Связь психологии труда с психологическими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь психологии труда с психологическими науками



№ П/П Психологическая наука Предмет связи
1. Общая психология Знания по общей психологии являются теоретической базой для изучения трудовых процессов, проявления в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. Психология труда обогащает общую психологию новыми фактами об особенностях человеческой психики в условиях деятельности, что способствует развитию психологической теории деятельности.  
2. Возрастная психология Возрастная психология обогащает психологию труда знаниями о возрастных особенностях человека, которые учитывает психология труда при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обучении. Психология труда вносит свой вклад в развитие малоразработанных разделов возрастной психологии, психологии взрослого человека и геронтологии, психологии обучения, обогащая их новыми научными фактами о динамике психических изменений в процессе профессионального роста.
3. Специальная психология Специальная психология оказывает помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане организации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, особенно связанных с экстремальными условиями (научных экспедиций, экспериментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и т.д.). Достижения в сфере психологии туда позволяют представителям специальной психологии предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований.  
4. Социальная психология   Положения социальной психологии применяются психологией труда при исследовании характера труда в различных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. Исследования представителей психологии труда об особенностях различных областей и условиях профессиональной деятельности позволяют получить социальной психологии новые психологические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми.

 

Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии.

Принцип детерминизма заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Согласно этому принципу, способ производства и материальные условия жизни влияют на психику человека, т.е. психика человека, ее особенности обусловлены общественно-историческими условиями, а также условиями и характером его трудовой деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой – сознание определяет характер и содержание деятельности, так как деятельность создается человеком, и он может ее совершенствовать. Благодаря психологии труда этот принцип получил более глубокое развитие, а также расширил свое действие на другие отрасли психологии.

Принцип развития психики в деятельности раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов т свойств личности при овладении человеком различными видами деятельности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения различных видов деятельности человек осваивает опыт человечества, под его влиянием развивается психика.

Принцип системности направляет исследование на изучение элементов профессиональной, трудовой деятельности как целостной структуры.

Принцип антропоцентризма предполагает центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Результатом активного взаимодействия человека со средой в процессе деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей.

Принцип специфичности предполагает учитывать особенности характера и форм различных видов деятельности, которые обусловлены специфическими для каждой деятельности условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами деятельности, реализуя ее особым образом, характерным для конкретной деятельности.

Литература

1. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М., 1982.

2. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. - Ярославль,

1988.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.

4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -

М.,1982.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1975.

6. Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода//Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. - М.: Наука, 1977.

7. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Эргономика. /Под ред. В.В. Адамчука. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.005 с.)