Понятие культуры безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры безопасности



Понятие культура безопасности появилось в связи с управлением безопасностью в организациях повышенного риска, таких как атомные станции, авиационные предприятия. Необходимость снизить риск возникновения чрезвычайных событий повлекло за собой повышенный интерес к мотивационным характеристикам работников в связи с безопасностью выполняемой работы, разработке концепций культуры безопасности, систем ее оценки и формирования.

«Культура безопасности» – непростой и многозначный феномен. Культура безопасности понимается как компонент духовной жизни персонала, который отражает подход к вопросам безопасности и включает убеждения, практику и отношения. Культура безопасности рассматривается через сформированные в организации нормы поведения, ценности и представления и осуществляет регулирующую функцию в обеспечении требований безопасности при выполнении работ, связанных с рисками. Культура безопасности рассматривается в аспекте менеджмента безопасности. В этом случае предполагается, что для развития культуры безопасности необходимо разрабатывать эффективную и отлаженную систему менеджмента безопасности. Выделяется несколько уровней приверженности персонала культуре безопасности. Отмечается, что формирование культуры безопасности происходит на двух основных уровнях – индивидуальном (работник) и организационном (компания в целом).

Индивидуальная культура безопасности выражается в формировании у персонала таких качеств как приоритета ценности безопасности, норм безопасного поведения, развития представлений о безопасной и опасной ситуации, безопасных и опасных способах действия, формирование таких личностно-профессиональных качеств как ответственности, дисциплинированность, вопросной позиции, и других, о которых говорилось в предыдущих разделах. Развитие перечисленных составляющих культуры безопасности предполагает комплекс мероприятий, целью которых является инициация и полная реализация потенциала личности в аспекте безопасности деятельности. В качестве составляющих такого ресурса могут выступать психологические феномены «психологическая безопасность» и «доверие к технике»и, соответственно, составить части модели психологического обеспечения индивидуальной культуры безопасности.

Понятие психологической безопасности определяется как состояние защищенности, реакция человека, выраженная в эмоциях, чувствах, переживаниях на вызовы среды. В более широком контексте, психологическая безопасность рассматривается как система психических процессов, результатом функционирования которых является соответствие потребностей субъекта отраженным в его сознании характеристикам деятельности и среды. К основным функциям психологической безопасности относят согласование функциональных состояний, которое обеспечивает оптимальную нагрузку в процессе выполнения профессиональной деятельности; поддержание оптимального уровня нервно-психической напряжения, который не приводит к повышению утомления, неудовлетворенности, стрессу; преодоление трудных ситуаций; решение проблемных задач; своевременное выявление экстремальных факторов и формирование адекватной позиции по уменьшению или снятию их влияния; стабилизацию мотивационной сферы, которая выражается в достижении высокого уровня удовлетворенности; упорядочивание социальных контактов, направленное на осознанность в выборе форм и способов взаимодействия с другими людьми; поддержание физического и психического здоровья. Как мы видим, индивидуальная культура безопасности не может быть достигнута без достижения субъектом определенного уровня психологической безопасности.

В процессе реализации трудовой деятельности работник решает поставленные перед ним профессиональные задачи, преодолевая при этом, имеющиеся барьеры и противоречия между требованиями деятельности и имеющимися наличными ресурсами специалиста. Противоречия, которые возникают между требованиями внешней среды и работником могут быть выражены в том, что результат деятельности, не соответствует личным требованиям или требованиям со стороны организации; в организации отсутствуют условия для самореализации и развития потенциала работника; человек не имеет времени или интеллектуальных, социальных, технических и др. ресурсов в организации для достижения важных целей; работник может испытывать эмоциональные переживания в процессе трудовой деятельности, которые требуют регуляции. Уровень психологической безопасности работника определяется наличием и возможностью преодоления данных противоречий и связан с культурой безопасности. Рассматривая психологическую безопасность как систему психических процессов, направленную на приведение в соответствие потребностей субъекта и характеристик деятельности и среды, отраженным в его сознании, индивидуальную культуру безопасности необходимо определить, как важный регуляторный механизм данного процесса.

Большое значение для достижения психологической безопасности работников имеет оценка неблагоприятных факторов и личностного потенциала для их преодоления, которая выражается в оценки интенсивности, степени неопределенности, продолжительности воздействия, значимость для субъекта, соответствие имеющихся ресурсов, активности. Основным механизмом психологической безопасности выступает психологическая готовность субъекта воспринимать угрожающую ситуацию и действовать определенным образом для ее разрешения. Кроме того, регулятором процесса психологической безопасности выступают планирование, целеполагание, сознательное влияние на процесс реализации функций психологической безопасности в ходе деятельности, процесс управления ситуацией. На процесс управления ситуацией кроме особенностей субъекта влияет, включается ли субъект в ситуацию по собственной инициативе, а также профессиональный и жизненный опыт субъекта, продолжительность ситуации.

Индивидуальная культура безопасности, выступающая как регулятор психологической безопасности, включает также такие характеристики как доверие или недоверие к технике и технологиям. В рамках понимания индивидуальной культуры безопасности феномены доверия и недоверия к технике выступают как значимые составляющие, влияющие на проявления культуры безопасности и их развитие. Чем больше в работе технического устройства неопределенности, чем выше риск нештатной ситуации или аварии, чем выше уязвимость человека в этом взаимодействии и его зависимость от действий других людей, чем меньше возможностей у человека контролировать работу технического объекта, особенно в случае вынужденного взаимодействия, тем с большей силой проявляется недоверие к технике и технологии. В целом можно сказать, что недоверие к технике проявляется в ситуациях неопределенности и опасности. Неопределенность в отношении технологии может выражаться в непредсказуемости изменения условий среды, например, погодных, незнанием допустимых характеристик работы технического устройства, непредсказуемостью действий других людей, взаимодействующих с техническим объектом.

Выделяют разновидности культуры безопасности, такие как негативная и позитивная. Позитивную определяют, как такую духовную атмосферу, которая формирует у персонала образ мышления, характеризующийся высокой ответственностью за свои действия и осознанием их возможных последствий для безопасности. Выделяют психолого-социальные составляющие культуры безопасности: способность и желание обеспечить личную безопасность и безопасность коллег и организации в целом; способность взять на себя ответственность за безопасность.

Наиболее известны подходы к оценке культуры безопасности, разработанные европейскими коллегами при организации воздушного движения и американскими коллегами в работе атомных станций. Подход европейских коллег был предложен и опробован с целью разработки инструмента для оценки культуры безопасности и исходил из определения культуры безопасности, которое было дано при анализе причин аварии на Чернобыльской АЭС. В данном отчете культура безопасности определяется «как набор характеристик и отношений внутри организации и у отдельных субъектов, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Затем культуру безопасности определили, как «продукт индивидуальных и групповых ценностей, отношений, восприятия, компетентности и паттернов поведения людей, которые определяют приверженность, стиль и профессионализм управления безопасностью в организации». Также пояснялось, что «организации с положительной культурой безопасности характеризуются коммуникациями, основанными на взаимном доверии, общих представлениях о важности безопасности и уверенностью в эффективности предпринимаемых превентивных мер». Вслед за Reason (1997) многие авторы исходят из того, что культура безопасности включает 5 основных компонентов: культуру информированности, культуру отчетности, просто культуру, культуру гибкости и культуру обучения. Культура информированности основана на то, что идет сбор данных об ошибках и нарушениях, которые анализируются совместно с оценкой предпринимаемых превентивных мер. Культура отчетности предполагает, что работники открыто и честно сообщают об ошибках и нарушениях и принимают участие в управлении безопасностью в организации. Автор отмечает, что без высокого уровня доверия, который характерен для «просто культуры» в организации, это невозможно, что связано не с попустительством или закрыванием глаз на незначительные промахи, а с высокой ответственностью каждого работника за безопасность. Культура гибкости нацелена на неформальное, гибкое отношение к реализации изменений. Культура обучения включает использование результатов анализа нарушений и ошибок для подготовки персонала.

Вопросы культуры безопасности активно ставятся в российской практике и теории. В.В. Козлов определяет культуру безопасности как совокупность ценностей, убеждений, привычек поведения, присущих персоналу и отражающих проводимую в авиакомпании политику безопасности (Козлов, 2010). В.А. Машин предложил концепцию культуры безопасности, которая основывается на выделении основных стадий жизненного цикла объекта управления в атомной энергетике (Машин, 2014). Руденко В.А. и Василенко Н.П. опубликовали результаты исследования авторов по оценке ценностной составляющей (Руденко, Василенко, 2013) и мотивационной составляющей личности (Руденко, Василенко, 2014) в культуре безопасности.

«Культура безопасности» выступает как междисциплинарный термин. В международных отношениях культура безопасности рассматривается как источник системы значений, позволяющих участникам международных отношений осмысливать свою роль в поддержании безопасности и создавать интерпретации угроз безопасности (Смирнова, 2013). В социологии культура безопасности определяется как «процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов» (Кузнецов, 2003). Дж. Э. Кирчнер выделяет четыре компонента культуры безопасности в общекультурном аспекте: образ внешнего мира, национальную идентичность, инструментальные и интеракционные предпочтения (Кирчнер, 2007). Образ мира отражает представления людей о характере международных отношений в целом и основных угрозах безопасности. Представления об угрозах безопасности рассматриваются как определяющие остальные и имеющие национальные особенности.

Таким образом, культура безопасности рассматривается как многокомпонентная структура, которая включает развитие у персонала качеств ответственности, приверженности к безопасности, вовлечение в обеспечение безопасности, толерантности к ошибкам и обвинениям, доверия к организации, коллегам, системе, сплочение специалистов и взаимопомощь при поддержании безопасности, культуру отчетности и обучения, организационные и управленческие ресурсы обеспечения безопасности. Подход к определению и оценке культуры безопасности в рекомендациях Всемирной Ассоциации операторов Атомных станций также отражается в перечне характеристик позитивной культуры ядерной безопасности и их подробном описании.

Характеристики позитивной культуры безопасности включают: личную ответственность работников, их вопросную позицию, безопасно-ориентированную систему коммуникаций, ответственность руководства и персонала, принятие решений, уважительную рабочую среду, непрерывное обучение, выявление и решение проблем безопасности. 

 Личная ответственность за безопасность означает, что каждый лично берет на себя ответственность за безопасность. Обязанности и полномочия работников для обеспечения ядерной безопасности четко определены и понятны. Взаимоотношения подотчетности, должностные полномочия и командные обязанности подчеркивают исключительную важность ядерной безопасности. Один из атрибутов личной безопасности включает соблюдение стандартов ядерной безопасности и предполагают, что на всех уровнях организации происходит ответственное преодоление недостатков в соблюдения стандартов. Ответственная работа предполагает, что человек понимает и демонстрирует личную ответственность за свое поведение и способы работы, которые поддерживают ядерную безопасность. Также важным атрибутом личной ответственности является то, что отдельные работники и рабочие группы взаимодействуют и координируют свою деятельность в рамках компании и за ее пределами по обеспечению безопасности, поддерживая откровенный диалог и открытые дискуссии.

Вопросная позиция означает, что человек не самоуспокаивается, а бросает вызов несоответствиям в существующих условиях, предположениях, поступках, которые могут привести к ошибке или неправильному действию. Сотрудники проявляют бдительность по отношению к предположениям, оценкам, условиям или поведению, которые могут оказать нежелательное влияние на безопасность. Атрибутами вопросной позиции являются то, что люди понимают, что сложные технологии могут стать непредсказуемыми; работники останавливаются, когда встречаются с неопределенностью и оценивают риск и возможности до начала действий; люди не принимают допущений и предлагают два противоположных подхода, когда они считают, что что-то идет неправильно; они признают и планируют возможность ошибок, скрытых проблем и неотъемлемого риска, даже ожидая успешных результатов.

Безопасно-ориентированная система коммуникаций предполагает, что коммуникации держат в центре внимания обеспечение безопасности. Безопасно-ориентированные коммуникации являются всеобщими и включает в себя коммуникации на уровне предприятия и уровне отдельного работника, коммуникации связанные с выполнением работы и ведением документации, соответствующую маркировку оборудования. Руководство использует формальные и неформальные коммуникации, чтобы передать важность безопасности. Поток информации снизу-вверх в организации рассматривается как такой же значимый, как поток информации сверху вниз. Атрибутами безопасно-ориентированных коммуникаций являются то, что люди включают безопасно-ориентированные коммуникации в рабочую деятельность; руководство убеждено, что информация для оперативных и организационных решений передается своевременно; люди общаются открыто и правдиво как сверху вниз, так и снизу-вверх при проверках и контроле внутри организации; в общении руководство укрепляет ожидания персонала, что ядерная безопасность является главным приоритетом организации.

Ответственность руководства и персонала за безопасность выражается в том, что руководители демонстрируют приверженность безопасности в своих решениях и поведении как словом, так и делом, являясь примером; призывы к безопасности возникают в коммуникациях часто и последовательно, иногда в качестве отдельной темы; корпоративная политика подчеркивает исключительную важность ядерной безопасности. Атрибутами ответственности руководства является то, что руководство гарантирует, что необходимый персонал, оборудование, работы и другие ресурсы доступны и достаточны для обеспечения ядерной безопасности; руководство часто видят на рабочих местах наблюдающими, обучающими и поддерживающими стандарты и ожидания. Отклонения от стандартов и ожиданий исправляются в кратчайшие сроки; мотивирование, санкции и поощрения со стороны руководства приведены в соответствие с политикой в области ядерной безопасности и направлены на укрепление поведения, которое поддерживает приоритет безопасности; приоритеты, которые поддерживают лидеры ориентированы на безопасность как важнейшую задачу; Руководство систематически поддерживает процессы оценки и изменений для поддержки приоритета безопасности; руководство четко определяет роли, обязанности и полномочия по обеспечению ядерной безопасности; руководство гарантирует, что осуществляется постоянный мониторинг безопасности с помощью различных методов, включая оценку культуры ядерной безопасности; руководство демонстрирует поведение, устанавливающие стандарты для обеспечения безопасности.

Принятие решений, которые поддерживают или влияют на ядерную безопасность носит системный, строгий и детальный характер. Оперативный персонал наделен полномочиями и понимает ответственность за свои действия, когда сталкивается с неожиданными или неопределенными условиями. Руководство поддерживает и усиливает консервативные решения. Атрибуты такого понимания процесса принятия решения выражаются в том, что люди используют последовательный, системный подход в принятии решений, понимание риска предполагается как необходимость; работники при принятии решений придерживаются консервативного уклона, который определяет благоразумный выбор перед тем, который недопустим; предлагаемые действия определяется безопасным для продолжения, скорее, чем небезопасными для того, чтобы остановиться; сохраняется единый источник отчетности при принятии решений по безопасности.

Уважительная рабочая среда предполагает, что доверие и уважение приняты в организации, в частности, за счет своевременных и точных сообщений, различные профессиональные мнения поощряются, обсуждаются и решаются своевременно, сотрудники информированы о мерах, которые принятых в ответ на их обращения по проблемам. Атрибутами уважительной рабочей среды является то, что к каждому относятся достойно и с уважением; мнения ценятся, людям рекомендуют выражать сомнения, вносить предложения и поднимать вопросы; высокий уровень доверия устанавливается между отдельными людьми и рабочими группами; справедливые и объективные методы используются для разрешения конфликтов.

Непрерывное обучение предполагает, что возможности непрерывно учиться являются значимыми и реализуются. Опыт работы высоко ценится и способность работников учиться хорошо развита. Тренинг, самооценка и бенчмаркинг используются для стимулирования обучения и повышения производительности. Ядерная безопасность находится под постоянным надзором с помощью различных методов мониторинга, некоторые из которых обеспечивают независимый "свежий взгляд". Атрибутами непрерывного обучения выступает то, что организация своевременно и систематически собирает, оценивает и реализует опыт эксплуатации из внутренних и внешних источников информации; организация регулярно проводит самокритичные и объективные оценки своих программ, методов и производительности работы; используется бенчмаркинг (benchmarking), т.е. определение, понимание и адаптация имеющихся примеров эффективной работы других организаций с целью улучшения собственной работы; высокое качество обучения.

Выявление и решение проблем безопасности предполагает, что вопросы, которые могут влиять на безопасность, оперативно определяются, анализируются и оперативно решаются, в соответствии с их значимостью. Атрибутами процесса выявления и решения проблем является то, что организация имеет высокую чувствительность к определению проблем и соответствующую ей программу корректирующих действий; работники определяют проблемные вопросы своевременно и точно, в соответствии с программой; организация тщательно анализирует проблемы так, чтобы решение проблемы и устранение ее причин, соответствовали их значимости для безопасности и выявляет негативные для безопасности тенденции или условия.

  Таким образом, подходы к определению культуры безопасности основаны на представлении о многокомпонентном составе культуры безопасности, включающем развитие у персонала качеств ответственности за безопасность, приверженности к безопасности, вовлечение в управление и обеспечение безопасности, толерантности к ошибкам и обвинениям, доверия к организации, коллегам, системе, развитие взаимопомощи при поддержании безопасности. В целом культуру безопасности определяют, как компонент организационной культуры, основными характеристиками которой являются приоритет ценности безопасности и социальной ответственности и нацеленность работников организации на профилактические и упреждающие мероприятия по обеспечению безопасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.021 с.)