Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика процессов приема информации; переработки и хранения; принятия решения и реализации принятого решения- управляющие действия
Деятельность оператора, как правило, начинается с первого этапа – приёма информации о состоянии объекта управления. Различают четыре стадии приема информации (или перцептивного действия): обнаружение, различение, идентификация и опознание с игнала. На первой стадии обнаружения сигнала оператор выделяет объект из фона, но не может судить о его форме и признаках. На второй стадии- стадии различения- оператор раздельно воспринимает два объекта, расположенные рядом, выделяет их детали. На третьей стадии – идентификации- объект сравнивается с эталоном, хранящимся в памяти. И на четвертой стадии - опознания – выделяются значимые признаки объекта, позволяющие отнести этот объект к определённому классу. Следует сказать, что что обнаружение и различение относятся к перцептивным, а идентификация и опознание — к опознавательным действиям. Различие между этими процессами состоит в том, что восприятие направлено на формирование образа, эталона, а опознание, направлено на процесс сличения стимула с эталонами, хранящимися в памяти субъекта, позволяющими отнести новый объект к определённой категории. Второй этап – переработка и хранение информации. Одним из основных процессов, обеспечивающих эффективную работу оператора после обнаружения и идентификации сигнала является память. Она обеспечивает накопление информации об окружающем мире, служит основой для реализации всех видов человеческой деятельности, обучения и развития человека. Механизмы памяти являются основой для функционирования всех физиологических и психических процессов, формирующихся в нервной системе. Выделяют основные процессы памяти — запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. память долговременную и кратковременную; зрительную, слуховую, тактильную и т.д. По длительности сохранения информации память классифицируется на долговременную, кратковременную и оперативную. Для инженерной психологии важно понятие «оперативной памяти» — способности человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, перерабатываемой в определённой деятельности и связанной с решением оперативной задачи. Проблеме оперативной памяти посвящена докторская диссертация С.П. Бочаровой.
Кратковременная память — процесс непосредственного запоминания информации, зависящим от характера запоминаемых стимулов, вида их организации, значения для субъекта осуществляемой деятельности. Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера и равен «семь плюс минус два» одновременно действующих в сознании структурированных фрагментов опыта. Долговременная память направлена на сохранение, поступающей к оператору информации. Объём — практически неограниченный, связанный с процессами динамической организации информационных процессов. Особенности памяти оператора учитывают при организации систем и средств СЧМ, обеспечивающих деятельность человека. Объём информации, предоставляемой оператору в рабочих условиях, не должен превосходить актуальных оперативных возможностей его памяти. Память служит основой более сложных когнитивных образований, на базе которых человек организует свою деятельность. Третий этап- принятие решения. Основная нагрузка на этапе принятия решения отводится процессу мышления оператора, под которым понимается психический процесс, являющийся формой опосредованного отражения действительности. Мышление имеет обобщённый характер, предполагающий отвлечение, абстрагирование от каких-либо свойств предметов, явлений. Основными функциями мышления являются анализ, синтеза, сравнение, обобщение. Установление и обобщение отношений между предметами и явлениями мира является сущностью мышления. Для инженерной психологии наиболее важным является процесс оперативного мышления, связанный с решением практических задач, направленный на формирование образа предстоящей деятельности и реализации необходимых операций, способствующих эффективному выполнению деятельности. В результате оперативного мышления формируется представление о предстоящей деятельности и алгоритм ее выполнения. Для результативности процесса принятия решения, поступающая к оператору информация должна быть полной; сигналы- четкими и краткими; не должно быть ложных сигналов (информации), искажающих процесс принятия правильного решения; форма поступающего сигнала должна соответствовать другим аналогичным сигналам; при организации поступающих сигналов необходимо принимать во внимание предыдущий профессиональный опыт субъекта деятельности.
Четвертый этап- реализации принятого решения - осуществление управляющих действий человеком- оператором. Реализация решения предполагает активное воздействие на систему или объекты управления путем ввода управляющих сигналов, выработанных в звене «человек- оператор». Управление может быть реализовано либо в виде двигательных реакций, либо вербальных. Двигательные действия оператора оцениваются четырьмя группами характеристик: - скоростными; - пространственными; - силовыми; - точностными. Пространственные характеристики определяются зонами досягаемости, размерами моторного поля, траекторией движения (наиболее экономными являются эллиптические и круговые траектории); зонами досягаемости в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Силовые характеристики определяются силой воздействия на органы управления. Точностные характеристики — это, например, точность попадания рукой в нужную зону на пульте (±15 см), точность длительности движения (от 1 до 0,2 с). В процессе деятельности человека- оператора встречаются ситуации, когда управляющее действие реализуется в виде речевого высказывания- вербальная реакция Особенностями речевых реакций являются: — обусловленность речевых сообщений от контекста; — ситуационная и личностная обусловленность; — эмоциональная насыщенность и значимость; — семантическая неопределённость; Результаты исследований речевых сообщений операторов показали, что разборчивость речи и её восприятие зависит как от технических характеристик канала передачи информации (полоса пропускания речевых частот, помехозащищённость, особенности артикуляции т.д.), так и от и степень неизвестности сообщения, смысла предложений, структуры и локализации источника речевого сообщения в пространстве, времени подачи сообщения, его темпа, длительности пауз. Речь имеет для оператора как информирующие, так и установочные функции, настраивающие оператора на определённое реагирование. Существует понятие монологической н диалогической речи. Первая выступает в форме приказаний, инструкций, справок и её основная задача — управление поведением оператора. Вторая имеет функции мена информацией и здесь важно, чтобы было обеспечено однозначное толкование операторами речевых сообщений. В общении операторов присутствуют профессиональные термины — специфические слова, словесные сочетания и обороты, обеспечивающие однозначное максимально точное понимание смысла их содержания субъектами коммуникации. Термины обеспечивают избыточность информации, конкретику по отношению к выполняемой задаче, полноту описания. Инженерно- психологические требования к компоновке пультов управления Инженерно- психологическое проектирование рабочих мест и рабочих пространств и рабочих мест производится с использованием соответствующих ГОСТ и учитывает антропометрические, биомеханические, физиологические, психофизиологические и психологические возможности человека- оператора. При этом решаются проблемы рациональной организации рабочих мест с учетом параметров рабочих движений для выполнения основных и вспомогательных операций; вопросы обеспечения оптимального обзора средств индикации. Рассчитывается возможность доступа к оборудованию для его обслуживания. Учитываются требования санитарной гигиены и техники безопасности. При организации рабочих мест операторов особое внимание уделяют компоновке информационной панели с расположенными на ней средствами отображения информации (приборами). Известно, что средства отображения информации могут быть:
визуальными, слуховыми, тактильными и др. Понятно, что наибольшую нагрузку в деятельности оператора несут визуальные средства отображения. Приборы могут быть в виде цифровых счётчиков, приборы с неподвижной шкалой и движущейся стрелкой; картинные приборы (индикаторы), как с цветным, так и с чёрно-белым изображением. При проектировании приборов необходимо ориентироваться на вид, предъявляемой информации, используемые методы и формы кодирования; пространственное расположение приборов. Надо принимать во внимание то, что приборы должны располагаться в зоне прямого видения, наиболее важные приборы— в центре поля зрения, а менее важные и редко используемые— в зоне периферического поля зрения. Кроме зрительных индикаторов на пультах управления предусмотрено использование и с луховых средств предъявления информации. Такие приборы целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо разгрузить зрительный анализатор. Чаще всего звуковые (слуховые) индикаторы используют для привлечения внимания оператора, например, при поступлении аварийного сигнала или, когда оператору необходимо приступить к немедленному действию и др. Кроме звуковых сигналов могут использоваться устройства с голосовыми (речевыми) сообщениями, здесь важна разборчивость и семантика речевых сообщений. Речевое сообщение чаще всего используется для информирования операторов о нарушении нормального режима работы системы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.183 с.) |