Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Поиск

Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств предметов и явлений реальной действительности [1].

Исследованию мышления посвящены работы Л.А. Венгера, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Волкова и других ученых, утверждающих, что мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций. От уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека.

Так как мышление – это активный процесс, деятельность мышления определяют как мыслительную деятельность, имеющую определенную структуру. Важными компонентами мыслительной деятельности являются мыслительные действия и операции.

З.И. Калмыкова выделяет в процессе мыслительной деятельности четыре основных вида умственных действий, представляющих собой, по мнению автора, четыре соответствующих этапа решения мыслительной задачи:

1. определение цели;

2. составление плана деятельности;

3. реализация плана деятельности;

4. текущий контроль и проверка результатов [1].

М.В. Гамезо указывает, что мышление как процесс осуществляется посредством мыслительных операций, к числу которых относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракцию и конкретизацию [1].

По форме или в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ или действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (наглядно-действенное), наглядно-образное (конкретно-образное), абстрактно-логическое (словесно-логическое). В рамках нашей статьи мы более подробно остановимся на характеристике последнего.

Из литературных источников следует, что словесно-логическое мышление – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов выражаются в словах или в других знаках.

Словесно-логическое мышление имеет четко выраженную структуру, этапы, конкретно представлено в человеческом сознании, а также оно развернуто во времени. Все эти особенности составляют основную часть словесно-логического мышления.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит, как минимум, в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения [3].

Для ребенка с нарушениями зрения, как и для нормально видящих сверстников, словесно-логическое мышление является особенно важным. Однако нарушения зрения отрицательно сказываются на объеме получаемой информации и, как следствие, на развитие словесно-логического мышления.

М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева изучали особенности детей с нарушениями зрения различной тяжести. По их мнению, нарушенное зрение затрудняет чувственное познание объектов окружающего мира, что сказывается на качестве воспринимаемого и, в свою очередь, оказывает влияние на все виды мышления.

А.Г Литвак считает, что мышление, являющееся обобщенным и опосредствованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается его односторонней зависимостью от количества и качества чувственных данных. Возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющиеся в первую очередь в осознанности и обобщенности образов [2].

Следует подчеркнуть, что из-за сужения чувственного опыта у детей со зрительной патологией имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний, неточности представлений [2; 4].

Вместе с тем, исследования М. Готтесмана дают основание заключить, что дети с выраженными нарушениями зрения не обязательно аномальны в развитии мышления и не имеют какого-либо отставания в интеллекте, которое свидетельствовало бы о неспособности интегрировать воспринимаемую информацию. Ученый показал, что дети с тяжелыми нарушениями зрения проходят те же стадии в формировании мышления и примерно в том же возрасте и могут решать задачи Пиаже, не опираясь на зрительное восприятие» [4].

По мнению А.Г.Литвака отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве [2].

Для выявления особенностей словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения нами был организован диагностический эксперимент. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Эксперимент проводился на базе МБДОУ «ДС №138» компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения города Челябинска.

Особенности развития словесно-логического мышления у детей определялись с помощью методики-опросника И. Шванцара.

Цель: установление степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов (определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различай в объектах – операций мышления).

Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов.

В ходе проведения эксперимента каждому ребенку было задано 20 вопросов, в которые входили задания на обобщение, выделение главного признака, знание времени, а так же вопросы, которые требовали от ребенка обоснования своего ответа.

Анализ данных позволил выявить следующие особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Особые сложности вызывали задания связанные с установлением временных отношений, 70% детей не справились с подобными заданиями.

Также большие трудности возникали в установлении взаимозависимости, нахождении общего и различного между предметами.

Только 20 % детей справились с заданиями по типу обоснования своего мнения: почему следует или не следует делать что либо (почему не работать – плохо?).

С заданием на противопоставление («небо голубое, а трава…» и др.) справились 100% детей.

На основе полученных данных мы распределили детей по уровням развития словесно-логического мышления (рисунок 1).

                     

Рис. 1. Распределение детей по уровням словесно-логического мышления

 

Как показано на рисунке 1, 50% детей имеют средний уровень развития, 30% высокий уровень развития и 20% низкий уровень развития словесно-логического мышления.

Однако на основе выше сказанного мы можем предположить, что при необходимой коррекционной работе дети с нарушениями зрения в старшем дошкольном возрасте могут достигнуть достаточно высокого уровня развития словесно-логического мышления.

 

Список литературы

1. Гамезо, М. В. Курс общей возрастной и педагогической психологии выпуск 2 [Текст] / М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с.

2. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие [Текст] / А. Г. Литвак – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

4. Солнцева, Л. И.Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Классике Стиль, 2006. – 256 с.

 

 

А. Н. Мудряк

научный руководитель Е.В. Резникова к.п.н., доцент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.008 с.)