием температуры; выявление свойств и качеств песка, глины, почвы, воды, льда, снега, воздуха; изучение свойств света, звука, теплоты,

с   растениями, направленные на изучение основных

потребностей растений (в свете, влаге, тепле, почвенном питании); изучение функций частей растения (дыхание, питание); познание

дифференцированных потребностей растений;

с животными, направленные на изучение приспособлений

животных к условиям окружающей среды (движение, защита от врагов); на познание дифференцированных потребностей животных;

  направленные на познание организма человека, направленные на изучение назначения органов чувств, функционирование носа, языка, уха, глаза, руки. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.015 с.)