Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности коммуникативной культуры дошкольников с нарушениями зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «коммуникативная культура» занимает место в проблемных полях таких наук, как философия, социология, психология, культурология, педагогика. Понятие «коммуникативная культура» находится на пересечении таких понятий, как «культура», «коммуникация», «общение», «коммуникативная деятельность», которые требуют рассмотрения. Представления о понятии «культура общения» уходят корнями в учения философов и педагогов прошлого (Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, С. Л. Рубинштейн и др.). Однако данная проблема остается актуальной и на современном этапе и рассматривается в работах Г. М. Андреевой, Т. И. Бабаевой, Е. Д. Беловой, И. А. Зимней, Л. В. Лидак, и др. [1; 2; 3] Коммуникативная культура большинством исследователей понимается как сложное многогранное образование. Главными компонентами, характеризующими культуру общения, являются «культура слушания», «культура говорения» и «эмоциональная культура» (В. В. Соколова, И. А. Зимняя) [1]. Культура слушания является совершенно необходимым условием успешного общения. Однако его необходимость осознается далеко не всегда. Ведь очень часто, общаясь, люди «не слышат» друг друга. Умение слушать и слышать связано с вниманием, наблюдательностью, вежливостью и тактичностью. В культуре говорения исполнительная сторона речевой деятельности и ее продукт – высказывание – доступны внешнему наблюдению, поэтому необходимость культуры говорения осознается более широким кругом людей. Данное понятие тесным образом связано с такими компонентами как культура речи, культура языка, культура мышления, культура речевого поведения. Эмоциональная культура включает в себя понимание эмоционального состояния, настроения других людей и умение выражать собственное эмоциональное состояние, так же предполагает умение использовать неречевые средства общения. Трудности в формировании коммуникативной культуры в условиях нарушенного зрения объясняются трудностями создания первого впечатления о собеседнике (А. Г. Литвак, Г. В. Никулина, и др.); трудностями формирования представлений о внешнем облике людей (А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.); наличием дефицита личностно-эмоционального общения, отсутствием опыта общения (И. П. Волкова, Е. П. Синева и др.) [4; 5] Дети с нарушениями зрения из-за более ограниченных, чем у зрячих, возможностей познания окружающего мира, имеют меньший опыт и не могут самостоятельно, без помощи взрослых, познать действительность. Это является одной из причин, по которой у детей с нарушениями зрения необходимо воспитывать коммуникативную культуру целенаправленно (В. А. Феоктистова). Однако для этого необходимо, прежде всего, осуществить анализ теоретических источников, раскрывающих особенности коммуникативной культуры детей дошкольного возраста с нарушенным зрением. Формирование коммуникативной культуры у детей с нарушениями зрения как совокупности «культуры слушания», «культуры говорения», «эмоциональной культуры» проходит также как и у нормально видящих детей, но имеет некоторые особенности, которые выражаются в особенностях их речи и общения, трудностях восприятия и использования различных выразительных средств в процессе общения. Вербальный и невербальный, социальный и эмоциональный компоненты коммуникации у всех детей тесно переплетаются с познавательной деятельностью и формируются постепенно, проходя три формы общения. Основным видом коммуникативного взаимодействия в раннем возрасте является ситуативно-личностное общение, которое у плохо видящего младенца как сложный вид поведения не может включать в себя все компоненты, а лишь некоторые из них, такие, как сосредоточение, вокализации и двигательное оживление. Развитие второй формы общения, ситуативно-деловой, обусловлено дифференцированными слуховыми восприятиями и появившимися самостоятельными вокализациями при осязательном знакомстве с предметами, на основе которых будут сформированы средства ситуативно-деловой формы общения. Этот этап развития общения является наиболее важным и определяет протекание всего коммуникативного процесса в будущем. Третья форма общения, внеситуативно-познавательная, начинает разворачиваться на фоне предметно-практической и познавательной деятельности, которая направлена, прежде всего, на установление затрудненно зрительно воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Формирование и развитие коммуникативной деятельности предполагает использование различных выразительных средств, от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной адаптации детей с нарушением зрения [4; 5]. Одной из особенностей формирования коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения является то, что дошкольники с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими в меньшей степени владеют невербальными средствами общения (В. 3. Денискина, М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.). Дети практически не используют в общении с взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера. Сомнения в правильности принятого решения, как правило, разрешаются с помощью речевых форм – вопросов, утверждений, уточнений. Ребенок с нарушением зрения слабо знаком с собственными зрительными возможностями и механизмом деятельности анализаторных систем, а потому не владеет мимикой, практически не использует в общении выразительные движения (В. 3. Денискина, Л. И. Плаксина и др.). Для того чтобы привлечь к себе внимание, ребенок вынужден приближаться к партнеру, обращаться к нему с речевыми высказываниями. В результате познание детьми с нарушениями зрения партнера по общению опирается, прежде всего, на вербальные средства выразительности, используя которые они обмениваются представлениями, мыслями и чувствами. Речь и ее выразительные возможности являются необходимой для этих детей единственной доступной формой получения и передачи информации. Таким образом, снижение познавательных возможностей вследствие зрительного дефекта, ограничение круга общения обуславливают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения, что затрудняет формирование у них коммуникативной культуры.
Список литературы 1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов [Текст] / И. А.Зимняя. – М.: Логос, 2007. – 383 с. 2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ Под ред. А. Г. Рузской. – М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. – 383 с. 3. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с. 4. Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушением зрения [Текст] / Г. В. Никулина. – СПб.: КАРО, 2006. – 400 с. 5. Солнцева, JI. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. – М., 2003.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.007 с.) |