Методы эргономических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы эргономических исследований



     Эргономика использует методы, которые применяются для выявления закономерностей процессов в СЧМ и при испытании новых образцов техники, проводимых в целях оценки их соответствия свойствам и возможностям человека.  

     Методы, используемые в эргономике, можно условно разделить на: психологические, физиологические, математические и имитационные методы.

     Психологические методы. К ним относятся: наблюдение. Его используют для выявления профессионально важных качеств работников, путем сопоставления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи и результатов его труда. Наблюдение можно проводить как в рабочее (без отвлечения оператора от работы), так и во внерабочее время. Большое значение при наблюдении имеет анализ ошибочных действий оператора, позволяющий установить причины их возникновения и разработать пути устранения. Однако при наблюдении не всегда можно выявить все возникающие вопросы, он требует тщательной подготовки к проведению наблюдения и требует много времени для реализации. Опрос. Может быть в устной и письменной форме. В устной форме- беседа с использованием специально разработанных бланков. Опрос можно использовать для выявления трудностей, возникающих во время работы. При опросе надо четко формулировать цель и сами вопросы. Анкетирование. При анкетировании используют заранее установленную структуру вопросов и набор вариантов ответов в устной форме или с помощью специальных бланков. Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет одновременно опросить большое количество работников и обработать полученные результаты, используя технические средства. Эксперимент. С помощью эксперимента можно изучать психологические особенности деятельности работников, с учетом изменений условий, целей и способа выполнения деятельности. Эксперимент может быть: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент, когда можно моделировать деятельность работника (физическое моделирование). Лабораторный эксперимент имеет лишь приближение к реальности, поэтому его результаты должны проверяться. Эксперимент может быть синтетическим и аналитическим. При синтетическом эксперименте воссоздают как можно более точно цели и условия данного вида трудовой деятельности, используя модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы. При аналитическом эксперименте - воспроизводят один элемент трудовой деятельности, а остальные ее элементы исключают. Тест — задание, с помощью которого проверяют развития того или иного психологического качества и оценивают профессиональную пригодность работников. Тесты могут быть бланковые (письменные) и аппаратные. К основным недостаткам этого метода относятся следующие:

• тест оценивает то или иное психическое качество человека вне связи с реальной действительностью;

• тест дает знание о достигнутом уровне качества и не позволяет прогнозировать его развитие в процессе обучения и трудовой деятельности, т.е. определить потенциальный уровень работника. Поэтому значение результатов тестовых испытаний нельзя абсолютизировать.

      Естественный эксперимент осуществляется на рабочем месте в следующих формах: • «вводные задачи», когда вводят изменение состояния объекта управления и анализируют дальнейшую деятельность оператора;

• изменение структуры изучаемой трудовой деятельности, когда модифицируют рабочую позу, кнопки и рычаги управления, вводят дополнительные раздражители, отвлекающие оператора и т.д.

      Естественный эксперимент используют только для анализа функционирования реальной СЧМ, и не всякая ситуация может быть в нем воссоздана.

     Физиологические   психофизиологические методы. Эти методы используют в эргономике для изучения функционального состояния оператора в процессе трудовой деятельности, для определения реакции различных систем организма на выполнение данной деятельности. Анализ физиологических характеристик оператора позволяет оценить, какими средствами, какой ценой достигается выполнение им задачи. Для этого производят периодический врачебный контроль психофизиологических параметров здоровья человека. Основными физиологическими методами являются: кожно-гальваническая реакция, которая определяет изменения электрического сопротивления кожи (например, при возникновении эмоционального напряжения у оператора).

Пневмограмма. Характеристики внешнего дыхания. Используется для оценки психофизиологической напряженности (например, в состоянии возбуждения частота дыхания увеличивается до 50—60 колебаний в минуту). Речевой ответ. Изучается по спектральным и временным характеристикам речи оператора. По интонации голоса (изменению спектра) можно судить о возникновении у оператора эмоциональных состояний, напряженности и утомления (изменяются длительность слов и протяженность пауз между словами). Электрокардиограмма. Регистрирует электрические явления, возникающие в сердечной мышце, используется для определения напряженности работы оператора. Электромиограмма. Регистрируется биопотенциал мышц человека. Используется при изучении рабочей позы и управляющих движений оператора.

Электроокулограмма. Характеризует электрическую активность глазных мышц, регистрируются вертикальные и горизонтальные движения глаз. Применяется для анализа работы зрительной системы человека со средствами отображения информации.

Электроэнцефалограмма. Характеризует биоэлектрическую активность головного мозга.

Полифакторный метод. Заключается в одновременных записи и анализе комплекса показателей. Позволяет повысить надежность и достоверность диагностики состояний оператора при выполнении конкретной деятельности. Эти методы широко применяются в космонавтике, диспетчерских транспортных системах (железнодорожный, воздушный, автомобильный транспорт и др.), при анализе профессиональной пригодности работников, на этапе профотбора и обучения.

Математические методы.  Математические методы применяются для формализованного описания и построения математических моделей деятельности оператора, функционирования СЧМ, как существующих, так и проектируемых. К основным математическим методам, применяемым в эргономических исследованиях, относятся: теория информации, теория массового обслуживания, теория автоматического управления, теория автоматов, теория статистических решений.

 

Профессионально важные качества и профессиональная пригодность работников     

     К профессионально важным качествам относят широкий перечень характеристик, начиная с природных задатков и заканчивая профессиональными знаниями, которые были получены в результате обучения. Помимо этого, относят особенности личности, психофизиологические особенности и даже – анатомо-морфологические характеристики. Не вызывает сомнения, что профессионально важные качества являются компонентами профессиональной пригодности, то есть они необходимы человеку, чтобы успешно выполнять профессиональные задачи.

     Что же такое профессионально важное свойство (или качество)? Единого мнения ученых на ПВК пока нет. Некоторые считают, что ПВК являются психологическими и психофизиологическими образованиями, которые под воздействием конкретной деятельности формируются в профессиональные способности. Другие - обращают внимание на структуру ПВК, которая и обеспечивает, по мнению исследователей, профессиональную пригодность работников. Но большинство авторов рассматривают ПВК как способности к профессиональной деятельности, которые обусловливают ее эффективное выполнение. Определим для себя, что же такое способности и как они связаны с профессионально важными качествами.

В 1920- 40-х годах за рубежом были разработаны две модели интеллекта или способностей. Первая была предложена в 1927 году К. Спирменом, который предполагал, что интеллект сложное образование, которое состоит из двух факторов: общего G-фактора и специального S-фактора. Последний фактор проявлялся только в конкретных умственных способностях, например, лингвистических, математических или механически.

Л. Терстоун в 1941 году предложил многофакторную модель интеллекта, в которой каждый из факторов является независимым. Первоначально было выделено двенадцать, однако наиболее часто в исследованиях анализировались только семь, такие как:

1) V – словесное понимание (вербальное мышление, понимание пословиц);

2) W – речевая беглость;

3) N – числовой фактор (скорость и точность арифметических операций);

4) S – пространственный фактор (пространственное мышление);

5) M – ассоциативная память (механическое запоминание);

6) P – скорость восприятия (скорость и точность восприятия деталей);

7) I – индуктивный фактор (нахождение логических правил).

Большое число различных способностей усложняет их объединение в структуре личности, поэтому считают, что итогом такого объединения может быть индивидуальный стиль деятельности (известный по работам Е.А. Климова). Психологи полагают, что способности — это свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Способности влияют на успешность выполнения деятельности, скорость и легкость овладения ею.

Различают несколько видов способностей, которые присущи многим людям: креативность, обучаемость и интеллект.

Обучаемость – совокупность способностей, при помощи которых человек быстро и эффективно может овладеть знаниями и навыками в процессе подготовки к выполнению работы, а также в процессе взаимодействия с другими людьми.

Интеллект – способность, которая обуславливает быструю, а главное успешную адаптацию человека к новой ситуации, в результате внутреннего решения задачи.

Профессионально важные качества нередко понимаются как совокупность психологических качеств личности, физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые обусловливают успешность обучения и деятельности. Перечень таких качеств, для конкретной деятельности, специфичен. Для его выявления необходимо проводить психологическое описание деятельности и разрабатывать психограмму.

Профессиональная пригодность субъекта деятельности определяется рядом факторов, таких как:

♦ профессиональная мотивация;

♦ профессиональная подготовка (знания, умения, навыки, компетенции);

♦ функциональная готовность к трудовой деятельности;

♦ состояние индивидуально-психологических систем организма человека; характер, темперамент и др.

Таким образом, профессиональная пригодность является свойством системы «человек профессия» и определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, которые обусловливают успешность трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. При этом под способностямипонимают свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности.

Профессионально важные качества(ПВК) являются теми внутренними психологическими характеристиками субъекта деятельности, которые проявляются в труде и влияют на его эффективность. Существует еще понятие п отенциала работника — этосистема всех социально полезных способностей, проявляющихся в деятельности (как актуализированных, так и резервных). Работник с высоким потенциалом не только соответствует требованиям деятельности, но и предвидит последствия своих действий и несет за нихответственность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.015 с.)