Характеристика подходов к пониманию места и роли человека в системе «человек- машина» (исторический аспект) (цит. по С.Ф. Сергееву) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика подходов к пониманию места и роли человека в системе «человек- машина» (исторический аспект) (цит. по С.Ф. Сергееву)



В процессе развития инженерной психологии как научно-практи­ческой дисциплины наблюдается возникновение и смена взглядов на понимание роли и поло­жения человека в технической системе. В период бурного развития технических систем возник технократический или машиноцентрический подход к пониманию роли и места человека в сложных технических системах, в соответствии с которым человек рассматривался как звено технической системы, решающее ту или иную её задачу. Ему отводилась второстепенная функция в таких системах. Главное, считали разработчики таких систем, - это техническая часть- машина. Описание оператора осуществляется в терминах анализа технических средств. Оп­ределяются «входные» и «выходные» параметры человека, составляется его передаточная функция. Такой подход оказался малопродук­тивным при анализе сложных систем, так как поведение че­ловека осуществляется сложным, плохо формализуемым об­разом. При технократическом подходе роль человека- оператора обесценивалась. Разработчики «старались», по возможности, автоматизировать деятельность сложных систем, оставив человеку, в основном, только функции контроля. Оператор испытывал большие сложности, что проявлялось, например, в появлении у него неблагоприятных функциональных (рабочих) состояний, таких как сонливость, «дремотное» состояние, монотония, потеря бдительности. В результате- человек допускал ошибки, снижая эффективность работы всей системы.

На место технократического подхода к пониманию роли и места человека в сложных системах «человек- машина» возник новый подход, названный и сформулированный Б.Ф. Ломовым - «антропоцентрический подход». Согласно этому подходу человек становится главным звеном в сложной системе управления. Машина-  это только орудие труда, с помощью которого осуществляется деятельность человека. В процессе проектирования и разработки систем возникла необходимость проектирования деятельности «чело­века — оператора». Это вызвало большие сложности у разработчиков сложных технических систем, так как одного психологическо­го знания оказалось явно недостаточно для того, чтобы возгла­вить проектирование сложных технических систем на всех уров­нях их создания и эксплуатации.

Одновременно с антропотехническим подходом появился «системно-технический» подход, в кото­ром роли человека и техники уравнены. Однако и он не получил должного развития, но уже по причине низкой психологической грамотности инженеров, что проявлялось в игнорировании ими психологического знания.

Одной из разновидностей антропоцентрированной методологии явился «человеко-ориентированный» подход к проектированию (П.Я. Шлаен, В.М. Львов), который постулирует необходимость учитывать возможности человека в системе, но главным обра­зом на первых этапах её проектирования. Далее осуществляет­ся эргономический контроль процесса разработки системы, оценка её эргономичности. Этот подход широко распространён в инженерной среде эрго­номического направления. Однако он, позволяя проектировать хорошо известные системы и продукты, тем не менее, малоэф­фективен при создании новых образцов техники и систем «че­ловек— машина».

С.Ф. Сергеев разработал новый подход к определению роли и места человека в сложных системах управления, названный автором - «умножением возмож­ностей». Суть этого подхода состоит в том, что при эргономическом проектирова­нии необходимо учитывать и, соответственно, расширять возможности психоло­гической и психофизиологической систем человека-оператора. Следует не только проектировать технические систем, включающие человека и учиты­вающие его характеристики, но и «проектировать» человека, его вну­тренний мир посредством специальных технических решений. Это позволит человеку еще более эффективно выполнять свои профессиональные функции и решать производственные задачи.

 

Информационная и концептуальная модель как основные понятия инженерной психологии

В инженерной психологии существует ранее упомянутое понятие системы «человек- машина». Под которой понимается система, включающая в себя человека — оператора, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем мес­те. В соответствии с этим определением в такой системе есть техническая часть (машина) и человек – оператор, выполняющий свои профессиональные обязанности в этой системе.Основу трудовой деятельности оператора в системе «человек- машина» составляет вза­имодействие с машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления.

Информационная модель – это средства отображения информации — индикаторы, дисплеи, сигнализаторы и т.п. Информационная модель — это организованное в соответствии с определённой системой правил отображение состояния пред­мета труда, технической системы, внешней среды и способов воздействия на них. По ГОСТ 26.387-84 Информационная модель — это «условное отображение, информация о состоянии объекта воздействия, системы «человек — машина» и способов управления ими».

Информационные модели разделяются на наглядные, абстрактные и смешанные.

Пример наглядных информационных моделей- картина, фотография, голограмма, мульти­пликация, компьютерная графика и видеоизображения — при­меры наглядных информационных моделей. Процесс восприятия информации с таких приборов протекает так же, как и процесс вос­приятия реальных объектов.

Абстрактные модели (символические, условные, знаковые, ко­довые) передают оператору информацию об отображаемом объ­екте при помощи набора знаков. Текст, математические форму­лы, системы символов — примеры этого класса моделей. Досто­инство абстрактных моделей состоит в том, что они позволяют отображать скрытые от непосредственного наблюдения свойст­ва объектов — скорость, напряжение, величину тока, угол кре­на, ускорение и т.д.

Смешанные модели — сочетание элементов наглядных и абст­рактных моделей. При рациональном сочетании объединяются достоинства моделей первых двух типов.

Информационная модель формирует у оператора особую систе­му представлений, базирующуюся на его профессиональном опыте, особенностях мыш­ления, представлениях о развитии ситуации, предвидении по­следствий. Такая система называется «концептуальной моделью». В ней от­ражаются потребности человека, система взглядов, профессио­нальные качества, позиция по отношению к решаемой задаче, прогноз будущего состояния системы и способы перевода её в это состояние.

Одна и та же информационная модель в зависимости от состо­яния оператора порождает в нём различные концептуальные модели (цит. по С.Ф. Сергееву).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.006 с.)