Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартриейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. В работах Е.Ф. Архиповой, Л.И. Беляковой, Г.В. Чиркиной и других исследователей отмечается, что недостаточность произносительной стороны речи при дизартрии может негативно повлиять на общее речевое развитие ребёнка. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение произносительной стороны речи, т.е. звукопроизношения и просодического оформления высказывания. Данные нарушения обусловлены недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата вследствие органического поражения нервной системы. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. Изучение произносительной стороны речи при дизартрии проводится по традиционным в логопедии методикам и направлено на выявление причин и механизма нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Г.В. Чиркина). Для выявления особенностей произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией нами проведено обследование детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на базе МДОУ №426 г. Челябинск. В обследовании приняли участие 5 детей среднего дошкольного возраста с дизартрией. Обследование включает в себя два направления: изучение звукопроизношения и изучение просодической стороны речи. В ходе изучения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией выявили, что у четырех детей наблюдаются нарушения мышечного тонуса губ и языка: гипотония мышц губ и языка (2 ребёнка) и гипертония мышц губ и языка (2 ребёнка). У всех детей наблюдается отклонение языка вправо при вытягивании его вперед. У двоих детей нижняя челюсть малоподвижна, у троих двигательная активность нижней челюсти в норме. Анатомическое строение артикуляционного аппарата у всех детей в норме. Анализ результатов изучения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией показал, что все дети имеют нарушения звукопроизношения свистящих, соноров и шипящих. Кроме того, у двоих детей наблюдаются так же нарушения произношения простых по артикуляции звуков (пропуски и замены). Нарушения звукопроизношения носят характер искажения, замены сложных звуков на простые в искаженном варианте и отсутствия звуков. Своеобразие дефектов произношения звуков у детей с дизартрией определяется отсутствием в речи тех или иных звуков, различными заменами, нестойким употреблением звуков в речи, искаженным произношением одного или нескольких звуков. Изучение просодической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией было направлено на выявление особенностей воспроизведения ритма, интонации, логического ударения, модуляций голоса по высоте и по силе. В ходе диагностики было выявлено, что у троих детей имеются грубые нарушения воспроизведения ритма. Два ребёнка справились с заданием правильно, но в замедленном темпе. Нарушения воспроизведения интонации было выявлено у четверых детей, и только один ребенок выполнил задание правильно и самостоятельно. Трое детей имеют нарушения логического ударения, для выполнения задания им потребовалась помощь логопеда. У двоих детей с логическим ударением трудностей не возникло, задание было выполнено правильно и самостоятельно. У всех детей модуляция голоса по высоте и силе в норме. Трое имеют легкую степень нарушения тембра голоса, один – умеренную степень отклонения, и лишь только один ребенок не имеет отклонений от нормального тембра голоса. Таким образом, у всех детей с дизартрией наряду с нарушениями звукопроизношения, отмечаются нарушения просодики: назализованный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой организации речи. Вследствие этого речь у детей неразборчивая, невнятная. Эффективность коррекционно-педагогической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией существенно зависит от учета разработанных теорией и практикой логопедии общих принципов коррекции: этиопатогенетический, принцип раннего воздействия, системности, комплексности воздействия. Анализ литературных данных позволил установить, что ребенок с дизартрией проходит все этапы овладения произносительной стороной речи, что и ребенок с нормальным речевым развитием, но с задержкой во времени и качественным своеобразием. В большинстве случаев у детей наблюдается неправильное произношение тех звуков, которые требуют тонких дифференцированных артикуляционных движений. Как правило, это свистящие, шипящие, большинство мягких звуков, звонкие взрывные. Логопедическую работу с детьми среднего дошкольного возраста с дизартрией необходимо проводить по следующим направлениям. Нормализация мышечного тонуса и развитие движений органов артикуляционного аппарата. Формирование произношения состоит в выработке звукопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической систем родного языка. Оно включает артикуляцию звуков, ударение, ритмику, интонацию; развитие дыхательной функции, а также силы, модуляции и выразительности голоса. Таким образом, экспериментальное изучение произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией позволяет выявить её состояние, а также причины и механизм нарушения, выделить направления логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией.
Список литературы 1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. 3. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2006. 4. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи [Текст] / Г. В. Чиркина. – М.:, 2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.009 с.) |