Осознанность профессионального выбора как фактор, препятствующий профессиональной деформации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осознанность профессионального выбора как фактор, препятствующий профессиональной деформации личности



Проблема профессионального выбора была и остается актуальной всегда, когда человеку приходится принимать решение о том, куда пойти учиться или где найти работу. Работа обеспечивает людей не только средствами к существованию, но и чем-то еще. Если человек находит работу, соответствующую его интересам, способностям, темпераменту, склонностям, чувствует себя счастливым, понимая, какое удовлетворение приносит работа, результатами которой он может гордиться. Это, по сути, и является тем дополнительным вознаграждением, которое человек получает за свою работу и которое иногда важнее материального благополучия. Работа является фактором, обеспечивающим психологическую и финансовую стабильность людей, повышающим их самооценку и чувство собственного достоинства, удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Работа помогает человеку проявить свою индивидуальность и обрести социальный статус. овладеть новыми навыками и научиться чему-то новому, позволяющему решать трудные жизненные задачи, позволяет накапливать позитивный социальный опыт, учит общаться с другими людьми и формировать «социальный» капитал. В процессе общения с другими людьми человек приобретает друзей, нередко на всю жизнь, перенимает у них практический (жизненный) опыт, который пригодится ему в последующем. Все это возможно в том случае, если человек правильно выбрал профессию и «профессиональную» среду, если он адекватно оценил свой потенциал и возможности, нашел себя в профессии.

Вместе с тем следует отметить, что профессиональный выбор не всегда может быть удачным и тогда работа нередко бывает утомительной, однообразной, а, возможно, и вредной для здоровья. В ряде профессий деятельность людей сопряжена с реальной физической опасностью: спасатели, пожарные, военные, водолазы, шахтеры, летчики, космонавты и др. Во многих профессиях («мирных») неизбежен стресс, напряженность, волнения, неудовлетворенность (руководители, продавцы, учителя, медицинский персонал и др.). Неудовлетворенность работой проявляется в том, что человек начинает испытывать сложности при выполнении служебных обязанностей, не видит своего развития в профессии, не складываются отношения с руководством и коллегами, он становится раздражительным, с плохим настроением, «выплескивает» свое раздражение на других людей, в том числе на окружающих, соседей, домочадцев, друзей.

Результаты многочисленных исследований в области психологии труда и организационной психологии доказали, что физическое и эмоциональное здоровье работников чаще всего определяются факторами профессиональной деятельности и прежде всего – стрессом (точнее – дистрессом) на рабочем месте. Условием профессионального и физического долголетия является - удовлетворенность работой. Люди, состоявшиеся в профессии, довольные своим служебным статусом, живут дольше тех, кто не удовлетворен своей работой.

Для предотвращения неблагоприятных ситуаций и состояний людей, которые на этапе выбора профессии допустили ошибки, предпочли профессию по тем или иным случайным признакам, испытывают постоянный дискомфорт, неудовлетворенность, стремятся найти для себя что-то новое, им необходима помощь специалиста (психолога) на самых ранних стадиях профессионального самоопределения. Эти люди, нередко, меняют профессию, осознав, что они сделали неправильный выбор и пришли не туда, куда хотелось бы. В литературе немало примеров неадекватного профессионального выбора, когда оптанты с гуманитарной направленностью личности и соответствующими способностями выбирают профессии технического профиля или профессии типа «человек – знаковая система» (по классификации профессий Е.А.Климова). Как правило, такие ошибки возможны, когда оптант, выбирая профессию, не ориентируется на содержание и характер будущей деятельности. Он (или они) предпочитает профессии: престижные, высокооплачиваемые, либо с красивой специальной одеждой (форма летчиков, военных, полицейских, стюардесс и др.). Ошибки выбора профессии могут происходить под влиянием авторитетных лиц, например, родителей, учителей, друзей, знакомых, родственников. Случается, и так, что оптант выбирает ближайшее к месту проживания учебное заведение, чтобы не тратить время на дорогу.

Ошибки профессионального выбора проявляются, к сожалению, запоздало, когда оптант уже выбрал учебное заведение, начинает там учиться и осознает, что эти занятия ему «не по душе», не нравится содержание изучаемых учебных дисциплин, либо он испытывает затруднения при их усвоении, практические занятия также не приносят удовлетворения. Возникают проблемы с успеваемостью, пропускаются занятия и в итоге возможно отчисление из учебного заведения. Человек вновь находится на пороге профессионального выбора.

Как предотвратить такую ситуацию? Следует сказать, что оптанту самостоятельно, либо с помощью родственников (родителей) сложно определиться с правильным выбором профессии, так как многие переменные, обусловливающие этот выбор не доступны людям, не имеющим специального образования. Речь идет, прежде всего, о знаниях в сфере профориентации, «законах» профессионального выбора, профессионально важных качествах и профессиональной пригодности. Для адекватного выбора профессии надо ориентироваться на три составляющие: «хочу», «могу» и «надо». Что означает в данном случае «хочу»? Это интересы оптанта, которые он высказывает при выборе профессии, когда говорит, что я хочу быть врачом, космонавтом, педагогом, менеджером, военным, полицейским и др. Нередко, свои высказывания о желаемой профессии он формулирует вслед за родителями или другими авторитетными для него лицами. Иногда оптанты и их родители находятся в растерянности и не могут сказать, кем же хочет стать молодой человек (или девушка), заканчивающие школу и стоящие перед необходимостью профессионального выбора. Самостоятельно выйти из этого «тупика», избежав потерь, им вряд ли удастся, необходима помощь специалиста. В чем эта помощь будет состоять? Прежде всего, специалист (практический психолог) может определить какими возможностями оптант обладает: личностные особенности, познавательные процессы, характер, темперамент, способности. В такой ситуации специалист поможет установить вторую составляющую профессионального выбора – «могу». Если оптанту хотелось бы работать с людьми, например, в сфере обслуживания, но он относится к интровертированному типу, то в последующем у него возникнут сложности при необходимости интенсивного общения с людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.224.103 (0.006 с.)