История возникновения и развития инженерной психологии и эргономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и развития инженерной психологии и эргономики.



     В истории изучения трудовой деятельности людей «первооткрывателем» считают американского инженера Ф. Тейлора, который первым предложил, для целей усовершенствования труда работников и получения максимальной прибыли, проводить анализ деятельности, разрабатывать специальные приемы проектирования работы, разрабатывать рабочий инструмент и одежду, стимулировать работников. Это и положило начало практическому направлению психологии – психотехнике, эргономике, индустриальной и промышленной психологии. В научной литературе исследования Ф. Тейлора, его подход к человеку с позиции получения от его труда максимальной прибыли, без учета психологических особенностей и возможностей, понимание человека как части машины или приложения к ней, подвергались жесточайшей критике, в том числе со стороны наших ведущих психологов. Несомненным остается тот факт, что именно Ф. Тейлор стоит у истоков изучения деятельности людей, ее анализа.

     Прежде чем рассматривать историю становления эргономики и инженерной психологии определим, что же понимается под этими дисциплинами. Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — на­учно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности человека (или группы людей) в системах «человек- техника- среда». Термин «эргоно­мика» был предложен Войтехом Ястшембовским в 1857 г.: термин подразумевал науку о труде, основанную на законах природы. В нашей стране в начале XX века В.М. Бехтерев, называл её эргонологией, а В.Н. Мясищев —эргологией.

     Эргономика, в современной трактовке изучает производственную деятельность людей, особенности движений, энергозатраты, производительность и эффективность трудового процесса, физиологические и психологические функции в процессе труда, организацию рабочих мест и рабочую среду. Факторы безопасности труда, травматизм и несчастные случаи на производстве.

     Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая процесс информационного взаимодействия между человеком и машиной в системе «человек- машина». Информационное взаимодействие — это обмен информацией между человеком и технической системой, которой управляет человек, и звеном которой он является. Упрощенно такой обмен выглядит следующим образом: человек получает информацию от приборов, находящихся на пульте управления, считывает эту информацию, перерабатывает и реализует управляющее воздействие на техническую систему в виде моторных или вербальных действий.

     Продолжим экскурс в историю возникновения и становления этих научных дисциплин. После вышеназванных исследований Ф. Тейлора в конце XIX и в начале XX вв. в промышленно развитых странах мира (США, Великобритания, Германии, Японии и др.) интерес исследователей к процессу трудовой деятельности людей и поиску путей повышения эффективности этого процесса активизировался. Появились специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на человека. Активно развиваются такие научные дисциплины как психология, физиология и гигиена труда, имеющие практическую направленность. Результаты исследований этих наук нашли применение в промышленном производстве, например, организация конвейерного труда с учетом психологических особенностей людей на заводах Форда.

     Научным направлением, предшествующим эргономике и инженерной психологии, в зарубежной и отечественной практической психологии стала психотехника —занимающаяся внедрением психологических знаний в практику. Термин «психотехника» предло­жен в 1903 году немецким психологом и философом В. Штерном, который преимущественно  занимался дифференциальной психологией, психологией личности и детской психологией. Развивать же это новое психотехническое направление стал Г. Мюнстерберг, также выходец из Германии. В 1882 г. он в возрасте 19 лет уехал в Лейпциг, где собирался изучать медицину, но, побывав на нескольких лекциях В. Вундта, увлекся его идеями и спустя некоторое время стал всерьез заниматься экспериментальной психологией. Однако, в 1892 г. он принял предложение В. Джемса возглавить созданную психологическую лабораторию в Гарвардском университете, покинул Германию и переехал в США. Сферой его профессиональных интересов вначале стала психотерапия, но основное его внимание было сконцентрировано на продвижении идей психотехники, которая в последующем преобразовалась в индустриальную психологию. Первая работа (статья), имеющая непосредственное отношение к индустриальной психологии была опубликована Г. Мюнстербергом в 1909 г. Статья называлась «Психология и рынок», в которой были впервые озвучены практические задачи, решаемые психологий и оказывающие эффективное влияние на производительность труда работников, а именно: вопросы профессионально- технической подготовки, управление персоналом, использование тестов диагностики интеллекта, оценка мотивации наемных работников, изучение монотонии (однообразия) работы и ее влияния на процесс труда.  Г. Мюнстерберг провел ряд серьезных исследований в университетах, в которых работал консультантом. Результаты этих исследований были опубликованы в книге «Психология и эффективность производства».  Автор своими работами доказывал, что наилучший способ повысить эффективность и производительность труда - подбирать работникам должности, которые соответствуют их характеру и умственным способностям. Он использовал для отбора людей психологические методы на интеллект, предлагал моделировать процесс производства, чтобы работодатели смогли определить знания, умения и способности будущих работников.

     Г. Мюнстерберг изучал множество профессий, таких как капитан корабля, водитель трамвая, телефонный оператор и продавец, демонстрируя, как психологический отбор может способствовать повышению производительности труда. В своей работе «Основы психотехники» (1914 г.) он изложил свои взгляды на профессиональную ориентацию и организацию психологической службы на предприятии.                  Последователями идей Г. Мюнстерберга в зарубежной индустриальной психологии в США и Англии в 40-х годах прошлого века стали такие известные исследователи как А. Чапанис, К. Морган (С. Morgan), Р. Слейт и другие. В то время уже были достигнуты выдающиеся успехи во многих областях техники, физиологии, биологии, психологии и других науках, которые накопили практический опыт в годы Второй мировой войны, использованный для создания оружия и сложной военной техники, когда обнаружилось, что производительность системы «человек—машина» ограничивалась возможностями человека, а не машины. Этот новый подход к решению проблем потребовал совместной работы специалистов различного профиля: инженеров, психо- физиологов, физиологов и психологов. После Второй мировой войны в 1949 году было организовано эргономическое общество, объединившее ученых многих стран для решения прикладных задач в области индустриальной психологии, используя те знания, которые были накоплены к тому времени во многих науках, связанных с изучением человеко- машинных систем.

     В нашей стране в начале прошлого века вслед за Германией, Англией и Америкой сформировалось новое для России направление, успешно развивающееся за рубежом- психотехника, которая перенимая опыт зарубежных исследователей стала внедрять психологические знания в практику и, ставшая «прародительницей» психологии труда, эргономики и инженерной психологии.  Наиболее известными представителями психотехники в 20-30 го­ды в Советском Союзе стали: А.К. Гастев, И.Н. Шпильрейн, С. Гелерштейн и др. Работы психотехников были направлены на повышение профессиональной обученности людей в разных профессиях и на различных производствах. Впервые стали проводить анализ деятельности людей и на его основе формировать необходимые психологические качества и навыки работников. Известны работы А.А. Толчинского, который проводил психологические тре­нировки работниц технического контроля на заводе «Красный треугольник» по производству галош. Работы Л.И. Селецкой и В.В. Чебышевой по совершенствованию цветоразличения у сталеваров, повысившего качество зрительного определения состава стали.

     Значимым событием для развития психотехнического направления у нас в стране стало создание в Москве в 1920 году Центрального института труда (ЦИТ), руководителем которого стал А.К. Гастев. Он стал применять в своей работе идеи организации труда, предложенные Ф. Тейлором, например, хронометрирование. Не все его идеи были безупречными, так, например, для экономии времени он предлагал «механизировать речь», заменяя длинные речевые выражения, привычные для русского языка, более короткими, вплоть до аббревиатур, избыточное употребление которых и в настоящее время осложняет жизнь наших сограждан. Его «буйная» фантазия рисовала будущее, когда люди превратятся в «автоматы», не имеющие своих имён, а только номера, и будут лишены личных идей и чувств, а индивидуальность растворится без следа в коллективном труде. В феврале 1921 на I конференции по научной организации труда были озвучены правила «Как надо работать» и выпущена брошюра «Наши задачи», в которой была дана краткая характеристика состояния организации труда в Советском Союзе и за рубежом, изложена методология и план работ, структура Института труда. Одним из основных направлений работы ЦИТа было профессиональное обучение рабочих, ориентированное на стандартизованную, ускоренную и программированную подготовку большого числа рабочих. Разрабатывались рациональные трудовые приемы по изготовлению продукции на базе ранее выявленных трудовых операций (по аналогии с работами Ф. Тейлора). По такому же принципу обучались и инструкторы производственного обучения, промышленные администраторы, на этом же принципе выделенных в деятельности операций, разрабатывались программы обучения рабочих кадров в профессиональных училищах.

     В 1930- 1934 годах ЦИТ был наиболее успешным, процветающим институтом, готовившим профессиональные кадры для множества предприятий и строек Советского Союза, кроме того во многих крупных городах страны были открыты филиалы этого института. Инструкторы ЦИТа работали во многих промышленных сферах: машиностроении, металлургии, строительстве, легкой и лесной промышленности, на железной дороге, в военно- морском флоте.

     Однако, несмотря на такую, казалось бы, незыблемость института и его организаторов, в 1936 году постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» ЦИТ был закрыт, все его психотехнические и психофизиологические лаборатории, как чуждые Советской власти, были расформированы. Большинство сотрудников этих подразделений были репрессированы, сам А.К. Гастев в 1939 году был расстрелян за антисоветскую деятельность.

     Долгие 20 лет в Советском Союзе практической психологии не было. Только в начале 50-х годов, в связи с запросами оборонной промышленности реанимировался интерес исследователей и правительства страны к этому научному направлению. Первая лаборатория по учету человеческого фактора открылась в Москве в секретном в то время НИИ автоматической аппаратуры, под руководством Д.Ю. Панова.  В 1959 г. В Ленинградском государственном университете была создана под руководством Б. Ф. Ломова лаборатория индустри­альной психологии. Он выпускник Ленинградского государственного университета, в дальнейшем один из организаторов и бессменный директор Института психо­логии АН СССР. В составе этой лаборатории работали такие известные в последующем ученые как М.А. Дмитриева, Г.В. Суходольский, В.М. Водлозеров. В 1963 г. вышла книга Б.Ф. Ло­мова «Человек и техника», имевшая успех и переизданная в 1966 г. Это самая известная работа по инженерной психологии в советское время. Необходимость развития инженерной психологии Б.Ф. Ломов обосновывал такими предпосылками как: бурное развитие науки и техники (научно- технический прогресс) конца 40-х начала 50- х годов и возрастание стоимости, допускаемой работниками ошибки. Развитие техники в начале 50-х годов прошлого столетия привело к созданию сложных технических систем, таких как сверхскоростные (реактивные самолеты), атомные станции, космические аппараты и др. Управлять сложными объектами должны были люди, которые могли и допускали ошибки, так как они находились в ранее не встречавшихся условиях работы- большие скорости, перегрузки, которые не позволяли прогнозировать и обеспечивать успешную и эффективную работу этих людей. Эти обстоятельства, отрицательно сказывающиеся на работе людей, надо было изучать. Кроме индустриальных психологов сделать этого никто не смог бы. Как известно, в это же время за рубежом индустриальная психология, существовавшая не один десяток лет, успешно решала такие задачи, но перенять такой опыт в нашей «закрытой» стране было невозможно. Итак, первая причина зарождения индустриальной психологии у нас в стране- научно- техническая революция. Вторая причина- увеличение цены, допускаемой людьми, ошибок. Если в начале 20- го столетия стоимость ошибок или брака при изготовлении продукции можно было оценить в денежном эквиваленте и такая цена была не столь обременительной для государства, то с усложнением техники стоимость ошибочных действий людей не всегда можно оценить и перевести в какие-то денежные суммы. Никто до сих пор не смог оценить урон, нанесенный ряду государств, катастрофой на Чернобыльской атомной станции.

     Б.Ф. Ломов пропагандировал знания о прикладной (индустриальной) психологии всеми возможными способами, один из которых- организация и проведение научных конференций по проблемам, зарождающейся у нас в стране инженерной психологии и эргономике. Первое обсуждение инженерно-психологических вопросов со­стоялось на конференции по психологии труда в 1957 г. в Инсти­туте психологии АПН РСФСР. Ряд докладов было представлено на первом Всесоюзном съезде психологов. На втором съезде, состоявшемся в 1963 г. в Ленинграде, работали самостоятельная секция по инженерной психологии и симпозиум по проблемам приёма и переработки информа­ции. В этом же году в Москве состоялась конференция по проблеме «Человек и автомат». В 1964 году была проведена Первая Ленинградская конференция по инженерной психологии.

     В 1966 году создаются кафедры психологии труда и инженерной психологии в Московском государственном университете и кафедра эргономики и инженерной психологии в Ленинградском государственном университете. В этих учебных заведениях, так же, как и в других, например, Ярославском, трудились и продолжают работать многие известные психологии, внесшие свой вклад в развитие отечественной науки – эргономики и инженерной психологии. Так, в Ленинградском государственном университете первым заведующим кафедрой эргономики и инженерной психологии стал, ныне известный всему психологическому сообществу, Е.П. Ильин, докторская диссертация которого называлась «Оптимальные характеристики работоспособности человека» (19.00.03 – инженерная психология и психология труда; 1968). После 1969 года он многие годы работал в педагогическом университете им. А.И. Герцена, занимаясь в самых различных сферах психологии: общей и дифференциальной психологии, психофизиологии; спортивной психологии, написав множество научных трудов по вышеназванным научным направлениям.

     В 1969 году кафедру эргономики и инженерной психологии в Ленинградском государственном университете возглавил А.А. Крылов, защитивший докторскую диссертацию по направлению человек в автоматизированных системах управления и издавший монографию с аналогичным названием. Он организовал работу кафедры, создал научные лаборатории инженерной психологии, в которых работали, ставшие в последующем известными, такие исследователи, как: Т.П. Зинченко, занимавшаяся вопросами зритель­ного опознания и разработки кодовых алфавитов; А.И. Нафтульев, изучавший проблемы принятия решения и искусственного интеллекта; Г.В. Суходольский, посвятивший свою докторскую диссертацию психологической теории деятельности и на практике выполнивший множество работ по анализу деятельности в энергетике, в том числе- атомной. На кафедре работали М.А. Дмитриева, Г.С. Никифоров, И.М. Лущихина и многие другие известные психологи. В настоящее время кафедру возглавляет С.А. Маничев, который, решая традиционные проблемы инженерной психологии, разработал и успешно развивает новое направление на факультете психологии Санкт- Петербургского государственного университета - «Организационная психология».

     В настоящее время, несмотря на сложную социально- экономическую ситуацию в современной России, инженерная психология и эргономика продолжают развиваться в Санкт-Петербургском и Московском государственных университетах, в институте психоло­гии Российской академии наук, в Москов­ском авиационном институте, Санкт-Петербургском государствен­ном электротехническом университете «ЛЭТИ» и в других учебных заведениях и научных центрах России. В учебные планы университетов включены такие дисциплины, как –«Психология труда», «Эргономика и инженерная психология», «Организационная психология». Организуются и проводятся конференции по тематике этих дисциплин. Так в 2014 году проводилась Международная научно- практическая конференция «Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014» в Санкт- Петербурге; в 2016 году – Вторая международная научно- практическая конференция «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Санкт- Петербург, 2016); научные доклады по проблемам психологии труда, эргономики и инженерной психологии включены в программы конференций, проводимых у нас в стране, по «Организационной психологии».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.012 с.)