Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика подходов к пониманию места и роли человека в системе «человек- машина» (исторический аспект) (цит. по С.Ф. Сергееву)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе развития инженерной психологии как научно-практической дисциплины наблюдается возникновение и смена взглядов на понимание роли и положения человека в технической системе. В период бурного развития технических систем возник технократический или машиноцентрический подход к пониманию роли и места человека в сложных технических системах, в соответствии с которым человек рассматривался как звено технической системы, решающее ту или иную её задачу. Ему отводилась второстепенная функция в таких системах. Главное, считали разработчики таких систем, - это техническая часть- машина. Описание оператора осуществляется в терминах анализа технических средств. Определяются «входные» и «выходные» параметры человека, составляется его передаточная функция. Такой подход оказался малопродуктивным при анализе сложных систем, так как поведение человека осуществляется сложным, плохо формализуемым образом. При технократическом подходе роль человека- оператора обесценивалась. Разработчики «старались», по возможности, автоматизировать деятельность сложных систем, оставив человеку, в основном, только функции контроля. Оператор испытывал большие сложности, что проявлялось, например, в появлении у него неблагоприятных функциональных (рабочих) состояний, таких как сонливость, «дремотное» состояние, монотония, потеря бдительности. В результате- человек допускал ошибки, снижая эффективность работы всей системы. На место технократического подхода к пониманию роли и места человека в сложных системах «человек- машина» возник новый подход, названный и сформулированный Б.Ф. Ломовым - «антропоцентрический подход». Согласно этому подходу человек становится главным звеном в сложной системе управления. Машина- это только орудие труда, с помощью которого осуществляется деятельность человека. В процессе проектирования и разработки систем возникла необходимость проектирования деятельности «человека — оператора». Это вызвало большие сложности у разработчиков сложных технических систем, так как одного психологического знания оказалось явно недостаточно для того, чтобы возглавить проектирование сложных технических систем на всех уровнях их создания и эксплуатации.
Одновременно с антропотехническим подходом появился «системно-технический» подход, в котором роли человека и техники уравнены. Однако и он не получил должного развития, но уже по причине низкой психологической грамотности инженеров, что проявлялось в игнорировании ими психологического знания. Одной из разновидностей антропоцентрированной методологии явился «человеко-ориентированный» подход к проектированию (П.Я. Шлаен, В.М. Львов), который постулирует необходимость учитывать возможности человека в системе, но главным образом на первых этапах её проектирования. Далее осуществляется эргономический контроль процесса разработки системы, оценка её эргономичности. Этот подход широко распространён в инженерной среде эргономического направления. Однако он, позволяя проектировать хорошо известные системы и продукты, тем не менее, малоэффективен при создании новых образцов техники и систем «человек— машина». С.Ф. Сергеев разработал новый подход к определению роли и места человека в сложных системах управления, названный автором - «умножением возможностей». Суть этого подхода состоит в том, что при эргономическом проектировании необходимо учитывать и, соответственно, расширять возможности психологической и психофизиологической систем человека-оператора. Следует не только проектировать технические систем, включающие человека и учитывающие его характеристики, но и «проектировать» человека, его внутренний мир посредством специальных технических решений. Это позволит человеку еще более эффективно выполнять свои профессиональные функции и решать производственные задачи.
Информационная и концептуальная модель как основные понятия инженерной психологии В инженерной психологии существует ранее упомянутое понятие системы «человек- машина». Под которой понимается система, включающая в себя человека — оператора, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте. В соответствии с этим определением в такой системе есть техническая часть (машина) и человек – оператор, выполняющий свои профессиональные обязанности в этой системе.Основу трудовой деятельности оператора в системе «человек- машина» составляет взаимодействие с машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления.
Информационная модель – это средства отображения информации — индикаторы, дисплеи, сигнализаторы и т.п. Информационная модель — это организованное в соответствии с определённой системой правил отображение состояния предмета труда, технической системы, внешней среды и способов воздействия на них. По ГОСТ 26.387-84 Информационная модель — это «условное отображение, информация о состоянии объекта воздействия, системы «человек — машина» и способов управления ими». Информационные модели разделяются на наглядные, абстрактные и смешанные. Пример наглядных информационных моделей- картина, фотография, голограмма, мультипликация, компьютерная графика и видеоизображения — примеры наглядных информационных моделей. Процесс восприятия информации с таких приборов протекает так же, как и процесс восприятия реальных объектов. Абстрактные модели (символические, условные, знаковые, кодовые) передают оператору информацию об отображаемом объекте при помощи набора знаков. Текст, математические формулы, системы символов — примеры этого класса моделей. Достоинство абстрактных моделей состоит в том, что они позволяют отображать скрытые от непосредственного наблюдения свойства объектов — скорость, напряжение, величину тока, угол крена, ускорение и т.д. Смешанные модели — сочетание элементов наглядных и абстрактных моделей. При рациональном сочетании объединяются достоинства моделей первых двух типов. Информационная модель формирует у оператора особую систему представлений, базирующуюся на его профессиональном опыте, особенностях мышления, представлениях о развитии ситуации, предвидении последствий. Такая система называется «концептуальной моделью». В ней отражаются потребности человека, система взглядов, профессиональные качества, позиция по отношению к решаемой задаче, прогноз будущего состояния системы и способы перевода её в это состояние. Одна и та же информационная модель в зависимости от состояния оператора порождает в нём различные концептуальные модели (цит. по С.Ф. Сергееву).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.011 с.) |