Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «эмоционально-волевая сфера» занимает место в проблемных полях таких наук как педагогика и психология. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.). Понятие «эмоционально-волевая сфера» находится на пересечении понятий «эмоции» и «воля», которые требуют рассмотрения. Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.). Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними [2; 4]. В этих аспектах рассматриваются такие понятия как настроение, стресс, фрустрация, страсти. В дошкольном возрасте проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; ему свойственен более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия. Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Аффект – первое звено в цепочке реакций. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конкретного результата [4]. В рамках наших интересов необходимо рассмотреть особенности развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). О.В. Защиринская, рассматривая эмоциональные особенности детей данной категории в соответствии с классификацией задержки психического развития К.С. Лебединской, выделяет следующие характерные черты эмоциональной сферы, присущие разным группам детей с ЗПР. 1. ЗПР конституционального происхождения (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга) – эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются гипертемия, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания. 2. ЗПР соматического происхождения (причина – перенесение ребенком соматического заболевания) – эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. Признаками эмоциональной незрелости являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. 3. Психогенная форма ЗПР (причиной является педагогическая запущенность) – эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности: - по типу психической неустойчивости - встречается в условиях гиперопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений; - по типу «кумира семьи» – в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку; - по невротическому типу – в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная. 4. ЗПР церебрально-органического происхождения (причинами этой формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни) – у детей отмечается замедление смены возрастных фаз психического развития (запаздывание формирования двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности) часто имеет место уже в дошкольном возрасте. При органическом инфантилизме отсутствует живость и яркость эмоций. Характерны недостаточная дифференцированность, слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Выраженная внушаемость нередко отражает органический дефект критики. Игру характеризует бедность воображения и творчества, преобладание двигательной расторможенности [1; 3]. Замедление формирования познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза в значительной мере связано с нейродинамическими расстройствами. Сюда в первую очередь относятся церебрастенические явления – повышенная утомляемость, играющая большую роль в нарушениях работоспособности, памяти, внимания, других высших психических функций, замедление темпа интеллектуальной деятельности при быстром нарастании усталости. При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти. Одной из важных характеристик личности ребёнка с ЗПР является незрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У детей с ЗПР наличие в эмоциональной сфере грубых изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств ребёнка с ЗПР, их формирование и воспитание имеют столь важное значение [1; 3]. Как и все другие дети, дети с ЗПР на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [4]. Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. Это объясняется тем, что у таких детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка с ЗПР не происходит формирование социальных чувств [1; 3]. Для эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя». То есть переживания детей с ЗПР примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей. Вместе с тем, наряду с поверхностью и непрочностью ребёнку с ЗПР присуща живость эмоций (приветливость, доверчивость, оживленность). Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у детей с ЗПР часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Слабость мысли, интеллекта и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств. Таким образом, мы выяснили, что эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития обладает специфическими особенностями. В дальнейшей работе нам предстоит изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития на практике, что позволит определить основные направления коррекционной работы с ними.
Список литературы 1. Борякова, Н. Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» [Текст] / Н. Ю. Борякова. // Дефектология. – 2003. – №1. – С. 10. 2. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М. Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с. 3. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 464 с. 4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. М. Е. Якимова, С. Г. Щербак
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.013 с.) |