Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств предметов и явлений реальной действительности [1]. Исследованию мышления посвящены работы Л.А. Венгера, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Волкова и других ученых, утверждающих, что мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций. От уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Так как мышление – это активный процесс, деятельность мышления определяют как мыслительную деятельность, имеющую определенную структуру. Важными компонентами мыслительной деятельности являются мыслительные действия и операции. З.И. Калмыкова выделяет в процессе мыслительной деятельности четыре основных вида умственных действий, представляющих собой, по мнению автора, четыре соответствующих этапа решения мыслительной задачи: 1. определение цели; 2. составление плана деятельности; 3. реализация плана деятельности; 4. текущий контроль и проверка результатов [1]. М.В. Гамезо указывает, что мышление как процесс осуществляется посредством мыслительных операций, к числу которых относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракцию и конкретизацию [1]. По форме или в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ или действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (наглядно-действенное), наглядно-образное (конкретно-образное), абстрактно-логическое (словесно-логическое). В рамках нашей статьи мы более подробно остановимся на характеристике последнего. Из литературных источников следует, что словесно-логическое мышление – это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов выражаются в словах или в других знаках. Словесно-логическое мышление имеет четко выраженную структуру, этапы, конкретно представлено в человеческом сознании, а также оно развернуто во времени. Все эти особенности составляют основную часть словесно-логического мышления. Развитие словесно-логического мышления у детей проходит, как минимум, в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения [3]. Для ребенка с нарушениями зрения, как и для нормально видящих сверстников, словесно-логическое мышление является особенно важным. Однако нарушения зрения отрицательно сказываются на объеме получаемой информации и, как следствие, на развитие словесно-логического мышления. М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева изучали особенности детей с нарушениями зрения различной тяжести. По их мнению, нарушенное зрение затрудняет чувственное познание объектов окружающего мира, что сказывается на качестве воспринимаемого и, в свою очередь, оказывает влияние на все виды мышления. А.Г Литвак считает, что мышление, являющееся обобщенным и опосредствованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается его односторонней зависимостью от количества и качества чувственных данных. Возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющиеся в первую очередь в осознанности и обобщенности образов [2]. Следует подчеркнуть, что из-за сужения чувственного опыта у детей со зрительной патологией имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний, неточности представлений [2; 4]. Вместе с тем, исследования М. Готтесмана дают основание заключить, что дети с выраженными нарушениями зрения не обязательно аномальны в развитии мышления и не имеют какого-либо отставания в интеллекте, которое свидетельствовало бы о неспособности интегрировать воспринимаемую информацию. Ученый показал, что дети с тяжелыми нарушениями зрения проходят те же стадии в формировании мышления и примерно в том же возрасте и могут решать задачи Пиаже, не опираясь на зрительное восприятие» [4]. По мнению А.Г.Литвака отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве [2]. Для выявления особенностей словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения нами был организован диагностический эксперимент. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Эксперимент проводился на базе МБДОУ «ДС №138» компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения города Челябинска. Особенности развития словесно-логического мышления у детей определялись с помощью методики-опросника И. Шванцара. Цель: установление степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов (определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различай в объектах – операций мышления). Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов. В ходе проведения эксперимента каждому ребенку было задано 20 вопросов, в которые входили задания на обобщение, выделение главного признака, знание времени, а так же вопросы, которые требовали от ребенка обоснования своего ответа. Анализ данных позволил выявить следующие особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Особые сложности вызывали задания связанные с установлением временных отношений, 70% детей не справились с подобными заданиями. Также большие трудности возникали в установлении взаимозависимости, нахождении общего и различного между предметами. Только 20 % детей справились с заданиями по типу обоснования своего мнения: почему следует или не следует делать что либо (почему не работать – плохо?). С заданием на противопоставление («небо голубое, а трава…» и др.) справились 100% детей. На основе полученных данных мы распределили детей по уровням развития словесно-логического мышления (рисунок 1).
Рис. 1. Распределение детей по уровням словесно-логического мышления
Как показано на рисунке 1, 50% детей имеют средний уровень развития, 30% высокий уровень развития и 20% низкий уровень развития словесно-логического мышления. Однако на основе выше сказанного мы можем предположить, что при необходимой коррекционной работе дети с нарушениями зрения в старшем дошкольном возрасте могут достигнуть достаточно высокого уровня развития словесно-логического мышления.
Список литературы 1. Гамезо, М. В. Курс общей возрастной и педагогической психологии выпуск 2 [Текст] / М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 190 с. 2. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие [Текст] / А. Г. Литвак – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с. 3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с. 4. Солнцева, Л. И.Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Классике Стиль, 2006. – 256 с.
А. Н. Мудряк научный руководитель Е.В. Резникова к.п.н., доцент
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.008 с.) |