Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Период выбора профессии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
4. Стадия оптанта, или оптации (от лат. optatio – желание, выбор) (подростковый возраст и ранняя юность). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е.А. Климов, «оптация – это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессию. Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре деятельности (в его самосознании) – реалистического представления о некоторой референтной профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения. III. Период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала. 5. Стадия адепта (от лат. adeptus – постигший, посвященный в тайны учения) (от 15-18 лет до 16-23 лет). Человек, выбрав профессиональное учебное заведение, стал приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности. В целом на данной стадии происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение специальными знаниями, умениями, навыками необходимыми для будущей профессиональной деятельности. В тоже время у человека развиваются профессионально важные качества личности, формируется профессиональная пригодность. 6. Стадия адаптанта (от лат. adapter – приспособлять). На данной стадии происходит адаптация молодого специалиста (адаптанта) к работе. Человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности должен приспособиться к трудовому коллективу, организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, к ее включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений себя, своей системы ценностей, образа Я (личностная адаптация). 7. Стадия интернала (от лат. internus – средний). Интерналом называется человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня. Это период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, так как не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. 8. Стадия мастера или мастерства. Человек, который находится на данной стадии, выделяется среди коллег специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Имеет свой индивидуальный стиль деятельности. Обычно он уже имеет формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание). 9. Стадия авторитета. На стадии авторитета находится человек, достигший квалификации мастера и, кроме того, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду. Данный человек хорошо известен в своем профессиональном кругу и возможно за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Также он имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и пр.). 10. Стадия наставника. На данной стадии находится человек, у которого коллеги готовы учиться и перенять опыт. Выделенные Е.А. Климовым стадии развития профессионала нежестко связаны с календарным возрастом. Длительность каждой стадии профессионализации будет варьировать в зависимости от сложности профессии, а также от мотивации, способностей и случайных жизненных обстоятельств субъекта труда. Также можно отметить, что даже оставаясь в рамках одной профессии, субъект труда вынужден систематически оказываться в роли адепта, обновлять свой профессиональный опыт. Это требование продиктовано непрерывными процессами внедрения новых технологий, форм организации труда, орудий труда, правовых основ труда. Т.В. Кудрявцев в качестве критериев выделения стадий профессионального становления личности избрал отношение человека к профессии и уровень выполнения деятельности. Ученым выделено 4 стадии: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений; 2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности; 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе; 4) полная реализация личности в профессиональном труде. А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Ею выделены 5 уровней: 1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности. За рубежом наиболее широкое распространение получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости: 1) рост – развитие интересов, способностей (0 – 14 лет); 2) исследование – апробация своих сил (14 – 25 лет); 3) утверждение – профессиональное образование и упрочнение своих позиций в обществе (25 – 44 года); 4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45 – 64 года); 5) спад – уменьшение профессиональной активности (65 лет и более). Е.А. Климов, рассматривая психологию профессионала, обращается к проблеме профессионального самосознания. По его мнению, структура профессионального самосознания может быть охарактеризована следующими положениями: 1. сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («Мы – токари», «Мы – металлисты», «Мы – рабочие»); 2. знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений («Я еще новичок, но добьюсь…», «Я по мастерству один из первых»); 3. знание человека о степени его признания в профессиональной группе («Меня пока считают скобарем», «Меня уже считают хорошим специалистом»); 4. знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач («Здесь требуется терпение – это, пожалуй, не для меня, а вот здесь нужна расторопность – тут я буду более полезен, добьюсь результатов»), знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе; 5. представление о себе и своей работе в будущем («Я в будущем»).
ЭТО ИНТЕРЕСНО! По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), две трети россиян твердо уверены в том, что они не смогут прожить на государственную пенсию. Также эксперты НАФИ выяснили, что среди трудоспособного населения только 5% уверены в том, что им хватит государственной пенсии. Около 60% хотят иметь еще и дополнительные источники дохода – в основном это люди в возрасте 24 – 35 лет. Ожидания у будущих пенсионеров в полтора раза оптимистичнее, чем у нынешних. Сегодня на дополнительный доход, помимо пенсии, живут 35% россиян, а рассчитывают – 59%. Получать его пенсионеры планируют по-разному: 67% хотят работать или выращивать овощи-фрукты на дачном участке, 15% рассчитывают на детей, родственников или благотворительные организации. А вот копить деньги – сдавать жилье, вкладывать средства в негосударственные пенсионные фонды, в ПИФы или недвижимость – рассчитывают только 11% опрошенных, хотя количество тех, кто собирается делать накопления возросло – в 2005 году их было всего 8%. Зато в детей, которые обеспечат достойную старость, стало верить почти в два раза больше пенсионеров: по сравнению с 2005 годом их число возросло с 10% до 18%.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.009 с.) |