Предмет и задачи эргономики и инженерной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи эргономики и инженерной психологии



     Рассмотрим вначале предмет и задачи эргономики, а потом -инженерной психологии. Как известно, предмет науки кроется в ее определении. Так под эргономикой мы понимаем — на­учно-прикладную дисциплину, занимающуюся изучением деятельности человека (или группы людей) в системах «человек- техника- среда», с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Объект исследования, исходя из определения, системы «человек — техника- среда». В состав этой системы включены люди, технические системы или объекты и условия, в которых системы функционируют. Итак, в этой системе первое звено - человек или группа людей. Следовательно, предметом изучения являются психологические, психофизиологические характеристики работающего человека. Изучаются личностные особенности, профессионально- важные качества, способности, темперамент и характер, интеллект. Исследуется состояние двигательной сферы, работоспособность, функциональные состояния человека в труде. Второе звено- техническое устройство. Технические системы на этапе проектирования, разработки, создания и эксплуатации, должны соответствовать, предъявляемым к ним эргономическим требованиям (эргономическим ГОСТам), для того, чтобы на этапе эксплуатации они были бы удобны для работы, комфортны, безопасны. Условия труда- третье звено системы- среда, в которой работают люди, должна быть комфортной, благоприятной, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

     В научной литературе выделяют три области эргономики:

       Микро-эргономика —когда речь идет об одном субъекте труда и об одном объекте, или об ограниченном числе объектов и субъектов труда. Например, исследование и проектирование системы «человек— машина». Один субъект труда (человек) и один объект труда (машина). В число таких систем можно отнести и интерфей­сы «человек — компьютер» (компьютер- объект-  рассматривается как часть машины), аппаратные и программные интерфейсы. Следовательно, к микро- эргономике можно отнести «эргономику программного обеспечения», системы «человек — компьютер—человек», «человек — компьютер — процесс», «че­ловек— программа», «человек — программное обеспечение».

Миди-эргономика — более расширенная по сравнению с предыдущей областью структура, включающая в себя не один объект и субъект труда, а большее количество звеньев. К миди- эргономике можно отнести исследование и проектирование систем «человек — рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек — сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация». Речь может идти о проектировании организации (как структуры) в целом, организация и планирование работ сотрудников, рабочие места и производственные помещения, соблюдение правил техники безопасности, вопросы гигиены труда, микроклиматических условий, проектирование автоматизированных рабочих мест. Проектируется взаимодействие производственных задач, работников, рабочих мест и рабочих процессов.

Макро-эргономика — направлена на решение задач в «глобальных» системах. Исследуются и проектируются системы «человек — социум, общество, государство», «организация — система организаций». Понятно, что для решения столь масштабных задач эргономика должна активно взаимодействовать с другими научными направлениями, такими как социология, системотехника, философия другие общественные дисциплины.  

Анализируя такую дифференциацию эргономики по областям С.Ф. Сергеев приводит, по его мнению, наиболее удачно сформулированное определение предмета эргономики, такими известными исследователями, как П.Я. Шлаен и В.М. Льво­в. По мнению этих авторитетных ученых эргономика — системная научно-практическая дисциплина, изу­чающая закономерности формирования человеко-ориентированных свойств систем «человек — машина», оказывающих не­посредственное влияние на качество деятельности, функцио­нальное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем.

 

 Задачи эргономики

Исходя из определения предмета эргономики основная цель этой науки — проектирование и совершенствование реализации деятельности человека и способов подготовки к ней, а также совершенствование тех характеристик средств и условий деятельности, которые непосредственно влияют на эффективность и качество, выполняемой деятельности, на психическое и физическое здоровье человека.

 Основные задачи эргономики:

 1) анализ и синтез профессиональной деятельности человека в различных профессиях, в том числе в операторской деятельности (в системе «человек- машина»);

 2) изучение комплекса психофизиологических, психологических, личностных характеристик человека, определяющих эффективность его деятельности;

 3) оптимальная организация рабочего места оператора, соответствующая требованиям ГОСТ с учетом, тех требований, которые человек предъявляет к рабочему месту;

 4) реализация профессионального психологического отбора и организация профессиональной подготовки работников, в том числе и операторов СЧМ;

5) эргономическое проектирование и оценка СЧМ;

 6) определение эффективности эргономических разработок.

Важными задачами эргономики являются создание благоприятных условий труда, когда человек может эффективно работать без перегрузок- физических и психологических, не испытывать вредных воздействий окружающей среды. Несмотря на различные мероприятия в области охраны труда и технической эстетики, проведенные за последние годы, до сих пор существуют рабочие места, не отвечающие эргономическим требованиям. Иногда приходится людям работать в неотремонтированных помещениях с плохо организованным освещением, недостаточной звукоизоляцией, с нарушенным температурным режимом, неэстетичными на вид. Рабочие места могут быть в целом плохо организованы. Имеются такие виды работ, в которых используется тяжелый физический труд, кроме того, многие профессии сопровождаются большими психологическими нагрузками, приводящими к стрессам, напряженности, потере психического и физического здоровья. В настоящее время организаторы производства пытаются уменьшить физическую тяжесть труда, используя эргономические рекомендации, такие как механизацию и автоматизацию производственных процессов, разработку и внедрение новой техники. Следует заметить, что, нередко, используемая техника может быть хорошего по техническим показателям качества, но неудобна для эксплуатации. Проведенное нами эмпирическое исследование на базе восстановительного поезда Октябрьской железной дороги показало, что используемая для восстановительных работ техника (краны, бульдозеры) не соответствуют тем требованиям, которые к ним предъявляют работники. Для такой оценки была использована «Эргономическая контрольная карта», которая выявила «слабые» места такой техники. Пример этой карты будет представлен в конце 3-ей главы (см. Приложение 1.). Вывод напрашивается сам собой- техника, поступающая в различные производственные сферы народного хозяйства нашей страны, должна соответствовать тем эргономическим требованиям, которые к ней предъявляют работники, а на этапе ее разработки необходимо учитывать соответствующие эргономические ГОСТы. Эргономические требования относятся и к реализации движений работников: движения должны быть правильными и рациональными, должна учитываться величина нагрузки, требуемая точность выполнения, повторяемость и скорость. Такие мероприятия будут способствовать снижению утомляемости работников, позволят повысить производительность и эффективность их труда, кроме того, такие, заранее «просчитанные» движения снизят вероятность несчастных случаев и травматизма работников. Эргономические требования предъявляются и к органам управлениям, в связи с увеличением скорости движения транспортных средств, усложнением конструкции машин и механизмов. Важно правильно подобрать, требуемые органы управления – по размеру, форме, конфигурации и расположить их на панели органов управления в соответствии с требованиями ГОСТ.  Пульты управления и устройства отображения информации (индикаторы) необходимо разрабатывать и располагать, ориентируясь на рабочую позу работников, частоту использования того или иного индикатора, его важность и т.д. Установлено, что неправильное (не соответствующее эргономическим ГОСТам) расположение оборудования повышает вероятность физического и психического утомления работников, увеличивает число допускаемых ими ошибочных действий, что т способствует возникновению аварийных ситуаций, отказу технических систем, травматизму работников.

В работах Ф. Тейлора и его последователей большое внимание уделялось необходимости разработки рабочего инструмента и специальной рабочей одежды. Рабочий инструмент должен прежде всего разрабатываться с учетом антропометрических характеристик работников, возможностей его двигательной сферы- он должен быть удобным, комфортным в использовании, соответствовать тем задачам, которые решает работник. Пример неправильно разработанной лопаты, используемой для переброски земли или других земляных работ, можно продемонстрировать толщиной черенка этой лопаты. Размеры человеческого тела- кисти руки- во внимание не принимаются и, соответственно, если такой лопатой пользуются как мужчины, так и женщины, то у последних это вызывает большой дискомфорт. Рабочая одежда также должна соответствовать эргономическим стандартам- это касается как материала, из которого она сшита, так и покроя, термоизоляции и других характеристик. Сшитая без учета этих требований, одежда неудобна, связывает и ограничивает движения, вызывает раздражение и ухудшает самочувствие работающих. Все это приводит к повышенной утомляемости, снижению производительности труда, иногда- к несчастным случаям и травматизму.

Эргономической задачей является и снижение психологических нагрузок работников —создание комфортных условий труда, рациональная организация работы, благоприятных микроклиматических условий, освещенности, снижение уровня шума. Снижению психологических нагрузок способствует обеспечение безопасности и повышение надежности работы оборудования, механизмов и других технических средств. Психологическая перегрузка возникает, когда к работнику поступает слишком большой объем информации, которую он должен воспринять, переработать и принять правильное ответное действие. Такая ситуация приводит к состоянию политонии- неблагоприятное функциональное состояние работника. Для уменьшения нагрузки на зрительный анализатор можно улучшив освещенность рабочих мест и рабочих пространств, рационально разместив индикаторы на пультах управления.

К эргономическим задачам относятся и вопросы организации работы группы людей, по сути, социально- психологические проблемы. В процессе работы могут возникать конфликты из-за неправильного подбора работников в группы, бригады; из-за их психологической несовместимости. Благоприятному психологическому климату, сохранению физического и психического здоровья, способствует правильный режим труда и отдыха, функциональная музыка на рабочих местах, перерывы в работе. Психологические нагрузки будут меньше, если работники прошли профессиональный отбор, постоянно повышают уровень своей квалификации, обучаются рациональным приемам труда, проходят инструктаж и обмениваются опытом с другими квалифицированными работниками.

Резюмируя можно сказать, что основными эргономическими задачами в различных профессиях можно назвать:

1. Обеспечение оптимальных условий труда работников; уменьшение психологических нагрузок за счет снижения объема информации, автоматизации процессов управления и контроля, обеспечение безопасности работы; организация и проведение профессионального психологического отбора работников; повышение уровня их компетентности за счет профессионального обучения, тренингов, обмен опытом.

2. Обеспечение условий для производительной работы: разработка, отвечающего эргономическим требованиям, оборудования, мебели, инструмента, одежды.

 3. Создание комфортной рабочей среды: оптимальные микроклиматические условия, обеспечение достаточного уровня освещенности на рабочих местах и в рабочих помещениях, борьба с шумом и вибрацией, улучшение производственного интерьера.

 

 Основные принципы эргономических разработок

К основным принципам эргономических разработок относят:

1) комплексный, системный подход к решению эргономических проблем;

2) решение эргономических задач, учитывая требования человека к техническим системам и требования, которые техническая система предъявляет к работникам, эксплуатирующим эти системы;

3) изучение деятельности человека в системе «человек- машина», ориентируясь на то, что именно человек является важнейшим звеном этой системы;

4) рассмотрение человека как сложной биологической динамической системы;

 5) взаимосвязь эргономики с другими научными дисциплинами позволяет использовать достижения наук о человеке, социуме, техники при решении эргономических задач

Эргономика — отрасль междисциплинарная, она взаимодействует со множеством научных дисциплин, используя идентичные методы исследования, технологии проектирования технических систем, приемы анализа деятельности, оценку рабочих мест и многое другое. Наиболее очевидные взаимосвязи установлены с такими научными дисциплинами, как:

- инженерная психология;

- психология труда, теория групповой деятельности, когнитив­ная психология;

- конструирование;

- техническая эстетика;

- гигиена и охрана труда, научная организация труда;

-  антропология, антропометрия;

- медицина, анатомия и физиология человека;

- теория проектирования;

- теория управления.

     Продемонстрируем некоторые из этих взаимосвязей, ее взаимодействие с общественными, естественными и техническими науками (цит. по Грошеву).

      В основе теоретических положений эргономики лежит представление о труде как особой, фундаментальной сфере человеческой деятельности, понимание того, что она не сводится к совокупности чисто механических операций, а представляет собой форму реализации и развития способностей индивида как личности. Подобное представление о деятельности как в социально-философском, так и в социологическом, психологическом планах характерно для эргономики и сближает ее с общественными науками.

      С естественнонаучными дисциплинами эргономика связана как сфера теоретического знания с присущими ей доказательностью, всеобщностью и достоверностью. Кроме того, эргономика базируется на необходимости учета физиологических, биофизических, биомеханических закономерностей трудовой деятельности, взаимоотношение которых определяет специфику и направленность изучения и проектирования конкретных типов деятельности человека.

     Связь эргономики с техническими науками объясняется тем, что она как научная дисциплина возникла в условиях научно технического прогресса и создания новой техники, при разработке и эксплуатации которой необходимо было учитывать особенности работающих в этих системах людей.

     Эргономика тесно связана также с математическими науками: кибернетикой, общей теорией систем, исследованием операций и др. Такая взаимосвязь обусловлена необходимость математического моделирования тех процессов, которые происходят при управлении людьми сложными техническими объектами. Только с помощью такого моделирования можно представить себе, что происходит в процессе управления и какие сложности могут возникнуть перед человеком, например, при возникновении неожиданной, чаще, аварийной ситуации. Моделирование необходимо и на этапе профессиональной подготовки работников.

      Междисциплинарные связи эргономики носят двусторонний характер. Она не только «черпает» информацию и использует методы других наук, но и оказывает влияние на многие научные дисциплины в области теории, методологии и практики, в силу того, что она ориентирована в основном на решение прикладных задач.  Эргономика, используя достижения различных наук о труде, характеризуется следующими направлениями:

1) описание характеристик человека как компонента автоматизированной системы управления (АСУ). По- сути, эргономика взаимосвязана со множеством наук, предметом изучения которых является человек как субъект труда, познания и общения.

2) демонстрирует взаимосвязь с инженерной психологией, задача которой — исследование, проектирование   и разработка приборов и органов управления, проектирование способов трудовой деятельности операторов. Специализация инженерной психологии определила ее направленность на операторскую деятельность человека, изучение психических процессов, проявляющихся в этой деятельности (прием и переработка информации), выявление возможностей человека при реализации операторской деятельности. Эргономика изучает многие виды трудовой деятельности и может их проектировать.  Вместе с тем, наиболее разработанными остаются те разделы, которые взаимосвязаны с инженерно-психологическими и психофизиологическими исследованиями и на них базируются. Можно с уверенностью говорить о том, что инженерно-психологические разработки составляют теоретическую и методическую основу эргономики. Так, например, закономерности процессов приема и переработки информации человеком-оператором впервые были изучены инженерной психологией. Следует сказать, что многочисленные эксперименты, выполненные инженерными психологами, позволили выявить характеристики средств отображения информации, органов управления, обеспечивающих скорость и безошибочность работы человека- оператора. В дальнейшем инженерные психологи расширили круг своих разработок, изучая деятельность операторов в реальных условиях функционирования комплексов «человек- машина», изучая не только деятельность людей, но и психофизиологические, физиологических показателей персонала систем, условия среды обитания. Реализация такого комплексного изучения людей и их деятельности при эксплуатации сложных человеко- технических комплексов потребовал совместного применения методов многих научных дисциплин. При изучении операторской деятельности эргономика и инженерная психология решают совместную задачу, связанную с оптимизацией процессов приема и переработки информации с учетом психологических особенностей людей (инженерная психология), а эргономика изучает условия в которых функционирует система «человек- машина». Эргономика не учитывает взаимосвязь личности работника с условиями, процессом и орудиями труда, так как это предмет изучения психологии труда.

3) эргономика взаимосвязана с физиологией и гигиеной труда, изучающих влияние производственной среды на трудовую деятельность и на организм человека, разрабатывающих санитарно-гигиенические требования для создания благоприятных условий труда.

4) эргономика взаимосвязана с системотехникой, проектирующей и разрабатывающей человеко- машинные комплексы, с учетом и оценкой надежности, точности и скорости работы оператора, влияния психической нагрузки, напряженности, утомления, стресса.

5)  очевидна взаимосвязь эргономики с художественным конструированием и с техникой безопасности. Так, например, высота ограждения рабочей зоны, удаление рабочего места от опасной зоны на оптимальное являются защитой работника, определить размеры и внешний вид технического устройства.

6) эргономика успешно решает свои задачи совместно с промышленной социологией, социальной психологией и другими общественными науками. Это позволяет прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых рекомендаций.

7) не вызывает сомнения взаимосвязь эргономики с общей и дифференциальной психологией. В эргономических разработках принимаются во внимание особенности процессов восприятия, памяти, внимания, принятие решений, характеристики движений, готовности к деятельности, групповой работы операторов.

8)  эффективная деятельность человека во многом обусловлена рабочими состояниями: утомлением, монотонией или политонией, напряженностью, стрессом и другими состояниями, возникающими в процессе деятельности.

     Обобщая вышеназванные взаимосвязи эргономики с другими научными дисциплинами, очерчивая направления и задачи исследований можно сказать, что традиционным предметом изучения являются: условия работы, физические параметры окружающей среды; проектирование новых систем деятельности, обеспечивающих оптимальное взаимодействие человека и машины. При разработке таких систем основное внимание уделяется визуальным и слуховым индикаторам, органам управления, специальным устройствам (ЭВМ). Решаются вопросы распределения функций между оператором и машиной, организация рабочего места, а также подготовка, тренировка и отбор операторов. Аналогичные задачи решались и ранее практической психологией, физиологией и гигиеной труда. Однако при возникновении эргономики, ее разработки базируются на знаниях, содержащихся во множестве, вышеназванных дисциплин. Следует принимать во внимание, что эргономика появилась на стыке технических, гуманитарных и общественных наук. Таким образом для решения эргономических задач привлекаются знания и специалисты из области технических, естественных и общественных наук, что позволяет достигать максимальную производительность и эффективность труда. Эргономика способствует созданию для человека благоприятных условий труда, обеспечивающих высокую производительность и безопасность труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.162.26 (0.033 с.)