Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности детско-родительских отношений в семье подростка с задержкой психического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современном обществе для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые – родители. Семья служит неким фундаментом при формировании личности ребенка, а тем более ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). Только от семейного коллектива, и от правильно выстроенных детско-родительских отношений будет зависеть первичная социализация личности особого ребёнка, ребенка с ЗПР. Проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение. Центральное место в этой проблеме занимает вопрос об условиях и факторах, влияющих на зарождение и развитие взаимоотношений ребенка и взрослого. Изучая отношение родителей к ребенку, авторы используют различные понятия, среди них: родительские отношения, родительские позиции, стили или типы воспитания. А.Я. Варга (1986), определила родительские отношения, как целостную систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенно восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Она выделяет три структурные единицы родительских отношений: 1) интегральное принятие или отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция, т.е. степень близости родителей к ребенку; 3) форма и направление контроля за поведением ребенка [1]. Г.А. Ковалев (1979) полагает, что отношения между родителями и детьми могут быть открытыми (личностными) или закрытыми (ролевыми). Открытые (личностные) отношения предполагают доверительность и искренность выражения чувств и состояний, возможность самораскрытия. Закрытые (ролевые) отношения подразумевают закрытость родителей, подчеркивание зависимого положения ребенка[2]. Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок – родитель») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общем между членами семейной группы [3]. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы коррекционно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ЗПР, принадлежит Т.Н. Волковской, в работах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования данных семей.
Рассматривая детско-родительские отношения как фундаментальную основу развития ребёнка, Э. Фромм выявил качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребёнку. Это различие наиболее ярко прослеживается по двум линиям: «условность – безусловность» и «контролируемость – неконтролируемость». Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка, её нельзя заслужить, а отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребёнок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться. Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики детско-родительских отношений, как его двойственность и противоречивость [4]. Матери детей с задержкой психического развития имеют противоречивые установки. С одной стороны, они отвергают ребёнка, с другой – устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывают чрезмерную заботу. Отмечается меньшая вербальная активность по сравнению с членами семей с нормально развивающимися детьми. Кроме того, матери проблемных детей менее склонны к партнёрским отношениям с ребёнком, и занимают доминирующую, чаще авторитарную позицию. Так же некоторые родители детей с ЗПР испытывают негативные эмоции, связанные с выполнением родительской роли. Они отличаются сниженным фоном настроения, пессимистическим восприятием своей жизни, часто демонстрируют раздражение в адрес ребёнка. В некоторых случаях возможно проявление чувство самопожертвования, самоотречения. Рассмотрим влияние основных стилей и форм воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Традиционно выделяют шесть стилей семейного воспитания, однако в своем чистом виде они встречаются редко. Г.Б. Степанова выделяет следующие стили воспитания. Авторитарный стиль воспитания предполагает подавление родителями инициативы подростка, тотальный контроль за его поступками и действиями, принятие решений за ребенка, ограничение его самостоятельности. При таком воспитании к подростковому возрасту у ребенка формируется либо нерешительность, робость, неумение постоять за себя, либо, наоборот, враждебность, агрессивность, стремление доминировать.
Демократический стиль воспитания, где родители поощряют самостоятельность и инициативу детей. К подросткам в таких семьях прислушиваются, их мнение уважают и учитывают при обсуждении семейных проблем. Такое родительское отношение к подростку формирует дисциплинированность, ответственность за свои поступки, активную жизненную позицию, умение находить контакт с окружающими, чувство собственного достоинства, самостоятельность. Попустительский стиль общения родителей (и других членов семьи) с ребенком строится на принципе вседозволенности. Ребенок ни в чем не ограничивается, он делает, что хочет. Он не понимает слово «надо» и требования родителей не слышит. Вследствие чего подросток ведет себя эгоистично, часто конфликтует, постоянно недоволен окружающими его людьми, что негативно сказывается на его социальном опыте и на построении взаимоотношений со сверстниками. Хаотический стиль характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию со стороны членов семьи, когда нет четких конкретных требований к ребенку, между родителями возникают разногласия по поводу выбора воспитательных мер. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности. Опекающий стиль в воспитании – родители полностью лишают самостоятельности, к которой так стремиться подросток. Родители всегда находятся рядом, принимают за подростка решения, постоянно за него беспокоятся и излишне опекают. В подростковом возрасте ребенок становится беспомощным, тревожным, инфантильным, слабо ориентируется в социальной сфере. Возникают трудности с построением взаимоотношений со сверстниками. Отчужденный стиль воспитания доминирует в семьях, где родители равнодушны и безразличны к своему ребенку. Родители не проявляют интереса к делам подростка в школе, к его личной жизни и внутреннему миру. Подросток становиться одиноким и замкнутым, он может тяжело переживать из-за одиночества, что может привести к неблагоприятным последствиям[5]. Следовательно, полная реализация коррекции детско-родительских отношений достигается лишь через изменение жизненных, семейных отношений ребёнка с близкими взрослыми – родителями, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности – этих важнейших компонентов социальной ситуации развития ребёнка, которые требуют от взрослых осознанных усилий. В семьях подростков с ЗПР мы отмечали наличие разных стилей воспитания. В одних случаях ЗПР усугубляется семейной ситуацией, что может быть вызвано неблагоприятным социальным статусом семьи и отвержением ребенка, в других случаях ЗПР может быть компенсирована благодаря влиянию семьи на преодоление ЗПР, когда осуществляется направленная активизация и развитие различных сторон интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Как правило, это встречается в благополучных семьях. В связи с этим, система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна представлять собой комплексную программу коррекционного воздействия по преодолению трудностей в выстраивании детско-родительских отношений и принятию ребенка с ЗПР. Таким образом, основными особенностями детско-родительских отношений среди подростков можно считать следующие:
- принятие или отвержение ребенка родителями и сверстниками; - психологическая дистанция в общении; - половая принадлежность ребенка и соответственно предпочтение в общении с матерью или отцом; - наличие друзей и возможность самореализоваться в группе сверстников.
Список литературы Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения. Кандидатская диссертация [Текст] / А. Я. Варга. – Москва, 1986. – 209 с. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев. // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие [Текст] / Н. В. Иванов. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.204.184 (0.011 с.) |