Характеристика процессов приема информации; переработки и хранения; принятия решения и реализации принятого решения- управляющие действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика процессов приема информации; переработки и хранения; принятия решения и реализации принятого решения- управляющие действия



Деятельность оператора, как правило, начинается с первого этапа – приёма информации о состоянии объекта управления.

Различают четыре стадии приема информации (или перцептивного действия): обнаруже­ние, различение, идентификация и опознание с игнала. На первой стадии обнаружения сигнала оператор выделяет объект из фона, но не может судить о его форме и признаках. На второй стадии- стадии различения- оператор раздельно воспри­нимает два объекта, расположенные рядом, выделяет их детали. На третьей стадии – идентификации- объект сравнивается с эталоном, хранящимся в памяти. И на четвертой стадии - опознания – выделяются значимые при­знаки объекта, позволяющие отнести этот объект к определённому классу.

Следует сказать, что что обнаружение и различение относятся к перцептив­ным, а идентификация и опознание — к опознавательным дей­ствиям. Различие между этими процессами со­стоит в том, что восприятие направлено на формирование образа, эталона, а опознание, направлено на процесс сличения стимула с эталона­ми, хранящимися в памяти субъекта, позволяющими отнести новый объект к определённой категории.

Второй этап – переработка и хранение информации.

 Одним из основных процессов, обеспечивающих эффективную работу оператора после обнаружения и идентификации сигнала является память. Она обеспечивает накоп­ление информации об окружающем мире, служит основой для реализации всех видов человеческой деятельности, обучения и развития человека. Механизмы памяти являются основой для функционирования всех физиологических и психических процессов, формирующихся в нервной системе.

Выделяют основные процессы памяти — запоминание, сохране­ние, забывание и воспроизведение. память долговременную и кратко­временную; зрительную, слуховую, тактильную и т.д. По длительности сохранения информации память классифицируется на долговременную, кратковременную и оперативную. Для инженерной психологии важно понятие «оператив­ной памяти» — способности человека к запоминанию, сохране­нию и воспроизведению информации, перерабатываемой в оп­ределённой деятельности и связанной с решением оперативной задачи. Проблеме оперативной памяти посвящена докторская диссертация С.П. Бочаровой.

Кратковременная память — процесс непосредственного запоминания информации, за­висящим от характера запоминаемых стимулов, вида их орга­низации, значения для субъекта осуществляемой деятельнос­ти. Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера и равен «семь плюс минус два» одновременно действующих в со­знании структурированных фрагментов опыта.

Долговременная память направлена на сохранение, поступающей к оператору информации. Объ­ём — практически неограниченный, связанный с процессами ди­намической организации информационных процессов.

Особенности памяти оператора учитывают при организации сис­тем и средств СЧМ, обеспечивающих деятельность человека. Объём информации, предоставляемой оператору в рабочих ус­ловиях, не должен превосходить актуальных оперативных воз­можностей его памяти.

Память служит основой более сложных когнитивных образова­ний, на базе которых человек организует свою деятельность.

Третий этап- принятие решения.

Основная нагрузка на этапе принятия решения отводится процессу мышления оператора, под которым понимается психический процесс, являю­щийся формой опосредованного отражения действительности. Мышление имеет обобщённый характер, предполагающий отвлечение, абстрагирование от каких-либо свойств предметов, явлений. Основными функциями мышления являются анализ, синтеза, сравнение, обобщение. Установление и обобщение отношений меж­ду предметами и явлениями мира является сущностью мыш­ления.

Для инженерной психологии наиболее важным является процесс оперативного мышления, связанный с решением практических задач, направленный на формирование образа предстоящей дея­тельности и реализации необходимых операций, способствующих эффективному выполнению деятельности. В результате оперативного мышления формируется представление о предстоящей деятельности и алгоритм ее выполнения. Для результативности процесса принятия решения, поступающая к оператору информация должна быть полной; сигналы- четкими и краткими; не должно быть ложных сигналов (информации), искажающих процесс принятия правильного решения; форма поступающего сигнала должна соответствовать другим аналогичным сигналам; при организации поступающих сигналов необходимо принимать во внимание предыдущий профессиональный опыт субъекта деятельности.

Четвертый этап- реализации принятого решения - осуществление управляющих действий человеком- оператором.

Реализация решения предполагает активное воздействие на систему или объекты управления путем ввода управляющих сигналов, выработанных в звене «человек- оператор». Управление может быть реализовано либо в виде двигательных реакций, либо вербальных. Двигательные действия оператора оцениваются четырьмя группами характеристик:

- скоростными;

- пространственными;

- силовыми;

- точностными.

Пространственные характеристики определяются зонами досягаемости, размерами моторного поля, траекторией движения (наиболее экономными являются эллиптические и круговые траектории); зонами досягаемости в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Силовые характеристики определяются силой воздействия на органы управления. Точностные характеристики — это, например, точность попадания рукой в нужную зону на пульте (±15 см), точность длительности движения (от 1 до 0,2 с).

В процессе деятельности человека- оператора встречаются ситуации, когда управляющее действие реализуется в виде речевого высказывания- вербальная реакция Осо­бенностями речевых реакций являются:

— обусловленность речевых сообщений от контекста;

— ситуационная и личностная обусловленность;

— эмоциональная насыщенность и значимость;

— семантическая неопределённость;

Результаты исследований речевых сообщений операторов показали, что разборчивость речи и её восприятие зависит как от технических характеристик канала передачи информации (полоса пропускания речевых частот, помехозащищённость, особеннос­ти артикуляции т.д.), так и от и степень неизвестности сообщения, смысла предложений, структуры и локализации источника речевого сообщения в пространстве, времени подачи со­общения, его темпа, длительности пауз.

Речь имеет для оператора как информирующие, так и установочные функции, настраивающие оператора на определённое реагирование. Существует понятие

монологической н диалогиче­ской речи. Первая выступает в форме приказаний, инструкций, справок и её основная задача — управление поведением опера­тора. Вторая имеет функции мена информацией и здесь важно, чтобы было обеспечено однозначное толкование операторами речевых сообщений. В общении операторов присутствуют про­фессиональные термины — специфические слова, словесные со­четания и обороты, обеспечивающие однозначное максимально точное понимание смысла их содержания субъектами коммуника­ции. Термины обеспечивают избыточность информации, конкре­тику по отношению к выполняемой задаче, полноту описания.

Инженерно- психологические требования к компоновке пультов управления

Инженерно- психологическое проектирование рабочих мест и рабочих пространств и рабо­чих мест производится с использованием соответствующих ГОСТ и учитывает антропометрические, биомехани­ческие, физиологические, психофизиологические и психологические возможности человека- оператора. При этом решаются проблемы рациональной организации рабочих мест с учетом параметров рабочих движений для выполнения основных и вспомогательных операций; вопросы обеспечения оптимального обзора средств индикации. Рассчитывается возможность доступа к оборудованию для его обслуживания. Учитываются требования санитар­ной гигиены и техники безопасности. При организации рабочих мест операторов особое внимание уделяют компоновке информационной панели с расположенными на ней средствами отображения информации (приборами). Известно, что средства отображения информации могут быть:

визу­альными, слуховыми, тактильными и др. Понятно, что наибольшую нагрузку в деятельности оператора несут визуальные средства отображения. Приборы могут быть в виде цифровых счётчиков, приборы с не­подвижной шкалой и движущейся стрелкой; картинные приборы (индикаторы), как с цветным, так и с чёрно-белым изображением. При проектировании приборов

необходимо ориентироваться на вид, предъявляемой информации, используемые методы и формы кодирования; пространственно­е расположение приборов. Надо принимать во внимание то, что приборы должны располагаться в зоне прямого видения, наиболее важные приборы— в центре поля зрения, а менее важные и редко используемые— в зоне периферического поля зрения.

Кроме зрительных индикаторов на пультах управления предусмотрено использование и с луховых средств предъявления информации. Такие приборы целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо разгрузить зрительный анализатор. Чаще всего звуковые (слуховые) индикаторы используют для привлечения внимания оператора, например, при поступлении аварийного сигнала или, когда оператору необходимо приступить к немедленному действию и др.

Кроме звуковых сигналов могут использоваться устройства с голосовыми (речевыми) сообщениями, здесь важна разборчивость и семантика речевых сообщений. Речевое сообщение чаще всего используется для информирования операторов о нарушении нормального режима работы системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.183 с.)