Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание профессиональной деятельности в контексте безопасности⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Психологическое описание профессиональной деятельности основано на изучении внешних и внутренних составляющих структуры деятельности, их взаимодействие с целью определить механизмы формирования, протекания и развития деятельности, что позволяет осуществлять ее оценку, оптимизацию и моделирование. Описание профессиональной деятельности в аспекте анализа индивидуальной культуры безопасности нацелено на выявление механизмов формирования, протекания и развития безопасных форм профессиональной деятельности. Как в случае общего описания, в качестве элементов описания профессиональной деятельности в аспекте анализа культуры безопасности выступают нормативно-параметрические характеристики профессиональной деятельности, описание внешней структуры – действий и операций, внешнее и внутреннее функциональное строение профессиональной деятельности (причины, проявления, последствия), дается оценка эффективности деятельности, описывается внутренняя психологическая структура – место ценности безопасности в системе ценностей субъекта, цели, мотивы безопасности, понимание задач безопасности, оценивается влияние внешних и внутренних составляющих деятельности на безопасность труда. В качестве основных методов описания используются такие как изучение эксплуатационной документации и оборудования системы, инструкций по технике безопасности, детализируются правила и специальные указания, которые он должен соблюдать работник в процессе деятельности. Проводится наблюдение за деятельностью работника во время противоаварийных тренировок и в ходе разрешения нештатных ситуаций. Регистрируются объективные показатели деятельности, большей частью психофизиологические, но также действия оператора и связанные с этим моторные, временные и темповые параметры. Проводится анализ и разбор ошибок в профессиональной деятельности. Осуществляется систематизация ошибок и отказов работников, определяется их содержание, причины возникновения, места ошибок в структуре деятельности, возможности по своевременного их выявлению и последующего исправлению, а также нейтрализации отрицательных последствий, рассматриваются меры предосторожности против ошибок. Изучаются задачи работника, степень их сложности, условия деятельности, режим работы, характер профессиональных ограничений и заболеваний, уровень напряженности и усталости, требования в отношении уровня концентрация внимания и т.д. Дополнительно проводятся экспертная оценка отдельных показателей деятельности, беседа с работниками.
Важное место в описании профессиональной деятельности в контексте анализа индивидуальной культуры безопасности занимает описание рабочих заданий. Рабочее задание это - элемент труда, за выполнение которого отвечает конкретный работник. Рабочее задание включает перечень конкретных операций, задач, орудий труда и продуктов деятельности, условия, в которых выполняются работы, сложность – право принятия решений и их реализации. Рабочие задания могут быть систематизированы по неопределенности и опасности, по степени уязвимости для работника в случае необходимости. Необходимо описать требования, предъявляемые к уровню квалификации, образования, состоянию здоровья, деловым качествам и т.д. работников. Учитывается взаимосвязь этой работы с другими работами, и этого работника с другими специалистами, степень доверия и открытости между ними, возможности коммуникации. Опросник для сотрудников может включать оценку рабочих заданий по параметрам значимость, частота выполнения, затрачиваемое время и трудность, неопределенность, опасность, обеспеченность ресурсами, уровень обратной связи и т. д. Работа рассматривается как задачи, решаемые работниками или группой работников при выполнении определенных обязанностей. Задача - определенная часть работы, включающая в себя комбинацию операций. Операция - наименьшая единица работы, используемая для целей планирования, управления контроля, комбинация элементов. Элемент - определенная часть операции, выбранная для удобства наблюдения, оценки и анализа. Для целей анализа индивидуальной культуры безопасности недостаточно провести общее описание работы, выявить наиболее существенных характеристики работы. Необходимо включить самоанализ и экспертную оценку данных характеристик с точки зрения значимости для безопасности. Рассмотреть в аспекте содержания работы конкретные рабочие функции и процедуры, непосредственно связанные с безопасностью выполняемых работ, для определения обязанностей, ответственности, методов выполнения работы и т.д. и характеристик работника, его поведения, необходимых для поддержания безопасности.
Во многих случаях необходимо провести социотехнический анализ, включая общий анализ системы и ее среды - местоположение, оргструктуру, экономические и социальные цели, входные, трансформационные и выходные характеристики рабочего процесса, вызовы и риски. Проанализировать проблемы и отклонения в рабочем процессе в пространственном, предметном поле, проблем в техническом обслуживании, проблем обеспечения и сбыта, проблем в сфере коммуникаций и рабочих отношений. Выявить представления работников о своих рабочих ролях и рабочих заданиях, оценку организационной политики в области безопасности. Этапы анализа работы в контексте обеспечения безопасности включают анализ условий выполнения работы (неопределенности, быстротекучести); анализ представлений работников о выполняемой работе (степени ее опасности, неопределенности, обеспеченности ресурсами, соответствия потребностям); анализ отдельных действий работников и параллельно протекающих психических процессов, особенно негативного содержания или имеющих негативные последствия. При анализе работы необходимо получить ответы на следующие вопросы: в каких условиях выполняется работа – риски и вызовы? Размеры и принадлежность рабочей ответственности? С кем работник разделяет ответственность в процессе выполнения работы? Каков уровень доверия? В чем заключаются основные задачи безопасности? Как эти задачи выполняются? Какие стандарты безопасности установлены? Какие умения, знания и опыт нужны для того, чтобы соответствовать этим стандартам? Как много усилий требуется для выполнения этой работы? Какие вспомогательные ресурсы задействованы и в каком объеме они реализованы? Сведения об использовании специального оборудования, возможности его обслуживания и необходимости обновления? Какова степень опасности условий труда? Существует ли необходимость обучения и тренировки, в какие сроки? Полученные данные могут быть систематизированы на основе типизации – обоснованного сведения к ограниченному числу типов в ходе группировки; дескрипторизации – выделение ключевых понятий; предметизации - выявление содержания данных и преобразование этого содержания в краткую словесную формулировку; фасетизации - составление указателя, списка понятий, которые представлены в виде пересечения ряда признаков (фасетов); кластеризации – упорядочивание объектов в однородные группы по множеству признаков с учетом связи между ними; таксономизация - классификации родственных объектов по ряду признаков, с последующим факторным или кластерным анализом данных классификаций, построенных как процедура оценивания и самооценки. Для анализа профессиональной деятельности в связи с оценкой индивидуальной культуры безопасности возможен сбор данных в отношении социальных характеристик профессиональной деятельности. Так роль и статус определяют меру ответственности за безопасность в организации. Правила и нормы поведения в организации должны быть подвергнуты анализу в точки зрения адекватности существующим требованиям безопасности, понятности и приемлемости для сотрудников. Уровень организационной культуры безопасности также имеет определяющее значение. Лидерство, анализ распределения ресурсов, власти, полномочий, ответственности, ключевые фигуры (основатели, лидеры и «привратники») в отношении безопасности, профессиональные сети, каналы коммуникации, виды, система, принципы обратной связи – могут быть рассмотрены в связи с обеспечением культуры безопасности как на организационном, так и на индивидуальном уровне.
Такие психологические характеристики деятельности как потребностно-ценностная сфера, мотивация, интеллектуальные возможности работника, цели деятельности; актуальные для достижения цели деятельности знания, навыки, компетенции, ПВК, когнитивные характеристики, стили саморегуляция, принятие решений, антиципация, эмоционально-волевая сфера, копинги, толерантность к неопределенности – каждый в отдельности и во взаимном влиянии оказывают воздействие на уровень и возможность развития индивидуальной культуры безопасности. Описание профессиональной деятельности может быть реализовано в различных контекстах, например, предметном, управления, социальном. Предметный контекст - это мир объектов природы и «техногенный» мир, мир целесообразной деятельности, мир техники и технологии. Основной критерий оценки характеристик деятельности в рамках данного подхода - изменения в эффективности деятельности. Если есть положительные сдвиги в изменении эффективности деятельности, значит задача оптимизации осуществлена. В этом контексте профессиональная деятельность рассматривается прежде всего со стороны предмета деятельности (как предметная деятельность). Описание профессиональной деятельности в контексте управления основано на описание бизнес-процессов как интегральной структуры, в которую включаются отдельные виды профессиональной деятельности. При этом изменения предмета деятельности рассматривается с технологической стороны бизнес-процессов. В описании деятельности центральное место занимает описание внутренних и внешних трансакций, т.е. движение информации, передача результатов труда, продуктов, услуг. При этом устанавливаются требования к результатам, целям действий, ограничениям на условия и средства достижения целей, время выполнения, точность, ресурсы и т.д. В отношении конкретных работников дается описание рабочих заданий – действий, направленных на получение конечного результата. Рабочее задание имеет начало и конец, включает перечень обязанностей и ответственности работника, должно исходить из конкретных данных, необходимых для выполнения задания, выполняется в определенном контексте (условиях).
В качестве основных методов описания профессиональной деятельности в контексте управления выступают рейтинговые шкалы, опросник МакКормика, измерение индивидуальных особенностей, метод когнитивного анализа заданий, моделирование компетенций. Основной критерий оценки характеристик деятельности в рамках данного подхода - изменения в эффективности деятельности и понимание и осознание целей и задач профессиональной деятельности. Анализ деятельности в социальном контексте основан на оценке профессиональных коммуникаций, включая соглашения, договоренности и нормы, профессиональный этос, организационные интеракции. Интеракция является основным элементом анализа и описания. Основная характеристика интеракции – присущий ей сценарий. Интеракции возникают в процессе профессиональной деятельности в связи с постановкой и выполнением рабочих задач. Принятие или отвержение задачи являются существенными факторами, успех или неуспех деятельности. Организация включает систему интеракций, которая служит основой для реализации руководства. В качестве основных методов описания деятельности в социальном контексте выступают методы определения ролей при выполнении задач и командной работе, менеджерских качеств, дизайна работы в группе, групповых функций. Основной критерий оценки характеристик деятельности выступает как понимание и соответствие «нормам». Описание профессиональной деятельности в контексте безопасности основано на понимании риска и опасности. Термин опасность трактуется чаще всего как источник вреда. Некоторые авторы подчеркивают, что речь идет о вреде, который с большой долей вероятности несет возможность серьезной травмы или смерти. Термин «риск» в отношении деятельности человека в широком толковании предполагает поведение, которое связано с возможностью негативных результатов и представляет собой выбор из альтернативных действий, результат которых неизвестен. Сюда можно отнести также готовность выполнять что-новое, неизвестное, проверять границы своих возможностей. В этом случае рискованное поведение может иметь как отрицательный результат, так и положительный. С этой точки зрения необходимо сравнивать вероятности успеха, неудачи и негативных последствий. На этом подходе основаны различные технологии управления рисками. В отношении каждого конкретного человека, управление рисками предполагает уровень, баланс, чувство меры, в отношении которого субъект делает выбор в ситуациях риска. Нельзя не упомянуть, что в сфере внимания исследователей присутствует также понятие «избыточная безопасность», которое понимается как избыточные меры, которые направляются на полное ограждение от травм и любых негативных последствий, и которые лишают субъекта свободы анализа и выбора, чем парадоксальным образом формируют новые риски.
В качестве основных методов описания профессиональной деятельности в контексте безопасности можно использовать метод анализа критических профессиональных событий, анализ восприятия и понимание уровня опасности, защиты, копинги, формирование компетенций в экстремальных ситуациях, профессионально-биографическая анкета относительно опыта участия в нештатных и опасных профессиональных ситуациях, анкеты для оценки уровня культуры безопасности, приверженности безопасности, мотивации безопасности, мотивации успеха и боязни неудач, уровня субъективного контроля, характеристик самоконтроля, стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей реагирования в экстремальных ситуациях, особенностей решения задач, связанных с опасностью, ориентация в нравственной сфере работника. Основной критерий характеристик деятельности выступает как изменение стрессоустойчивости. Контрольные вопросы к главе 3
1. В чем содержание понятия «человеческий фактор»? 2. Что относится к внешним и внутренним факторам надежности деятельности? 3. Что изучает научная дисциплина «Человеческий фактор»? 4. Назовите основные аспекты изучения человеческого фактора в отношении разработки мероприятий по предотвращению и профилактике ошибок в профессиональной деятельности. 5. Что входит в комплекс мероприятий по учету человеческого фактора? 6. Цель и критерии профессионального психологического отбора для учета человеческого фактора? 7. В чем состоит направленность тренажерной подготовки? 8. Перечислите факторы и недостатки рабочей среды, негативные психолофизиологические состояния раотников, снижающие надежность и безопасность профессиональной деятельности. 9. Дайте определение понятию «культура безопасности». 10. Как понимается феномен «психологическая безопасность»? 11. Каковы условия проявления доверия и недоверия к технике со стороны работника? 12. Понимание термина «культура безопасности» в смежных областях знаний: социологии, международных отношениях? 13. Перечислите и дайте характеристику компонентам позитивной культуры безопасности. 14. Цели оценки корпоративной культуры безопасности. 15. Какие характеристики используются для оценки культуры безопасности? 16. На что направлено формирование культуры безопасности? 17. В чем выражается приверженность сотрудников безопасности? 18. Перечислите и дайте характеристику основным компонентам приверженности безопасности. 19. Что включает описание профессиональной деятельности в аспекте безопасности? 20. В чем содержание понятий риск и опасность?
Литература к главе 3
1. Абрамова В.Н. Организационная психология, организационная культура и культура безопасности в атомной энергетике. Ч. II. Психология формирования и повышения организационной культуры и культуры безопасности на атомных станциях. – М.; Обнинск: ИГ– СОЦИН, 2011. 2. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системе управления техникой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 3. Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. – М.: Радио и связь, 1987. 4. Козлов В. В. Безопасность полетов: от обучения к управлению. – М.: 2010 г. – 270с. 5. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
Приложение 1. «Эргономическая контрольная карта»
Контрольная карта состоит из перечня утверждений, относящихся к характеристике содержания работы, рабочего места и рабочей среды. Утверждения разделены на общие и частные, которые уточняют тот или иной общий вопрос. На частные вопросы следует отвечать только в том случае, если в этом возникнет необходимость после ответа на общий вопрос. Испытуемому предлагается ответить на утверждения (вопросы), относящиеся к характеристике своего рабочего места. Карта позволяет определить факторы, влияющие на производственный процесс и на производительность труда, на рабочие состояния, скорость реакции работника, на степень его физической и психической нагрузки и т.д.
|