Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры безопасности
Понятие культура безопасности появилось в связи с управлением безопасностью в организациях повышенного риска, таких как атомные станции, авиационные предприятия. Необходимость снизить риск возникновения чрезвычайных событий повлекло за собой повышенный интерес к мотивационным характеристикам работников в связи с безопасностью выполняемой работы, разработке концепций культуры безопасности, систем ее оценки и формирования. «Культура безопасности» – непростой и многозначный феномен. Культура безопасности понимается как компонент духовной жизни персонала, который отражает подход к вопросам безопасности и включает убеждения, практику и отношения. Культура безопасности рассматривается через сформированные в организации нормы поведения, ценности и представления и осуществляет регулирующую функцию в обеспечении требований безопасности при выполнении работ, связанных с рисками. Культура безопасности рассматривается в аспекте менеджмента безопасности. В этом случае предполагается, что для развития культуры безопасности необходимо разрабатывать эффективную и отлаженную систему менеджмента безопасности. Выделяется несколько уровней приверженности персонала культуре безопасности. Отмечается, что формирование культуры безопасности происходит на двух основных уровнях – индивидуальном (работник) и организационном (компания в целом). Индивидуальная культура безопасности выражается в формировании у персонала таких качеств как приоритета ценности безопасности, норм безопасного поведения, развития представлений о безопасной и опасной ситуации, безопасных и опасных способах действия, формирование таких личностно-профессиональных качеств как ответственности, дисциплинированность, вопросной позиции, и других, о которых говорилось в предыдущих разделах. Развитие перечисленных составляющих культуры безопасности предполагает комплекс мероприятий, целью которых является инициация и полная реализация потенциала личности в аспекте безопасности деятельности. В качестве составляющих такого ресурса могут выступать психологические феномены «психологическая безопасность» и «доверие к технике»и, соответственно, составить части модели психологического обеспечения индивидуальной культуры безопасности.
Понятие психологической безопасности определяется как состояние защищенности, реакция человека, выраженная в эмоциях, чувствах, переживаниях на вызовы среды. В более широком контексте, психологическая безопасность рассматривается как система психических процессов, результатом функционирования которых является соответствие потребностей субъекта отраженным в его сознании характеристикам деятельности и среды. К основным функциям психологической безопасности относят согласование функциональных состояний, которое обеспечивает оптимальную нагрузку в процессе выполнения профессиональной деятельности; поддержание оптимального уровня нервно-психической напряжения, который не приводит к повышению утомления, неудовлетворенности, стрессу; преодоление трудных ситуаций; решение проблемных задач; своевременное выявление экстремальных факторов и формирование адекватной позиции по уменьшению или снятию их влияния; стабилизацию мотивационной сферы, которая выражается в достижении высокого уровня удовлетворенности; упорядочивание социальных контактов, направленное на осознанность в выборе форм и способов взаимодействия с другими людьми; поддержание физического и психического здоровья. Как мы видим, индивидуальная культура безопасности не может быть достигнута без достижения субъектом определенного уровня психологической безопасности. В процессе реализации трудовой деятельности работник решает поставленные перед ним профессиональные задачи, преодолевая при этом, имеющиеся барьеры и противоречия между требованиями деятельности и имеющимися наличными ресурсами специалиста. Противоречия, которые возникают между требованиями внешней среды и работником могут быть выражены в том, что результат деятельности, не соответствует личным требованиям или требованиям со стороны организации; в организации отсутствуют условия для самореализации и развития потенциала работника; человек не имеет времени или интеллектуальных, социальных, технических и др. ресурсов в организации для достижения важных целей; работник может испытывать эмоциональные переживания в процессе трудовой деятельности, которые требуют регуляции. Уровень психологической безопасности работника определяется наличием и возможностью преодоления данных противоречий и связан с культурой безопасности. Рассматривая психологическую безопасность как систему психических процессов, направленную на приведение в соответствие потребностей субъекта и характеристик деятельности и среды, отраженным в его сознании, индивидуальную культуру безопасности необходимо определить, как важный регуляторный механизм данного процесса.
Большое значение для достижения психологической безопасности работников имеет оценка неблагоприятных факторов и личностного потенциала для их преодоления, которая выражается в оценки интенсивности, степени неопределенности, продолжительности воздействия, значимость для субъекта, соответствие имеющихся ресурсов, активности. Основным механизмом психологической безопасности выступает психологическая готовность субъекта воспринимать угрожающую ситуацию и действовать определенным образом для ее разрешения. Кроме того, регулятором процесса психологической безопасности выступают планирование, целеполагание, сознательное влияние на процесс реализации функций психологической безопасности в ходе деятельности, процесс управления ситуацией. На процесс управления ситуацией кроме особенностей субъекта влияет, включается ли субъект в ситуацию по собственной инициативе, а также профессиональный и жизненный опыт субъекта, продолжительность ситуации. Индивидуальная культура безопасности, выступающая как регулятор психологической безопасности, включает также такие характеристики как доверие или недоверие к технике и технологиям. В рамках понимания индивидуальной культуры безопасности феномены доверия и недоверия к технике выступают как значимые составляющие, влияющие на проявления культуры безопасности и их развитие. Чем больше в работе технического устройства неопределенности, чем выше риск нештатной ситуации или аварии, чем выше уязвимость человека в этом взаимодействии и его зависимость от действий других людей, чем меньше возможностей у человека контролировать работу технического объекта, особенно в случае вынужденного взаимодействия, тем с большей силой проявляется недоверие к технике и технологии. В целом можно сказать, что недоверие к технике проявляется в ситуациях неопределенности и опасности. Неопределенность в отношении технологии может выражаться в непредсказуемости изменения условий среды, например, погодных, незнанием допустимых характеристик работы технического устройства, непредсказуемостью действий других людей, взаимодействующих с техническим объектом. Выделяют разновидности культуры безопасности, такие как негативная и позитивная. Позитивную определяют, как такую духовную атмосферу, которая формирует у персонала образ мышления, характеризующийся высокой ответственностью за свои действия и осознанием их возможных последствий для безопасности. Выделяют психолого-социальные составляющие культуры безопасности: способность и желание обеспечить личную безопасность и безопасность коллег и организации в целом; способность взять на себя ответственность за безопасность.
Наиболее известны подходы к оценке культуры безопасности, разработанные европейскими коллегами при организации воздушного движения и американскими коллегами в работе атомных станций. Подход европейских коллег был предложен и опробован с целью разработки инструмента для оценки культуры безопасности и исходил из определения культуры безопасности, которое было дано при анализе причин аварии на Чернобыльской АЭС. В данном отчете культура безопасности определяется «как набор характеристик и отношений внутри организации и у отдельных субъектов, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Затем культуру безопасности определили, как «продукт индивидуальных и групповых ценностей, отношений, восприятия, компетентности и паттернов поведения людей, которые определяют приверженность, стиль и профессионализм управления безопасностью в организации». Также пояснялось, что «организации с положительной культурой безопасности характеризуются коммуникациями, основанными на взаимном доверии, общих представлениях о важности безопасности и уверенностью в эффективности предпринимаемых превентивных мер». Вслед за Reason (1997) многие авторы исходят из того, что культура безопасности включает 5 основных компонентов: культуру информированности, культуру отчетности, просто культуру, культуру гибкости и культуру обучения. Культура информированности основана на то, что идет сбор данных об ошибках и нарушениях, которые анализируются совместно с оценкой предпринимаемых превентивных мер. Культура отчетности предполагает, что работники открыто и честно сообщают об ошибках и нарушениях и принимают участие в управлении безопасностью в организации. Автор отмечает, что без высокого уровня доверия, который характерен для «просто культуры» в организации, это невозможно, что связано не с попустительством или закрыванием глаз на незначительные промахи, а с высокой ответственностью каждого работника за безопасность. Культура гибкости нацелена на неформальное, гибкое отношение к реализации изменений. Культура обучения включает использование результатов анализа нарушений и ошибок для подготовки персонала. Вопросы культуры безопасности активно ставятся в российской практике и теории. В.В. Козлов определяет культуру безопасности как совокупность ценностей, убеждений, привычек поведения, присущих персоналу и отражающих проводимую в авиакомпании политику безопасности (Козлов, 2010). В.А. Машин предложил концепцию культуры безопасности, которая основывается на выделении основных стадий жизненного цикла объекта управления в атомной энергетике (Машин, 2014). Руденко В.А. и Василенко Н.П. опубликовали результаты исследования авторов по оценке ценностной составляющей (Руденко, Василенко, 2013) и мотивационной составляющей личности (Руденко, Василенко, 2014) в культуре безопасности.
«Культура безопасности» выступает как междисциплинарный термин. В международных отношениях культура безопасности рассматривается как источник системы значений, позволяющих участникам международных отношений осмысливать свою роль в поддержании безопасности и создавать интерпретации угроз безопасности (Смирнова, 2013). В социологии культура безопасности определяется как «процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов» (Кузнецов, 2003). Дж. Э. Кирчнер выделяет четыре компонента культуры безопасности в общекультурном аспекте: образ внешнего мира, национальную идентичность, инструментальные и интеракционные предпочтения (Кирчнер, 2007). Образ мира отражает представления людей о характере международных отношений в целом и основных угрозах безопасности. Представления об угрозах безопасности рассматриваются как определяющие остальные и имеющие национальные особенности. Таким образом, культура безопасности рассматривается как многокомпонентная структура, которая включает развитие у персонала качеств ответственности, приверженности к безопасности, вовлечение в обеспечение безопасности, толерантности к ошибкам и обвинениям, доверия к организации, коллегам, системе, сплочение специалистов и взаимопомощь при поддержании безопасности, культуру отчетности и обучения, организационные и управленческие ресурсы обеспечения безопасности. Подход к определению и оценке культуры безопасности в рекомендациях Всемирной Ассоциации операторов Атомных станций также отражается в перечне характеристик позитивной культуры ядерной безопасности и их подробном описании. Характеристики позитивной культуры безопасности включают: личную ответственность работников, их вопросную позицию, безопасно-ориентированную систему коммуникаций, ответственность руководства и персонала, принятие решений, уважительную рабочую среду, непрерывное обучение, выявление и решение проблем безопасности. Личная ответственность за безопасность означает, что каждый лично берет на себя ответственность за безопасность. Обязанности и полномочия работников для обеспечения ядерной безопасности четко определены и понятны. Взаимоотношения подотчетности, должностные полномочия и командные обязанности подчеркивают исключительную важность ядерной безопасности. Один из атрибутов личной безопасности включает соблюдение стандартов ядерной безопасности и предполагают, что на всех уровнях организации происходит ответственное преодоление недостатков в соблюдения стандартов. Ответственная работа предполагает, что человек понимает и демонстрирует личную ответственность за свое поведение и способы работы, которые поддерживают ядерную безопасность. Также важным атрибутом личной ответственности является то, что отдельные работники и рабочие группы взаимодействуют и координируют свою деятельность в рамках компании и за ее пределами по обеспечению безопасности, поддерживая откровенный диалог и открытые дискуссии.
Вопросная позиция означает, что человек не самоуспокаивается, а бросает вызов несоответствиям в существующих условиях, предположениях, поступках, которые могут привести к ошибке или неправильному действию. Сотрудники проявляют бдительность по отношению к предположениям, оценкам, условиям или поведению, которые могут оказать нежелательное влияние на безопасность. Атрибутами вопросной позиции являются то, что люди понимают, что сложные технологии могут стать непредсказуемыми; работники останавливаются, когда встречаются с неопределенностью и оценивают риск и возможности до начала действий; люди не принимают допущений и предлагают два противоположных подхода, когда они считают, что что-то идет неправильно; они признают и планируют возможность ошибок, скрытых проблем и неотъемлемого риска, даже ожидая успешных результатов. Безопасно-ориентированная система коммуникаций предполагает, что коммуникации держат в центре внимания обеспечение безопасности. Безопасно-ориентированные коммуникации являются всеобщими и включает в себя коммуникации на уровне предприятия и уровне отдельного работника, коммуникации связанные с выполнением работы и ведением документации, соответствующую маркировку оборудования. Руководство использует формальные и неформальные коммуникации, чтобы передать важность безопасности. Поток информации снизу-вверх в организации рассматривается как такой же значимый, как поток информации сверху вниз. Атрибутами безопасно-ориентированных коммуникаций являются то, что люди включают безопасно-ориентированные коммуникации в рабочую деятельность; руководство убеждено, что информация для оперативных и организационных решений передается своевременно; люди общаются открыто и правдиво как сверху вниз, так и снизу-вверх при проверках и контроле внутри организации; в общении руководство укрепляет ожидания персонала, что ядерная безопасность является главным приоритетом организации. Ответственность руководства и персонала за безопасность выражается в том, что руководители демонстрируют приверженность безопасности в своих решениях и поведении как словом, так и делом, являясь примером; призывы к безопасности возникают в коммуникациях часто и последовательно, иногда в качестве отдельной темы; корпоративная политика подчеркивает исключительную важность ядерной безопасности. Атрибутами ответственности руководства является то, что руководство гарантирует, что необходимый персонал, оборудование, работы и другие ресурсы доступны и достаточны для обеспечения ядерной безопасности; руководство часто видят на рабочих местах наблюдающими, обучающими и поддерживающими стандарты и ожидания. Отклонения от стандартов и ожиданий исправляются в кратчайшие сроки; мотивирование, санкции и поощрения со стороны руководства приведены в соответствие с политикой в области ядерной безопасности и направлены на укрепление поведения, которое поддерживает приоритет безопасности; приоритеты, которые поддерживают лидеры ориентированы на безопасность как важнейшую задачу; Руководство систематически поддерживает процессы оценки и изменений для поддержки приоритета безопасности; руководство четко определяет роли, обязанности и полномочия по обеспечению ядерной безопасности; руководство гарантирует, что осуществляется постоянный мониторинг безопасности с помощью различных методов, включая оценку культуры ядерной безопасности; руководство демонстрирует поведение, устанавливающие стандарты для обеспечения безопасности. Принятие решений, которые поддерживают или влияют на ядерную безопасность носит системный, строгий и детальный характер. Оперативный персонал наделен полномочиями и понимает ответственность за свои действия, когда сталкивается с неожиданными или неопределенными условиями. Руководство поддерживает и усиливает консервативные решения. Атрибуты такого понимания процесса принятия решения выражаются в том, что люди используют последовательный, системный подход в принятии решений, понимание риска предполагается как необходимость; работники при принятии решений придерживаются консервативного уклона, который определяет благоразумный выбор перед тем, который недопустим; предлагаемые действия определяется безопасным для продолжения, скорее, чем небезопасными для того, чтобы остановиться; сохраняется единый источник отчетности при принятии решений по безопасности. Уважительная рабочая среда предполагает, что доверие и уважение приняты в организации, в частности, за счет своевременных и точных сообщений, различные профессиональные мнения поощряются, обсуждаются и решаются своевременно, сотрудники информированы о мерах, которые принятых в ответ на их обращения по проблемам. Атрибутами уважительной рабочей среды является то, что к каждому относятся достойно и с уважением; мнения ценятся, людям рекомендуют выражать сомнения, вносить предложения и поднимать вопросы; высокий уровень доверия устанавливается между отдельными людьми и рабочими группами; справедливые и объективные методы используются для разрешения конфликтов. Непрерывное обучение предполагает, что возможности непрерывно учиться являются значимыми и реализуются. Опыт работы высоко ценится и способность работников учиться хорошо развита. Тренинг, самооценка и бенчмаркинг используются для стимулирования обучения и повышения производительности. Ядерная безопасность находится под постоянным надзором с помощью различных методов мониторинга, некоторые из которых обеспечивают независимый "свежий взгляд". Атрибутами непрерывного обучения выступает то, что организация своевременно и систематически собирает, оценивает и реализует опыт эксплуатации из внутренних и внешних источников информации; организация регулярно проводит самокритичные и объективные оценки своих программ, методов и производительности работы; используется бенчмаркинг (benchmarking), т.е. определение, понимание и адаптация имеющихся примеров эффективной работы других организаций с целью улучшения собственной работы; высокое качество обучения. Выявление и решение проблем безопасности предполагает, что вопросы, которые могут влиять на безопасность, оперативно определяются, анализируются и оперативно решаются, в соответствии с их значимостью. Атрибутами процесса выявления и решения проблем является то, что организация имеет высокую чувствительность к определению проблем и соответствующую ей программу корректирующих действий; работники определяют проблемные вопросы своевременно и точно, в соответствии с программой; организация тщательно анализирует проблемы так, чтобы решение проблемы и устранение ее причин, соответствовали их значимости для безопасности и выявляет негативные для безопасности тенденции или условия. Таким образом, подходы к определению культуры безопасности основаны на представлении о многокомпонентном составе культуры безопасности, включающем развитие у персонала качеств ответственности за безопасность, приверженности к безопасности, вовлечение в управление и обеспечение безопасности, толерантности к ошибкам и обвинениям, доверия к организации, коллегам, системе, развитие взаимопомощи при поддержании безопасности. В целом культуру безопасности определяют, как компонент организационной культуры, основными характеристиками которой являются приоритет ценности безопасности и социальной ответственности и нацеленность работников организации на профилактические и упреждающие мероприятия по обеспечению безопасности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.021 с.) |