Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материальное и моральное стимулированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Труда сотрудников Основной формой реализации материальных стимулов является заработная плата. Формы и виды компенсационных выплат, или оплаты труда, (компенсации со стороны организации трудовых затрат работника) зависят от многих факторов, определяющими среди которых являются: наличие возможностей по расходам на содержание персонала, политика предприятия в отношении персонала, восприятие персонала руководством организации, система взаимоотношений персонала и администрации, особенности текущего периода развития предприятия, текущие и перспективные цели и проблемы организации, а также традиции и прецеденты в организации систем вознаграждения, организационно-правовая форма предприятия и степень свободы в выборе средств компенсации, государственная политика в сфере труда и занятости, рыночная ситуация по товарам и услугам предприятия и по рабочей силе и т.п. Традиционные отечественные формы оплаты труда – повременная, когда основная зарплата работника пропорциональна отработанному им времени, и сдельная, когда зарплата пропорциональна количеству изготовленной продукции. Система заработной платы отражает взаимосвязь ее элементов: тарифной части, доплаты, надбавок, премии. Системы оплаты труда многих современных предприятий представляют собой изобретения, «ноу-хау» самих предприятий. Общая тенденция – расширение систем повременной оплаты труда с нормированным заданием и премией к базовой зарплате до 50% за вклад в увеличение доходов фирмы или за достижения иных показателей, отражающих наиболее актуальные для фирмы проблемы и стимулирующие усилия по их решению. При выполнении нормированного задания на 100% ы предусмотренные сроки повременный заработок равен сдельному. Оклады специалистам и служащим устанавливаются по принятой на предприятии системе тарифов, отраженной в штатном расписании, принятой по договору между работодателем и работниками. Индивидуальность набора профессиональных и личностных качеств отражается в его трудовом соглашении (контракте). Систематическая аттестация работников и перезаключение коллективных договоров и соглашений позволяет отразить изменения, произошедшие в условиях, влияющих на оплату труда. Оценка индивидуальных достижений специалиста производится и с использованием системы надбавок и премий. По западным определениям, надбавка выплачивается чаще за личный вклад в разработку новой продукции, принесшей прибыль, и имеет форму «ройялти», т.е. выплачивается ежемесячно в течение периода получения сверхприбыли от новинки. Для творческих личностей тенденция к оплате труда – приближение к гонорарной форме. Оплата труда руководителя обычно устанавливается в его контракте и является конфиденциальной информацией.Кроме оклада или вместо оклада, руководитель может получать долю от полученной прибыли в размере установленного процента или в зависимости от достигнутых результатов по показателям, влияющим на благополучие фирмы и зависящих непосредственно от руководителя. Для руководителей и специалистов обычно устанавливаются премии за выполнение отдельных этапов работ и работы в целом. Традиционная схема структуры доходов может быть представлена следующим образом: · Оплата по тарифным ставкам и окладам. Устанавливается на основе тарифных договоров с учетом тяжести труда, содержания, ответственности, условий труда, квалификации, опыта, рыночной ситуации, уровня цен на предметы потребления и т.д. · Рыночный компонент. В нем отражаются результаты переговоров работника и работодателя относительно оплаты за труд с учетом уровня спроса на труд, предлагаемый работником. · Доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда, за воздействие независящих от фирмы факторов, таких, как инфляция и рост цен, за работу в вечернюю и ночную смену, с повышенной интенсивностью и т.п. · Надбавки: так называемый «сдельный приработок», когда производительность труда выше нормы, за работу меньшей численностью сотрудников, за личный вклад в рост эффективности, прибыли, за стабильно высокое качество работ, выполнение срочных и ответственных заданий. · Премии: за качественное и своевременное выполнение договоров и отдельных этапов, за высокие достижения по итогам года, за изобретения и рационализаторские предложения, за освоение нововведений. Выплаты по компонентам 4 и 5 непосредственно зависят от достижений работника. Часть этих выплат может осуществляться из фонда руководителя. · Социальные выплаты – возможны по широкому кругу видов. · Дивиденды – доход по акциям предприятия, принадлежащим его сотрудникам; зависят от вида ценных бумаг, принадлежащих работнику, доходов фирмы и решения акционеров по распределению доходов. Согласно современным методикам по осуществлению бухгалтерского учета на предприятиях, в состав расходов на оплату труда в структуру себестоимости включаются: · Выплаты заработной платы за выполненную работу, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии системами и формами оплаты. · Надбавки и доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам, в том числе за совмещение профессий, расширение зон обслуживания. · Премии рабочим, руководителям, специалистам и другим служащим за производственные результаты, в том числе за экономию ресурсов. · Дополнительная заработная плата (за неотработанное время при исполнении государственных и общественных обязанностей, сохранение среднего заработка во время учебы с отрывом от производства) и другие расходы. В состав себестоимости включаются также вознаграждения за изобретательство, рационализацию и т.п. Из прибыли, согласно учредительным документам, могут быть образованы фонды развития, потребления, страхования или резервный. В странах с развитым рынком применяются различные, зачастую оригинальные системы оплаты и стимулирования труда, причем на одном предприятии могут действовать свыше 10 систем одновременно, отражая специфику труда и значение подразделения в достижении тех или иных конечных результатов фирмы. А.А. Жданов называет в качестве основных следующие: · система Линкольна, основанная на участии персонала в прибылях (и, естественно, убытках) корпорации, на выплате персоналу определенной доли прибыли, что стимулирует деятельность по увеличению доходов фирмы; · английская система договоров о производительности, когда рост зарплаты прямо пропорционален росту производительности труда и не имеет ограничений; · система участия в капитале, когда акции предприятия распространяются среди его работников на льготных условиях, и доход на акцию, размер дивидендов определяет личный доход сотрудника; · система участия в работников в результатах снижения издержек производства – система Раккера; · система участия в экономии живого труда, снижении трудозатрат – система Импрошейр. Дж. Харрингтон приводит примеры систем и форм признания заслуг работников, в число которых, кроме вышеперечисленных материальных компенсаций и льгот включаются моральные стимулы: · общественное признание отдельных достижений (продвижение по службе; разработка и реализация личного плана развития работника; предоставление кабинета большого размера и с лучшим видом из окна; командировки на предприятия-заказчики; публичная оценка достижений; вручение ценного подарка; предоставление места для парковки автомобиля вблизи от входа в корпорацию; публикация статьи с признанием заслуг работника в местной прессе; поручение выполнение почетных заданий; вручение почетных значков и т.п.); · общественное признание достижений группы (статьи с фотографией группы в местной прессе; организация обеда в честь группы, в том числе, с участием высшего руководства фирмы; организация семейной поездки за город; участие всей группы в конференции; благодарность руководства; вручение сувениров; помещение на «доску почета» у входа в фирму фамилий всех членов группы и т.п.); · личное признание, выраженное сотруднику со стороны руководства фирмой в форме благодарности сразу по завершении важной работы; открытки, посылаемые руководством к значительным датам в жизни сотрудника с неформальным благодарственным текстом и т.п. Также Л.Ю. Субботина описывает специальные приемы, направленные на оптимизацию мотивационного потенциала профессиональной деятельности. По силе своего мотивационного эффекта они выстраиваются в следующую последовательность. 1. Экономические методы. Они основаны на материальном вознаграждении за исполняемую работу. Существуют три общих правила экономического стимулирования. Во-первых, размер премии как одного из самых распространенных средств мотивирования не должен быть меньше 30% заработной платы, иначе она теряет свою мотивирующую роль. Во-вторых, экономические методы можно усилить, если сочетать их с моральными факторами. Если ту же премию выдать в торжественной обстановке, на глазах других работников, ее стимулирующая роль резко повышается. В-третьих, экономическое мотивирование должно быть близким по времени. 2. Целевой метод. Его использование базируется на двух психологических закономерностях. Во-первых, четкие и ясные цели сами по себе обладают мотивационным воздействием. Во-вторых, большей мотивирующей силой обладают более труднодостижимые цели. Трудная цель в большей степени льстит самолюбию человека, так как соответствует высокому уровню притязаний и свидетельствует о высокой социальной оценке ее возможностей. 3. Метод проектирования и перепроектирования работ. Его суть заключается в такой организации заданий и учете их содержательной и социальной сторон, чтобы они в наибольшей степени соответствовали основным параметрам мотивации работника. Цель перепроектирования работы также состоит в повышении мотивации путем совершенствования и изменения уже существующей организации. 4. Метод вовлечения работников. Этот метод основывается на вовлечении работников непосредственно в процесс организации и управления трудовой деятельностью. Работник является не пассивным винтиком в структуре трудовой дисциплины, а активным субъектом управления. Раскрепощение инициативности и повышение ответственности за общий результат деятельности являются самостоятельными и достаточно мощными мотиваторами.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
У Эла Галди, управленца высшего ранга из одной телекоммуникационной компании штата Нью-Джерси, были проблемы. Его лучшие сотрудники уходили в другие Интернет-компании. Он предлагал весьма солидные премии и такие льготы, как гибкий график работы, дистанционное присутствие (на рабочем месте с помощью ПК), но хорошие работники продолжали уходить их компании. И Э. Галди нашел выход из положения. Каждый, кто задерживался в компании как минимум на год, получал в пользование BMW 3-и серии «седан» или Z3 родстер. Люди, получившие машину, могли пользоваться ею до тех пор, пока работали в компании. Уходя из компании, они обязаны были машину вернуть. Сегодня из его компании уходят считанные единицы, а нанимать новых сотрудников стало значительно легче. Во время Второй мировой войны многие организации в США впервые столкнулись с необходимостью нанять огромное количество женщин, которым предстояло заниматься «мужской работой», потому что мужчины ушли воевать. Советы, которые приврдятся ниже, в то время воспринимались без тени иронии, ибо считалось совершенно необходимым помочь «девочкам» (тогда бытовал именно такой иермин) приспособиться к работе вне дома.
Теории мотивации труда Одним из важнейших вопросов мотивации трудовой деятельности является исследование глубинных механизмов формирования мотивов и мотивационных тенденций личности. Основные теории, раскрывающие механизмы мотивации, можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные. Авторы содержательных теорий объясняют поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные потребности человека. Процессуальные теории – устанавливающие тот или иной набор факторов, взаимодействующих между собой в психологическом процессе формирования мотивов поведения. В составе группы мотивационных теорий содержательного характера обычно называют теорию А. Маслоу; теорию Д. МакКлеланда; теорию ERG, разработанную К. Алдерфером; двухфакторную модель Ф. Герцберга, а в составе группы процессуальных – теорию ожиданий В. Врума, теорию справедливости, теорию постановки цели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.008 с.) |