Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности использования средств общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слухаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование коммуникативных умений является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Проблема формирования коммуникативных умений, навыков, способностей, коммуникативно-речевых компетенций детей с нарушенным слухом является одной из наиболее актуальных в сурдопедагогике. Дети с нарушениями слуха испытывают значительные трудности в процессе формирования у них навыков общения. Данная категория детей представляет собой разнородную группу, характеризующуюся степенью тугоухости; характером нарушения слуха (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость); временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Особенности восприятия, развития речи детей с нарушениями слуха влияют на развитие личности детей, на их коммуникативные умения и способности. При этом уровень сформированности средств общения считается одной из важных элементов психического и личностного развития ребенка. Проблема поисков наиболее эффективных путей развития словесной речи, коммуникативных умений и навыков детей с нарушениями слуха и сегодня остается по-прежнему актуальной (Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Г.Л. Зайцева) [1]. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Проблема общения рассматривается в трудах отечественных исследователей (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буева, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.). При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности – в общении, как важного фактора самоформирования личности. Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может передаваться и приниматься различными способами: телесными контактами (касание тела, руками и т.п.); на расстоянии, с помощью органов чувств (наблюдение за деятельностью другого человека, восприятие звуковых сигналов). Человек изобрел и усовершенствовал такие способы, как язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах (тексты, схемы, рисунки), технические средства передачи и приема информации (радио, телевидение, механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели. Зависят они от уровня развития человека и его культуры. При исследовании коммуникативной деятельности дошкольников в сфере контактов со сверстниками выделяют характеризующие ее параметры. Эти параметры составляют характеристику форм общения на разных возрастных этапах. Общение неразрывно становится связанным с речью, мимика и жестикуляция становятся внеречевыми формами общения и проявляются только тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию. Таким образом, речь берет на себя коммуникативную, а затем и регулирующие функции. Современные исследования педагогов, психологов (Ю.Ф. Гаркуша, М.И. Лисина, Е.В. Никифорова, Е.Л. Соломенникова и др.) показывают, что недоразвитие коммуникативной и регулирующей функций речи приводят к аномальному развитию (прямое доказательство этому дети – «маугли», явление госпитализма), требующего своевременного вмешательства. Данный недостаток является вторичным дефектом при «общем недоразвитии речи» у детей с нарушенным слухом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Отечественные исследователи (Е.П. Кузьмичёва, Е.З. Яхнина, О.В. Швецова и др.) отмечают, что при нарушениях слуха происходит резкая задержка в развитии взаимоотношений, налаживании контактов со сверстниками. В результате у них наблюдается снижение интеллекта, проявляются агрессивные тенденции и т.д.
Так, в исследованиях Н.Г. Сошниковой, отмечено, что «нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, а это, в свою очередь, создает трудности в усвоении социального опыта» [6, с. 32]. В настоящее время существуют компенсаторно-развивающие программы, которые направлены не только на формирование устной речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, но и развивают все психические процессы. Для изучения особенностей использования средств общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха были использованы метод наблюдения (наблюдения за ребенком в процессе общения со сверстниками и взрослыми на уроках и перемене), специально составленный нами опросник (включал в себя 20 вопросов разговорно-обиходного характера) и методика А.Н. Бернштейна «Последовательные картинки». Данная методика выявляет возможность ребенка расположить картинки в логической последовательности, составить связный рассказ и ответить на уточняющие вопросы взрослого. В процессе коррекционно-развивающей работы дети с нарушениями слуха овладевают связной речью обходными путями, в условиях использования специальных сурдопедагогических методов. Суть принятого в сурдопедагогике направления обучения детей с нарушениями слуха речи состоит в формировании у них речевого общения в условиях различных видов деятельности. Обучение строится с расчетом на формирование у детей с нарушениями слуха словесной речи в разных ее формах (устной, письменной, дактильной) и развитие обеих ее сторон – импрессивной (восприятие речи зрительно, слухо-зрительно на слух) и экспрессивной (говорение, дактилирование, письмо). Но даже в условиях специального обучения нарушения слуха и как следствие этого ограниченное общение с окружающими людьми затрудняют возникновение и развитие речи и речевых способностей у неслышащих детей. Обучение разговорной связной речи неслышащих учащихся осуществляется на всех уроках по всем учебным предметам. В соответствии с ведущими принципами обучения языку в школах I вида Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений определены содержание и последовательность обучения разговорной связной речи. Основной задачей обучения языку в 1-4 классах является овладение неслышащими диалогической речью как средством общения [5]. Программа предусматривает обучение школьников пяти видам речевой коммуникации: 1) понимать обращения и выполнять поручения, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; 3) отвечать на вопросы и задавать их; 4) сообщать о выполненной и предстоящей работе; 5) участвовать в диалоге. Анализ перечисленных умений показывает, что материал в программе расположен последовательно от простого к сложному и включает в себя требования к овладению как отдельными предложениями разных типов, так и навыками ведения беседы (о составе семьи, о содержании рассказа, закрытой картинки). Наличие в программе универсальной, типовой фразеологии постоянно напоминает учителю о необходимости развития разговорной связной речи в процессе различных видов деятельности. Например: первые же фразы программы подтверждают мысль о том, что этот речевой материал нужен детям для общения на уроках по разным учебным предметам. «Не кричи(те)»; «Подними руку, Спрашивай»; «Отвечай»; «Кто взял книгу (мяч)?»; «Спроси у Веры, где пластилин?»; «Что нужно для работы?».
Таким образом, программой предусматривается достижение основной задачи развития связной разговорной речи неслышащих детей – овладение языком как средством общения, начиная от овладения отдельными словами и фразами в I классе и до умения вести беседу на разные темы, самостоятельно задавать вопросы и развернуто высказываться в её ходе в IV классе. Список литературы 1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л. А. Головчиц. – М.: Владос, 2001. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1 (Подготовительный, 1 – 7 классы) [Текст]. – М., 2005. 3. Сошникова, Н. Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста со сложными нарушениями развития: монография [Текст] / Н. Г. Сошникова. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2011. – 204 с.
Т. М. Первухина научный руководитель Е.В. Резникова, к.п.н., доцент
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.013 с.) |