Описание профессиональной деятельности в контексте безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание профессиональной деятельности в контексте безопасности



Психологическое описание профессиональной деятельности основано на изучении внешних и внутренних составляющих структуры деятельности, их взаимодействие с целью определить механизмы формирования, протекания и развития деятельности, что позволяет осуществлять ее оценку, оптимизацию и моделирование. Описание профессиональной деятельности в аспекте анализа индивидуальной культуры безопасности нацелено на выявление механизмов формирования, протекания и развития безопасных форм профессиональной деятельности.

Как в случае общего описания, в качестве элементов описания профессиональной деятельности в аспекте анализа культуры безопасности выступают нормативно-параметрические характеристики профессиональной деятельности, описание внешней структуры – действий и операций, внешнее и внутреннее функциональное строение профессиональной деятельности (причины, проявления, последствия), дается оценка эффективности деятельности, описывается внутренняя психологическая структура – место ценности безопасности в системе ценностей субъекта, цели, мотивы безопасности, понимание задач безопасности, оценивается влияние внешних и внутренних составляющих деятельности на безопасность труда.

В качестве основных методов описания используются такие как изучение эксплуатационной документации и оборудования системы, инструкций по технике безопасности, детализируются правила и специальные указания, которые он должен соблюдать работник в процессе деятельности. Проводится наблюдение за деятельностью работника во время противоаварийных тренировок и в ходе разрешения нештатных ситуаций. Регистрируются объективные показатели деятельности, большей частью психофизиологические, но также действия оператора и связанные с этим моторные, временные и темповые параметры. Проводится анализ и разбор ошибок в профессиональной деятельности. Осуществляется систематизация ошибок и отказов работников, определяется их содержание, причины возникновения, места ошибок в структуре деятельности, возможности по своевременного их выявлению и последующего исправлению, а также нейтрализации отрицательных последствий, рассматриваются меры предосторожности против ошибок. Изучаются задачи работника, степень их сложности, условия деятельности, режим работы, характер профессиональных ограничений и заболеваний, уровень напряженности и усталости, требования в отношении уровня концентрация внимания и т.д. Дополнительно проводятся экспертная оценка отдельных показателей деятельности, беседа с работниками.

Важное место в описании профессиональной деятельности в контексте анализа индивидуальной культуры безопасности занимает описание рабочих заданий. Рабочее задание это - элемент труда, за выполнение которого отвечает конкретный работник. Рабочее задание включает перечень конкретных операций, задач, орудий труда и продуктов деятельности, условия, в которых выполняются работы, сложность – право принятия решений и их реализации. Рабочие задания могут быть систематизированы по неопределенности и опасности, по степени уязвимости для работника в случае необходимости. Необходимо описать требования, предъявляемые к уровню квалификации, образования, состоянию здоровья, деловым качествам и т.д. работников. Учитывается взаимосвязь этой работы с другими работами, и этого работника с другими специалистами, степень доверия и открытости между ними, возможности коммуникации. Опросник для сотрудников может включать оценку рабочих заданий по параметрам значимость, частота выполнения, затрачиваемое время и трудность, неопределенность, опасность, обеспеченность ресурсами, уровень обратной связи и т. д. 

Работа рассматривается как задачи, решаемые работниками или группой работников при выполнении определенных обязанностей. Задача - определенная часть работы, включающая в себя комбинацию операций. Операция - наименьшая единица работы, используемая для целей планирования, управления контроля, комбинация элементов. Элемент - определенная часть операции, выбранная для удобства наблюдения, оценки и анализа. Для целей анализа индивидуальной культуры безопасности недостаточно провести общее описание работы, выявить наиболее существенных характеристики работы. Необходимо включить самоанализ и экспертную оценку данных характеристик с точки зрения значимости для безопасности. Рассмотреть в аспекте содержания работы конкретные рабочие функции и процедуры, непосредственно связанные с безопасностью выполняемых работ, для определения обязанностей, ответственности, методов выполнения работы и т.д. и характеристик работника, его поведения, необходимых для поддержания безопасности. 

Во многих случаях необходимо провести социотехнический анализ, включая общий анализ системы и ее среды - местоположение, оргструктуру, экономические и социальные цели, входные, трансформационные и выходные характеристики рабочего процесса, вызовы и риски. Проанализировать проблемы и отклонения в рабочем процессе в пространственном, предметном поле, проблем в техническом обслуживании, проблем обеспечения и сбыта, проблем в сфере коммуникаций и рабочих отношений. Выявить представления работников о своих рабочих ролях и рабочих 
заданиях, оценку организационной политики в области безопасности. Этапы анализа работы в контексте обеспечения безопасности включают анализ условий выполнения работы (неопределенности, быстротекучести); анализ представлений работников о выполняемой работе (степени ее опасности, неопределенности, обеспеченности ресурсами, соответствия потребностям); анализ отдельных действий работников и параллельно протекающих психических процессов, особенно негативного содержания или имеющих негативные последствия. При анализе работы необходимо получить ответы на следующие вопросы: в каких условиях выполняется работа – риски и вызовы? Размеры и принадлежность рабочей ответственности? С кем работник разделяет ответственность в процессе выполнения работы? Каков уровень доверия? В чем заключаются основные задачи безопасности? Как эти задачи выполняются? Какие стандарты безопасности установлены? Какие умения, знания и опыт нужны для того, чтобы соответствовать этим стандартам? Как много усилий требуется для выполнения этой работы? Какие вспомогательные ресурсы задействованы и в каком объеме они реализованы? Сведения об использовании специального оборудования, возможности его обслуживания и необходимости обновления? Какова степень опасности условий труда? Существует ли необходимость обучения и тренировки, в какие сроки?

 Полученные данные могут быть систематизированы на основе типизации – обоснованного сведения к ограниченному числу типов в ходе группировки; дескрипторизации – выделение ключевых понятий; предметизации - выявление содержания данных и преобразование этого содержания в краткую словесную формулировку; фасетизации - составление указателя, списка понятий, которые представлены в виде пересечения ряда признаков (фасетов); кластеризации – упорядочивание объектов в однородные группы по множеству признаков с учетом связи между ними; таксономизация - классификации родственных объектов по ряду признаков, с последующим факторным или кластерным анализом данных классификаций, построенных как процедура оценивания и самооценки.

 Для анализа профессиональной деятельности в связи с оценкой индивидуальной культуры безопасности возможен сбор данных в отношении социальных характеристик профессиональной деятельности. Так роль и статус определяют меру ответственности за безопасность в организации. Правила и нормы поведения в организации должны быть подвергнуты анализу в точки зрения адекватности существующим требованиям безопасности, понятности и приемлемости для сотрудников. Уровень организационной культуры безопасности также имеет определяющее значение. Лидерство, анализ распределения ресурсов, власти, полномочий, ответственности, ключевые фигуры (основатели, лидеры и «привратники») в отношении безопасности, профессиональные сети, каналы коммуникации, виды, система, принципы обратной связи – могут быть рассмотрены в связи с обеспечением культуры безопасности как на организационном, так и на индивидуальном уровне.

Такие психологические характеристики деятельности как потребностно-ценностная сфера, мотивация, интеллектуальные возможности работника, цели деятельности; актуальные для достижения цели деятельности знания, навыки, компетенции, ПВК, когнитивные характеристики, стили саморегуляция, принятие решений, антиципация, эмоционально-волевая сфера, копинги, толерантность к неопределенности – каждый в отдельности и во взаимном влиянии оказывают воздействие на уровень и возможность развития индивидуальной культуры безопасности.

Описание профессиональной деятельности может быть реализовано в различных контекстах, например, предметном, управления, социальном. Предметный контекст - это мир объектов природы и «техногенный» мир, мир целесообразной деятельности, мир техники и технологии. Основной критерий оценки характеристик деятельности в рамках данного подхода - изменения в эффективности деятельности.  Если есть положительные сдвиги в изменении эффективности деятельности, значит задача оптимизации осуществлена. В этом контексте профессиональная деятельность рассматривается прежде всего со стороны предмета деятельности (как предметная деятельность).

Описание профессиональной деятельности в контексте управления основано на описание бизнес-процессов как интегральной структуры, в которую включаются отдельные виды профессиональной деятельности. При этом изменения предмета деятельности рассматривается с технологической стороны бизнес-процессов. В описании деятельности центральное место занимает описание внутренних и внешних трансакций, т.е. движение информации, передача результатов труда, продуктов, услуг. При этом устанавливаются требования к результатам, целям действий, ограничениям на условия и средства достижения целей, время выполнения, точность, ресурсы и т.д. В отношении конкретных работников дается описание рабочих заданий – действий, направленных на получение конечного результата. Рабочее задание имеет начало и конец, включает перечень обязанностей и ответственности работника, должно исходить из конкретных данных, необходимых для выполнения задания, выполняется в определенном контексте (условиях).

В качестве основных методов описания профессиональной деятельности в контексте управления выступают рейтинговые шкалы, опросник МакКормика, измерение индивидуальных особенностей, метод когнитивного анализа заданий, моделирование компетенций. Основной критерий оценки характеристик деятельности в рамках данного подхода - изменения в эффективности деятельности и понимание и осознание целей и задач профессиональной деятельности.

Анализ деятельности в социальном контексте основан на оценке профессиональных коммуникаций, включая соглашения, договоренности и нормы, профессиональный этос, организационные интеракции. Интеракция является основным элементом анализа и описания. Основная характеристика интеракции – присущий ей сценарий. Интеракции возникают в процессе профессиональной деятельности в связи с постановкой и выполнением рабочих задач. Принятие или отвержение задачи являются существенными факторами, успех или неуспех деятельности. Организация включает систему интеракций, которая служит основой для реализации руководства.

В качестве основных методов описания деятельности в социальном контексте выступают методы определения ролей при выполнении задач и командной работе, менеджерских качеств, дизайна работы в группе, групповых функций. Основной критерий оценки характеристик деятельности выступает как понимание и соответствие «нормам».

 Описание профессиональной деятельности в контексте безопасности основано на понимании риска и опасности. Термин опасность трактуется чаще всего как источник вреда. Некоторые авторы подчеркивают, что речь идет о вреде, который с большой долей вероятности несет возможность серьезной травмы или смерти. Термин «риск» в отношении деятельности человека в широком толковании предполагает поведение, которое связано с возможностью негативных результатов и представляет собой выбор из альтернативных действий, результат которых неизвестен. Сюда можно отнести также готовность выполнять что-новое, неизвестное, проверять границы своих возможностей. В этом случае рискованное поведение может иметь как отрицательный результат, так и положительный. С этой точки зрения необходимо сравнивать вероятности успеха, неудачи и негативных последствий. На этом подходе основаны различные технологии управления рисками. В отношении каждого конкретного человека, управление рисками предполагает уровень, баланс, чувство меры, в отношении которого субъект делает выбор в ситуациях риска. Нельзя не упомянуть, что в сфере внимания исследователей присутствует также понятие «избыточная безопасность», которое понимается как избыточные меры, которые направляются на полное ограждение от травм и любых негативных последствий, и которые лишают субъекта свободы анализа и выбора, чем парадоксальным образом формируют новые риски.

В качестве основных методов описания профессиональной деятельности в контексте безопасности можно использовать метод анализа критических профессиональных событий, анализ восприятия и понимание уровня опасности, защиты, копинги, формирование компетенций в экстремальных ситуациях, профессионально-биографическая анкета относительно опыта участия в нештатных и опасных профессиональных ситуациях, анкеты для оценки уровня культуры безопасности, приверженности безопасности, мотивации безопасности, мотивации успеха и боязни неудач, уровня субъективного контроля, характеристик самоконтроля, стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей реагирования в экстремальных ситуациях, особенностей решения задач, связанных с опасностью, ориентация в нравственной сфере работника. Основной критерий характеристик деятельности выступает как изменение стрессоустойчивости.

Контрольные вопросы к главе 3

 

1. В чем содержание понятия «человеческий фактор»?

2. Что относится к внешним и внутренним факторам надежности деятельности?

3. Что изучает научная дисциплина «Человеческий фактор»?

4. Назовите основные аспекты изучения человеческого фактора в отношении разработки мероприятий по предотвращению и профилактике ошибок в профессиональной деятельности.

5. Что входит в комплекс мероприятий по учету человеческого фактора?

6. Цель и критерии профессионального психологического отбора для учета человеческого фактора?

7. В чем состоит направленность тренажерной подготовки?

8. Перечислите факторы и недостатки рабочей среды, негативные психолофизиологические состояния раотников, снижающие надежность и безопасность профессиональной деятельности.

9. Дайте определение понятию «культура безопасности».

10.  Как понимается феномен «психологическая безопасность»?

11.  Каковы условия проявления доверия и недоверия к технике со стороны работника?

12. Понимание термина «культура безопасности» в смежных областях знаний: социологии, международных отношениях?

13. Перечислите и дайте характеристику компонентам позитивной культуры безопасности.

14. Цели оценки корпоративной культуры безопасности.

15. Какие характеристики используются для оценки культуры безопасности?

16.  На что направлено формирование культуры безопасности?

17.  В чем выражается приверженность сотрудников безопасности?

18. Перечислите и дайте характеристику основным компонентам приверженности безопасности.

19. Что включает описание профессиональной деятельности в аспекте безопасности?

20. В чем содержание понятий риск и опасность?

 

Литература к главе 3

 

1. Абрамова В.Н. Организационная психология, организационная культура и культура безопасности в атомной энергетике. Ч. II. Психология формирования и повышения организационной культуры и культуры безопасности на атомных станциях. – М.; Обнинск: ИГ– СОЦИН, 2011.

2. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системе управления техникой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

3. Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. – М.: Радио и связь, 1987.

4. Козлов В. В. Безопасность полетов: от обучения к управлению. – М.: 2010 г. – 270с.

5. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.

 

 

 

Приложение 1. «Эргономическая контрольная карта»

 

Контрольная карта состоит из перечня утверждений, относящихся к характеристике содержания работы, рабочего места и рабочей среды. Утверждения разделены на общие и частные, которые уточняют тот или иной общий вопрос. На частные вопросы следует отвечать только в том случае, если в этом возникнет необходимость после ответа на общий вопрос. Испытуемому предлагается ответить на утверждения (вопросы), относящиеся к характеристике своего рабочего места. Карта позволяет определить факторы, влияющие на производственный процесс и на производительность труда, на рабочие состояния, скорость реакции работника, на степень его физической и психической нагрузки и т.д.

 

№ п/п Вопрос нет не знаю, возможно да

Физическая нагрузка

1. Является ли рабочее место достаточно просторным?      

2.

Что является причиной недостатка производственной площади:      
- использование этой площади другими работниками      
- малое расстояние до других машин      
- выступающие части машин      
3. Обеспечивает ли расположение приборов, предметов обработки и органов управления удобное положение человека при работе?      
4. Находится ли рабочая плоскость на удобной высоте с учетом рабочего положения и расстояния до глаз?      
5. Если работа выполняется сидя, есть ли место для ног?      
6. Позволяет ли размещение приборов, обрабатываемых предметов (деталей), органов управления осуществлять управление машиной с помощью рук или ног?      
7. Не возникают ли статистические напряжения из-за неудобного расположения органов управления?      
8. Размещены ли инструменты и детали в пределах оптимального радиуса действия?      
9. Размещены ли органы управления в пределах досягаемости с учетом положения тела при работе?      
10. Правильно ли размещены ручки и рукоятки с учетом требуемых для их перемещения усилий и движений?      
11. Соответствует ли расположение приборов, деталей, органов управления последовательности и частоте выполнения операций?      
12. Обязательно или желательно управление машиной с помощью педалей?      
13. Удобны ли конструкция, расположение и размер педалей?      
14. Можно ли нажимать на педаль поочередно то одной, то другой ногой?      
15. Возможно ли изменить положение или отдохнуть при работе сидя при пользовании одной или несколькими педалями?      
16. Правильно ли подобрано требуемое усилие на педаль?      
17. Обязательно или желательно нажатие кнопок руками (пальцами) при ручном управлении?      
18. Достаточна ли поверхность кнопок?      
19. Не слишком ли далеко приходится вдавливать кнопки?      
20. Не слишком ли гладкую поверхность имеют кнопки?      
21. Не слишком ли мало требуемое усилие нажатия на кнопку, чтобы избежать ошибки?      
22. Не слишком ли велико требуемое усилие в аварийной ситуации?      
23. Соответствуют ли форма, величина и материал органов ручного управления прилагаемому усилию?      
24. Допустимы ли прилагаемые усилия с точки зрения физиологии?      
25. Применяются ли рукоятки достаточно часто?      
26. Размещены ли органы управления таким образом, чтобы их обслуживание исключало напрасное расходование сил и ненужное статистическое напряжение?      
27. Имеются ли соответствующие сиденья и опоры, исключающие необходимость работы стоя?      

28.

Отвечает ли опора или сиденье размерам работника;      
требованиям гигиены к обивочным материалам;      
удобному положению спины;      
высоте рабочей поверхности;      
  потребностям регулировки (возможности регулирования);      
возможности работы стоя;      
изменениям положений при работе?      
29. Необходимо ли сиденье, позволяющее регулировать его высоту?      
30. Обязательна ли подставка для ног?      
31. Имеется ли соответствующая опора для ног?      
32. Имеется ли место, чтоб установить опору для ног?      
33. Обязательны ли опоры для локтей, предплечий, рук или спины?      
34. Соответствуют ли эти опоры положению при работе, размерам человека, потребностям регулирования, требуемой площади?      
35. Насколько соответствует предъявляемым требованиям пол производственного помещения?      
36. Учитывается ли время выполнения работы?      
37. Обеспечивает ли конструкция машины удобство обслуживания и ремонта (доступность, степень риска, освещение и т.п.)?      
38. Существует ли опасность ожогов?      
39. Требуется ли по условиям работы применение индивидуальных средств защиты (спецодежда, обувь, рукавицы, очки, шлемофоны, защитные щитки)?      
40. Препятствуют ли применение индивидуальных средств защиты сбору информации?      
41. Мешают ли средства индивидуальной защиты выполнению движений или работе?      
42. Являются ли машины причиной значительной вибрации?      
43. Насколько ощутима вибрация?      
44. Влияет ли вибрация на выполнение работ?      
45. Существуют ли неудобства в связи с постоянной или периодической вибрацией?      

Зрение

46. Предъявляет ли данный вид работы высокие требования к органам зрения?      
47. Требуется ли для выполнения данной работы высокая освещенность?      
48. Обязательно ли наличие общего искусственного освещения?      
49. Обязательно ли наличие местного искусственного освещения?      
50. Существует ли возможность ослепления на рабочем месте или вблизи него?      

51.

Что может являться причиной ослепления:      
открытые источники света; отражение света от поверхности или деталей машин;      
окна;      
другие предметы?      
52. Перемещаются ли различаемые предметы?      
53. Как перемещаются медленно? Быстро?      
54. Соответствует ли расположение приборов, предметов обработки, органов управления и т.п. требования хорошей обзорности?      
55. Размещены ли органы управления на оптимальном расстоянии в поле зрения?      
56. Размещены ли аварийные сигналы в центре поля зрения и обращают ли они на себя внимание?      
57. Может ли работник видеть саму обрабатываемую деталь и ближайшие к ней окружающие предметы?      

Слух

58. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам слуха?      
59. Требуется ли речевая связь между людьми при выполнении данной работы?      
60. Затруднена ли речевая связь из-за высокого уровня шумов в рабочем помещении?      
61. Могут ли быть звуковые сигналы легко обнаружены при обычном шуме в помещении?      
62. Требует ли работа пониженного уровня шумов?      
63. Легко ли различить звуковые сигналы, несущие различную информацию?      
64. Можно ли различать звуковые сигналы по времени действия, частоте, уровню громкости, последовательности звуков?      

Другие органы

65. Можно ли распознать детали, ручки и инструменты по их положению?      
66. Предъявляет ли данная работа высокие требования к органам равновесия?      
67. Предъявляет ли данная работа высокие требования к способности определять удаление (глубину) предметов?      

Приборы, средства сигнализации

68. Используются ли панели для размещения приборов и средств сигнализации?      
69. Достаточно ли четко видны шкалы приборов?      
70. Легко ли найти требуемый прибор?      
71. Легко ли отличить один прибор от другого?      

Читаемость

72. Достаточно ли легко читаются показания приборов?      
73. Позволяет ли стрелка легко считывать нужные цифры?      
74. Правильно ли сконструирована стрелка, не возникает ли дополнительная погрешность из-за параллакса?      
75. Имеется ли яркостный контраст между указателем, панелью и фоном оптимальное значение?      
76. Не препятствует ли считыванию показаний блескость, вызванная источником света?      
77. Удалось ли избежать теней от стрелок, а также от обрамления приборов и органов управления?      
78. Останется ли расстояние, на котором считываются показания, в пределах +\- 70 см, если во время считывания показаний необходимо воздействовать на органы управления?      
79. Вызывает ли характер размещения делений на шкале погрешности при считывании показаний?      

Группировка

80. Возможно ли размещение приборов различного вида в разных плоскостях?      
81. Идентичны ли деления шкал различных приборов?      
82. Достаточно ли близко расположены приборы от соответствующих органов управления?      
83. Расположены ли наиболее важные приборы и приборы, с которых чаще всего приходится считывать показания, оптимально в поле обзора?      
84. Сгруппированы ли наиболее часто используемые приборы вместе в оптимальной зоне поля обзора?      

Размещение

85. Правильно ли и одинаково ли расположены органы управления и распределительные щиты на однотипных машинах?      
86. Требует ли считывание показаний прибора ненужного поворота головы или тела?      
87. Соответствуют ли размеры приборных и сигнальных щитов предъявленным к ним требованиям с точки зрения работы сидя, зоны действия рук и направления взгляда?      

Точность и скорость

88. Соответствует ли точность приборов требуемой точности показаний?      
89. Снижены ли ошибки до минимально возможной величины за счет правильного выбора приборов?      
90. Снижено ли до возможных пределов время запаздывания показаний приборов?      
91. Является ли прибор наиболее простым с точки зрения получения необходимой информации?      

Соответствие

92. Имеют ли приборы в рабочем положении одинаковые направления перемещения стрелок (горизонтальное и вертикальное)?      
93. Имеет ли направление перемещения стрелки на всех приборах одинаковый смысл?      
94. Одинаково ли расположены приборы на щитах и распределительных досках, служащих для аналогичных целей?      

Органы управления

95. Можно ли по положению органов управления быстро определить имеющуюся ситуацию (например, включено- выключено)?      
96. Не закрывает ли рука при перемещении органа управления шкалу прибора?      
97. Можно ли улучшить опознание органов управления, использовав различия в форме, цвете, размерах?      

Методы работы: физическая нагрузка

98. Связано ли выполнение работы с большой физической нагрузкой?      
99. Большое или малое количество мышц напряжено при выполнении данной работы?      
100. Выполняется ли работа сидя, стоя, требует ли она перехода с места на место или необходимости работать попеременно в нескольких положениях?      
101. Существуют ли при выполнении данной работы моменты, когда требуются предельные напряжения?      
102. Требуется ли при выполнении работы поднятие грузов или их передвижение?      

103.

Какой характер носит физическая нагрузка:      
статистический      
динамический      

104.

Какие группы мышц воспринимают статистическую нагрузку при удерживании детали (материала) или инструмента?      
малые      
большие      
105. Предполагает ли работа правильное чередование работы и отдыха, а также динамических и статистических видов нагрузки?      
106. Существуют ли при данном способе работы ненужные движения?      
107. Не требуются ли при выполнении работы чрезмерные усилия в суставах?      
108. Образуют ли операции точно скоординированную систему движений?      
109. Существует ли сочетание движений, требующее одновременно точности и приложения большого усилия?      
110. Требуется ли при осуществлении движения большое физическое усилие?      

Психическая нагрузка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.041 с.)