Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам. За последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с ЗПР. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга», а в педагогической – дети с трудностями в обучении или медленно обучающиеся [4]. Дети с ЗПР на период начала обучения в школе испытывают некоторые трудности при формировании наглядно-образного мышления, что негативно сказывается на дальнейшем обучении в школе. Изучением данной проблемы занимались Выготский Л.С., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А., Урунтаева Г.А., Ядэшко В.И. и др. Активные психологические исследования мышления ведутся, начиная с XVII века. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития [3]. Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. Большое влияние на исследования мышления оказали работы школы гештальтпсихологии. В работах Келера В., Вертгеймера М., Дункера К. мышление рассматривается как внезапное, неподготовленное прежним опытом и знаниями «понимание» ситуации. Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека [2].
В отечественной психологической науке, впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны. По генезису развития различают мышление наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Наглядно-образное мышление является опорой для словесно-логического мышления. Опираясь на особенности детей с ЗПР, были выявлены особенности развития наглядно-образного мышления этих детей. Мышление характеризуется отставанием в темпе развития, у детей отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного орудия, дети с ЗПР младшего школьного возраста недостаточно обобщают свой собственный опыт и не могут использовать его при решении новых задач, что выражается в отсутствии его переноса; не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, у них затруднен анализ этих условий. Поэтому они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. При этом у них отсутствуют подлинные пробы и в процессе решения практических задач они не пользуются речью. Для изучениянаглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста мы использовали методики Забрамной С.Д. «От диагностики к развитию» [1]: - методика № 1. «Установление закономерностей»; - методика №2 «Исключение неподходящей картинки»; - методика № 3. «Составление целого из частей». В исследовании приняли участие 10 учащихся. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №73. По результатам проведения диагностики было выявлено, что не все учащиеся могли самостоятельно справиться с заданием, нуждались в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания. Важно отметить, что испытуемые недостаточно владеют необходимыми операциями в умственном плане. После выполнения упражнений не все испытуемые были заинтересованы в результатах своей деятельности.
По итогам обследования нами была определена коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Всю коррекционную программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления детей, можно условно разделить на 3 этапа. 1. Развитие соотношения между словом и образом. Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности. 2. Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. В процессе проведения игр дети с ЗПР учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане. 3. Развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках. На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. В дальнейшей работе необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках. Необходимо уделять большое внимание развитию у детей с ЗПР процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключений. В дальнейшем на данном этапе коррекционная работа должна быть направлена на развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Список литературы 1. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик, В. Н. Секачев. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 140с. 2. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет [Текст] / А. З. Зак. – М.: Педагогика, 1998. – 250с. 3. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 176 с. 4. Лубовский, В. И. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский. – Смоленск, 1994. – 210 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.01 с.) |